Научная статья на тему 'Трансграничность как фактор развития международного туризма на Дальнем Востоке России'

Трансграничность как фактор развития международного туризма на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
376
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ТУРИЗМ / МАРШРУТНЫЙ ТУРИЗМ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ МАРШРУТ / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна, Иванова Дарья Александровна

В статье проведен анализ основ формирования и развития туризма как одного из основополагающих факторов международного сотрудничества в сфере туризма на региональном уровне. Цель работы состоит в исследовании факторов развития трансграничного туризма в структуре регионального туристского бренда «Восточное кольцо России» и разработке модели инновационного трансграничного маршрута. Методической основой работы является социально-экономический подход к организации трансграничного туризма на региональном уровне c использованием методов системного анализа, формализации, классификации, периодизации, статистического анализа, моделирования. В работе определены роль трансграничного сотрудничества в сфере туризма, кластерный подход в туризме с позиции транграничности, изучены вопросы развития трансграничного сотрудничества в России посредством кластерной политики. Выявлены предпосылки формирования трансграничного туризма на Дальнем Востоке России, стимулирующие меры развития туризма в Дальневосточном регионе как основы трансграничного бренда «Восточное кольцо России», проведено исследование развития трансграничных маршрутов в регионе. На основе разработанной инновационной модели туристского бренда «Восточное кольцо России» предложена модель трансграничного маршрута «Арки цесаревича: восточное путешествие Николая II», представлено ресурсное обоснование маршрута. Научная новизна исследования заключается в разработке инновационной модели туристского бренда «Восточное кольцо России». Практическая значимость работы видится в структурном анализе трансграничных маршрутов на территории Дальнего Востока, их географической пространственной визуализации, а также разработке программы инновационного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансграничность как фактор развития международного туризма на Дальнем Востоке России»

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/063-081

УДК 379.85

1

Г.А. Гомилевская Д.А. Иванова2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Трансграничность как фактор развития международного туризма на Дальнем Востоке России

В статье проведен анализ основ формирования и развития туризма как одного из основополагающих факторов международного сотрудничества в сфере туризма на региональном уровне. Цель работы состоит в исследовании факторов развития трансграничного туризма в структуре регионального туристского бренда «Восточное кольцо России» и разработке модели инновационного трансграничного маршрута. Методической основой работы является социально-экономический подход к организации трансграничного туризма на региональном уровне c использованием методов системного анализа, формализации, классификации, периодизации, статистического анализа, моделирования. В работе определены роль трансграничного сотрудничества в сфере туризма, кластерный подход в туризме с позиции трангра-ничности, изучены вопросы развития трансграничного сотрудничества в России посредством кластерной политики. Выявлены предпосылки формирования трансграничного туризма на Дальнем Востоке России, стимулирующие меры развития туризма в Дальневосточном регионе как основы трансграничного бренда «Восточное кольцо России», проведено исследование развития трансграничных маршрутов в регионе. На основе разработанной инновационной модели туристского бренда «Восточное кольцо России» предложена модель трансграничного маршрута «Арки цесаревича: восточное путешествие Николая II», представлено ресурсное обоснование маршрута. Научная новизна исследования заключается в разработке инновационной модели туристского бренда «Восточное кольцо России». Практическая значимость работы видится в структурном анализе трансграничных маршрутов на территории Дальнего Востока, их географической пространственной визуализации, а также разработке программы инновационного маршрута.

1 Гомилевская Галина Александровна - канд. экон. наук, директор Международного института туризма и гостеприимства, e-mail: galina.gomilevskaya@vvsu.ru

2 Иванова Дарья Александровна - магистрант Международного института туризма и гостеприимства, e-mail: ivanovada90@mail.ru

63

Ключевые слова и словосочетания: трансграничный туризм, маршрутный туризм, межрегиональный туризм, туристский кластер, трансграничный маршрут, туристский бренд.

G.A. Gomilevskaya DA Ivanova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Cross-border as a factor in the development of international tourism in the Far East of Russia

The article analyzes the foundations of the formation and development of cross-border tourism as one of the fundamental factors in the development of international cooperation in the field of tourism at the regional level. The aim of the work is to study the factors of development of cross-border tourism in the structure of the regional tourism brand "Eastern ring of Russia" and develop a model of innovative cross-border route. The methodological basis of the work is the socio-economic approach to the organization of cross-border tourism at the regional level, the methods of system analysis, formalization, classification, periodization, statistical analysis, modeling. The paper defines the role of cross-border cooperation in the field of tourism, the cluster approach in tourism from the perspective of TRANS-border, studied the development of cross-border cooperation in Russia through cluster policy. The prerequisites for the formation of cross-border tourism in the far East of Russia, stimulating measures for the development of tourism in the far East as the basis of the cross-border brand "Eastern ring of Russia, a study of the development of cross-border routes in the region. On the basis of the developed innovative model of the tourist brand "Eastern ring of Russia" the model of the cross-border route "Tsarevich's Arches: the Eastern journey of Nicholas II" is proposed, the resource justification of the route is presented. The scientific novelty of the study is to clarify the concept of "cross-border tourism" and its classification. The paper proposes an innovative model of the tourist brand "Eastern ring of Russia". The practical significance of the work lies in the structural analysis of cross-border routes in the Far East, their geographical and spatial visualization, as well as the development of an innovative route program.

Keywords: cross-border tourism, route tourism, interregional tourism, tourist cluster, cross-border route, tourist brand.

