Научная статья на тему 'Использование картографических материалов в развитии навыков смыслового чтения на уроках иностранного языка'

Использование картографических материалов в развитии навыков смыслового чтения на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
навыки смыслового чтения / карта / межпредметные связи / этапы работы над текстом. / Reading skills / map / interdisciplinary links / stages of work at the text.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ощепкова Н.А., Луговая А.В.

Целью исследования является проверка эффективности использования картографических материалов на уроке иностранного языка для развития навыков смыслового чтения. Научная новизна заключается в оценке возможности интеграции методических приемов различных дисциплин, в частности географии и иностранного языка, и обосновании роли картографических материалов на этапах работы с текстом. Был проведен анализ современных учебников, подобраны аутентичные тексты для реализации картографических приемов, разработаны упражнения на картографической основе. В результате установлено, что карта способствует формированию умений критически оценивать информацию, вычленять главные идеи, наложение вербальных образов на картографическую основу способствует структурированию и осмыслению информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of cartographic materials in the development of meaningful reading skills at foreign language lessons

The purpose of the study is to check the effectiveness of the use of cartographic materials at the foreign language lesson for the development of meaningful reading skills. The scientific novelty is in the evaluation of the possibility of integration of methodological methods of different disciplines geography and foreign language and substantiation of the role of cartographic materials while reading the text. The analysis of contemporary textbooks of the English language was carried out, authentic texts for cartographic methods realization were chosen, exercises on the cartographic basis were worked out. As a result, it was found out that maps help to develop skills of critical estimation of information, to distinguish main ideas, verbal images on a cartographic base contributes to the structuring and comprehension of information.

Текст научной работы на тему «Использование картографических материалов в развитии навыков смыслового чтения на уроках иностранного языка»

The role of cartographic materials in the development of meaningful reading skills at foreign language lessons

Oshchepkova Natalia Anatolyevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor

Lugovaya Anna Valeryevna, student

Kaluga State University, Kaluga

The aim of the study is to check the effectiveness of the use of cartographic materials at the foreign language lesson for the development of meaningful reading skills. The scientific novelty is in the evaluation of the possibility of integration of methodological methods of different disciplines geography and foreign language and substantiation of the role of cartographic materials while reading the text. The analysis of contemporary textbooks of the English language was carried out, authentic texts for cartographic methods realization were chosen, exercises on the cartographic basis were worked out. As a result, it was found out that maps help to develop skills of critical estimation of information, to distinguish main ideas, verbal images on a cartographic base contributes to the structuring and comprehension of information.

Keywords: Reading skills; map; interdisciplinary links; stages of work at the text.

Цитировать: Ощепкова Н.А., Луговая А.В. Использование картографических материалов в развитии навыков смыслового чтения на уроках иностранного языка // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 366-370. EDN: VGVZMC. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.64

Ощепкова Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент

Луговая Анна Валерьевна, студентка

Калужский государственный университет, Калуга

Целью исследования является проверка эффективности использования картографических материалов на уроке иностранного языка для развития навыков смыслового чтения. Научная новизна заключается в оценке возможности интеграции методических приемов различных дисциплин, в частности географии и иностранного языка, и обосновании роли картографических материалов на этапах работы с текстом. Был проведен анализ современных учебников, подобраны аутентичные тексты для реализации картографических приемов, разработаны упражнения на картографической основе. В результате установлено, что карта способствует формированию умений критически оценивать информацию, вычленять главные идеи, наложение вербальных образов на картографическую основу способствует структурированию и осмыслению информации.

Ключевые слова: навыки смыслового чтения; карта; межпредметные связи; этапы работы над текстом.

УДК 372.881.111.1

5.8.2

Ощепкова Н.А., Луговая А.В.

Использование картографических материалов в развитии навыков смыслового чтения на уроках иностранного языка

Введение

В современной методике обучения иностранному языку доминирует принцип коммуникативной направленности, предполагающий постепенное вовлечение обучающихся в активную речевую практику. Согласно дедуктивному подходу, навыки речи постепенно формируются на основе работы с текстом, поэтому овладение навыками смыслового чтения приобретает особую важность. Кроме того, смысловое чтение является одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно ФГОС 2022 [10].

