Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ-КУЛЬТУРОЛОГАМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА")'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ-КУЛЬТУРОЛОГАМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КРИЗИС / КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучугова Наталия Ю.

В статье рассматривается применение кейс-технологии в преподавании иностранного языка для студентов-бакалавров по направлению подготовки «культурология». На примере темы «Культурное наследие в условиях кризиса» автор показывает широкие возможности использования иностранного языка (далее - ИЯ) для освоения профессии. Статья посвящена анализу теоретических и практических особенностей применения кейсов, инструментария, а также организации образовательного процесса с привлечением кейс-технологии. Инструментарий проблемно-ориентированного кейса для культурологов состоит из статьи-кейса по профилю подготовки обучающихся, видеоматериала с разработанными лексико-грамматическими упражнениями, проектной работы по проблеме разрушения культурного наследия в исторической ретроспективе, заданий на подготовку и защиту презентации кейса о культурном наследии как основе национально-культурной идентичности. ИЯ в данном случае выступает как средство освоения профессии, поскольку исследование проблемы и ее представление в аудитории осуществляются на основе иноязычных источников. Использование кейс-технологии позволяет творчески подойти к освоению профессионально-ориентированного ИЯ и создать условия для его практического применения. А изучение проблем культурного взаимодействия в эпоху глобализации позволяет лучше понять собственную культуру и расширить возможности культурного диалога между нациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING CASE-STUDY TECHNOLOGY FOR TEACHING STUDENTS OF CULTUROLOGY (BY THE EXAMPLE OF THE THEME “CULTURAL HERITAGE IN CRISIS”)

The article deals with the application of the case-study in teaching foreign language for students of the Bachelor’s Degree Program in Culturology. By the example of the topic of cultural heritage “crisis” the author reveals wide possibilities of using foreign language for mastering profession. The article is devoted to the analysis of theoretical and practical peculiarities of the case-study usage, specific tools and the arrangement of the educational process. Problem-oriented case-study for culturologists incorporates the following instruments: professionally-focused text, video accompanied by the lexicogrammatical assignments, projects about the examples of cultural heritage destruction in history, assignment to present the results of the research on the theme of cultural heritage as the core of the national cultural identity. Foreign language is used here as a tool of mastering profession because the research itself is based on foreign sources. Case-study helps to teach the professionally-oriented language in a creative way and to provide the environment for its usage. Studying cultural interaction in the globalized world makes it possible to understand our own culture and broadens the possibilities of cultural dialogue between nations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ-КУЛЬТУРОЛОГАМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА")»

УДК 378.016:811+008

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-3-138-147

Использование кейс-технологии на занятиях со студентами-культурологами (на примере темы «Культурное наследие в условиях кризиса»)

Наталия Ю. Сучугова

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, suchugova@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается применение кейс-технологии в преподавании иностранного языка для студентов-бакалавров по направлению подготовки «культурология». На примере темы «Культурное наследие в условиях кризиса» автор показывает широкие возможности использования иностранного языка (далее - ИЯ) для освоения профессии. Статья посвящена анализу теоретических и практических особенностей применения кейсов, инструментария, а также организации образовательного процесса с привлечением кейс-технологии.

Инструментарий проблемно-ориентированного кейса для культурологов состоит из статьи-кейса по профилю подготовки обучающихся, видеоматериала с разработанными лексико-грамматическими упражнениями, проектной работы по проблеме разрушения культурного наследия в исторической ретроспективе, заданий на подготовку и защиту презентации кейса о культурном наследии как основе национально-культурной идентичности.

ИЯ в данном случае выступает как средство освоения профессии, поскольку исследование проблемы и ее представление в аудитории осуществляются на основе иноязычных источников. Использование кейс-технологии позволяет творчески подойти к освоению профессионально-ориентированного ИЯ и создать условия для его практического применения. А изучение проблем культурного взаимодействия в эпоху глобализации позволяет лучше понять собственную культуру и расширить возможности культурного диалога между нациями.