Введение. Исследованию трансграничного туризма посвящен ряд трудов, связанных с понятийным аппаратом, в том числе М.П. Хэмптона [1], О.Г. Сту-пиной [2], Д.Дж. Тимоти [3-5], Д.Г. Солдатенко [6], С.В. Степановой [7] и др., но они носят общий характер, не раскрывая природу и характеристику видов трансграничного туризма. Авторы научных статей О.Д. Коль [8], А.Е. Бойко [9], О.В. Лысикова [10], Н.Н. Зубакова [11], В.А. Андреев [12] и др. рассматривают туристский кластер как системообразующую модель эффективного функционирования субъектов туристского рынка и исследуют кластерный подход в туризме с точки зрения развития трансграничного туризма. В исследовательских

64

материалах отмечается ключевая роль трансграничного туризма как эффективной формы международного приграничного сотрудничества в сфере туризма. Установлена взаимосвязь тенденций развития международного туризма и фактора трансграничности на основе повышения избирательной активности туристского рынка, роста предложения диверсифицированных туристских продуктов, перехода на новые технологии индивидуального обслуживания туристов, ценовой сегментации туров, развития действующих и создания новых туристских кластеров, расширения видового разнообразия туризма.

Основой трансграничного туризма является международное сотрудничество приграничных территорий в области производственных, гуманитарных, рыночных, социокультурных и экономических взаимоотношений законодательных, государственных и местных приграничных органов, предпринимательских структур и общественных организаций сопредельных стран.

Важная роль при исследовании фактора трансграничности в Российской Федерации отводится взаимодействию с соседними странами: Китаем, Республикой Корея, Монголией, Казахстаном, Финляндией, Эстонией и др. При этом подчеркивается большое значение трансграничности как социально-экономического фактора развития приграничных территорий, повышения устойчивости широкого спектра международных связей на основе совместного и взаимовыгодного использования соседними странами природных, историко-культурных, человеческих, финансовых и иных ресурсов. Тем самым, эффективный механизм при создании и реализации трансграничных программ повышает конкурентоспособность всех участников, способствует возрастанию имиджа территории в целом.

Дальний Восток России обладает высокой степенью трансграничности с точки зрения туризма, что обусловлено близостью стран АТР, а также широкими возможностями для расширения внешнеэкономических связей и организации международных проектов и маршрутов и наличием необходимых туристских ресурсов [13]. Особая роль в развитии приграничного туристского сотрудничества отводится межрегиональному туристскому бренду «Восточное кольцо России».

Недостаточный уровень реализации программ трансграничной направленности на региональном уровне требует дальнейшего исследования, направленного на понимание процессов туристской адресации, выявления приоритетов использования форм трансграничного туризма. К ряду факторов, препятствующих развитию трансграничного туризма на региональном уровне, на наш взгляд, относятся: отсутствие консолидированного органа управления, ограниченный характер трансграничных туристских программ и маршрутов, а также неэффективная информационная политика участников межрегионального туристского бренда «Восточное кольцо России». Решение данных проблем видится в необходимости консолидации усилий и опыта всех участников рынка трансграничного туризма.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная степень научной изученности определили выбор темы научно-исследовательской работы и послужили основой для формулирования ее цели и задачи.

Цель научно-исследовательской работы - исследование факторов развития трансграничного туризма в структуре регионального туристского бренда «Восточное кольцо России» и разработка модели инновационного трансграничного маршрута.

65

Достижение поставленной цели потребовало решения группы системно взаимосвязанных теоретических, методологических и практических задач:

- определить понятие и исследовать виды трансграничного туризма;

- провести анализ кластерного подхода в развитии трансграничного туризма;

- исследовать предпосылки формирования трансграничного туризма на Дальнем Востоке России;

- разработать инновационную модель туристского бренда «Восточное кольцо России»;

- провести ресурсную оценку трансграничного маршрута «Арки цесаревича: восточное путешествие Николая II».

Предмет исследования, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция. Предмет исследования -методологические и практические подходы к развитию трансграничного туристского бренда в условиях приграничного сотрудничества.

Первые исследования проблемы развития трансграничного туризма определили основные факторы зонирования относительно границ, устанавливающие расположение туристских зон, прилегание туристской зоны к границе или ее пересечение через границу [1]. В дальнейшем в методических подходах Д. Матцнеттера и Д. Тимоти были выделены три типа взаимодействия между границами и туризмом: граница как барьер, туристская дестинация и модификатор туристского ландшафта, а также возможные способы (виды туризма) практического использования на примере различных стран [3, 4].

На примере отдельных регионов (страны АСЕАН, Северо-Восточной Азии) исследователи Марк Хемтон и Брюс Придеаукс доказали высокую эффективность взаимного использования туристских зон, разделенных границами [1, 14, 19].

В целом исследование понятия трансграничного туризма выявило основополагающую сущность данного явления как приграничного взаимодействия

[15], политико-экономической категории в форме приграничной интеграции

[16], образования единых трансграничных районов [17], общих межтерриториальных действий [18].

На наш взгляд, понятие трансграничного туризма основывается на сопряженных определениях и содержит ключевые принципы трансграничного сотрудничества в области производственных, гуманитарных, рыночных, социокультурных и экономических взаимоотношений законодательных, государственных и местных приграничных органов, предпринимательских структур и общественных организаций сопредельных стран.

Понимание развития трансграничного туризма, прежде всего, основывается на основополагающих тенденциях развития международного туризма в целом [13]:

- центробежное ценообразование;

- диверсификация потребностей клиентов;

- рост рынка индивидуальных путешествий;

- развитие внутреннего туризма в странах, до сих пор ориентированных на выездной туризм;

- популярность чартерных путешествий;

66

- развитие новых туристских направлений;

- глобальная цифровизация всех туристских технологий;

- развитие межрегионального сотрудничества.

На основании данных Всемирной туристской организации (ЮН ВТО) [24] наиболее высокие показатели международного туризма показывает Европейский регион - 671 млн туристов и 73% прироста за 17 лет. На втором месте находится Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - 324 млн туристов. При этом темпы роста за 17 лет составили 293,4%, показывая опережение по сравнению с регионом-лидером на 120%.

