Научная статья на тему 'Использование кейс-метода в процессе формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры'

Использование кейс-метода в процессе формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / CASE-METHOD / LEGAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукаш О. А.

Рассмотрены особенности кейс-метода и вопросы его применения в преподавании правовых дисциплин студентам колледжа культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of case-method in the process of legal competence's formation of the students of the college of culture

The specifics of case-method and the questions of its usage in the teaching of legal disciplines by students of the college of culture are analyzed.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода в процессе формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры»

УДК 377.315.6.016:34

O.A. Лукаш, аспирант, (903) 659-25-84,

oksana26061981 @mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ

Рассмотрены особенности кейс-метода и вопросы его применения в преподавании правовых дисциплин студентам колледжа культуры.

Ключевые слова: образование, кейс-метод, правовая компетентность,

профессиональная деятельность.

На современном этапе социального развития России одними из самых актуальных являются задачи, связанные с построением правового государства и гражданского общества. Выполнение этих задач зависит не только от изменений в экономике или в законодательстве, но и от отношения граждан к праву как социальному регулятору, от уровня их правовой компетентности. В связи с этим одной из важнейших задач образования является качественная правовая подготовка обучающихся. Как справедливо отмечает доктор философских наук В.Н. Гуляихин, «образовательные учреждения должны стать инструментами изменения институтов государственной власти РФ, которые остро нуждаются во вводимых легитимным путём масштабных преобразованиях, необходимых для ответа на серьёзные исторические вызовы нашему социуму» [2, с. 6].

Уровень правовой компетентности, формируемый в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, во многом зависит от методов, приёмов и средств обучения, которые используются в учебном процессе. Наряду с традиционными методами преподавания правовых дисциплин целесообразно применять и инновационные, одним из которых является кейс-метод, или метод конкретных ситуаций.

В данной статье будут рассмотрены вопросы использования кейс-метода в процессе формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры.

Правовая подготовка специалистов социально-культурной сферы в системе среднего профессионального образования осуществляется в рамках дисциплин «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Освоение основ права предполагает изучение главного закона страны - Конституции РФ, знакомство с основными отраслями права, изучение судебной системы и системы правоохранительных органов. В области правового обеспечения профессиональной деятельности выпускник должен иметь представление

об основах государственной политики и права в области социальнокультурной деятельности, знать историю и современное состояние законодательства о культуре, права и обязанности работников социальнокультурной сферы, уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством. В новом Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 071801 «Социально-культурная деятельность», который вводится в действие с 1 сентября 2011 года, наряду с перечисленными требованиями указывается необходимость иметь практический опыт работы с нормативно-правовой документацией [5, с. 41]. В этом заключается одна из важнейших особенностей компетентностного подхода, являющегося ведущей идеей современного образования - грамотное применение полученных знаний в практической деятельности, овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений. Развитию этой способности в большой степени, с нашей точки зрения, содействует использование в процессе преподавания правовых дисциплин кейс-метода.

Прежде чем рассмотреть вопросы применения кейс-метода при формировании правовой компетентности студентов, необходимо охарактеризовать его сущность.

Кейс-метод (англ. case method, case-study) представляет собой метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Встречаются и другие его названия - метод конкретных ситуаций, ситуационный анализ. Суть данного метода заключается в предоставлении обучающимся какой-либо конкретной спорной жизненной ситуации - кейса (от англ. case - случай) и в необходимости её разрешить. В данной ситуации возможных решений должно быть несколько, так как кейс предполагает наличие сразу нескольких мнений на одну и ту же проблему и нескольких способов её разрешения. В этом состоит принципиальное отличие кейсов от классических задач. В задаче всегда есть одно правильное решение, кейс же предусматривает альтернативность решений. Кейс-метод предполагает «описание ситуации, выявление и группировку факторов, определяющих выбор необходимых решений, оценку аргументированности и эффективности этих решений с точки зрения текущих и перспективных последствий» [1, с. 260].

Впервые метод case-study был использован в учебном процессе в школе права Гарвардского университета. Внедрение данного метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. В настоящее время кейс-метод достаточно активно применяется в зарубежном образовании и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Что касается отечественного образования, то в 20-е годы XX века кейс-метод был известен в нашей стране преподавателям прежде всего экономических дисциплин, однако в

СССР не применялся достаточно долго. Интерес к нему появился лишь в конце XX столетия.

В связи с курсом на модернизацию российского образования в последние годы осуществляется активный поиск эффективных методов обучения. Целесообразность использования кейс-метода в учебном процессе, в том числе в преподавании правовых дисциплин, обусловлена следующими факторами:

1) в процессе сотрудничества преподавателя и студентов усилия последних направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;

2) результатом этой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы, которые будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности студентов;

3) потенциал кейс-метода включает в себя формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.

Использование кейс-метода в процессе преподавания правовых дисциплин, с нашей точки зрения, совершенно необходимо, так как каждый отдельный правовой случай требует многомерного рассмотрения. Качественное изучение права предполагает способность видеть конкретную ситуацию через правовую норму и переносить правовую норму в конкретную ситуацию. Развитию данной способности в значительной мере содействует кейс-метод как метод, ориентированный на применение теоретических знаний на практике, на решение конкретных жизненных ситуаций. Кроме того, в сфере права необходимы развёрнутая аргументация, использование особых речевых оборотов, выстраивание сложных логических «цепочек». Формированию этих навыков также способствует метод саБе-БШёу, поскольку центральное место в нём занимает дискуссия. Дискуссия, как справедливо отмечает доктор педагогических наук, профессор В.И. Загвязинский, «помогает развитию способности творчески мыслить, формирует умение аргументированно доказывать свою точку зрения» [3, с. 163]. Выполнение заданий в форме кейсов по правовым дисциплинам не только развивает логическое мышление, внимание и память, но и позволяет нестандартно мыслить, выдвигать оригинальные мнения и неожиданные, небанальные способы решения тех или иных общественных проблем в реальных жизненных ситуациях.

