УДК 372.881.111.1-053.5 Краснощекова Галина Алексеевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета
Янкаускас Елена Сергеевна
аспирант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета
РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.23 Krasnoshchekova Galina Alekseevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Foreign Languages Department, Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems, Southern Federal University
Yankauskas Yelena Sergeevna
PhD student, Academy of Psychology and Education Science, Southern Federal University
SOFT SKILLS DEVELOPMENT DURING ENGLISH LESSONS FOR HIGH SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье рассматривается возможность формирования навыков soft skills у обучающихся старших классов общеобразовательных школ на уроках английского языка. Представлена методика формирования межкультурной компетенции на основе коммуникативного, компетентностного и коллаборативного подходов к обучению иностранному языку. На примере нескольких уроков по английскому языку показана система интегрированных заданий, нацеленных на формирование всех видов речевой деятельности, а именно: аудирования, чтения, говорения и письма, а также soft skills. Сделан вывод, что использование современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку способствует повышению мотивации и эффективности учебного процесса по формированию иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
Summary:
This study investigates the possibility of developing soft skills during English lessons in high schools. The methods of cross-cultural competence formation based on communicative, competence and collaborative learning approaches are suggested. The paper represents a system of integrated tasks aimed at developing all skills such as listening, reading, speaking, writing and also soft skills. In conclusion, it may be stated that the use of modern computer and media technologies during the lessons of foreign languages increases students' motivation and involvement into the subject and helps to develop communicative competence as an important instrument of successful socialization and self-realization in the modern polycultural world.
Ключевые слова:
soft skills, hard skills, старшеклассники, коллабора-тивное обучение, межкультурная компетенция, острые социальные темы, интернет-технологии.
Keywords:
soft skills, hard skills, high school students, collaborative learning, cross-cultural competence, pressing social issues, Internet technologies.
На период обучения в старших классах общеобразовательных учреждений приходится важный этап становления обучающихся. В этом возрасте они находятся на этапе быстрого умственного, эмоционального и физического развития. По опросам, проведенным еще в 1999 г. Американской психологической ассоциацией, основной характеристикой, применимой по отношению к обучающимся этого возраста, было определение «неконтролируемые» [1]. Сейчас ситуация в мире меняется, большинство подростков близки со своими семьями и, несмотря на про-тестные настроения, присущие этому возрасту, довольно успешны в учебной деятельности. Многие из них определяются с выбором будущей профессии и становятся более ответственными и целеустремленными. Немаловажным компонентом взросления является умение общаться со сверстниками, учителями и родителями. Уровень популярности среди сверстников и уверенности в себе напрямую зависит от общения, которое, в свою очередь, не может быть успешным без развитого эмоционального интеллекта, умения слушать и слышать собеседников, принимать их особенности, брать на себя ответственность и, наоборот, доверять и делегировать обязанности другим. Все это принято называть термином soft skills (мягкие навыки). Они противопоставляются навыкам, напрямую связанным с предметными или профессиональными знаниями, - hard skills (твердые навыки) [2].
В эпоху интернета сами по себе знания не являются ключевой ценностью, на первое место выходит личный опыт владения этими знаниями каждого человека в отдельности и возможность их практического применения. Более того, обучающиеся старшей школы должны осознавать все более увеличивающуюся роль технологий, задействованных в сфере труда, и выбирать будущую специальность с учетом вероятного замещения человеческого труда роботами. Таким образом, будущие выпускники должны обладать такими навыками и умениями, которые не свойственны машинам [3].
Н.Г. Сластникова в руководстве для старшеклассников «Мягкие навыки для жизни и карьеры» отмечает, что «результаты исследования, проведенного в Гарвардском университете и Стэнфордском исследовательском институте, говорят о том, что вклад твердых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15 %, тогда как мягкие навыки определяют оставшиеся 85 %» [4, с. 3]. В современном мире появляется тенденция не столько обращаться к уже сложившимся специалистам высокого класса, с которыми трудно работать в команде и попросту найти общий язык, сколько найти «удобного» человека с точки зрения коммуникации и сотрудничества и подготовить такого претендента на должность, сформировав у него необходимые для выполнения определенной работы компетенции. Если подобную подготовку начинать уже на этапе школьного образования, становятся очевидными преимущества, которыми будут обладать такие обучающиеся, когда придет время их выхода на рынок труда.
Национальная ассоциация колледжей и работодателей (США) провела исследование 260 организаций, в результате которого были выявлены следующие пять мягких навыков, считающиеся наиболее ценными в сотрудниках. Они перечислены ниже по степени значимости:
1) способность работать в команде;
2) принимать решения и решать проблемы;
3) общаться с людьми в организации и вне ее;
4) планировать, организовывать и выделять приоритеты;
5) искать и обрабатывать информацию [5].
Эти навыки вполне соответствуют заявленным в ФГОС результатам изучения предметной области «Иностранные языки» и предполагают «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях; владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны» [6].
Более того, исходя из «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [7], воспитание языковой культуры детей становится одним из приоритетов государственной политики в области воспитания. Таким образом, когда формирование мягких навыков (soft skills) не ограничивается рамками родного языка и культуры, значительно расширяются возможности обучающихся, которые только выигрывают от развития иноязычных компетенций.
