Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ: ПОДХОДЫ, УСЛОВИЯ, ПРИНЦИПЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ: ПОДХОДЫ, УСЛОВИЯ, ПРИНЦИПЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы соотношения глобализации и национальных культурных ценностей. Экономическая глобализация многими учеными воспринимается как неизбежная, а культурная глобализация как утрата культурных ценностей и обычаев. Идея «глобальной деревни» предвещает «культурное угасание». Миссия «возродить и сохранить жизнь» призывает образовательные организации к управлению этнокультурным пространством. Влияние глобализации на культуру также может способствовать сохранению или утрате этнокультурного наследия. Во избежание этого явления возникла необходимость управления этнокультурной подготовкой будущего педагога. Образовательные организации выработали новые подходы к обучению подрастающего поколения в условиях многонационального и поликультурной среде. Для этого предлагаются новые образовательные программы для более глубокого изучения культурного наследия народов с целью формирования национальной идентичности обучающихся. Не случайно 2022 год посвящен культурному наследию народов России. В настоящее время имеется опыт создания этнокультурного образовательного пространства. В образовательных организациях созданы все условия для изучения родного языка, истории, культуры, обычаев и традиций народа своего региона и страны. Педагогами разработано содержание комплекса программ «Культурное наследие страны». Программы реализуются на основе этнопедагогического подхода. Кроме того, этнокультурное образование обучающихся осуществляется на авторских принципах. Практика обучения направлена на понимание детьми духовно-нравственного наследия своего народа. Это выражается в необходимости включения в образовательный процесс содержания по культурному наследию родного края и страны, ознакомление с ним как необходимого условия развития этнокультурной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL SPACE: APPROACHES, CONDITIONS, PRINCIPLES

The article deals with the issues of correlation between globalization and national cultural values. Economic globalization is perceived by many scientists as inevitable, and cultural globalization as the loss of cultural values and customs. The idea of a «global village» portends a «cultural decline». The mission «to revive and save life» calls on educational organizations to manage the ethno-cultural space. The influence of globalization on culture can also contribute to the preservation or loss of ethno-cultural heritage. In order to avoid this phenomenon, it became necessary to manage the ethno-cultural training of the future teacher. Educational organizations have developed new approaches to teaching the younger generation in a multinational and multicultural environment. For this, new educational programs are proposed for a deeper study of the cultural heritage of peoples in order to form the national identity of students. It is no coincidence that 2022 is dedicated to the cultural heritage of the peoples of Russia. At present, there is experience in creating an ethno-cultural educational space. All conditions have been created in educational organizations for the study of the native language, history, culture, customs and traditions of the people of their region and country. The teachers developed the content of the program complex «Cultural Heritage of the Country». The programs are implemented on the basis of an ethno-pedagogical approach. In addition, the ethno-cultural education of students is carried out on the principles of the author. The practice of teaching is aimed at understanding by children the spiritual and moral heritage of their people. This is expressed in the need to include content on the cultural heritage of the native land and country in the educational process, familiarization with it as a necessary condition for the development of an ethnocultural personality.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ: ПОДХОДЫ, УСЛОВИЯ, ПРИНЦИПЫ»

Педагогика

УДК 371.4

доктор педагогических наук, профессор Александрова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)

УПРАВЛЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ: ПОДХОДЫ, УСЛОВИЯ,

ПРИНЦИПЫ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы соотношения глобализации и национальных культурных ценностей. Экономическая глобализация многими учеными воспринимается как неизбежная, а культурная глобализация как утрата культурных ценностей и обычаев. Идея «глобальной деревни» предвещает «культурное угасание». Миссия «возродить и сохранить жизнь» призывает образовательные организации к управлению этнокультурным пространством. Влияние глобализации на культуру также может способствовать сохранению или утрате этнокультурного наследия. Во избежание этого явления возникла необходимость управления этнокультурной подготовкой будущего педагога. Образовательные организации выработали новые подходы к обучению подрастающего поколения в условиях многонационального и поликультурной среде. Для этого предлагаются новые образовательные программы для более глубокого изучения культурного наследия народов с целью формирования национальной идентичности обучающихся. Не случайно 2022 год посвящен культурному наследию народов России. В настоящее время имеется опыт создания этнокультурного образовательного пространства. В образовательных организациях созданы все условия для изучения родного языка, истории, культуры, обычаев и традиций народа своего региона и страны. Педагогами разработано содержание комплекса программ «Культурное наследие страны». Программы реализуются на основе этнопедагогического подхода. Кроме того, этнокультурное образование обучающихся осуществляется на авторских принципах. Практика обучения направлена на понимание детьми духовно-нравственного наследия своего народа. Это выражается в необходимости включения в образовательный процесс содержания по культурному наследию родного края и страны, ознакомление с ним как необходимого условия развития этнокультурной личности.