Ключевые слова: преподавание профессионально-ориентированного иностранного языка, кейс-технология, инструментарий, культурное наследие, кризис, культурно-национальная идентичность

Для цитирования: Сучугова НЮ. Использование кейс-технологии на занятиях со студентами-культурологами (на примере темы «Культурное наследие в условиях кризиса») // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 3. С. 138-147. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-3-138-147

© Сучугова Н.Ю., 2022

Using case-study technology for teaching students of culturology (by the example of the theme "Cultural heritage in crisis")

Nataliya Yu. Suchugova

Russian State University for the Humanities Moscow, Russia, suchugova@gmail.com

Abstract. The article deals with the application of the case-study in teaching foreign language for students of the Bachelor's Degree Program in Culturology. By the example of the topic of cultural heritage "crisis" the author reveals wide possibilities of using foreign language for mastering profession. The article is devoted to the analysis of theoretical and practical peculiarities of the case-study usage, specific tools and the arrangement of the educational process.

Problem-oriented case-study for culturologists incorporates the following instruments: professionally-focused text, video accompanied by the lexico-grammatical assignments, projects about the examples of cultural heritage destruction in history, assignment to present the results of the research on the theme of cultural heritage as the core of the national cultural identity.

Foreign language is used here as a tool of mastering profession because the research itself is based on foreign sources. Case-study helps to teach the professionally-oriented language in a creative way and to provide the environment for its usage. Studying cultural interaction in the globalized world makes it possible to understand our own culture and broadens the possibilities of cultural dialogue between nations.

Keywords: teaching professionally-oriented language, case-study, set of tools, cultural heritage, crisis, national cultural identity

For citation: Suchugova, N.Yu. (2022), "Using case-study technology for teaching students of culturology (by the example of the theme 'Cultural heritage in crisis')". RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 3, pp. 138-147, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-3-138-147

Введение

Как повысить интерес обучающихся к изучению профессионально-ориентированного ИЯ в вузе, активизировать их познавательную и творческую деятельность, развивать навыки критического мышления? Ответом на этот вопрос может стать использование кейс-технологии, которая подразумевает «осмысление, критический анализ и решение конкретных проблем или случаев» [Бирюков 2015, с. 1] в процессе обучения.

Кейс-технология широко используется в преподавании целого ряда гуманитарных дисциплин, обладая таким ценным для методики обучения качеством, как междисциплинарность: решение задачи в одной области неизбежно требует знаний из смежных отраслей науки. Так, решение кейсов со студентами-культурологами предполагает обращение к таким сферам человеческой деятельности, как история, искусство, антропология, социология и т.п. Это значительно расширяет кругозор студентов, обогащает их знания, заставляет целенаправленно отбирать и анализировать иноязычную информацию профессионального и социально значимого содержания, способствуя развитию умений письменной и устной коммуникации.

Теоретические основы использования кейс-технологии

При подготовке конкретного кейса для студентов вуза преподавателю необходимо тщательно проработать схему его (кейса) построения, учитывая ряд важных моментов. Во-первых, предлагаемый материал должен быть проблемного характера, содержать конфликтогенную информацию, углубленное изучение которой позволит обучающимся сформировать суждение по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам. Во-вторых, целью решения учебного кейса после ознакомления с темой является поиск альтернативных путей решения поставленного вопроса, что подразумевает проведение своего небольшого исследования с использованием дополнительных источников информации. В-третьих, использование ИЯ становится в данном случае «инструментом для анализа и решения конкретных ситуаций из различных областей гуманитарных предметов» [Десятова 2020, с. 2].

Применение кейс-технологии при обучении профессионально-ориентированному ИЯ позволяет обучающимся погрузиться в специфическую иноязычную среду, приобрести навыки решения задач в области будущей профессии, овладеть не только теоретическими знаниями в изучаемой области, но и практическими умениями использования ИЯ для достижения профессиональных целей. Опыт проведения занятий подобного рода со студентами направлений «история искусства» и «дизайн» показал эффективность применения этого метода. Инструментарий для решения кейса, по нашим наблюдениям, может варьироваться в зависимости от специфики темы, поставленных задач, уров-

ня подготовленности студентов как в области владения ИЯ, так и с точки зрения их общей и профессиональной эрудиции. Использование линейки из обучающих инструментов позволяет достичь целей развития как языковой и речевой, так и профессиональной и социокультурной компетенций.

