Critical discourse analyze in the study of political placard discourse - conceptual schema of analysis
Section 7. Sociology
Gryshchenko Mariia, Taras Shevchenko University or Kyiv, Phd stident, M. A. in Sociology, Sociological Department E-mail: [email protected]
Critical discourse analyze in the study of political placard discourse - conceptual schema of analysis
Abstract: The author pay attention on the political placards presented during the protest discourse analysis. The author successively disclosed the key features of political placard as political discourse, its basic characteristics and role in contemporary protest movements in the paper. Based on the main characteristics of the political poster as a discourse, it is presented the conceptual schema of the political placard analysis using N. Fairclough’s CDA, completed elements of R. Wodak’s historical discourse method.
Keywords: Critical discourse analyze, new social movements, social protest, political discourse, political placard discourse.
Грищенко Мария,
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка, Аспирант, магистр социологии, Факульте социологии E-mail: [email protected]
Использование КДА в исследовании дискурса политического плаката - концептуальная схема анализа
Аннотация: Автор статьи обращается к анализу дискурса политического плаката, представленного во время акции протеста. В статье последовательно раскрыты особенности политического плаката, как политического дискурса, его ключевые характеристики и роль в современных акциях протеста. Исходя из основных характеристик политического плаката, как дискурса в статье представлена схема анализа политического плаката используя КДА Н. Феркло, дополненный элементами Исторического дискурс метода Р. Водак.
Ключевые слова: Критический дискурс анализ, новые социальные движения, социальный протест, политический дискурс, дискурс политического плаката.
1. Вступление
С развитием современного общества неинституциональные, неформальные практики политического участия обретают все более широкого распространения, способствуя развитию новых форм политического участия. Одним из таких форм политического участия являются акции протеста. Протестные акции в публичном пространстве города продолжают играть ключевую роль в развитии социальных движений, и таким образом играют важную роль в социальных трансформациях. Именно социальные акции протестов дают возможность участникам социального движения предстать перед публикой, заявить о себе не только перед общественностью, но перед властью. Для презентации своей точки зрения, выдвижения своих требований участники современных акций протеста используют широкий набор инструментов. Важную роль среди
практик протеста продолжают играть политические плакаты. Целостное понимание причин, содержания, структуры и практик современного протеста может быть реализовано только в ключе системного междисциплинарного анализа протестных практик, дискурса в историческом и социо-культурном, глобальном контексте. Так, целью моей статьи является представить схему анализа дискурса политического плаката, представленного в пространсве протеста используя КДА.
2. Теоретические предпосылки исследования
2.1. Политический плакат как дискурс
В своем исследовании я рассматриваю социальные движения с точки зрения парадигмы новых социальных движений (Турен, Хабермас, Мелучи, Кастельс, Гидденс, делла Порта). Современные социальные движения возникают, как «новые формы коллективного действия»
91
Section 7. Sociology
(индивидуализированное), в ответ на постмодернис-чтические социальные трансформации, снижение роли «традиционных институтов политического представительства», и повышение практик неинституциональных, стихийных форм коллективного действия [1, 114-115]. Так, вслед за Донателлой делла Портой и Марио Диани, мы будем рассматривать «социальные движения» как «(1) неформальные сети, базирующиеся на (2) разделяемых всеми ценностях и солидарности, мобилизующие своих участников по поводу (3) конфликтных проблем посредством (4) регулярного использования различных форм протеста» [1, 119]. Для «новых социальных движений» характерным является ориентированность на постматериалистические ценности и коллективная идентичность, базирующаяся на ценностно-нормативных фреймах, посредством которых придается смысл коллективным действиям [1, 116-117]. Более того, анализ новых социальных движений невозможен вне рассмотрения общего социального контекста.
Основной сферой взаимодействия гражданских организаций, социальных движений и политических институтов является публичная сфера. Одним из ключевых механизмов публичного представления новых социальных движений являются акции протеста, представленные в публичном пространстве города. Основной целью таких акций является презентация себя публике, расширение сети участников социального движения, а также конструирование «коллективной» идентичности. Для реализации основных целей участники акций используют широкий набор дискурсивных практик — начиная от классических выступлений активистов со сцены, маршей, скандирований лозунгов, заканчивая новыми креативными театрали-зированными постановками. Новое значение в контексте современных акций протеста приобретает и политический плакат. Так, с одной стороны, плакат выступает средством усиления доминирования дискурса организаторов и активистов акции протеста, с другой стороны дает возможность самовыражения отдельному участнику акции. Более того, в условиях ограничения доступа к возможности публичного выступления, плакат остается единственным способом презентации своей точки зрения на публике, более того представить альтернативную точку зрения в условии гегемонии. Таким образом, политический плакат играет важную роль конструирования идентичности социального движения с одной стороны, и индивидуального самовыражения, самопрезентации с другой.