Ключевые слова: этнокультурное пространство, глобализация, культурные ценности, управление пространством, образовательная организация, этнокультурное наследие.

Annotation. The article deals with the issues of correlation between globalization and national cultural values. Economic globalization is perceived by many scientists as inevitable, and cultural globalization as the loss of cultural values and customs. The idea of a «global village» portends a «cultural decline». The mission «to revive and save life» calls on educational organizations to manage the ethno-cultural space. The influence of globalization on culture can also contribute to the preservation or loss of ethno-cultural heritage. In order to avoid this phenomenon, it became necessary to manage the ethno-cultural training of the future teacher. Educational organizations have developed new approaches to teaching the younger generation in a multinational and multicultural environment. For this, new educational programs are proposed for a deeper study of the cultural heritage of peoples in order to form the national identity of students. It is no coincidence that 2022 is dedicated to the cultural heritage of the peoples of Russia. At present, there is experience in creating an ethno-cultural educational space. All conditions have been created in educational organizations for the study of the native language, history, culture, customs and traditions of the people of their region and country. The teachers developed the content of the program complex «Cultural Heritage of the Country». The programs are implemented on the basis of an ethno-pedagogical approach. In addition, the ethno-cultural education of students is carried out on the principles of the author. The practice of teaching is aimed at understanding by children the spiritual and moral heritage of their people. This is expressed in the need to include content on the cultural heritage of the native land and country in the educational process, familiarization with it as a necessary condition for the development of an ethnocultural personality.

Key words: ethno-cultural space, globalization, cultural values, space management, educational organization, ethno-cultural heritage.

Введение. Начиная с 1980-х гг. глобализация широко обсуждается в экономических, политических, социальных и культурных кругах, когда свободный рынок стал продвигаться по всему миру, не ограничиваясь национальными границами. Эффекты глобализации имеют многогранный контекст. Как утверждает Baumann, Max Peter [7], экономическая глобализация воспринимается как неизбежная, а культурная глобализация имеет тенденцию повышать опасения и страхи. Эти страхи отражаются в теории рационализации (согласно Максу Веберу), в которой рыночная рациональность неизбежно ведет к утрате культурных ценностей и обычаев. Идея «глобальной деревни», о которой писал McLuhan [8], оказалась более чем пророческой, которую он не ожидал.

Не случайно в науке произошло усложнение понимания культуры в контексте глобализации - «принцип территориальности» и его «ассоциация с конкретной интерпретацией культуры и дома» [7]. Baumann, Max Peter: «Логика» единой национальной культуры связана к возникновением национального государства в XVII-XVIII вв., явление, которое привело к тому, что стало называться «культом культурной идентичности» [7]. Однако эссенциалистские концепции культуры, основанные на территориальности, исчерпали себя в связи с массовыми миграциями, начавшимися в конца XIX и начала XX вв. Если поначалу во многих странах преобладала ассимиляционистская политика и практика, то «подтверждение культурного плюрализма» в конце XX в. породило осознание «разнообразия местного населения» и стремление к «возрождению прошлого».

Изложение основного материала статьи. Заявленная миссия по возрождению и сохранению глобального культурного наследия среди подростков и молодежи прочно вписывается в программу контекста глобализации, особенно в свете насыщения средств массовой информации идеи «глобальной деревни», что предвещает «культурное угасание». Миссия «возродить и сохранить жизнь» призывает образовательные организации к управлению этнокультурным пространством.