На третьем месте Американский регион, показатели туристских потоков в котором в 2000 году были аналогичными региону АТР, но к 2018 году его результаты оказались ниже АТР на 56,5%. Последнюю позицию занимает Африканский регион, темпы роста которого довольно высокие - 258%.

В рамках международного туризма можно выделить топ-10 наиболее привлекательных для туристов стран: Франция, Испания, США, Китай, Италия, Турция, Мексика, Великобритания, Германия, Таиланд. С точки зрения трансграничного туризма следует отметить, что как раз приграничное соседство и близость европейских территорий позволили войти 5 европейским странам в топ-10.

На основе совокупности исследованных материалов рядом авторов выделяются четыре группы критериев формирования трансграничных туристских территорий: единство; дополняемость; контрастность; уникальность природных, исторических, культурных, социальных и других факторов [2, 5, 6, 16].

Для более глубокого анализа сущности трансграничного туризма И.И. Пирожник [20] предложил классификации видов трансграничного туризма по средствам передвижения, способам путешествия (транзитный или через третий регион), целям путешествия. На наш взгляд, данные классификации не затрагивают классификацию границ и приграничного взаимодействия, а характеризуются лишь через призму туристских передвижений и их целей.

При исследовании управленческих аспектов развития трансграничного туризма особое значение необходимо уделить роли туристских кластеров. Вопросам организации туристского пространства, взаимодействия туристских предприятий в системе туристских кластеров и в целом кластерной политике в туризме посвящен целый ряд исследований [8-11]. При этом в научной литературе недостаточно исследован вопрос, связанный с управлением трансграничными и приграничными кластерами, организационно-экономическим механизмом их функционирования, технологическими особенностями организации туристского обслуживания.

Основополагающим документом кластерной политики в туристской сфере является Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [22], которая направлена на создание современной туристской и обеспечивающей инфраструктуры турист-ско-рекреационных кластеров как наиболее привлекательных туристских территорий с целью развития межрегиональных и международных связей. Следует отметить, что из общего числа активно развивающихся туристских кластеров выделяются кластеры, расположенные в приграничных территориях и обеспечивающие трансграничное взаимодействие между соседними регионами.

67

Программой определен механизм государственно-частного партнерства, предполагающий привлечение бюджетных средств федерального, субъектного и муниципального уровней на развитие инженерной и дорожной инфраструктуры кластера. При этом при планировании и реализации целого ряда туристско-рекреационных кластеров возникают проблемы, связанные с соблюдением порядка подготовки проектов, привлечением частных инвесторов и выполнением ими инвестиционных соглашений, решением земельных вопросов, привлечением бюджетных средств.

Согласно данным Федерального агентства по туризму [25] в настоящее время в программе участвуют 35 регионов РФ, где реализуются инвестиционные проекты по созданию 45 кластеров, в том числе: 38 туристско-рекреационных и 7 автотуристских кластеров. Сводными планами развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в субъектах РФ, участвующих в Программе, предусмотрено создание 584 объектов туристской инфраструктуры. Из них 244 введены в эксплуатацию, 252 находятся на стадии строительства, 88 построены, но не введены в эксплуатацию.

Из общего числа субъектов, в которых разрабатываются ТРК, выделяются трансграничные кластеры в следующих субъектах: Республика Бурятия, Амурская область, Алтайский край, Республика Алтай, Мурманская область, Калининградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Ингушетия, Псковская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан. Из общего количества региональных кластеров на трансграничные кластеры приходится 37,1%, что свидетельствует о высоком туристском потенциале трансграничных территорий.

Таким образом, на наш взгляд, предпосылкой развития трансграничного туризма выступает, прежде всего, наличие туристских ресурсов в приграничных территориях, направленных на создание приграничных внутри отдельной страны или трансграничных туристских объектов и зон, привлекательных для туристского рынка не только соседних стран, но и других регионов.

Вопросам исследования данного аспекта следует уделить особое внимание, что требует детального изучения технологического и организационно-экономического сопровождения региональных инициатив по формированию трансграничных туристских программ.

Методы исследования. Методической основой работы является социально-экономический подход к организации трансграничного туризма на региональном уровне, в работе использованы методы системного анализа, формализации, классификации, периодизации, статистического анализа, моделирования.

Основная часть. Дальний Восток России, имея исключительное геополитическое положение и обладая широким спектром природных ресурсов, традиционно рассматривается как территория стратегического развития России. При этом в последние годы вопросам развития дальневосточного туризма стали уделять больше внимания. Прежде всего, это обусловлено близостью территорий Дальнего Востока к странам АТР и возможностями многофункционального туристского зонирования на основе реальных, находящихся в разработке и потенциальных туристских про-

68

дуктов. В туристской структуре Дальнего Востока выделяются такие виды туризма, как культурно-исторический, экологический. Сейчас сформировались приоритеты в развитии гастрономического и морского туризма. Очевидно, что в силу приграничного характера дальневосточных территорий особое внимание уделяется развитию трансграничного бренда «Восточное кольцо России».

Данный проект осуществляется при поддержке Федерального агентства по туризму и состоит из туристских программ с экологической, культурно-исторической, этнической направленностью. Основой проекта «Восточное кольцо России» является единое пространственно-территориальное формирование регионального туристского продукта как единого целого с целью эффективного продвижения.

