Научная статья на тему 'Использование кластерного анализа для сегментации конкурентной среды санаторно-курортных организаций рекреационного региона'

Использование кластерного анализа для сегментации конкурентной среды санаторно-курортных организаций рекреационного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕГИОН / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко Е. А.

Проведена сегментация санаторно-курортных организаций региона Кавказских Минеральных Вод и выявлены основные кластеры санаторно-курортных организаций; определены показатели, характеризующие эффективность предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций и их масштаб. Рассмотренные показатели характеризуют результативность различных аспектов предпринимательской деятельности и позволяют не только выяснить, какой ценой получен данный результат, но и определить пути повышения эффективности санаторно-курортной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Остапенко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кластерного анализа для сегментации конкурентной среды санаторно-курортных организаций рекреационного региона»

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 332.1:725.515 (470.630)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ СЕГМЕНТАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА

Е. А. ОСТАПЕНКО, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансового менеджмента и банковского дела E-mail: helen_07-84@mail. ru Ставропольский государственный аграрный университет

Проведена сегментация санаторно-курортных организаций региона Кавказских Минеральных Вод и выявлены основные кластеры санаторно-курортных организаций. Определены показатели, характеризующие эффективность предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций и их масштаб. Рассмотренные показатели характеризуют результативность различных аспектов предпринимательской деятельности и позволяют определить пути повышения эффективности санаторно-курортной деятельности.

Ключевые слова: рекреационный регион, санаторно-курортная деятельность, конкурентная среда, кластер, кластерный анализ, рекреационный кластер, торгово-логистический кластер.

Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности всегда зависит от данных исследования рынка. одной из важнейших категорий современной экономической теории и, пожалуй, главным аспектом рыночных исследований, без которого не обходится ни одна современная модель механизма рыночного функционирования, является конкуренция.

конкурентная среда представляет собой совокупность рыночных сил и факторов, определяющих

функционирование хозяйствующих субъектов и их отношения в рамках конкуренции. конкуренты как сила, воздействующая на покупателей и потребителей (а следовательно, на спрос), оказывают решающее воздействие на процесс принятия стратегических решений.

Анализ конкурентов необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Проведя подобный анализ, организация имеет возможность оценить свои позиции в конкурентной борьбе, что необходимо в дальнейшем для разработки конкурентной стратегии. В этой связи изучение конкурентной среды включает:

• анализ основных конкурентов, выпускающих или намечающих выпуск как аналогичной продукции, так и товаров-заменителей;

• оценку собственных положения на рынке и конкурентоспособности;

• выявление факторов, которые могут изменить конкурентную среду.

Что касается санаторно-курортной сферы и здравниц, то вопрос о создании полноценной конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг стоит

особенно остро. Сегодня исследования конкуренции в сфере рекреационных услуг приобретают особую актуальность в связи с необходимостью активного поиска и обеспечения конкурентоспособного положения на уровне страны, региона, отдельного курорта и организации. Важное значение приобретает анализ конкурентоспособности и методов оценки с учетом специфики отрасли и ее продукта.

Существуют различные подходы, разработанные зарубежными и отечественными авторами, которые наряду с ценой и качеством учитывают множество других характеристик оцениваемого объекта, влияние внешней и внутренней среды, фактора времени и др.

В последнее время в исследованиях в этой области все чаще находит применение кластерный анализ. Как универсальные специалисты, так и практикующие маркетологи используют его в двух основных направлениях: классификации и анализе взаимосвязей. Причем подавляющее большинство исследователей используют его именно в первом направлении. Следует также заметить, что в отличие от других методов классификации, таких как, к примеру, дискриминантный анализ, кластерный не требует априорных предположений, накладываемых на разработку.

При грамотном применении кластерный анализ может работать с весьма широким спектром объектов. Это важно, учитывая, что на уровень конкуренции внутри отрасли влияет множество различных факторов:

• емкость рынка по каждому конкуренту;

• число конкурентов;

• финансовые, сбытовые, трудовые возможности

конкурентов;

• объединение конкурентов, их слияние;

• темпы роста отрасли;

• уровень цен и др.