Теоретически глобализация и культура неизбежно гарантируют защиту от потенциальных потерь. «Глобальное культурное наследие» подразумевает, что конкретные культурные практики являются не только характеристикой местных этнических сообществ, но и в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, представляют собой осязаемую ценность для всего человечества. Влияние глобализации на культуру и культурную деятельность, усилия, направленные на сохранение национальной культуры (включая возрождение и профессионализацию), включая проблематику аутентичности, могут способствовать решению вопросов сохранения этнокультурного наследия.

Понятие этноса всегда предназначалось для идентификации или отличия одной группы от другой. Исторически этнос, как идентифицируемая группа людей, была связана временем и местом. Но это не означает отсутствие мобильности или межгрупповых контактов, а скорее то, что группы дифференцированы по географическому местоположению, что совпало с культурными практиками. В результате культура долгое время обычно понималась как «имеющая особое и почти

определяющее отношение к географическому месту» [10]. Этномировая практика «привозить», например, произведения декоративно-прикладного искусства из своей страны или региона, когда одним участникам нужно поделиться с другими участниками, укрепляет идею о том, что люди связаны культурно и идентифицируемо с местом их происхождения.

В современном контексте также существуют отношения между культурой и местностью. В исторически монокультурных странах культура может, по крайней мере, в какой-то степени определить на карте границы территории современного национального государства. Следовательно, национальная культура может в некоторых контекстах быть относительно беспроблемной. Однако иммиграция усложняет постижение того, что понимается и принимается как четко определенная и однородная культура. Это особенно верно в странах, проводящих политику мультикультурализма, где ассимиляция в доминирующую национальную культуру не требуется и не ожидается.

В результате территории могут терять свою культурную специфику. Увеличение межгрупповых контактов за счет развития транспорта и связи создали условия, которые подрывают древнегреческую концепцию этноса, поскольку люди объединяются и интегрируются в различные практики, что вызывает опасения по поводу культурной однородности. Опасения по поводу культурных потерь из-за глобализации, могут привести к ситуации, когда национальные границы приобретут еще большее значение. В связи с этим, не случайно обострилась проблема разработки структурно-функциональной модели этнокультурной подготовки будущих педагогов, разработанная российскими учеными и опубликованная в зарубежном издании (R.G. Sakhieva, S.N. Fedorova) [9].

Последние десятилетия в различных науках отмечается устойчивый интерес к прошлому наследию, что требует от образовательной системы выработки новых подходов к обучение подрастающего поколения к жизни в условиях многонационального и поликультурной среде, более глубоко изучив культурное наследие народов, который включает в себя различные обычаи и традиции, принципы их взаимосвязь и специфические способы формирования их национальной идентичности.

Учредительные документы ООН и ЮНЕСКО определяют в качестве важнейшей задачи воспитание детей и молодежи в духе мира и уважения других нации. Основной целью реформирования российского образования является стратегия поли- и этнокультурной направленности, которая подчеркивает, насколько ее цели, цели, содержание и методы наставничества и воспитания ориентированы на развитие и социальную адаптацию личности как этнической общности и гражданина многонационального государства, способной к самоопределению в условиях многонациональной цивилизации. Российская Федерация объединяет народы и их культуры, поликультурные регионы России, поэтому мультикультурный аспект, является основой образования [6]. Этнополитическая стратегия государства в образовании приветствует целенаправленное применение этнокультурных элементов в образовательной процесс.

Изучение основ этнического воспитания определяет профессионализм педагога и способствует формированию любви к своей стране, своей культуре и народу. По этой причине ученые и практики все чаще обращают внимание на необходимость комплексного подхода к этнокультурному образованию педагогов. Миссия педагога - передавать от поколения к поколению общечеловеческие ценности, накопленные культурой, и иметь всесторонние знания о национальной, культурной и исторической традиции, фольклор и язык народов, среди которых он работает, находящихся на территории своей республики [5]. Педагог должен быть этнокультурно компетентным, то есть иметь специфическую социально-психологическую качества своей личности и быть подготовленным к межнациональному общению. Как комплекс и многоплановые психолого-педагогические феномены, этнокультурная компетентность включает в себя следующие виды интегративного образования: этнопедагогические, этнопсихологические и поликультурные субкомпетентности, а также операционные и персонализированные составные элементы [9; 11].