Политический плакат является объектом визуальной культуры (направленный на оптическое восприятие), представляющий краткое послание с изображением, выполненное в агитационных, информационных, образовательных, рекламных целях. Таким образом, политический плакат, объединяя вербальный и иконографический семиотические коды, является креолизованным текстом [9, 122]. Именно такое взаимодествие вербального и иконическо-го текста обеспечивает необходимый коммуникативный
эффект. Так, вербальное сообщения обращено к рацио и несет объяснительный характер (составляет информационный контекст), в свою очередь невербальный компонент обеспечивает эмоциональный контекст. Такое соединение способов выражения дает возможность «сделать политический текст ярким, броским, привлекательным, интересным, чтобы более эффективно воздействовать на ratio и emotion адресата», более того реализует интенцию самовыражения автора плаката [9, 121].
Вслед за Бахтиным мы будем рассматривать политический плакат, как «первичный жанр политического дискурса», направленный на «убеждение адресата к совершению какого-либо действия» [6, 159-160]. Так, Ванн Дейк предлагает понимание «дискурса», как «текста в контексте», как «действия и процесса», как социальную практику [5, 8-9]. Политический плакат выступает социальной практикой презентации сообщения в публичном пространстве протеста. Исходя из того, что понятие «дискурса» используется для обозначение не только текста, но и для отображения «всего процесса социальной интеракции, где текст является только частью» [3, 24]. Политический плакат следует рассматривать, как часть протестных дискурсивных практик, таких как митинг, выступление лидеров со сцены, выкрикивание лозунгов и. т.д., в общем социально-историческом контексте.
Более того, говоря о понятии «дискурса», Фэркло предлагает различать «дискурс» и «семиозис», так под «семиозисом» он понимает категорию, которая означает широкий круг семиотических элементов социальной жизни (например, язык, визуальные семиозисы, «язык тела» и т. д.) [2, 453]. Семиозисы, представлены в социальных практиках тремя основными способами:
1) как часть социальных активностей, действий (и взаимодействий);
2) как способ репрезентации;
3) как способ конструирования идентичностей [2, 454].
Как семиозис, протестный плакат представлен:
1) как часть протестных практик участников социального движения (социальная активность);
2) как форма (само)презентации своей позиции и точки зрения, которая характерна конкретному индивиду, или социальной группе, организации в публичном пространстве (способ репрезентации);
3) плакат или другой визуальный объект, представленный в пространстве протеста, несет информацию о требованиях протестующих, представляет самоописание участников протеста, формируя образ протестующих, их оппонентов, конструируя идентичности протеста. Более того, семиозис, как часть социальных активностей основывает «жанры» — политический плакат участника протеста выступает жанром политического дискурса. Семиозисы, как форма репрезентации и самопрезентации социальных практик создают «дискурсы» — так, плакат является образцом социального, политического или культурного дискурса (в зависимости от конкретного кейса).
92
Critical discourse analyze in the study of political placard discourse - conceptual schema of analysis
Наконец, семиозис, как часть идентичности создает «стили» — для плаката характерны смешивание различных стилей представления сообщения — карикатуры, официального постановления, лозунга, объявления, шаржа и т. д.
Итак, к основным характеристикам политического плаката, как политического дискурса можно отнести:
1) интертекстуальность, интердискурсивность, интер-медийность, конвергенция стилей, экспрессивных средств и стилистических приемов в одном тексте;
2) установка на воздействие и убеждение;
3) ориентированность (направленность на конкретную аудиторию) и целенаправленность дискурса;
4) отображает цели, социальный опыт, ценностные ориентации, установки индивида, социальной группы, как создателей текста, так и реципиентов;
5) лаконичность, простота, конвенциональность и понятность сообщения;
6) диалогичность дискурса;
7) идеологичность и мифологичность;
8) злободневность;
9) эмоциональность и театральность политического дискурса.