Исследования, посвященные проблеме сегментации, безотносительно того, какой используется метод при их проведении, имеют целью идентифицировать устойчивые группы (люди, рынки, организации), каждая из которых объединяет в себе объекты с похожими характеристиками.

кластеризация применяется также для того, чтобы определить, в какой нише лучше позиционировать свой продукт. Данные аналитических исследований позволяют построить своего рода «навигационную карту», на основе которой можно определить уровень конкуренции в различных сег-

ментах. Такая карта позволяет, к примеру, выявить новые рынки, для которых можно разрабатывать и продвигать свои решения.

С особой остротой эти проблемы проявляются в границах узкоспециализированных территорий, в частности, в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ), входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Специфика ресурсного потенциала данной территории актуализирует вопрос создания в ее границах рекреационного и торгово-логистического кластеров, которые бы стали локомотивами роста экономики как региона КМВ, так и всего СКФО. Разработка стратегии территориальной кластеризации должна базироваться на интеграции в данный процесс рынка коммерческой недвижимости в качестве одного из основных условий формирования инфраструктуры кластеров.

Необходимость разработки практических рекомендаций по созданию территориальных кластеров на основе инфраструктурных объектов рынка недвижимости в регионе КМВ, а также устранения причин, препятствующих данному процессу, обусловливает высокую актуальность проблематики исследования.

Концепция сбалансированного социально-экономического развития рекреационного региона КМВ строится на основе двух кластеров - рекреационного и торгово-логистического: на примере КМВ проведен анализ взаимообусловленности процесса кластерного развития региона и состояния рынка коммерческой недвижимости. Предпринятое исследование сущностных основ моделей территориальной кластеризации как эффективной стратегии социально-экономического развития рекреационного региона позволяет сделать вывод об эффективности выбранного подхода. Этот вывод основан на двух ключевых векторах такого развития -рекреационном и торгово-логистическом. При этом в качестве одного из инструментов формирования структуры и инфраструктуры кластера представлен рынок коммерческой недвижимости. Это объясняется как самой природой региона КМВ, в котором исторически сложилась благополучная внутренняя среда для развития кластеров: рекреационного, торгово-логистического, а также АПК и инфраструктурного, который обеспечил бы прочие кластеры необходимыми элементами для их развития, так и стратегией развития данного региона в качестве особой экономической зоны.

Выбор в качестве ключевых направлений кластеризации рекреационной и торгово-логистической сфер позволит получить положительный эффект не только на уровне региона КМВ, но и всего СКФО, для которого данный регион может рассматриваться как локомотив роста экономики. Структура территориального кластера приведена на рис. 1.

Предложенный алгоритм кластеризации экономики мезоуровня, а также обоснование необходимости включения в модель территориального кластера рынка коммерческой недвижимости позволили сформировать информационную базу для построения модели кластерного развития региона КМВ.

Анализ исследований российских и зарубежных ученых показал, что рекреационный и тор-гово-логистический кластеры относятся к числу крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер регионального развития. Развитие рекреационного региона предполагает активное строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий, создание парковой зоны, что актуализирует проблему инвестиционной обеспеченности достижения указанных стратегических целей и решения задач.

Под рекреационным кластером следует понимать географически локализованные взаимосвязанные компании, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательные центры и другие организации, взаимодополняющие друг

друга и ориентированные на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей в туризме и рекреации.

Торгово-логистический кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков, покупателей, оптовых и розничных сетей, торговых и логистических центров, строительной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодействующих друг с другом и ориентированных на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей в сфере торговли и логистики.

Структурно-функциональные модели рекреационного и торгово-логистического кластеров в границах региона КМВ представлены на рис. 2 и 3.

