Научная статья на тему 'Использование кейс-технологии в процессе обучения говорению на уроках английского языка старших школьников СОШ'

Использование кейс-технологии в процессе обучения говорению на уроках английского языка старших школьников СОШ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3377
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / CASE STUDY / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова О.В., Сазонова А.С.

Статья посвящена проблеме использования кейс-технологии в формировании иноязычных коммуникативных умений при обучении говорению английскому языку учащихся старшей ступени. В работе приведены задачи и цели кейсов, этапы работы с ними. Авторы делятся опытом проведения урока английского языка в 11 классе в СОШ с использованием данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова О.В., Сазонова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-технологии в процессе обучения говорению на уроках английского языка старших школьников СОШ»

странстве технического вуза: сб. статей. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2007. - С. 82.

5. Плужникова Ю.А. О проблемах профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам студентов неязыкового вуза // Актуальные проблемы иностранного языка делового и профессионального общения: сб. статей. - М.: РУДН, 2006. - С. 94-95.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОШ

© Хасанова О.В.*, Сазонова А.С.Ф

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Статья посвящена проблеме использования кейс-технологии в формировании иноязычных коммуникативных умений при обучении говорению английскому языку учащихся старшей ступени. В работе приведены задачи и цели кейсов, этапы работы с ними. Авторы делятся опытом проведения урока английского языка в 11 классе в СОШ с использованием данной технологии.

Ключевые слова: кейс-метод, case study, иностранный язык, интерактивный метод обучения, синергетическая технология, коммуникативная компетенция.

В современном мире кейс-технология широко используется в различных сферах, в том числе и в сфере преподавания иностранных языков. Кейс-технология (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»). Под ситуацией (кейсом) принято принимать письменное описание любой конкретной реальной ситуации. Кейс - технология или метод ситуационного анализа возник в начале XX века в Гарвардском университете. Эдвин Ф. Гэй занимал должность декана в тот период и именно он выдвинул предложение включить в образовательный процесс дополнительные занятия нового формата. На таких занятиях упор делался на дискутирование о проблемной ситуации в сфере бизнеса или управления, а также путей ее разрешения. Гарвард, все еще является передовиком «кейс-индустрии» всего мира - его пе-

* Доцент кафедры Германской филологии ИФМК КФУ, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

дагоги пишут по 600 кейсов высокого качества в год. Преподаватели из Европы ездят в США, чтобы перенять специфику кейс-образования, а в начале 1990-х из России начали отправлять практикантов в западные бизнес-школы для обучения преподаванию этого метода.

На наш взгляд наиболее точное определение дано Е.А. Михайловой: «Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формирование эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.» [4, с. 92]. Сложная система кейс-метода включает в себя многие простые методы обучения, такие как: системный анализ, методы описания, дискуссии, моделирование, игровые методы, проблемный метод, мысленный эксперимент, «мозговой штурм». Обучающий кейс отражает шаблонные языковые ситуации, которые нередко встречаются в повседневной жизни, более того, с ними возможно придётся сталкиваться ученикам старшей ступени обучения и в профессиональной деятельности. Кейс-технология обладает огромным потенциалом в формировании коммуникативной компетенции. Связано это с тем, что с ее помощью на уроках английского языка она дает ученикам возможность в групповой форме взаимно обмениваться информацией, что не только мотивирует учащихся к говорению на иностранном языке, но и развивает способности анализа ситуации, исследовательской деятельности и способствует улучшению навыков диалогической и монологической речи.

Сущность же метода состоит в имитации, в рамках урока, действительного, проблемного события, взятого из практики. Задача учащихся ознакомиться с ситуацией, найти в ней проблему, обсудить ее и принять обоснованный вариант разрешения проблемы, используя материалы данного кейса. Решение проблемы в кейсе чаще всего имеет несколько способов, одного правильного решения, как правило, не существует. Отсюда следует, что в ходе обсуждения ситуации, учениками могут быть выдвинуты несколько альтернативных решений. По окончании дискуссии учениками может быть выбран лучший на их взгляд способ разрешения проблемы и после этого учащиеся имеют возможность сравнить их решение с решением, принятым на практике.