Эффективность использования картографических материалов на уроке литературы для формирования навыка смыслового чтения доказана в рамках такого научного направления, как литературная география. «Карта рассматривается литературной географией не только как иллюстрация к литературному произведению, но и особый метод его анализа, позволяющий обнаружить имплицитное содержание текста» [1, 7]. На уроке английского языка школьники также сталкиваются с проблемой анализа произведений. Обращение к идеям литературной географии на уроке английского позволяет сформировать комплексное, пространственное понимание у обучающихся событий, описанных в тексте. В результате пространственного анализа информации происходит формирование и развитие умения критически оценивать информацию, вычленять главные идеи и преобразовывать их, наложение вербальных образов на картографическую основу дает возможность обучающимся наглядно воспроизвести «маршруты» героев, визуально систематизировать мысли автора.

Схожая специфика актуализации междисциплинарных связей с географией, как на уроке английского, так и на уроке литературы, дает возможность предположить, что использование карт, контурных карт, планов местности для развития навыка смыслового чтения может быть эффективно на уроке английского языка.

Таким образом, в соответствии с целью выделено несколько задач: 1) оценить возможности интеграции и обосновать эффективность использования картографических материалов на каждом этапе работы с текстом на уроке иностранного языка; 2) провести анализ современных учебников английского языка и подобрать аутентичные тексты для реализации картографических приемов, разработать упражнения на картографической основе; 3) проанализировать результаты внедрения в учебный процесс приема использования картографических материалов для развития способности смыслового чтения в рамках обучения английскому языку на второй ступени основного общего образования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов эксперимента в подготовке преподавателей, методистов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Анализ теоретических оснований исследования

Осмысление прочитанного является обязательным условием успешного взаимодействия с информацией. Согласно ФГОС, смысловое чтение – это «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания, для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества» [8]. Смысловое чтение направлено на развитие умения находить в тексте нужную информацию, определять основную мысль текста или его фрагмента. [5]

«Использование контурных карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, способствуют развитию творческого воображения и мышления ... тренирует зрительную и моторно-сенсорную памяти, способствует логическому запоминанию» [8, 146]. Графическая организация информации в тексте способствует ее лучшему усвоению. Процесс работы с картографическими материалами вносит элемент творчества в обучение чтению, способствует повышению мотивации и вовлеченности школьников в процесс взаимодействия с текстом. Данный аспект особенно актуален в рамках чтения иноязычных произведений. Как отмечала Г. В. Рогова, школьники эффективнее справляются со сложными, но интересными для них текстами, чем с простыми, но скучными [6].

Сам процесс обучения чтению традиционно делят на 3 этапа: предтекстовый (дотекстовый), текстовый и послетекстовый [7]. На первом этапе предъявление картографических материалов способствует формированию интереса к дальнейшему прочтению текста. В процессе актуализации межпредметных связей факты и события, усвоенные на других уроках по другим предметам по другим областям знаний, предстают перед учащимися на уроках иностранного языка в новой языковой форме [3].Таким образом, достигается одна из целей данного этапа – создание мотивации для дальнейшего прочтения. Также предъявление пустой, незаполненной контурной карты помогает учителю сформулировать речевую задачу чтения.

На следующем этапе происходит непосредственное чтение текста (ознакомительное, поисковое, изучающее). Использование картографических материалов способствует пониманию текста, так как несет в себе элемент наглядности, упрощает восприятие материала, графически его структурируя. Данный прием особенно актуален при изучающем чтении, так как именно оно предполагает вдумчивый и последовательный анализ информации. Соотнесение текстовых блоков с картографической основой позволяет привлечь внимание к ключевым элементам текста, установить последовательность некоторых событий.

На послетекстовом этапе происходит осмысление прочитанного в устной или письменной форме. Заполненная контурная карта выступает в качестве содержательной опоры, визуальной «схемы» текста. Использование картографических материалов также помогает запоминанию, так как письменное закрепление информации способствует ее более долгому удержанию в кратковременной памяти и переносу в долговременную.

Результаты научного исследования

В иностранных учебниках картографические материалы широко используются. Например, в пособии «Hot Spot 2» [12,80] изображена карта Нью-Йорка, на которой отмечены места, которые главный герой планирует посетить. Дополнение текстовой информации картой помогает соотнести расположение объектов с их названиями, информацией о них. После текста школьникам предлагается ответить на вопросы, опираясь на прочитанную в тексте и полученную с помощью карт информацию.

В учебнике «Go getter 2» [15, 68] картографические материалы являются иллюстрацией маршрута путешествия по Британским островам. На карте отмечены как достопримечательности: озеро Лох-Несс или Стоун Хэдж, крупные города, такие как Лондон и Эдинбург. Каждый объект сопровождается комментарием, содержащим фактическую информацию. Карта упрощает понимание текста, структурирует последовательность действий и передвижений героев.