Цель создания рекреационного и торгово-логистического кластеров - повышение конкурентоспособности территории на рынках данных услуг за счет синергетического эффекта. Решение задачи формирования торгово-логистического кластера лежит в плоскости реализации конкурентных преимуществ региона КМВ, включая удобное географическое положение, транспортные пути, благоприятные климатические условия и сформировавшийся в районе г. Пятигорска комплекс оптово-розничных рынков, обслуживающих потребности Юга России.

Двойственная роль рынка недвижимости в процессе кластеризации (как элемента структуры

Туристско-рекреационный кластер

Санаторно-курортные объекты КМВ

Учреждения здравоохранения КМВ

Вузы

НИИ

Объекты туризма, торговли и сферы развлечений КМВ

Особая экономическая зона

Инновационные проекты

Индустрия туризма

Индустрия здравоохранения

Государственно-частное партнерство (в том числе концессии)

Рынок недвижимости КМВ

Составляющие кластера

Инфраструктура кластера

Рис. 2. Структурно-функциональная модель туристско-рекреационного кластера

на территории КМВ

Торгово-логистический кластер

Развитая обеспечивающая инфраструктура

Высокая концентрация торговых предприятий

Крупнейший оптово-розничный рынок

Международный аэропорт, железнодорожный узел

Коммуникационная сеть

Торговые и логистические комплексы

Особая экономическая зона

Федеральные и местные автомобильные дороги

Индустрия торговли

Индустрия логистики

Транспортные коридоры

Объекты торговой и логистической недвижимости

Рынок недвижимости КМВ

Составляющие кластера

Инфраструктура кластера

Рис. 3. Структурно-функциональная модель торгово-логистического кластера региона

Кавказских Минеральных Вод

кластера и как инфраструктурной компоненты) объясняется главным образом структурой самого кластера. В каждом кластере выделяются объекты следующих типов: «ядро» - объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер; «дополняющие объекты» - объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов «ядра», например, рынок коммерческой недвижимости, который обеспечивает «ядро» торговыми, офисными, складскими, гостиничными площадями для осуществления основных функций органи-

заций «ядра»; «обслуживающие объекты» -объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием объектов «ядра» (например, рынок коммерческой недвижимости в качестве поставщика торговых площадей, где работники «ядра» могут приобретать продукты питания и др.); «вспомогательные объекты» -объекты, наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера.

В связи с тем, что рынок коммерческой недвижимости является одновременно элементом структуры и инфраструктуры тор-гово-логистического и рекреационного кластеров региона КМВ, особое значение имеет эффективность анализа и мониторинга рынка, качественной и количественной оценки его текущего состояния и перспектив развития в составе кластера. Комплексная оценка ситуации на рынке коммерческой недвижимости в торгово-логистическом и гостиничном сегментах г. Пятигорска, которые являются основой для формирования профильных кластеров в регионе КМВ, выглядит следующим образом. Торгово-развлекательные центры г. Пятигорска следует рассматривать в качестве элементов структуры торгово-логистического кластера КМВ, так как они являются значимыми не только на уровне данного муниципального образования, но и в региональном масштабе, позволяют привлечь на территорию региона дополнительные инвестиции для ее раз-

вития, а также новые организации, работающие в сфере торговли, что в последующем обеспечит рост ВРП, числа рабочих мест, доходов населения за счет появления синергетического эффекта на региональном уровне.

Соотношение арендных ставок в объектах торговой инфраструктуры г. Пятигорска представлено на рис. 4.

Максимальная арендная ставка отмечена в тор-гово-развлекательном центре (ТРЦ) площадью 7 000 м2 (без названия), а также в торговом центре (ТЦ) «Меркурий», а минимальная ставка аренды наблюдалась в том же ТРЦ площадью 7 000 м2 (без названия) и в торгово-офисном центре (ТОЦ) на пересечении 8-й и 5-й линий. Таким образом, при одинаковом проценте наполняемости ТРЦ с наибольшими арендными ставками являются более прибыльными, а значит, и

3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

ТРЦ

(7 000 м ) 2

Рис. 4. Соотношение арендных ставок в различных современных объектах торговой инфраструктуры г. Пятигорска в 2011 г., руб.