В ходе исследования проведено рейтинговое позиционирование регионов по видам туризма в рамках туристского бренда «Восточное кольцо России». В качестве экспертов были привлечены представители турбизнеса, осуществляющие реализацию трансграничных туров по регионам ДФО, рейтинг определялся по большему показателю, то есть наиболее популярным в регионе является вид туризма, которому присвоено максимальное численное значение (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинговое позиционирование отдельных субъектов ДФО по видам туризма

Вид туризма / регион По- знава-тельный Спор-тив-ный Экологи-чес-кий Шоп- тур Транзит-ный Этно-гра-фичес кий Раз-влека-тельный Лечебно-оздорови-тельный Событий-ный

Приморский край 8 4 5 7 9 3 6 1 2

Хабаровский край 9 6 3 5 8 7 4 1 2

Камчатский край 6 8 7 3 5 2 4 9 1

Магаданская область 8 9 7 6 3 1 5 4 2

Сахалинская область 8 9 7 6 4 5 1 3 2

Республика Саха (Якутия) 5 3 7 4 1 9 6 2 8

Средний балл 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Примечание: разработано автором.

Согласно данным таблицы распределение мест производится по максимальному количеству баллов. Соответственно первые три места присвоены познавательному, спортивному и экологическому видам туризма. На средние места пре-

69

тендуют шоп-туризм, транзитный и этнографический виды туризма. Развлекательный, лечебно-оздоровительный и событийный заняли последние три места.

В ходе исследования эксперты не выделили в качестве приоритетного кру-изный туризм, поскольку реализацией данных туров занимаются специализированные туристские фирмы. Тем не менее, активизация морских круизов по регионам Дальнего Востока позволяет в перспективе прогнозировать данному виду туризма достаточно высокую позицию.

В итоге определилось позиционирование туристских регионов по видам туризма:

- Камчатская область, Республика Саха и Магаданская область - экологический туризм;

- Якутия и Хабаровский край - этнографический туризм;

- южные районы Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края) - городской и курортный туризм.

В результате анализа межрегиональных маршрутов в рамках туристского бренда «Восточное кольцо России» проранжированы регионы ДФО по степени включенности в проект (табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование регионов в рамках включенности в трансграничные маршруты

№ Наименование маршрута Приморский край Хабаровский край Камчатский край Магаданская область Сахалинская область Республика Саха (Якутия) Иркутская область

1 Большое Восточное кольцо России + + +

2 Владивосток - Иркутск - Листвянка - остров Ольхон - Хабаровск + + +

3 Дальневосточные столицы и Камчатские каникулы + + +

4 Восточное ожерелье + + + +

5 Пять элементов + + + +

6 Две дальневосточные столицы + +

7 Тигровый бриллиант + + + +

8 Лыжный экстрим. Дальний Восток + + +

9 Легенды Тихого океана + +

10 Дальневосточная рыбалка + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70

Окончание табл. 2

№ Наименование маршрута Приморский край Хабаровский край Камчатский край Магаданская область Сахалинская область Республика Саха (Якутия) Иркутская область

11 Три дальневосточные столицы + + +

12 Огненный тигр + +

13 Байкальский вояж. Владивосток - Иркутск - о. Ольхон + +

14 Межрегиональный тур «Алмазы Якутии» + +

15 Солнечный Магадан. Дальневосточный клондайк + +

16 Зимняя сказка. Из Приморья на Камчатку на собачьих упряжках + +

17 Обзорный Владивосток + Долина гейзеров + Петропавловск-Камчатский + +

18 Дальневосточная культура. В фокусе - Якутия + + +

19 Дальневосточные тайны + + +

20 Владивосток - Хабаровск. Культурный тур + +

21 Большая рыбалка «Якутск-Магадан» + +

22 Дайвтур: Владивосток-Камчатка + +

23 Огненные вершины + +

24 Тихоокеанское кольцо + +

25 Сафари на собачьих и оленьих упряжках + +

26 Дальневосточные рубежи + +

27 Тур золотоискателей + +

28 Иркутская область - Якутия -Приморье + + +

29 Якутия - Хабаровский край -Приморье + + +

30 Якутск-Оймякон-Магадан. Ав-тотур + +

Итого 29 13 14 3 8 7 3

71

Визуализация рейтинга представленности субъектов ДФО в исследованных трансграничных маршрутах отражена на рис. 1.

Рис. 1. Ранжирование субъектов ДФО в рамках включенности в трансграничные маршруты

Рис. 2. Топ-10 популярных у туристов городов Дальнего Востока в 2018 г. (составлено по данным Турстата)

Исходя из представленных данных Приморский край является ключевой точкой межрегиональных туров ДФО. 29 из 30 проанализированных маршрутов (96%) проходят через территорию Приморского края, что позиционирует его, прежде всего, как транзитную территорию. Следующим по популярности посещения является Камчатский край, на одну позицию от него отстает Хабаровский край. Через регионы проходит 14 и 13 маршрутов: 47% (Камчатский край) и 43% (Хабаровский край). Ниже по значению показателей представлена Сахалинская область, на ее территории проходят 8 маршрутов, или 27%. Через Республику Саха (Якутия) проходит 7 маршрутов (23%). Наименьшее число маршрутов в Магаданской области, её рейтинг составляет около 10% (3 маршрута).

72

Из общего рейтинга наиболее популярных городов Дальнего Востока первое место занимает Владивосток. Второй город края Уссурийск занимает 6 место, что свидетельствует о высокой популярности среди трансграничных туристов Приморского края в целом (рис. 2). Рейтинг Турстат составлен на основе анализа данных систем онлайн-бронирования средств размещения туристов и туристической посещаемости.