Ученик является активным участником учебного процесса и главным действующим лицом в кейс - методике, учитель же осуществляет контроль над этим процессом и направляет его в нужное русло. В свете устойчивого развития навыка коммуникативной компетенции старших школьников, учителю английского языка следует уделять внимание структуре, грамматике, логике высказываний и употребляемой лексике. В случаях допущения ошибок, важно деликатно указать ученику на них и когда это необходимо, задавая уточняющие вопросы, позволить ученику подкорректировать свой ответ.

Ценностью для старшеклассников является сам процесс исследования кейса и поиска решения, но кроме этого, необходимость достойно показать себя в дискутировании и грамотно аргументировать свой выбор решения проблемы на английском языке, также немаловажны и требуют от учащихся особой организации в этих процессах.

Данную методику можно отнести к интерактивному методу обучения, так как она решает следующие задачи:

1) развивает коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;

2) решает информационную задачу, поскольку обеспечивают учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;

3) развивает особые умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и другие), то есть обеспечивают решение обучающих задач;

4) обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучают учащихся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению [2].

Обучающий кейс содержит в себе:

1) ситуацию (какая-либо проблема, история из реальной жизни, случай);

2) контекст ситуации (исторический, хронологический, особенности действия участников ситуации);

3) комментарий ситуации;

4) задания для работы с кейсом;

5) различные приложения [3].

Сурмин Ю.П. отметил в своей книге то, что какая ни была бы ситуация, она должна соответствовать списку требований, а именно:

1) быть приближенной к реальной жизни;

2) оформлена так, чтобы позволять устанавливать связь с накопленным жизненным опытом, а также с будущими жизненными ситуациями старших школьников;

3) предоставлять возможность интерпретации с точки зрения участников;

4) содержать проблемы и конфликты;

5) быть обозреваемой и решаемой в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей старших школьников;

6) допускать различные варианты решения [5].

Рассмотрим основные этапы проведения урока с использованием кейс -технологии в рамках практического занятия. Урок был проведен в МБОУ СОШ № 10 г. Калининград, УМК «Английский с удовольствием / Enjoy English» для 11 класса, авторы: М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко.

Тема кейса на уроке - «Foreign languages in my life». Вид кейса - обучающий. Время реализации - 90 минут (2 урока).

Для начала работы с данным кейсом учащиеся предварительно читают и изучают его, используя к этому материалы учебника со страниц 8-19.

1 этап работы над кейсом - конфронтация. Учитель объявляет тему, ставит цели и задачи урока, формирует группы. В обучающем кейсе представлен материал трёх уровней сложности. Уровень 1 предлагает четыре высказывания англоязычных ровесников, выбравшие иностранные языки для изучения, такие как: немецкий, испанский, русский. Уровень 2 предлагает обучающимся диалог «Learning Foreign Languages», в котором обсуждается необходимость знания английского языка в современном мире. Уровень 3 представлен текстом об изучении иностранных языков. Также в тексте повествуется о значимости владения международным языком - английским. Первый этап занимает примерно 10 минут.

2 этап - информация. Данный этап длится 30 минут. Ученики выбирают один уровень. Заранее подготовив материалы для выполнения задания (ватман, листки бумаги, цветные карандаши или ручки), учащиеся начинают работу в группах по поиску имплицитной информации. После этого ученики обсуждают собственные предположения о том, что могло создать непростую ситуацию, как и где искать возможные выходы и решения.

Преподаватель при необходимости подсказывает ученикам уделить внимание на следующие моменты:

- составить список факторов, выбрать самые важные;

- подумать над тем, как эти факторы влияют на жизнь;

- выписать ключевые слова и выбрать аргументы;

- подумать, кто будет представителем группы.