Однако картографические материалы служат не только средством наглядности во многих пособиях. Например, авторы «Prepare 2» [14, 86] предусматривают активное взаимодействие с ними. Перед обучающимися ставится задача соединить названия зданий с их расположением на карте Эдинбурга. И даже самостоятельно по тексту составить маршрут путешествия астронавтов в «New Challenges 1» [13, 96]. Это упражнение можно отнести к категории заданий, посвященных цитированию из текста, чтобы его выполнить, обучающимся нужно найти в тексте информацию о расположении тех или иных объектов и соотнести ее с картографической картинкой. Данный тип упражнений предполагает погружение в смысл текста.

В учебнике «New Challenges 1» [13,62] обучающиеся по готовой карте путешествия должны вставить слова в пропуски. В «Acess 2» [11,19] они должны на основе информации о часовых поясах, представленной в тексте, ответить на вопросы по карте. В перечисленных пособиях картографические материалы становятся самостоятельным источником информации, которую детям необходимо извлечь. Они не только упрощают восприятие текста, но и дополняют его. Школьникам необходимо задействовать сразу несколько типов восприятия информации, что способствует ее усвоению и запоминанию. В учебнике «Prepare 3» [14,106] даже предлагается составить собственное монологическое высказывание, описать карту по тексту.

В указанных пособиях использование картографических материалов позволяет разнообразить содержание урока, повысить мотивацию.

Отечественные учебники также содержат картографические материалы, однако не предполагают никакого взаимодействия с ними. Карты лишь иллюстрируют тексты, не используются для проверки понимания или закрепления информации.

Для практического использования картографических материалов на уроке английского языка в общеобразовательной школе были проанализированы серии учебников «Английский в фокусе» («Spotlight») [4] и «Rainbow English» 5–9 классы. [2]. Был сформирован список текстов, в рамках которых активное взаимодействие с картографическими материалами может быть реализовано, предложены две группы упражнений.

Первый вариант заданий подразумевает активное взаимодействие с картой мира, материка, страны или небольшого участка территории. Обучающиеся должны отметить на карте упомянутые в тексте объекты и выписать из текста их особенности, интересные факты.

В учебнике «Spotlight» 5 [4, 96–101] представлены несколько коротких текстов, повествующих о традиционных праздниках разных стран. Для визуальной систематизации изучаемой информации можно попросить обучающихся отметить на карте мира страны, название которых упоминалось в тексте, а также подписать праздники, которые с ними связаны.

В учебнике «Rainbow English» 5 (part 2) [2, 82] персонаж рассказывает о своем родном городе Ярославле. Он кратко описывает местоположение города, перечисляет важные здания. В «Rainbow English» 6 [2, 77–82] идет повествование о достопримечательностях, улицах Лондона. В «Spotlight» 8 [4, 90-91] рассказывается о вариантах и особенностях активного отдыха в разных странах мира.

В учебнике «Spotlight» 6 [4, 20] приведено описание улицы, на которой живет главный герой. Упражнение направлено на изучение названий зданий и предлогов места. Для закрепления изучаемой лексики можно предложить обучающимся отметить на карте названия зданий, догадавшись об их взаимном расположении на основе текста. Чтобы выполнить это упражнение, ученик должен знать перевод всей новой лексики, уметь логически сопоставлять части текста.

В учебнике «Rainbow English» 7 (part 2) [4, 9] повествуется о пингвинах и местах их обитания. Расположение упомянутых в тексте стран на карте позволяет школьникам увидеть ареал распространения животных. Как правило на данном этапе, кругозор обучающихся еще недостаточно сформирован для того, чтобы по названию стран определить их расположение. Поэтому эта информация требует иллюстрации.

Во втором варианте заданий необходимо восстановить последовательность перемещений героя, отобразить маршрут его путешествия.

В учебнике «Rainbow English» 5 (part 2) [2, 125] представлено письмо, в котором рассказывается об однодневном путешествии в Москву. В «Rainbow English» 6 (part 1) [2,60] школьники так же сталкиваются с письмом, в котором рассказывается о путешествии по России. В «Spotlight» 8 [4,54-55] представлены несколько писем, рассказывается о поездках на острова Мальорка и Сицилия. Для того чтобы восстановить цепь событий, можно предложить обучающимся отметить маршрут автора письма.