Особое место в системе трансграничного туризма проекта «Восточное кольцо России» занимает Приморский край. Так, географическое расположение Приморского края диктует необходимость его развития как азиатского туристского хаба России - начальной точки формирования туристских маршрутов по международным коридорам Азия-Россия-Азия и Россия-Азия-Россия. Для этого в регионе есть ресурсные и нормативно-правовые предпосылки транзитного сосредоточения и дальнейшего распределения туристских потоков по территории Российской Федерации:

- функционируют 23 консульства зарубежных стран, 24 пункта пропуска;

- широкая линейка прямых сообщений со странами АТР, городами Российской Федерации;

- город Владивосток является пунктом захода круизных судов, имеется паромное сообщение с Республикой Кореей и Японией;

- с 2015 года осуществляет деятельность Интегрированная развлекательная зона «Приморье»;

- запущена первая очередь спортивного кластера «Приморское кольцо»;

- активно развивается гостиничная сфера;

- реализуется целый ряд иных туристских проектов.

На наш взгляд, для повышения эффективности механизма развития сотрудничества в рамках трансграничного туризма между Россией и странами СевероВосточной Азии, прежде всего, необходимо:

- активизировать организацию совместных трансграничных маршрутов;

- принимать совместные усилия для развития детского и молодёжного туризма, в рамках данного направления интересными могут быть проекты проведения международного кемпинг-фестиваля, совместных квестов для молодежных групп туристов;

- разрабатывать новые круизные маршруты для китайских туристов через акваторию Японского моря с заходом в морской порт Владивосток;

- включать посещение туристов на таких крупных событийных мероприятиях, которые ежегодно проходят во Владивостоке, как Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский», музыкальный фестиваль «У-Яох», Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого», на котором в 2017 году было представлено 9 фильмов китайских режиссеров (документальные, художественные, мюзиклы, короткий и полный метр);

- активно разрабатывать и реализовывать совместные образовательные программы, включающие обмен опытом и стажировки персонала предприятий индустрии туризма;

- заблаговременно обмениваться списками значимых мероприятий, праздничных дней, которые позволяют более глубоко изучить быт и нравы наших народов, служат укреплению добрососедских связей.

73

Итак, трансграничное сотрудничество в сфере туризма между Россией и странами Северо-Восточной Азии во многих аспектах реализуется через взаимные туристские обмены на территории Дальнего Востока. Наиболее высокие показатели туристских прибытий демонстрируют приграничные территории и, в частности, Приморский край, в котором присутствует широкий спектр туристско-рекреационных ресурсов, развивается гостиничная и транспортная инфраструктура, сформирована нормативно-правовая база, благоприятная для снижения визовых и пограничных барьеров. Дальнейшее развитие приграничного и трансграничного туризма определяется расширением продуктовой линейки культурного, этнографического, рекреационного, экологического, событийного, спортивно-оздоровительного и иных видов туризма, повышением качества туристского обслуживания, привлечением новых сегментов рынка, развитием трансграничного бренда «Восточное кольцо России». Безусловно, решение отмеченных вопросов окажет положительное влияние на развитие трансграничных маршрутов между Россией и Китаем.

Обобщение исследовательского материала позволило выявить основные факторы, определяющие условия межрегионального и трансграничного сотрудничества в сфере туризма.

К внешним факторам, способствующим развитию проекта «Восточное кольцо России», относятся основные тенденции по перераспределению предпочтений российских туристов в сторону отдыха в России, увеличение потока иностранных туристов из стран АТР в регионы Дальнего Востока. При этом на формирование туристских предпочтений влияют общие тенденции туристского рынка: уменьшение стоимости туристского продукта на массовых рынках и рост «премиального» сегмента; диверсификация потребностей клиентов, рост рынка индивидуальных путешествий, развитие чартеров, развитие новых туристских направлений и дестинаций, активная информатизация всех технологий продвижения и продаж в туризме.

К внутренним факторам, оказывающим принципиальное воздействие на формирование модели трансграничного сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России», относятся:

- геополитическое положение трансграничных территорий;

- туристская политика: визовая, инвестиционная, налоговая.

Данная группа факторов для Дальневосточного федерального округа, на территории которого развивается проект «Восточное кольцо России», обусловлена близостью к странам Северо-Восточной Азии, устойчивыми связями в различных экономических и торговых областях, высоким объемом потенциального туристского рынка (около 400 млн человек, проживающих на территориях соседних стран в транспортной доступности до 3 часов).

В регионах имеет положительную динамику лоббистская туристская политика в направлении упрощения визовых формальностей, предоставления инвестиционных и налоговых льгот в рамках территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток (снижение страховых взносов, налога на прибыль, налога на имущество, ускоренный возврат налога на добавленную стоимость).

На рисунке 3 представлена модель развития межрегионального и трансграничного сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России».

74

Геополитическое положение трансграничных территорий

Туристская политика: визовая, инвестиционная, налоговая

Внутренние факторы

Туристский потенциал Потенциал инфраструктуры Управленческим потенциал

При вл екател ьность природныхтерриторий

Историческое и культурное наследие

Аттрактивность тури стских объектов

Потенциал туристской инфраструктуры

Потенциал сопутствующей инфраструктуры

Кадровое обеспечение

Совместные обраэовател ьные программы

Информационнее обеспечение

Привлечение дополнительных инвестиций

Укреплен не экономики менее развитыхрегионов

Развитие конкуренции на рынке туриндустрии

Коммуникация

Укреплен некультурных связей стран-участниц трансграничных проектов

Совместное продвижение национальных туристских продуктов

4

Продукт

Возрождение исторических, транспсртныхиторговых путей

Перераспределение предпочтений российских I туристов в сторону отдыха в России I

Внешние факторы

Рис. 3. Модель развития межрегионального и трансграничного сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России»

Таким образом, основной целью регионального развития в области трансграничного туризма являются обеспечение концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и создание условий для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. При этом региональная политика акцентирует свое внимание на пространственном развитии территории.