Кризис культурного наследия: специфика темы

Студенты-культурологи на протяжении всего периода обучения в вузе знакомятся с вопросами теории и истории культуры, культурной антропологией, социологией и философией культуры, межкультурной коммуникацией, с проблемами сохранения культурного наследия. На занятиях ИЯ на старших курсах, где язык используется уже как инструмент освоения профессии, рассматриваются вопросы культурологии «на языке», что помогает будущим специалистам изучить зарубежный опыт и уметь уверенно использовать ИЯ в профессиональной деятельности.

Под культурным наследием мы понимаем часть нашей культурной общности, то, что представляет нашу историю и национальную идентичность, нашу связь с прошлым, настоящим и будущим. Концепт культурного наследия включает в себя не только артефакты (архитектурные сооружения, скульптуры, картины, книги и т. п.), но и объекты нематериальной культуры (например, традиции, предания, социальные практики) и окружающей среды (природные заповедники и заказники). Сохранение культурного наследия - одна из давних проблем человечества. Его разрушение происходило и происходит во все времена и во всех культурах. На занятии целесообразно рассмотреть проблему кризиса культурного наследия. Слово «кризис» имеет коннотацию актуальной, но временной ситуации. На самом деле условия кризиса, вызванного временной нестабильностью - политической, экономической или социальной, создают новые предпосылки для разрушения культурного наследия, которое уже началось и будет продолжаться после окончания кризиса. Чтобы лучше понять, что именно происходит в кризисных ситуациях, студентам предлагается рассмотреть ряд исторических примеров, увидеть тенденции происходящих в современном мире событий, определить основные риски (экономическое развитие, климатические изменения, туризм, природные катаклизмы, войны, грабежи) и попытаться понять, что можно сделать для сохранения тесной связи с предками. Целью кейса «Куль-

турное наследие в условиях кризиса» является критическое осмысление ситуации разрушения материальных и нематериальных ценностей в историческом аспекте и поиск возможных решений в разных странах и культурах.

Инструментарий кейса

Структура кейса, предложенная преподавателем, должна быть тщательно проработанной. Выполняя задания, студенты достигают конкретной цели - это не только получение знаний в профессиональной области и в области ИЯ, но и использование их на практике. При реализации кейс-метода часть реальной жизни привносится в учебную аудиторию с помощью определенного инструментария. В данном случае он выглядит следующим образом:

1) аутентичный текст "Cultural heritage 'in crisis'";

2) задания на усвоение лексики и перевод фрагмента текста;

3) задания на составление аннотации к статье;

4) видеоматериал о спорном статусе барельефов Парфенона в Британском музее;

5) анализ стихотворения Байрона «Проклятие Минервы» (The Curse of Minerva1);

6) задания на представление и анализ примеров разрушения культурного наследия на протяжении истории человечества;

7) постановка проблемы о влиянии культурного наследия на формирование национально-культурной идентичности в целом и о возможных путях предотвращения разрушения этого наследия в частности;

8) задания на поиск информации по решению проблемы;

9) подготовка презентаций;

10) защита презентаций перед аудиторией с последующим обсуждением.

Такая структура работы позволяет студентам глубоко изучить тему, овладеть необходимым лексико-грамматическим материалом и использовать полученные знания на практике путем проведения исследования и предоставления его результатов для дискуссии на занятии.

1 The Curse of Minerva by Lord Byron [Электронный ресурс]. URL: https://heUopoetry.com/poem/4299/the-curse-of-minerva/ (дата обращения 12 мая 2022).