1 200 ■Щ 1500^Н

11 ООО 1 ^В 1 000 ^Н 1 000 1

■ 00 1

Пассаж ТОЦ на 8-й ТЦ В среднем В среднем

и 5-й «Меркурий» по центру по городу

линиях города

■ Максимальные ■Минимальные

Офисные 47 800

Торговые

49 183,59

Складские

Производственные

60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

Рис. 5. Цены продажи различных видов коммерческой недвижимости в современных объектах в г Пятигорске в 2011 г., руб.

- 33 648,26 34 011,54

-

1 200 1 000 800 600 400 200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Офисные 1 000

Торговые 1 116,6

Складские 120

Рис. 6. Цены аренды различных видов коммерческой недвижимости в современных объектах г Пятигорска в 2011 г., руб./м2 в мес.

в рамках функционирования кластера эффект от их включения в его структуру будет наибольшим.

Общий анализ цен аренды и продажи коммерческой недвижимости показал, что цены на различные ее виды соотносятся между собой следующим образом (рис. 5).

Наибольшая цена продажи 1 м2 была зафиксирована в сегменте торговых площадей, что в полной мере отражает общероссийские тенденции, а наименьшая цена - в сегменте складской недвижимости, что главным образом объясняется несоответствием значительной части складских помещений уровню современных требований, а также практически полным отсутствием логистической инфраструктуры.

Анализ арендных ставок в сегменте коммерческой недвижимости полностью дублирует результаты

анализа цен продаж. При этом арендные ставки в торговых помещениях превышают аналогичный показатель в складском сегменте более чем в 9 раз, а разница между ставкой на офисные и торговые помещения не превышает 120 руб. (рис. 6).

В контексте моделирования рекреационного кластера было выявлено, что в регионе КМВ насчитывается порядка 30 туркомплексов, гостиниц и мотелей, имеющих собственную материальную базу на 3 530 мест. При этом обеспеченность населения гостиничными номерами составляет 3-4 места на 1 000 чел. Запол-няемость объектов гостиничного комплекса составляет 50-60 % во внесезонные для отдыха месяцы и 90-100 % - в сезон отдыха.

Так как большинство из существующих сейчас рекреационных объектов сложно отнести к сегменту высококачественных

Производственные 300

современных гостиничных площадей, санаторно-курортный потенциал КМВ на сегодняшний день нельзя назвать высоким. Для того чтобы данные объекты гостиничной инфраструктуры смогли составить структуру будущего рекреационного кластера, необходимо провести их полную модернизацию, строительство новых современных объектов, а также расширить спектр предоставляемых ими санаторно-курортных услуг.

Согласно стратегическим задачам администрации региона, к 2020 г. КМВ станет мегаполисом с 1 млн жителей (численность жителей ограничена ассимиляционной емкостью окружающей среды и невысоким естественным приростом населения). Основными направлениями развития рекреационного кластера КМВ в разрезе количественного и качественного развития объектов, составляющих его структуру, с одной стороны, и инфраструктуру, с другой, станут:

• реконструкция и модернизация объектов санаторно-курортного и гостиничного комплексов, организация и развитие новых типов курортов, обеспечивающих диверсификацию и повышение качества услуг по профилактике, оздоровлению и лечению;

• строительство новых санаторно-курортных и современных туристических объектов и увеличение к 2020 г. коечной емкости комплекса до 50,4 тыс. мест.

Помимо наличия гостиничных объектов, необходимым условием функционирования рекреационного кластера на территории КМВ является наличие современных лечебно-диагностических и бальнеологических центров, санаториев, клиник современных технологий, детских оздоровительных центров, спортивно-оздоровительных и реабилитационных комплексов, горнолыжных курортов, объектов экстремального туризма, конгресс-отелей, выставочных центров, парков аттракционов, аквапарков, этнопарков и обсерваторий, что также вписывается в модель кластерного развития региона КМВ.