Практическим вкладом авторов в развитие трансграничных маршрутов по Дальнему Востоку и Забайкальскому краю в рамках проекта «Восточное кольцо России» служит разработка модели маршрута «Арки цесаревича: восточное путешествие Николая II», который посвящен части путешествия по возвращению будущего царя из Владивостока в Санкт-Петербург. Выбор тематики данного маршрута обусловлен, с одной стороны, высокой исторической ценностью этого путешествия, а с другой - ресурсной возможностью продемонстрировать туристам достопримечательности тех местностей, которые были представлены цесаревичу.

75

Увеличение потока иностранных туристов из стран АТР в регионы Дальнего Востока

Восточное путешествие цесаревича Николая не раз становилось предметом исследования в связи с различными юбилейными датами: как самого турне, так и в истории царствующего дома, биографии последнего российского императора. Наиболее известным исследованием является книга знаменитого дипломата, публициста и востоковеда Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891» [26], сопровождавшего наследника в путешествии.

Поскольку основными объектами показа являются Николаевские триумфальные ворота (Арки цесаревича), сооруженные в городах следования во время его возвращения из большого путешествия по странам Азии 1891 году, для разработки маршрута были выделены города, в которых в настоящее время восстановлены арки цесаревича: Владивосток, Благовещенск, Улан-Удэ, Канск, Мариинск (табл. 3).

Таблица 3

Арки цесаревича по маршруту Восточное путешествие Николая II

Город Название История строительства Восстановление, год

Владивосток Николаевские триумфальные ворота Автор В. Коновалов. Сооружена в византийско-русском стиле, с иконой Николая Чудотворца на створе арки 2003

Благовещенск Царские ворота Автор И.И. Буковецкий. Высота арки около 20 метров, на арке располагался герб области, иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Николая Чудотворца 2003-2005

Улан-Удэ Царские ворота Автор Н. Паув. Изначально была деревянная, но стояла на каменном фундаменте. На каждой стороне был изображен двуглавый царский орел 2006

Канск Царские ворота Высота - около 16 метров, по сторонам арки были размещены 2 башни 2006

Мариинск Царская арка Арка в виде деревянных ворот, по бокам от которых находились флаг и герб Российской Империи, также флаги города и губернии 2011

Для подготовки маршрута был проведен анализ транспортного сообщения между городами, средств размещения в пунктах остановки по маршруту, предприятий питания, музеев и культурных учреждений.

Карто-схема маршрута приведена на рис. 4.

Также разработка трансграничного маршрута включает историческую справку по восточному путешествию цесаревича, справку по строительству триумфальных ворот по маршруту, анализ предлагаемых услуг, паспорт маршрута, программу тура, расчет стоимости путевки.

76

Рис. 4. Карта-схема маршрута «Арки цесаревича: восточное путешествие Николая II»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы и научная новизна. В ходе исследования выявлено, что трансгранич-ность является ключевым фактором развития Дальнего Востока России, сфера туризма при этом имеет следующие особенности. Во-первых, близость стран АТР, что определяет доступность ДФО для жителей данных территорий. Во-вторых, широкие возможности для расширения внешнеэкономических связей и организации международных проектов и маршрутов. В-третьих, наличие необходимых ресурсов дает возможность развивать Дальневосточный федеральный округ в рамках трансграничных туров под брендом «Восточное кольцо России». Более того, при системном продвижении бренда можно существенно увеличить популярность региона в целом.

Вместе с тем при имеющемся положительном значении трансграничных туристских маршрутов в развитии приграничных регионов, в формировании трансграничного туристского пространства следует акцентировать внимание на определенных трудностях их проектирования и дальнейшего развития. Так, для строительства инфраструктуры необходимо привлечение российских и иностранных инвесторов, обеспечение соответствующими кадрами в регионе является одним из наиболее сильных сдерживающих факторов.

Общий анализ развития проекта, направленного на формирование туристского бренда «Восточное кольцо России» на территории ДФО, показывает активизацию разработки и реализации трансграничных маршрутов в субъектах Дальнего Востока, расширение видового разнообразия туризма и продуктовой линейки маршрутов, усиление взаимодействия регионов Дальнего Востока и стран Северо-Восточной Азии как сопредельных государств.

77

Наиболее высокие показатели туристских прибытий показывают приграничные территории и, в частности, Приморский край, в котором присутствует широкий спектр туристско-рекреационных ресурсов, развивается гостиничная и транспортная инфраструктура, сформирована нормативно-правовая база, благоприятная для снижения визовых и пограничных барьеров. Дальнейшее развитие приграничного и трансграничного туризма определяется расширением продуктовой линейки культурного, этнографического, рекреационного, экологического, событийного, спортивно-оздоровительного и иных видов туризма, повышением качества туристского обслуживания, привлечением новых сегментов рынка, развитием трансграничного бренда «Восточное кольцо России».

Научная новизна работы - разработанная инновационная модель развития трансграничного бренда «Восточное кольцо России», основной целью которой являются обеспечение концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и создание условий для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. При этом региональная политика акцентирует свое внимание на пространственном развитии территории. Представленная модель построена на принципах взаимодействия туристского, инфраструктурного и управленческого потенциала при формировании экономических, коммуникационных и продуктовых инноваций.

Практическим вкладом автора в развитие трансграничных маршрутов по Дальнему Востоку и Забайкальскому краю в рамках проекта «Восточное кольцо России» является разработка маршрута «Арки цесаревича по восточному путешествию Николая II», который посвящен части путешествия по возвращению будущего царя из Владивостока в Санкт-Петербург. Выбор тематики данного маршрута обусловлен, с одной стороны, высокой исторической ценностью этого путешествия, а, во-вторых, ресурсной возможностью продемонстрировать туристам достопримечательности тех местностей, которые были представлены цесаревичу. Разработка трансграничного маршрута включает историческую справку по восточному путешествию цесаревича, справку по строительству триумфальных ворот по маршруту, анализ предлагаемых услуг, паспорт маршрута, программу тура, расчет стоимости путевки.