Современное энтокультурное пространство характеризуется общественной модернизацией и тенденцией к глобальной интеграции. Отечественное образование в целом характеризуется конкурентоспособностью, консолидацией общества, гарантируя равноправие наций и разных религий, сохранять единое социокультурное пространство страны.

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности человека посредством приобщения к родному языку и культуре одновременно с ценностями мировой культуры. Управление этнокультурным пространством должно обеспечить создание условий для идентификации личности с родной культурой и познания других культур, направить на диалог культур, их взаимообогащение, способствовать формированию полиязычной личности, обладающий способностью эффективно говорить на родном и иностранном языках по модели «двух лояльности»: относящиеся к собственной этнонациональной группе и к государству.

Определенно, что фоном развития системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства, которое подразумевает культурную основу для этнических культур, материальные условия для развития национальных и культурных общностей. Знание родного языка с раннего возраста способствует созданию этнокультурного пространства, его продвижению, а далее и иностранных языков в язык общения, язык обучения, перечень предметов и их содержание.

Сегодня имеется опыт управления в создании этнокультурного образовательного пространства образовательной организации, что способствует сохранению родного языка, формированию самосознания и самоидентификации. В образовательных организациях созданы все условия для изучения родного языка, истории, культуры, обычаев и традиций народа своего региона и страны.

Содержание комплекса программ «Культурное наследие страны» определяется авторскими педагогическими технологиями, имеющими направленность на познание родной культуры, закрепление навыков толерантного поведения в многонациональном обществе через сопоставление творческих проектов модели толерантной личности, анализ культурной идентичности этнических группы и общие традиции народов, проживающих на территории региона.

Педагоги при реализации программ используют образовательные технологии, творческие проекты, направленные на воспитание осознанных установок на толерантность, уважительное отношение к этносам и на умение общаться с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Безусловно, такой опыт способствует сохранению этнической составляющей в образовательном процессе таких образовательных организаций. У обучающихся фиксируется высокий уровень мотивации к изучению истории и культурному наследию страны и родного края.

Гуманизация современного образования позволяет моделировать развитие личности на основе этнопедагогического подхода, обоснованного Г.Н. Волковым, В.Н. Ивановым [2; 3] и др. В основу моделирования положены следующие исходные положения:

- специальная подготовка педагогов для ведения кружковых и музейных занятий по специфике истории и культуры;

- комплексный подход к разработке занятий по ознакомлению с историей края и местным искусством;

- историко-культурологический подход, позволяющий рассматривать историческую и искусствоведческую специфику местного искусства.

Этнокультурное образование обучающихся, по нашему мнению, может строиться на следующих авторских принципах:

- принцип единства типа культуры, воздействующей на ребенка;

- принцип свободы выбора ребенком вида искусства через занятия в студии;

- принцип преобладания бессловесного педагогического воздействия внешним обликом, жестом, свои творчеством, примером;

- принцип резервности и вариативности заданий в выборе образа и способа его изображения, согласно возможностям детей;

- принцип сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, обеспечение соответствующих условий [1].

Продолжает оставаться актуальным вопрос об устранении ассимиляции культур как явления, характерного для

процесса поглощения одной культуры другой, о чем убедительно указано в исследованиях Н.Б. Крыловой [4]. Внедрение в практику работы с обучающимися педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, способно изменить эту ситуацию. Следовательно, практика этнокультурологического образования должна быть направлена на первоначальное понимание детьми духовно-нравственного наследия своего народа, что выражается в необходимости включения в педагогический процесс содержания по этнокультуре родного края и страны, ознакомление с ним как необходимого условия развития этнокультурной личности.

Определение стратегии педагогических действий призвано содействовать нравственному воспитанию детей, их духовному обогащению и формированию национального самосознания и содействие приобщению к истории края, его культурному наследию, а в целом формирование у детей эстетического отношения к действительности и к культурному наследию своей страны. Основная идея стратегии предполагает развитие личности средствами региональной истории и искусства с авторской методикой преподавания его детям.