В учебнике «Spotlight» 6 [4,29] в формате диалога объясняется маршрут до парка. При нанесении его на карту возникает потребность в более глубоком, вдумчивом чтении текста, выполнение упражнения способствует развитию навыка анализа текста.

С целью подтверждения гипотезы о том, что применение картографических материалов на уроках иностранного языка способствует усвоению информации в 7 «Б» классе МБОУ «СОШ №44» г. Калуги было проведен эксперимент. Основой послужили тексты из учебника «Rainbow English» 7 класс. О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой. Исследование проходило в три этапа.

Первый этап включал чтение текста [2, 85] и выполнение послетекстовых упражнений учебника. После этого им был дан тест, включающий в себя 10 утверждений (true/false/not stated) и 5 вопросов по тексту. Результаты тестирования были оценены в процентах. За верный выбор правдивого/ложного/неизвестного утверждения обучающиеся могли прибавить 5%, а за правильный ответ на вопрос - 10%.

На втором этапе обучающимся предлагалось во время чтения текста [2, 90] отметить на контурной карте США географические объекты. После этого обучающиеся получали аналогичный тест, состоящий из 10 утверждений по тексту и 5 вопросов. Оценка проводилась аналогично с первым этапом.

На третьем этапе школьникам необходимо было отметить маршрут на карте. Текст [2, 94] был посвящен путешествию героини по Вашингтону. Обучающиеся получили карту города с основными достопримечательностями. Их задачей было указать места, которые рассказчица посетила, обозначить ее маршрут и выписать факты из текста. (рис. 1)

Рисунок 1 – Пример карты для эксперимента

Результаты трех тестирований одной из подрупп представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты тестирований

Стоит отметить, что в тестировании приняло участие гораздо большее количество школьников, группа в полном составе насчитывает 17 человек. Ответы детей, не присутствующих на любом из этапов тестирования, не были включены в статистику.

График наглядно иллюстрирует тот факт, что большинство обучающихся лучше поняли и запомнили тексты, которые предполагали активное взаимодействие с наглядными материалами. Вне зависимости от того, нужно ли школьникам было отметить точки на карте или показать маршрут героев, их средний результат составил где-то 65-70 % по сравнению с 53-54 % на первом этапе исследования. Подобная разница подтверждает гипотезу данного эксперимента.

Заключение

Обобщая, можно сделать вывод о том, что использование картографических материалов для развития навыка смыслового чтения на средней ступени обучения можно считать эффективным. Обучающимся понравилась работать с картографическими материалами, вследствии мотивированности понимание текста увеличилось на 10-15 %. Средства обучения, традиционные для географии, применимы на уроке английского языка, потому что базируются на общих закономерностях запоминания информации. Визуальное представление информации с помощью картографических материалов помогает подросткам лучше понять и структурировать текст.

Литература:

1. Абашев В.В., Власова Е.Г. Цифровая картография в исследованиях литературы: опыт интерактивной карты по книге «Кама и Урал» ВИ Немировича-Данченко // Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования. - Пермь. – 2017. – С. 7 -10.

2. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. // Rainbow English 7 кл.: в 2 ч. Ч. 1 учебник- 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 128с.

3. Вавилова Т.Е., Ерёмина Е.И. Иностранный язык и междисциплинарные связи // Наука и школа. – 2021. – №. 4. – С. 174 -183.

4. Ваулина Ю. Е. Эванс В. Дули Дж. Подоляко О.Е. Student'sbook / Английский в фокусе. – М.: ExpressPublishing: Просвещение.

5. Попова В.И. Педагогические возможности смыслового чтения в условиях текстовой деятельности учащихся // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 72 -1. – С. 241-244.

6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. – 244 c.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. – 239 c.

8. Стёпичева У.В., Константинова Т.В., Везеничева А.А. Ошибки при работе с контурными картами на уроках географии // Вестник Калужского университета. – 2019. – №. 4. – С. 145 -148.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2022.

11. Evans Virginia, Dooley Jenny/Access – Express Publishing, 2008.

12. Granger Colin, Stannett Katherine, Kondro Magdalena /Hot spot –: Macmillan, 2011.

13. Harris Michael, Mower David, Sikorzynska Anna /New challenges –: Longman Pearson, 2014.

14. Kosta Joanna, Melanie Williams/Prepare –: Cambridge University Press, 2019.

15. Zervas S., Bright C., Croxford J., Fruen G./Go getter –: Longman Pearson - BBC, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.