Как показывают расчеты, строительство новых торговых, логистических, туристических и рекреационных комплексов будет иметь значимый для региона социально-экономический эффект. Предположительно, в данных сегментах будут созданы тысячи новых рабочих мест, повысится уровень развития инфраструктуры региона, улучшится состояние автомобильных дорог. Поскольку предприятия особой

экономической зоны в обязательном порядке будут регистрироваться в местных налоговых органах, это послужит необходимым условием для пополнения муниципальных бюджетов региона. Таким образом, эффект от реализации кластерной модели развития КМВ будет положительным для всех участников территориальных кластеров и распространится на все направления процесса модернизации социально-экономической системы региона.

В контексте формирования единого информационного пространства КМВ с целью создания условий для эффективного решения задачи согласования интересов администрации, инвесторов, хозяйствующих субъектов - потенциальных участников территориального кластера, а также стимулирования процесса кластерного развития региона КМВ необходимо формирование информационной инфраструктуры, ориентированной:

• на активную пропаганду отдыха и торговли в регионе;

• на продвижение санаторно-курортных услуг;

• на непрерывный экологический мониторинг состояния природно-климатических условий КМВ;

• на совершенствование системы массового лечебно-оздоровительного отдыха населения, повышение качества оказываемых услуг;

• на развитие санаторно-курортных учреждений за счет активного поиска и привлечения инвесторов.

Стоит задача формирования специальных организационных и коммуникационных элементов в системе информационного обеспечения кластерного развития региона КМВ, которые выполняют следующие функции:

• создание, анализ и обновление баз данных нормативно-правового регулирования формирования и функционирования рекреационного и торгово-логистического кластеров;

• сбор, обработка и анализ информации маркетингового характера о деятельности санаторно-курортного и торгово-логистического комплексов КМВ;

• бронирование санаторно-курортных услуг и информационное обеспечение потребителей санаторно-курортных услуг КМВ. Указанные элементы должны быть представлены в рамках единой информационной базы данных, интегрирующей информационные потоки всех санаторно-курортных учреждений КМВ.

Одной из приоритетных задач информационного обеспечения кластерного развития территории является информатизация рынка недвижимости и интеграция подсистемы мониторинга данной информации в систему управления процессами региональной кластеризации. Рынок коммерческой недвижимости, как и любой другой рынок, динамично растет, что выражается не только в постоянном увеличении его емкости и потенциала, приходе новых участников, появлении новых профессий и организаций: рост имеет также качественный характер, заключающийся в повышении качества предоставляемых услуг на рынке и совершенствовании механизмов взаимодействия его участников, появлении новых форм работы (в том числе с помощью интернет-технологий).

Практика развития рынков недвижимости разных уровней показывает, что в ближайшем будущем наиболее распространенной формой информационного взаимодействия их участников станут единые мультилистинговые системы (ЕМЛС), которые создаются в рамках некоторой территории (города, региона, страны) и представляют собой единые базы данных по существующим на ней объектам недвижимости (рис. 7). Как территориальная закрытая профессиональная ЕМЛС является многоуровневой распределенной системой с иерархическим управлением по вертикали и горизонтали. Несмотря на небольшое количество функционально взаимосвязанных частей, ЕМЛС имеет достаточно сложную структуру и представляет собой одну из наиболее эффективных форм взаимодействия телекоммуникационной и информационной компонент процесса кластеризации на территориальном уровне.

В этой связи в процессе управления развитием территориальных кластеров указанного типа важен объективный анализ и прогноз основных показателей рынка недвижимости в целях создания планов и стратегий развития самих кластеров, динамики изменения основных характеристик и показателей рынка, определения приоритетных направлений функционирования кластера, разработки гибкой социально-экономической и налоговой политики региона.

Структурно-функциональная модель анализа рынка коммерческой недвижимости региона в контексте кластеризации представлена на рис. 8. Результаты расчетов на основе использования динамической модели рынка недвижимости представлены на рис. 9.