Как часть политического дискурса плакат (или другой визаульный объект), представленный в пространстве протеста (социальной акции) исполняет функции ориентации (побудительная функция — убеждение, агитация призыв или руководство к действию), интеграции (самопрезентации и конструирование идентичности, солидарности, сплочения и дифференциации) и функцию борьбы за власть (легитимация/делитимация власти). Специфичность политического плаката как визуальной коммуникации состоит в том, что коммуникация с аудиторией может происходить без непосредственного контакта с автором сообщения. Таким образом, политический плакат должен привлечь к себе внимание, вызвать интерес для донесения сообщения, направленное на побуждение к действию.
Итак, для разработки целостного подхода к анализу дискурса политического плаката необходимо учитывать все структурные особенности данного типа дискурс практики, условия создания текста, учитывать характеристику аудитории. Более того, исходя из специфики практик участия в современных акциях протеста нам необходимо также зафиксировать и контекст данного социального взаимодействия, а также взаимодействие всех типов дискурс практик, представленных в пространстве протеста. Наиболее целостно данные аспекты анализа дает возможность учесть именно КДА.
2.2. Основы Критического дискурс анализа
Критический дискурс анализ, как междисциплинарный метод, позволяющий раскрыть структуру, цель и скрытые идеологические свойства текста, учитывая широкий социокультурный контескт, набирает широкого распространения в социо-гуманитарных науках. Так, Критический дискурсанализ (сокращенно КДА) представляет собой набор теорий и методов эмпирического исследования дискурса,
направленный на выявление взаимосвязи между дискурсом, с одной стороны, и социальным и культурным контекстом, с другой. Центральное понятие «дискурса» в рамках КДА рассматривается, как социальная практика, которая формируется и реализуется под влиянием культурных, социальных и психологических условий. Таким образом, в основе КДА лежит предположение о социальной сконструированно-сти дискурсивной практики [4, 45]. Более того, КДА предполагает, что социальные структуры влияют на дискурс опосредовано через повседневные практики социальных агентов [5, 8]. Одновременно, как социальная практика, дискурс в свою очередь формирует социальную реальность (закрепляя или трансформируя существующие социальные практики). Итак, КДА направлен на выявление напряжение между этими двумя сторонами использования языка, как социально конструирующего и социально сконструированного. В результате, КДА дает возможность выявить, как эти практики, события и тексты возникают и идеологически формируются под влиянием властных отношений и борьбы за власть с одной стороны, а также выступают фактором закрепления системы неравенства, гегемонии и власти с другой [4, 46]. Итак, КДА, как интерпретативный и объяснительный метод, направлен на разработку методологии системного анализа текста в его связи с социальными условиями, идеологиями и отношениями власти [8, 198-199].
Тем не менее, КДА нельзя отнести к единой школе или парадигме, в рамках КДА можно говорить о существовании 4 основных подходов — Амстердамская (Т. А. ван. Дейк), Венская (Р. Водак, Ф. Менц), Британская (Д. Синклер, П. Чилтон, Н. Фэркло), а также Немецкая (3. Егер, Ю. Линк, У Квастхофф, У Маас) школы. Несмотря на различия в теоретических основаниях, а также набора используемых аналитических методов и методик, в рамках КДА можно выделить несколько общеполагающих принципов:
1) Междисциплинарность — ориентация на исследование социальных проблем предполагает использование широкого набора аналитических методик а также привлечение различных теорий социологии, лингвистики, культурологи, антропологии;
2) Взаимообусловленность и диалектическая связанность дискурса и социо-культурных процессов;
3) Идеологичность дискурса — так, одной из важнейших целей КДА является выявления таких идеологических манипуляций в дискурсе[7, 103];
4) «Критичность» дискурс анализа — теоретики критического дискурс-анализа не рассматривают это научное течение как «политически нейтральное» [7, 144]. Так, важной целью КДА является активное способствование социальным изменениям и более равномерному распределению власти в процессах коммуникации и обществе в целом.
Итак, КДА рассматривая дискурс, как социальную практику, дает возможность выявить идеологические структуры скрытые в дискурсе. КДА дает возможность зафиксировать, как структурные особенности текста, его направленность, цель, аудиторию; так общий
93
Section 7. Sociology
социо-культурный контекст создания, воспроизводства и восприятия дискурса. Так, КДА дает нам возможность осуществить целостный и разноплановый анализ политического плаката, представленного в пространстве протеста, как дискурса, учитывая особенности данного типа коммуникации в общем контексте протестных практик.