Практическое применение кейс-технологии на занятиях ИЯ

Работу студентов-культурологов с предложенным кейсом целесообразно построить следующим образом. Изучение темы начинается с обсуждения того, что известно студентам о данной проблеме. Это поможет активизировать необходимую лексику. Далее - чтение и анализ аутентичной статьи проф. С. Малдера и Д. Трейн «Cultural heritage "in crisis"»2, в которой сформулированы основные проблемы и даны краткие характеристики угроз культурному наследию. Текст сопровождается иллюстрациями, что позволяет представить и осознать масштаб происходящих изменений. Работа со статьей представляет собой не только выполнение заданий на его понимание, но и на создание активного вокабуляра. Студентам предлагается самостоятельно составить список слов и словосочетаний по изучаемой теме. Для развития навыков перевода целесообразно использовать завершающий фрагмент статьи, где ставится вопрос о возможности предотвращения культурного разрушения. По завершении работы с текстом представляется необходимым предложить студентам написать краткую аннотацию статьи (на русском или английском языках, в зависимости от уровня группы или индивидуальных возможностей обучающихся), что поможет им суммировать полученные знания и представить их в сжатом виде.

Следующий инструмент кейса - это изучение и анализ конкретного исторического примера грабежа культурных ценностей. Речь идет о знаменитых «мраморах Элджина» - скульптурах и рельефах Парфенона, вывезенных из Греции лордом Элджином в начале XIX в. и находящихся доныне в Британском музее. Споры о целесообразности их возвращения на историческую родину не утихают до сих пор. Студентам предлагается просмотр видеоролика о спорном статусе греческих шедевров3. Развивая навыки слушания и говорения, будущие специалисты обсуждают содержание видеоматериала по представленным вопросам (на общее понимание и детальное рассмотрение), предварительно ознакомившись с предложенными преподавателем словосочетаниями, которые могут вызвать затруднения при просмотре.

2 Cultural heritage "in crisis" [Электронный ресурс]. URL: https:// smarthistory.org/cultural-heritage-in-crisis/ (дата обращения 12 мая 2022).

3 Who owns the Parthenon sculptures? [Электронный ресурс]. URL: https://smarthistory.org/who-owns-the-parthenon-sculptures-2/ (дата обращения 15 мая 2022).

Тема мраморов Элджина далее развивается в анализе стихотворения лорда Байрона «Проклятие Минервы». Предоставив студентам возможность прикоснуться к поэзии прославленного британского поэта, создать о ней собственное впечатление и уловить отзвуки былого в настоящем, целесообразно далее провести анализ небольшого фрагмента оригинального поэтического текста в сравнении с русским переводом, отметить особенности па-фосного языка лорда Байрона и творческую переработку поэзии в нескольких вариантах перевода русскоязычных авторов.

Следующий этап работы позволяет переключиться с области филологии на историю и рассмотреть основные проблемы уничтожения культурного наследия в разные эпохи. К их числу относятся разорение, иконоклазм и намеренное «стирание» культуры по идеологическим принципам; грабежи и присвоение объектов культуры в целях пропаганды и материального обогащения; реституция, репатриация, реконструкция и художественная интервенция после разрушительных войн и военных конфликтов. Здесь в зависимости от подготовленности студентов можно варьировать глубину изучения темы, предлагая к рассмотрению разные временные периоды и регионы мира. Среди них особо выделяются эпоха Древнего Рима, период иконоборчества в Византии (VIII-IX вв.) и Нидерландах (во время Реформации), завоевания Наполеона, Вторая мировая война, современность. Обучающиеся готовят проекты и представляют их результаты аудитории. Вместе создается обобщающая таблица по периодам и событиям с указанием конкретных образцов искусства и культуры, подвергшихся разрушению или уничтожению. Анализ происходивших ранее событий позволяет понять характер и масштаб негативного воздействия на культуру в предыдущие эпохи и сделать выводы о том, как можно предотвратить оскудение наследия предков.