3 этап - резолюция. На этом этапе ученикам нужно ответить на поставленные в конце кейса вопросы. Такие как: «Why do many people learn English today?», «How many languages do you suppose are enough for the world? Why?», «Whether it will be better to have only one language on the planet, why?» и др. Проходит процесс выработки окончательного решения. Учитель консультирует учащихся, помогает им обходить языковые сложности. Рекомендуется озвучить фразы для коммуникации: My point of view is that...To my mind / way of thinking. I quite agree with you. Well, as far as I concerned. и т.д. Наибольшей сложностью во время этапа резолюции являлась включение в рабочий процесс всех учеников в группах, так как многие ученики пытались отмалчиваться и ленились работать, предоставляя это делать другим участникам. Этот этап занятия продолжается около 20 минут.

4 этап - диспут. На этом этапе группы презентуют свои решения и обсуждают их между группами. Существует несколько вариантов презентации

результатов работы групп: представление каждого группового решения по отдельности, краткая (3 минуты) наглядная презентация всех групп с последующим обсуждением их достоинств и недостатков. На уроке же, был организован второй вид диспута, когда одна группа начинает презентацию, а другие участники дополняют, задают вопросы, уточняют, просят доказать, обосновать отдельные моменты. Такой вид обсуждения позволяет в большей мере развивать навык дискуссии на иностранном языке. Все последующие презентации строились на дополнениях и противопоставлениях к уже сказанному ранее, что позволило избежать повторов, сэкономить время, а также заставило практически всех участников диспута внимательно слушать друг друга. Неподготовленность некоторых обучающихся к дискуссии сделала её формальной и превратила в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельного её добывания.

Во время представлений учитель делает заметки об участии обучающихся, отмечает для себя их языковые ошибки, не вмешиваясь в ход презентации. Обсуждение занимает 20 минут.

Заключительная часть занятия - последний, 5 этап работы с кейсом -рефлексия. Каждый случай, исследуемый и обсуждаемый по данной схеме, следует завершать подведением итогов, обобщению полученных результатов, обменом мнениями по поводу того, какой результат вынес из данного занятия каждый обучающийся, чему он научился. В процессе решения определенной задачи, происходит настоящее общение, которое активно и продуктивно по своей мотивации, структуре, механизмам и пр. Заключительную часть занятия проводит учитель в течение 10 минут, оценивает работу всех участников на основе суммированных баллов из проверочного листа общения (заполняется учителем во время презентации) и проверочного листа совместной работы (можно предложить заполнить учениками после дискуссии в группе вместе). Критерии оценивания проведенной работы могут звучать следующим образом: задаёт уточняющие вопросы; помогает своей группе в выборе правильных, обоснованных решений; речь понятна; соблюдает правильный интонационный рисунок, не допускает фонематических ошибок; отвечает на вопросы аудитории чётко и развёрнуто; использует грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей и др. Следует подчеркнуть, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов не приспособлена к работе с кейсами. Основной её недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать работоспособность учащихся, их многократные выступления. В этом случае высокую значимость приобретает оценочное творчество преподавателя, которое должно носить обоснованный характер. Обучающиеся должны знать не толь-

ко правила работы с кейсом, но и систему оценивания их работы преподавателем.

Преимущества использования кейс-технологии заключаются в отличной возможности для учеников применять пройденный англоязычный материал, осмыслить реальные ситуации, приобрести и использовать на практике знания. Кроме того, в процессе дискуссии ученикам видны их коммуникативные слабости, что стимулирует их желание совершенствовать свои языковые навыки.

Как отмечают специалисты, не стоит предполагать, что кейсы могут заменить традиционные формы обучения. Разбор конкретных примеров способствует формированию стереотипного, предвзятого подхода к решению схожих проблем, и учащийся не будет способен подняться на более высокий уровень обобщения без хорошей теоретической базы.

При выборе данной технологии следует учесть уровень знаний и ступень обучения учеников, так как для осуществления поставленных целей и задач урока, необходим опыт и знания. Также немаловажным фактором будет высокая квалификация преподавателя, так как организация и вектор работы должны быть грамотно продуманны и заданы.

Список литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: методическое пособие. - М.: РосНИИкадры, 2003. - 156 с.

3. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. -1999. - № 1. - С. 109-117.

4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

5. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода - К.: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.