Задача строгого методологического обеспечении анализа рынка недвижимости как экономико-математического алгоритма с целью получения корректных статистически достоверных результатов является актуальной и особо значимой в условиях кластеризации экономики мезоуровня. Теоретически обоснована целесообразность дискретного пространственно-параметрического моделирования (ДППМ) процесса анализа рынка недвижимости кластерной системы для выявления сильных и слабых сторон отдельных элементов рынка как компонентов структуры кластера.

Пространственная модель анализа рынка коммерческой недвижимости необходима для сравнения ценовой ситуации, сложившейся в различных районах города Пятигорска (рис. 10).

Сущность предложенной методологии анализа рынка недвижимости состоит в сборе документированной информации об объектах рынка; разделении объектов на однородные группы (выборки) по качеству, местоположению, размерам и другим признакам, в том числе принадлежности к какому-либо кластеру; определении статистических характеристик каждой выборки и исследовании полученных числовых пространственно-параметрических моделей с дискретным шагом.

Эти результаты могут использоваться в качестве исходных данных для формирования модели кластера, расчета основных показателей его функционирования в динамике, а также для сравнительного анализа эффективности нескольких кластерных структур.

Результаты использования данного инструментария для оценки рынка коммерческой недвижимости региона КМВ приведены в таблице, из которой видно, что на сегодняшний день торговые объекты, расположенные в центре г. Пятигорска, являются более предпочтительными для включения их в кластер, так как для них характерна высокая степень наполняемости, постоянный спрос, а анализ динамики цен говорит о положительной тенденции, что является показателем растущей инвестиционной привлекательности торговых объектов в том или ином районе города.

Таким образом, использование в системе поддержки принятия решений инструментария моделирования рынка недвижимости в целом и рынка коммерческой недвижимости, в частности, позволяет проводить его мониторинг, анализ и прогноз, результаты которого могут использоваться для

Поставщики информации

Потребители информации

Рис. 7. Внешние связи единой мультилистинговой системы ЕМЛС рынка коммерческой недвижимости региона - объекта кластеризации

оценки социально-экономического развития территории и перспектив ее кластерного развития. В результате исследования разработана и инструментально обеспечена концепция кластерного развития территории рекреационного типа с активным вовлечением в данный процесс потенциала рынка коммерческой недвижимости. Итоги проведенной работы состоят в следующем:

• определена парадигма кластерной организации субъектов региональной экономики, обеспечивающая (на основе эволюционного развития моделей кластеризации территориальных социально-экономических систем) вывод территорий на траекторию устойчивого развития и модернизации за счет повышения эффективности использования вовлекаемых в этот процесс ресурсов;

• осуществлен выбор адаптивной для региона модели кластеризации, позволяющей наиболее полно учитывать специфику, социально-экономический

и инновационно-инвестиционный потенциалы данной территории;

АНАЛИЗ РЫНКА КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Ценовая ситуация

Цели (направления) анализа

А _

Состояние рынка

Доступность, ликвидность и инвестиционная привлекательность объектов

Эффективность инвестиций

Анализируемые вопросы и направления функционирования рынка

- Типизация объектов недвижимости Состав и состояние жилищного фонда Демография, обеспеченность жильем Г""""" »- Цены на объекты-аналоги

Влияние параметров на цену Приватизированный и новый фонды Цены Прогноз цен на объекты инвестиций

Влияние расположения на цену Законодательная и нормативная база Доходы, потребность и спрос Макроэкономические параметры

Оперативная оценка стоимости Корпоративная и банковская деятельность Оперативная оценка доступности Затраты на проект

Состояние рынка Предложение, спрос, сделки Оценка ликвидности, инвестиционной привлекательности Поток доходов

Экономическая и макроэкономическая ситуация Цены, арендные ставки Экономическая ситуация, этап функционирования кластера Налоги и отчисления

Прогнозирование стоимости Прогнозирование состояния рынка Прогнозирование доступности и ликвидности Прогнозирование эффективности инвестиций