Наконец, после детального изучения вопроса, когда студенты уже обладают достаточным багажом знаний как самого предмета, так и лексических единиц по данной теме, целесообразно перейти к финальному этапу - решению поставленной проблемы. Преподаватель ставит вопрос о взаимосвязи культурного наследия и национально-культурной идентичности, под которой понимается «осознание человеком своей принадлежности к той или иной нации и той или иной национальной культуре» [Ку-руленко, Нефедова 2015, с. 232]. В современном обществе происходит стирание национальной идентичности в условиях глобализации, когда культурные нормы и ценности упрощаются и унифицируются. Поэтому важно акцентировать внимание на

проблеме разрушения культурного наследия как угрозы утраты национального самосознания. Студентам предлагается провести исследование культурного наследия взятых на выбор наций, определить основные материальные и нематериальные объекты, отметить современные угрозы их существованию, изучить предпринимаемые в разных странах меры по их устранению и попытаться предложить свое видение возможных вариантов сохранения национального достояния. Подготовленные студентами результаты исследования выносятся на обсуждение в аудиторию, что позволяет не только познакомиться с разнообразием предложенных тем, но и высказать свое суждение по затронутым вопросам.

Заключение

Таким образом, использование кейс-технологии на занятиях ИЯ со студентами-культурологами являет собой уникальную возможность изучить разные аспекты проблемы кризиса культурного наследия, рассмотреть тему сохранения объектов культуры, проанализировать взаимосвязь между культурным наследием и национально-культурной идентичностью. Междисци-плинарность затронутой темы предполагает расширение знаний студентов в разных областях - истории, искусства, филологии, социологии, антропологии. Целью при этом является поиск альтернативных путей решения вопроса о возможностях сохранения культурной идентичности разных наций через сохранение объектов материальной и нематериальной культуры.

Для эффективной работы нами был предложен инструментарий кейса для работы со студентами-культурологами. Начав с обсуждения терминологии, опираясь на оригинальный иноязычный научно-публицистический текст и видеоматериал искусствоведческого характера, обучающиеся имеют возможность глубоко погрузиться в тему. Выполнение разработанных лек-сико-грамматических заданий к тексту и видеоматериалам позволяет основательно овладеть необходимым вокабуляром для дальнейшей работы. Она связана с изучением исторического аспекта проблемы, когда студенты самостоятельно ищут информацию и готовят сообщения о примерах разрушения культурных объектов. Данный вид задания позволяет представить широкую панораму разных времен и народов и готовит к постановке вопроса о влиянии культурного наследия на формирование национально-культурной идентичности. После этого обучаю-

щиеся подходят к финальному этапу решения кейса: на примере отдельно взятой страны они проводят небольшое групповое или индивидуальное исследование. Студентам требуется определить ряд объектов, представляющих собой особую ценность для выбранной ими культуры, отметить потенциальные угрозы их существованию, изучить вопрос о проводимых мероприятиях по их сохранению и предложить свои варианты обеспечения их сохранности. Завершенные проекты представляются аудитории на обсуждение.

Работа в таком ключе помогает студентам приблизиться к условиям реальной профессиональной деятельности с использованием ИЯ. Это позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению не только ИЯ, но и своей будущей профессии, активизирует их познавательную деятельность, а также способствует развитию навыков критического мышления. В более широком масштабе изучение культурного наследия других стран дает студентам возможность осознать их разнообразие, глубже понять особенности своей культуры и способствовать сохранению межкультурного диалога.

Литература

Бирюков 2015 - Бирюков В.В. Использование кейс-технологии при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/display/ 74332252?utm_source=pdf&utm_medium=banner&utm_campaign=pdf-deco-ration-v1 (дата обращения 15 марта 2022).

Десятова 2020 - Десятова О.В. Содержание кейс-метода в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/9 ec/9eca51736f7239447bdd1476a5e69551.doc (дата обращения 17 марта 2022).

Куруленко, Нефедова 2015 - Куруленко Э.А., Нефедова Д.Н. Национально-культурная идентичность в условиях глобализирующейся реальности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kulturnaya-identichnost-v-usloviyah-globaliziruyuscheysya-realnosti/viewer (дата обращения 14 марта 2022).

References

Biryukov, V.V. (2015), Ispolzovznie keis-technologii pri obuchenii inostrannomy yazyku [Using case-study technology in foreign language teaching], available at: https:// core.ac.uk/display/74332252?utm_source=pdf&utm_medium=banner&utm_ campaign=pdf-decoration-v1 (Accessed 15 March 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.