3. Описание схемы анализа политического плаката используя КДА
В рамках нашего исследования мы обращаемся к анализу дискурса политического плаката, представленного во время проведения протестной акции. Для наиболее целостного раскрытия значения политического плаката в широком социальном контексте мы обращаемся к Критическому дискурс анализу. Разрабатывая схему анализа, мы базируемся на трехмерной структуре анализа Фэркло, дополняя ее элементами анализа Исторического дискурс метода Вода-ка. Выбор стратегии анализа дискурса Фэркло обоснован тем, что, во-первых, именно Фэркло представил наиболее разработанную и целостную схему анализа дискурса, которая дает возможность учитывать социальный контекст. Это свойство полностью соответствует объекту исследования, поскольку понимание содержания и скрытых смыслов плаката темпорально обусловлено и возможно исключительно в понимании всего контекста социального движения. Во-вторых, подход Фэркло дает возможность зафиксировать дискурс в контексте других дискурсивных практик. Так, политический плакат это только один элемент дискурсивной практики протеста, и для понимания дискурса плаката необходимо учитывать взаимодействие разных дискурсивных стратегий протеста. Более того в условия современных социальных движений, а также процессов глобализации, для понимания современного протеста необходимо учитывать интертектуальность дискурса. И наконец, политический плакат, зачастую объединяет в себе как вербальный так и иконографический тексты, и именно КДА Фэркло дает возможность анализировать не только вербальные проявления дискурса, но и визуальные элементы.
Тем не мене, подход Фэркло имеет и ряд ограничений. Основным недостатком подхода является то, что он не дает возможность зафиксировать проявление групповой идентичности и взаимодействия социальных групп в дискурсе. Политический плакат, представленный во время протестной акции, является способом самопрезентации социальных агентов, которые порой не имеют другой возможности представить себя публике. Далее, одной из ключевых целей современного социального движения является построение идентичности и солидарности во время протеста. Таким образом фиксация способов конструирования идентичности участников протеста, является ключевым в нашем исследовании. Для фиксации этих социальных аспектов конструирования дискурса мы используем элементы Исторического дискурс метода Водака.
КДА предполагает рассмотрение дискурса с точки зрения трех уровней: 1) социальные условия производства и интерпретации (социальные факторы), 2) процесс
производства и интерпретации (как текст был создан и как это влияет на интерпретацию), 3) текст, как результат предыдущих двух этапов [3, 24-26]. Такая структура находит отображение в «трьохуровневой структуре метода дискурс анализа» по Норману Фэркло, который предполагает анализ таких параметров: социальной практики (взаимоотношения между дискурсивной практикой и порядком дискурса), дискурсивной практики (процесса производства, распространения и восприятия), анализ языка текста (лингвистический анализ).
В свою очередь, Историчкский дискурс метод Рут Во-дак дает возможность учитывать такие условия производства текста, как: «речевая ситуация, статус участников, время и место, вместе с социологическими переменными (членство в группе, возраст, профессия) и психологическими детерминантами (опыт, принятые нормы поведения и т. п.)» [8, 212]. Так, Исторический дискурс метод предполагает следующую схему анализа текста:
1) детальное рассмотрение условий и контекста создания, трансляции и восприятия текста;
2) тематическая ось;
3) группы представленные в тексте;
4) анализ интертекстуальности;
5) точное описание текста на всех лингвистичеких уровнях.
Таким образом, схема анализа политического плаката использую метод КДА предполагает анализ дискурса на трех уровнях:
1) уровень социальной практики;
2) уровень дискурсивной практики;
3) лингвистический анализ текста.
Уровень социальной практики (социально-исторический контекст). Дискурс, как социальная практика выступает медиатором между социальной структурой и социальным событием. Анализ дискурса на уровне социальной практики предполагает анализ взаимосвязи дискурсивного события и параллельных социальных практик и процессов, связанных с данным событием (параметры анализа предполагают — (1) Анализ активностей и (2) Социальных взаимоотношений участников протеста, в том числе взаимоотношений распределения и борьбы за власть) предполагает анализ следующих характеристик: практики протеста использованные в рамках акции; соотношение с другими дискурс практиками в рамках социального движения; практики контроля над пространством и дискурсом; практики участия и не участия в протесте (социальные детерминанты протеста); практики конфронтаций и столкновений в пространстве (как проявление политического противостояния (кого с кем)); стратегии взаимодействия с властью (оппонентом); практики привлечения внимания аудитории и СМИ; противоположные (оппозиционные) дискурсы, а также последующие дискурсы, вызванные дискурс событием. (3) Время и место. Данный этап предполагает событийный анализ (фиксация значимых событий, связанных с дискурсивным событием, предшествующие ему, а также
94
Critical discourse analyze in the study of political placard discourse - conceptual schema of analysis
последующие события); а также пространственный анализ (анализ городского пространства, как контекста и условия события; анализ пространства протеста с точки зрения цен-тра/периферии (места повышенного интереса и борьбы), близости к значимым объектам и властным структурам).