Оценка объема инвестиций в рынок недвижимости Доля новых объектов в общем объеме предложения Состояния рынка ипотечных услуг Показатели инвестиционной привлекательности

Структура инвестиций на рынке недвижимости Качественные и количественные показатели эффективности функционирования объектов в рамках кластера Социально-этнографическая ситуация Прогноз динамики объема инвестиций

Рис.8. Структурацелейиэтапованализарынка недвижимостирегиона в контексте процесса кластеризации

48

47

46

47

Январь Февраль Март

Апрель

Май

Июнь

Рис. 9. Динамика средней удельной цены предложения 1 м2 торговых площадей в целом по г. Пятигорску в 2010 г., тыс. руб.

Июль

60

50

40

30

20

10

Центр

• разработаны адаптивные модели и реализующие их механизмы создания, функционирования и развития рекреационного и торгово-логистического кластеров в регионе с интеграцией в них потенциала рынка коммерческой недвижимости, позволяющие выдвинуть и обосновать гипотезу, согласно которой решающим фактором стратегического развития данного региона станет функционирование на его территории особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа, потребующей реализации инновационных, инфраструктурных проектов;

• обоснован двойственный статус объектов регионального рынка коммерческой недвижимости, формирующийся в процессе его кластеризации: как элемента инфраструктуры на этапе создания кластеров и как структурно-функциональной компоненты рекреационного и торгово-логистического кластеров в процессе их функционирования и развития, что позволяет определить пути необходимой коррекции выбранных моделей кластеризации территории;

• предложены элементы адаптивного инструментария моделирования рынков недвижимости в целом и коммерческой недвижимости, в частности, а именно, их экономико-математические и информационно-аналитические модели на примере торгового, складского и гостиничного сегментов. Применение указанных моделей позволяет определять наиболее эффективные варианты интеграции объектов коммерческой недвижимости в структуру рекреационного и торгово-логистического кластеров региона.

Список литературы

1. Остапенко Е. А. Механизм организации инвестиционных процессов в предпринимательскую деятельность санаторно-курортного комплекса как фактор экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. № 133. С. 522-530.

«Импульс»

«Белая ромашка»

Другие районы

Рис. 10. Средние цены предложения 1 м2 торговой недвижимости в различных районах г. Пятигорска в 2011 г, тыс. руб.

Фрагмент дискретного пространственно-параметрического моделирования рынка торговой недвижимости г. Пятигорска

Районы

Показатель Все Центр «Импульс» «Белая ромашка» Другие

Число объектов 1 305 450 315 120 420

Средняя цена, руб. за 1 м2 47 000 54 000 47 000 38 000 34 000

Минимальная цена, 15 000 16 000 15 000 15 000 19 000

руб. за 1 м2

Максимальная цена, 130 000 130 000 70 000 90 000 48 000

руб. за 1 м2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Остапенко Е. А. Инвестиционный аспект в решении социально-экономических проблем развития санаторно-курортного комплекса // Вестник Ставропольского государственного аграрного университета. 2007. №2 6 (32). С. 307-309.

3. Остапенко Е. А. Необходимость разработки методики оценки привлекательности предпринимательских структур в сфере санаторно-курортных услуг // Актуальные проблемы социально-экономического развития региона. 2006. С. 9-12.

4. Остапенко Е. А. Развитие предпринимательской деятельности в санаторно-курортной отрасли народнохозяйственного комплекса // Экономический вестник РГУ 2008. Т. 6. № 2. С. 110-113.

5. Остапенко Е. А. Санаторно-курортный комплекс - приоритетная сфера развития предпринимательской деятельности в рекреационном регионе // Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. 2007. Т. 2. С. 94-100.

6. Остапенко Е. А. Функционирование регионального рекреационного комплекса на основе эффективного экономического управления предпринимательскими структурами // Современные финансово-экономические проблемы в условиях глобализации: сб. трудов по мат. Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: ФГОУ ВПО СгАУ, 2007. С. 395-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.