Следует отметить необходимость качественного составления самих кейсов. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

1) соответствовать чётко поставленной цели создания;

2) иметь необходимый уровень трудности;

3) быть актуальным на сегодняшний день;

4) иллюстрировать типичные ситуации;

5) развивать аналитическое мышление;

6) провоцировать дискуссию;

7) иметь несколько вариантов решений.

Обучение с помощью метода кейсов являет собой достаточно сложный процесс, в структуре которого выделяются несколько этапов. Последовательность этих операций представлена в книге под редакцией доктора социологических наук, профессора Ю.П. Сурмина «Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода» в виде следующей схемы [4, с. 173]:

Ознакомление студентов с текстом кейса

Д JQL

-------------------------------

Организация обсуждения кейса, дискуссии

Управление дискуссией

Оценивание учзе-ников дискуссии

Подведение итогов дискуссии

Наиболее важными направлениями разработки кейсов по правовым дисциплинам могут быть такие проблемы, как:

1) статьи законов и механизм их реализации;

2) права человека и способы их защиты;

3) правовое регулирование труда;

4) судебный процесс и его составляющие;

5) проблемы формирования правовой культуры граждан.

В качестве примера кейса по дисциплине «Основы права» можно привести следующую ситуацию. 1 февраля 2011 года Воробьёва купила в магазине платье и сапоги, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой, она вновь примерила платье, но фасон ей не понравился. Посоветовавшись с родными, Воробьёва решила обменять платье в ближайшую пятницу, 4 февраля. Платье Воробьёва больше не надевала. Возвращаясь с работы 3 февраля, она споткнулась на лестнице, а затем обнаружила, что на одном из новых сапог у носка отрывается подошва. 4 февраля Воробьёва пришла в магазин и потребовала обменять платье, а за сапоги вернуть деньги. Администрация магазина отказалась обменять платье, мотивируя тем, что оно качественное, соответствующего размера и никаких серьёзных причин для обмена нет. В отношении сапог администрация заявила, что может только поменять их на другую пару.

Правомерны ли действия администрации магазина, каковы варианты решений данного спора и способы защиты прав покупателя Воробьёвой?

Примером кейса по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» может быть такая ситуация. Дмитриев был уволен с должности педагога дополнительного образования детской школы искусств за порочащее данное учреждение поведение. Считая действия руководства незаконными, уволенный обратился с исковым заявлением в суд через 12 дней после увольнения с просьбой восстановить его на работе. Какие обстоятельства дела необходимо выяснить, как следует решить данный спор, правомерны ли действия работника и работодателя в этой ситуации и какие ещё способы защиты вправе использовать Дмитриев?

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что ценность кейс-метода заключается в том, что он является практикоориентированным, даёт возможность применять полученные правовые знания в конкретных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности. Это особенно важно, так как студенты неюридических специальностей, в том числе социально-культурной сферы, нередко относятся к правовым дисциплинам как к второстепенным, отвлекающим от обучения их основной специальности, по которой будет выдан диплом. Кейс-метод позволяет выявить значимость правовой компетентности в структуре профессиональной компетентности специалиста социальнокультурной сферы. Использование кейс-метода в процессе формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры играет существенную роль в их профессиональной подготовке, поскольку позволяет научить студентов нестандартно мыслить, быстро ориентироваться в сложившихся ситуациях и своевременно принимать необходимые решения.

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.

2. Гуляихин В.Н. Юридическое образование как фактор и средство правовой социализации российских граждан // Право и образование. 2010. № 10. С. 6.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная

интерпретация: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 192 с.

4. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071801 «Социально-культурная деятельность». М., 2010 // www.edu.ru.

O.A. Lukash

The usage of case-method in the process of legal competence’s formation of the students of the college of culture.

The specifics of case-method and the questions of its usage in the teaching of legal disciplines by students of the college of culture are analyzed.

Key-words: education, case-method, legal competence, professional activity.

Получено 12.02.2011 г.

УДК 378.147:81*243

T.B. Самосенкова, д-р пед. наук, проф.,зав. Кафедрой, (4722) 301039 , samosenkova@bsu.edu.ru

Е.Б. Назаренко, ассистент ,89045346117nazarenkoe@mail.ru (Россия, Белгород, БелГУ)

НОВЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕНСИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Посвящена проблемам обучения иностранных студентовязыку профессионального общения в рамках краткосрочных курсов. Рассматриваются основные особенности ускоренного обучения русскому языку как иностранному, а также определяются пути эффективного овладения профессионально-речевым общением на основе объединения принципов интенсивного и коммуникативного обучения.

Ключевые слова: иностранные студенты, краткосрочные курсы,

профессиональное общение, интенсивный метод, коммуникативный метод, коммуникативная компетенция.

Обучение иностранных студентов профессионально-речевому общению на русском языке в условиях краткосрочных курсов имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать такие факторы, как возраст учащихся, их индивидуальные особенности, опираться на предыдущий профессиональный опыт и уровень владения языком, осознавать специфические цели, задачи, принципы и методы обучения, гибко выстраивать учебный процесс, ориентируясь на конкретную группу учащихся, нацеленную на определённый результат владения профессионально-коммуникативной компетентностью.

Занятия на краткосрочных курсах носят интенсивный характер, что проявляется, в первую очередь, в продолжительности ежедневных занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.