Выводы. Духовный потенциал личности определяется степенью его приобщенности к национальным и региональным культурным традициям, ибо погоня за большим объемом знаний приводит к тому, что ребенок не успевает эмоционально воспринять их содержание и осмыслить как достояние собственной культуры. Этнокультурное образование представляет собой управляемый целостный процесс познания и практического освоения этнического наследия, процесс формирования и воспитания личности в традициях этнокультуры, сочетал в себе моноэтническую глубину родной культуры и полиэтническую широту.

Литература:

1. Александрова, Н.С. Феномен народной игрушки. Художественно-эстетическое образование детей средствами народной игрушки / Н.С. Александрова // Педагогика. Общество. Право. - 2016. - №2(18). - С. 4-11.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Иванов, В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования / В.Н. Иванов. - Чебоксары, 1999. - 246 с.

4. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2010. - 480 с.

6. Akberova, A.G. Ethnocultural educational space as a factor of bringing-up patriotism in the students / A.G. Akberova // Kazan Pedagogical Magazine. - 2013. - 1(96). - P. 124-127

7. Baumann, Max Peter. The Local and the Global: Traditional Musical Instruments and Modernization / Max Peter Baumann // The World of Music. - 2000. - №42 (3). - P. 121-144

8. McLuhan. Hot & Cool, NY, Signet Books published by The New American Library, Inc., 1967. - 272 p.

9. Sakhieva, R.G., Fedorova, S.N. Structural-Functional Model of Ethnocultural Training of Future Educators: Competency-Based Approach / R.G. Sakhieva, S.N. Fedorova // International journal of environmental & Science education. - 2016. - Vol. 11. -№9. - 2785-2798. DOI: 10.12973/ijese.2016.721a. - P. 2785-2798

10. Tomlinson, J. Cultural Globalization / J. Tomlinson // In The WileyBlackwell Encyclopedia of Globalization, edited by George Ritzer. - 2012. - №1-8. Malden. - MA: Blackwell Publishing Ltd.

11. Vorontsova, E.M., Fedorova, S.N. Formation of informational and communicative competency of future educators in the process of their professional training / E.M. Vorontsova, S.N. Fedorova // Vektor nauki. Tolyatti State University. Series: Pedagogics and psychology. - 2012. - №4 (11). - P. 54-57

Педагогика

УДК 378

заведующий кафедрой графического дизайна и медиатехнологий, преподаватель Амчиславская Евгения Юрьевна

ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (г. Белгород)

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТАМИ-ДИЗАЙНЕРАМИ)

Аннотация. В статье рассматривается специфика формирования мягких навыков в процессе профессиональной деятельности. Важными задачами в педагогике являются формирование мягких навыков, развитие творческих способностей, умение ставить и решать задачи. Развитие творческой деятельности в процессе подготовки проектов к конкурсам способствует формированию soft skills у студентов. Задача современной системы образования состоит не только в процессе овладения знаниями, но и в развитии личности, творческого потенциала и самореализации. Подготавливая проекты к конкурсам, студент воплощает в жизнь собственные идеи, самостоятельно реализовывая свои возможности, благодаря процессу творческой деятельности.

Ключевые слова: студенты, профессиональная подготовка, студенты-дизайнеры, мягкие навыки, творческая деятельность, творческий уровень, образование, самореализация, самопрезентация.

Annotation. The article discusses the specifics of the formation of soft skills in the process of professional activity. Important tasks in pedagogy are the formation of soft skills, the development of creative abilities, the ability to set and solve problems. The development of creative activity in the process of preparing projects for competitions contributes to the formation of soft skills among students. The task of the modern education system is not only in the process of mastering knowledge, but also in the development of personality, creative potential and self-realization. Preparing projects for competitions, the student embodies his own ideas, independently realizing his capabilities, thanks to creative activity.

Key words: students, professional training, students-designers, soft skills, creative activity, creative level, education, self-realization, self-presentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.