Данные этап также предполагает анализ более широкого социального контекста, событий в том числе, предшествующих протесту, а также социальных изменений (в том числе и социальных практик) вовремя и после дискурсивного события.
Уровень дискурсивной практики. На данном уровне предполагается фиксация общих характеристик дискурса для конкретного коммуникативного события, так анализируются такие характеристики:
1) жанр дискурса (способ интеракции; форма и структура подачи текста (текст+изображение); интердискур-сивность, как социальная активность и как направленности текста на социальные изменения);
2) тип дискурса (способ репрезентации);
3) структура дискурса и основные тематические акценты дискурса, фиксация ключевых слов;
4) авторство сообщения, а также стратегия презентации плаката (анонимная/индивидуальная) (как отображение самоидентификации, а также источник информации о конструировании дискурса);
5) уникальность/единичность/тиражность (массовое сообщение, единичное, способ передачи сообщения (от-руки, печать (качество печати)));
6) присутствие указания на аудиторию дискурса (обращение);
7) интертекстуальность — отображенте в дискурсе предшествующего дискурса, а такжет отображение дискурсивного события в СМИ, Интернет.
Детальный анализ условий проведения акции социального движения в рамках которого было осуществлено дискурсивное событие на данном этапе предполагает анализ условия презентации дискурса:
1) анализ реальной и потенциальной аудитории, групп интересов и контроля, что предполагает фиксацию представленных и задействованных социальных субъектов в пространстве протеста, их взаимоотношения и роли) — фиксация основных социальных групп визуально представленных в пространстве; фиксация сведений о организаторах и способах мобилизации участников протеста;
2) пространственный анализ — территориальное размещение плаката в публичном пространстве города (про-странсвенные характеристики, символические характеристики (центр/перифирия), взаимосвязь территориального размещения, и тех социальных организаций, институтов к которому направлено обращение акции; а также потенциальная аудитория и потенциал привлечения внимания; отображение контроля над дискурсом (кто осуществляет контроль над доступом и поведением в пространстве протеста, а также форма взаимодействия с властью);
3) практики распространения анализируемого дискурса, как в пространстве, так и через СМИ, практики привлечения внимания.
Уровень текста — лингвистический анализ. Данный уровень предполагает анализ формы лингвистической презентации вербального текста, а также семиотический
анализ представленного на политическом плакате образа. Анализ вербального сообщения подразумевает анализ на трехуровнях:
1) уровень анализ «Мы»-«Ты» дискурса (фиксация способов представления идентичностей — категоризация и оценка социальных групп, самоописание и их лингвистическая реализация);
2) стратегии лингвистической реализации — модальность (залог глагола), транзитивность, использование лингвистических средств — символы, сравнения, метафоры, аналогии, предположения, цитаты, уравнивание/генера-лизация, репрезентация дискурса, риторические вопросы, вводные формулы, намеки, предположения, утверждения, предикация [8, 212];
3) стратегия построения аргументации — тип обращения (требование (цели, способа), констатация факта, ожидание, одобрение, обвинение, обращение); техники приписывания или отрицания ответственности; обращение к прошлому или проекция будущего; типы аргументации — обращение к эмоции, рационализация выбора или поведения.
Для анализа образа, представленного на политическом плакате следует применить семиотический анализ, который предполагает рассмотрение представленного образа с точки зрения следующих характеристик: стиль изображение, роль изображения в дискурсе, объект (субъект) изображения (как отображение образа) и символика (значимость изображения), цель изображения объекта (субъекта) в таком образе, и наконец анализ взаимоотношения вербального и иконографического элементов дискурса.