1. Hampton M.P. The socio-economic impacts of Singaporean cross-border tourism in Malaysia and Indonesia / Canterbury: University of Kent, 2009. 24 с. URL: http://www.kent.ac.uk/kbs/research-information/index.htm.

2. Ступина О.Г. Туризм и государственные границы // Псковский регионалистический журнал. 2010. №10. С. 100-106.

3. Timothy D.J. Tourism and political boundaries. London: Routledge, 2001. 240 p.

4. Timothy D.J. Political boundaries and tourism: borders as tourist attractions // Tourism Management. 1995. V. 16 (7). Р. 525-532.

5. Timothy D.J. Borderlands: An Unlikely Tourist Destination? // IBRU Boundary and Security Bulletin. 2000. Vol. 8, №. 1. Р. 57-65.

6. Солдатенко Д.Г. Трансграничные территории в туризме: теория и практика // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2012. №4. С. 60-65.

7. Степанова С.В. Трансграничные туристские маршруты: возможности северо-запада России [Электронный ресурс] // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 4. С. 129-151. URL: http://www. elibrary .ru.

78

8. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе // Проблемы современной экономики. 2013. № 1(33).

9. Бойко А.Е. Методические аспекты формирования туристских кластеров // Вестник НАТ. 2010. № 4(16). С. 21-24.

10. Лысикова О.В., Лукьяненко Е.В. Саратовский туристско-рекреационный кластер: предпосылки создания и развития. [Электронный ресурс] // Елецкий государственный университет. URL: http://elskst.ucoz.ru (дата обращения 19.03.2018).

11. Зубакова Н.Н. Кластерный подход ведения туристского бизнеса как инструмент развития туризма в России [Электронный ресурс]. URL: http://yandex.ru/clck/

12. Андреев В. А. Предпосылки формирования трансграничных экономических кластеров на Дальнем Востоке России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3. С. 40-44.

13. Гомилевская Г.А., Петрова Д.А. Морской туризм как составляющая туристского бренда «Восточное кольцо России» // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2017. №3. С. 71-86.

14. Prideaux B. & Kim S. A Post-Colonial Analysis of Bilatéral Tourism Flows: the Case of Korea and Japan // International of Journal of tourism research. 2012. V. 14. Р. 586-600.

15. Россия и Китай: от проектов к результатам: матепиалы междунар. науч. форума магистрантов, аспирантов и молодых ученых и вузов Ассоциации Дальнего Востока и Сибири РФ и северо-восточных регионов КНР / под общ. ред. А.П. Латкина; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. 288 с. [Электронный ресурс]. URL: http://science.vvsu.ru>files/C8FEAA98-8ABE-4F56-82B0-060B005546D3

16. Фролова Е.А. Направление и формы трансграничного сотрудничества в пограничном пространстве Дальневосточного федерального округа и условия его реализации [Электронный ресурс] // Экспертиза. 2015. № 10. URL: http://www.elibrary.ru.

17. Евстропьева, О.В., Корытный Л.М., Рыков П.В.Исторические пути как магистрали азиатского трансграничного труизма [Электронный ресурс] // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3 (41). С. 117-126. URL: http://www.elibrary.ru.

18. Худякова О.Н. Перспективы развития внутреннего туризма (на примере Архангельской обсласти) // Сервису и туризму - инновационное развитие: сб. материалов IX междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.С. Комиссарова. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. С. 79-82.

19. Гонтарь Н.В. Приоритеты трансграничного взаимодействия в стратегиях развития приморских регионов севера европейской территории России // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционных-дезинтеграционных процессах: сб. материалов междунар. науч. конф. в рамках VIII ежегод. науч. ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов / гл. ред. А.И. Зырянов, М.Д. Шарыгин. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2017. С. 88-93.

20. Пирожник И.И., Щипек Т., Власов Б.П. Историко-культурный потенциал трансграничных регионов и его использование в туризме [Электронный ресурс] // Туризм и региональное развитие. 2016. № 9. С. 1-9. URL: http://www.elibrary.ru.

21. Александрова А.Ю. Кластерные принципы организации туристского пространства (мировой опыт) [Электронный ресурс]. URL: http://yandex.ru/clck/

22. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы): Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=199818#0

79

23. Михайлов А.С., Михайлова А. А. О возможностях российского участия в формировании трансграничных инновационных кластеров на Балтике // Экономика, управление, финансы: II междунар. науч. конф., декабрь 2012 г. Пермь: Меркурий, 2012. С. 171-178.

24. UNWTO World Tourism Barometer December 2018; UNWTO 2018 International Tourism Results: the highest in seven years. URL: http://asiapacific.unwto.org/ publication/sustainable-cruise-tourism-development-strategies-tackling-challenges-itinerary-design-s

25. Об итогах реализации ФЦ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» [Электронный ресурс] / Сайт Федерального агентства по туризму, 2018. URL: https://www.russiatourism.ru/news/14755/

26. Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891. - СПб., Лейпциг: Ф.А. Брокгауз, 1893-1897. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Elib.Tomsk.ru. URL: http://elib.tomsk.ru/page/864/

Транслитерация

1. Stupina O.G. Turizm i gosudarstvennye granicy // Pskovskij regionalisticheskij zhurnal. 2010. №10. S. 100-106.

2. Soldatenko D.G. Transgranichnye territorii v turizme: teoriya i praktika // Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya. 2012. №4. P.60-65.

3. Stepanova S.V. Transgranichnye turistskie marshruty: vozmozhnosti severo-zapada Rossii [Elektronnyj resurs] // Baltijskij region. 2017. T. 9. № 4. S. 129-151. URL: http://www.elibrary.ru.

4. Kol' O.D. Konceptual'nye osnovy formirovaniya klastera turistskih predprinimatel'skih struktur po v"ezdnomu turizmu v krupnom gorode // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2013. № 1(33).

5. Bojko A. E. Metodicheskie aspekty formirovaniya turistskih klasterov // Vestnik NAT. 2010. № 4(16). P. 21-24.

6. Lysikova O.V., Luk'yanenko E.V. Saratovskij turistsko-rekreacionnyj klaster: predposylki sozdaniya i razvitiya. [Elektronnyj resurs] // Eleckij gosudarstvennyj universitet. URL: http://elskst.ucoz.ru (Data obrashcheniya 19.03.2018).

7. Zubakova N.N. Klasternyj podhod vedeniya turistskogo biznesa kak instrument razvitiya tur-izma v Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://yandex.ru/clck/

8. Andreev V.A. Predposylki formirovaniya transgranichnyh ekonomicheskih klasterov na Dal'nem Vostoke Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledo-vanij. 2015. №3. P.40-44.

9. Gomilevskaya G.A, Petrova G.A. Morskoj turizm kak sostavlyayushchaya turistskogo brenda «Vostochnoe kol'co Rossii» // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik VGUES. 2017. №3. P.71-86.

10. Rossiya i Kitaj: ot proektov k rezul'tatam: matepialy mezhdunar. nauch. foruma magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh i vuzov Associacii Dal'nego Vostoka i Sibiri RF i severo-vostochnyh regionov KNR / pod obshch. red. A.P. Latkina; Vladivostok. gos. un-t ekonomiki i servisa. Vladivostok: Izd-vo VGUES, 2017. 288 s. [Elektronnyj resurs] URL: http://science.vvsu.ru>files/C8FEAA98-8ABE-4F56-82B0-060B005546D3

11. Frolova E.A. Napravlenie i formy transgranichnogo sotrudnichestva v pogranichnom prostran-stve Dal'nevostochnogo Federal'nogo Okruga i usloviya ego realizacii [Elektronnyj resurs] // Ekspertiza. 2015. № 10. URL: http://www.elibrary.ru.

12. Evstrop'eva O.V., Korytnyj L.M., Rykov P.V. Istoricheskie puti kak magistrali aziatskogo transgranichnogo truizma [Elektronnyj resurs] // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017. № 3 (41). P. 117-126. URL: http://www.elibrary.ru.

80

13. Hudyakova O.N. Perspektivy razvitiya vnutrennego turizma (na primere Arhangel'skoj ob-slasti) // Servisu i turizmu - innovacionnoe razvitie: sb. materialov IX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red.: T.S. Komissarova. SPb: LGUim. A.S. Pushkina, 2017. P. 79-82.

14. Gontar' N.V. Prioritety transgranichnogo vzaimodejstviya v strategiyah razvitiya primorskih regionov severa evropejskoj territorii Rossii / N.V. Gontar' // Rossiya i ee regiony v polimassh-tabnyh integracionnyh-dezintegracionnyh processah: sb. materialov mezhdunar. nauch. konf. v ramkah VIII ezhegod. nauch. assamblei Associacii rossijskih geografov-obshchestvovedov / gl. red. A.I. Zyryanov, M.D. SHarygin; Perm': Perm. gos. nac. issled. un-t, 2017. - P. 88-93.

15. Pirozhnik I.I., SHCHipek T., Vlasov B.P. Istoriko-kul'turnyj potencial transgranichnyh regionov i ego ispol'zovanie v turizme [Elektronnyj resurs] // Turizm i regional'noe razvitie. 2016. № 9. P. 1-9. URL: http://www.elibrary.ru.

16. Aleksandrova A.YU. Klasternye principy organizacii turistskogo prostranstva (mirovoj opyt) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://yandex.ru/clck/

17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 2011 g. № 644 «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011 - 2018 gody)» // Konsul'tantPlyus: sprav. pravovaya sistema. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=199818#0

18. Mihajlov A.S., Mihajlova A.A. O vozmozhnostyah rossijskogo uchastiya v formirovanii transgranichnyh innovacionnyh klasterov na Baltike // Ekonomika, upravlenie, finansy: II mezhdunar. nauch. konf., dekabr' 2012 g. Perm': Merkurij, 2012. P. 171-178.

19. UNWTO World Tourism Barometer December 2018; UNWTO 2018 International Tourism Results: the highest in seven years. URL: http://asiapacific.unwto.org/publication/sustainable-cruise-tourism-development-strategies-tackling-challenges-itinerary-design-s

20. Ob itogah realizacii FC «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii na 2011-2018 gody» [Elektronnyj resurs] / Sajt Federal'nogo agentstva po turizmu, 2018. URL: https://www.russiatourism.ru/news/14755/

21. Uhtomskij E.E. Puteshestvie na Vostok Ego Imperatorskogo Vysochestva gosudarya nasled-nika cesarevicha, 1890-1891. - Spb., Lejpcig: F. A. Brokgauz, 1893-1897. [Elektronnyj resurs] // Elektronnaya biblioteka Elib.Tomsk.ru. URL: http://elib.tomsk.ru/page/864/

© Г.А. Гомилевская, 2019 © Д.А. Иванова, 2019

Для цитирования: Гомилевская Г. А., Иванова Д.А. Трансграничность как фактор развития международного туризма на Дальнем Востоке России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 3. С. 63-81.

For citation: Gomilevskaya G.A., Ivanova DA. Cross-border as a factor in the development of international tourism in the Far East of Russia, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 3, pp. 63-81.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/063-081

Дата поступления: 16.07.2019.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.