Итак, В своем исследовании методологической основой методики анализа дискурса политического плаката мы берем трехмерную структуру КДА Фэркло, дополняя ее элементами исторического КДА Водака. Тем не менее, описанная последовательность основных этапов и элементов анализа, их внутреннего порядка следует рассматривать в качестве «идеальной схемы», которая может бить дополнена или подкорректирована в ситуации конкретного исследования.
4. Выводы
Итак, политический плакат является ключевым элементом самопрезентации социального актора (индивида, политической партии, социальной организации, социального движения) в публичном пространстве протеста. Исходя из основных характеристик и функций плаката в современных социальных движениях, политический плакат выступает средством конструирования идентичности протеста, а также привлекает внимание потенциальной аудитории акции. Таким образом,
95
Section 7. Sociology
политический плакат выступает средством подкрепления доминирования дискурса протеста. С другой стороны, использование политического плаката может выступать единственным возможным средством донесения своей точки зрения индивидуального участника акции в условиях контроля и ограничения доступа к основных дискурсивным практикам протеста. Таким образом, для целостного понимания природы, причин и последствий протестной акции необходим системный анализ всех дискурсивных практик в более широком социальном контексте. Так, анализ дискурса политического плаката, представленного в пространстве протеста, в свою очередь предполагает анализ интердискурсивности и интертекстуальности, а также рассмотрения дискурса плаката в взаимодействии с другими практиками протеста, а также учитывая широкий социальный контекст. Наиболее подходящим методом анализа дискурса политического плаката является применения КДА Н. Фэркло, дополняя его подход элементами Исторического дискурс метода Во-дака, дающие возможность зафиксировать уровень представленности социальных групп и социальной идентичности в дискурсе плакатов. Так, схема анализа дискурса политического анализа предполагает три уровня анализа:
1) уровень социальной практики;
2) уровень дискурсивной практики;
3) лингвистический анализ текста.
Данный подход дает возможность проанализировать не только лингвистические структуры построения дискурса, более того учитывать такие важные обстоятельства, как: предпосылки и события, дискурсы повлиявшие на возникновение акции; условия представления дискурса (организация пространства, место и время); практики контроля и ограничения доступа и представления дискурса в пространстве протеста (как со стороны участников, так и со стороны власти); ключевые практики протеста и дискурса, сопровождающие протест; дискурс практики оппонентов. Такой многосторонний подход дает возможность более глубокого понимания цели и основной аудитории социального движения. Более того сделать вывод об практиках построения идентичности, что даст возможность выйти и на идеологические ориентации акции, а также скрытые мотивы как со стороны организаторов, так и участников. С другой стороны, такой анализ даст возможность сделать предположение о возможной реакции власти на протест, а также его роль в социальных изменениях.
Следующим этапом моего исследование является применение данного инструмента для анализа идеологических представлений участников акций протеста во время социального движения Евромайдан в 2013-2014 году в городе Киеве. Более того, последующий этап предполагает объединение качественного и количественного анализа дискурса плакатов.
Список литературы:
1. Della Porta D., Diani M. Social movements: an introduction. 2nd ed. - Oxford, Blackwell, 2006.
2. Fairclough N. Critical discourse analysis.//International advances in engineering and technology. - Vol. 7. - 2012.
3. Fairclough N. Language and Power. - London: Longman, 1989.
4. Horvath J. Critical Discourse Analysis of Obama’s Political Discourse.//International conference of language, Literature and culture in a changing Transatlantic world. - 2009.
5. Van Dijk T. A. Introduction: Discourse and Domination, in T. A. van Dijk, Discourse and Power. - N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008.
6. Бахтин М. М. Т. 5. Проблема речевых жанров.//Собрание соченений: в 7 т. - Москва: Русские словари, 1996.
7. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. - Харьков, 2008.
8. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса./Пер. с англ. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009.
9. Ходус Е. Ю. Политический плакат Франции, как креолизованный текст.//Вестник Ставропольского государственного университета - № 76. - 2011.
Toria Janna Nodarovna, aspirant of the journalistic chamber, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: [email protected]
The traditional training in the Caucasus: prospects and realities
Abstract: The author shows us the traditional norms of training in the Caucasus, the girl’s and boy’s training, the separation of the sexes, distinctive types of work. And also the author stresses the dynamics of the training in the different periods of time (islamic period, Soviet Union period). The author gives us the future conclusion in the training. Keywords: traditional training, the Caucasus, the dynamics of the training, Islamic values, the Soviet union’s values.
96