Несмотря на то что еще в 1994 г. в рамках «Программы психического здоровья» Всемирной организацией здравоохранения была создана «Образовательная программа развития жизненных навыков для детей и подростков в школах» (Life Skills Education for Children and Adolescents in Schools) [8], проблемой развития soft skills у обучающихся занимаются не только социологи и психологи, но и педагоги и методисты [9]. На уровне высшей школы опыт формирования таких навыков в рамках обучения иностранному языку для специальных целей (English for special purposes (ESP)) был описан Е.В. Тихоновой, Л.К. Раицкой, Е.Н. Солововой [10]. В средней школе, несмотря на заявленные в ФГОС компетенции, развитию социальных навыков, тем более на межкультурном уровне, не уделяется должного внимания. Мы постараемся на примере нескольких уроков английского языка показать, каким образом можно формировать soft skills у обучающихся средней школы.
Процесс обучения иностранному языку будет более эффективным при условии применения методики обучения межкультурной коммуникации с учетом сформированности лингвистической компетенции у школьников старших классов общеобразовательных школ и применения системы заданий, нацеленных на формирование мягких навыков обучающихся в рамках компетентностного, коммуникативного и коллаборативного подходов с использованием информационных технологий обучения.
Проанализировав учебник для 10-го класса средних общеобразовательных школ «Английский в фокусе» (Spotlight) [11] на предмет формирования межкультурной компетенции, мы пришли к выводу, что межкультурный компонент представлен преимущественно адаптированными текстами из мировой классической литературы и текстами страноведческой тематики. Как нам кажется, межкультурный компонент можно значительно обогатить и приблизить к реальной жизни, используя интернет-ресурсы. Информационные ресурсы значительно расширяют воз-
можности воспитания при условии грамотного их использования и создания условий для позитивного развития школьников в информационной среде, что также заявлено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [12].
В этом же документе «формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями» называется одним из приоритетных результатов обновления духовно-нравственного воспитания [13], поскольку в современных реалиях отношение к таким людям иногда неоднозначное. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» (п. 27) обозначено, что «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [14]. Обучающиеся подросткового возраста не всегда терпимо относятся к людям, отличающимся от них в силу физических или умственных особенностей. Таким образом, в одном коллективе отношение к таким обучающимся может варьироваться от полного приятия и готовности помочь до чувства неловкости при общении с ними или даже попытки избегать его. Именно поэтому темой серии уроков на элективном (факультативном) курсе английского языка для обучающихся 10-х классов было выбрано положение людей с ограниченными возможностями в России и за границей: People with special needs in Russia and abroad. Уроки были нацелены на развитие всех видов речевой деятельности, а именно: аудирования, говорения, чтения и письма - с использованием видеофильмов и текстов в качестве опоры.
На первом этапе обучения говорению обучающимся необходимо было дома повторить лексический и грамматический материал, связанный с темой обсуждения и представленный учителем на первом уроке, затем выполнить ряд языковых упражнений для закрепления материала, т. е. снять лексические и грамматические трудности, чтобы впоследствии школьники смогли все эти знания применить на практике, высказывая свое мнение по поводу положения людей с ограниченными возможностями в России и за границей.
В качестве введения в урок (lead-in) обучающимся было дано задание описать несколько фотографий, на которых изображены места в городе, где людям с ограниченными возможностями приходится бывать, и ответить на вопросы. Затем преподаватель предлагал обучающимся представить, что чувствуют такие люди. Обучающиеся делились на группы. В одной группе желающему завязывали глаза и просили найти что-либо в классе, в другой - ограничивали движение рук (до локтей, например) и просили выполнить простые действия, например расчесаться или написать что-либо. После этого обучающиеся делились своими впечатлениями, отвечая на следующие вопросы: How did you feel? What was the most difficult while doing the task? Is it difficult to have/see such people around us?
Стадия обучения useful vocabulary stage давала возможность выявить словарный запас по теме, добавить необходимые слова и выражения и записать все в форме ментальной карты, если необходимо, поработать над произношением слов. С целью контроля усвоения пройденного материала давались языковые и условно-коммуникативные упражнения.
Затем мы переходили на следующую стадию, productive stage (продуктивную стадию), где обучающиеся приступали к выполнению коммуникативных заданий. Обозначив сложности, с которыми могут столкнуться люди с физическими недостатками, обучающимся на данном этапе предлагали сфокусироваться на особенностях людей с умственными отклонениями. Для этого сначала следовало узнать, есть ли у них знакомые с аутизмом или синдромом Дауна: Do you or any of your friends know people with the Down syndrome or autism?
Далее мы применяли одну их технологий коллаборативного подхода think-pair-share (подумай и поделись своим мнением) и просили обучающихся прочитать текст, вставить пропущенные слова и согласиться или не согласиться с высказываниями о том, как видят мир люди с такими отклонениями [15]. После этого обучающиеся обменивались мнениями, работая в парах или группах, обсуждали эту тему, отвечая на вопросы: Did you guess many facts? What surprised you about them?
Как вариант, данное задание может выполняться всем классом одновременно. Для этого на доске создаются 2 колонки (agree/disagree), а каждое высказывание должно быть напечатано на отдельной полоске бумаги. Обучающиеся подходят к доске, читают высказывание и размещают в одной из колонок согласно тому, какой ответ они считают верным, затем все вместе обсуждают результаты.
Следующим этапом следовал просмотр видеофильма и обсуждение его содержания в классе. В ходе просмотра видео обучающиеся учились работать в команде в формате jigsaw, выделяя главное, анализируя информацию и сопоставляя ее с информацией, полученной от своих одноклассников.
Для последующей дискуссии обучающиеся делились на две группы и смотрели два разных видеофильма о людях с синдромом Дауна в Америке. Первая группа смотрела видеофильм Living with Down Syndrome (Part 1) [16], вторая - Living with Down Syndrome (Part 2)_[17]. В видео есть субтитры, а лексика не должна вызвать затруднение в понимании роликов. После просмотра содержание видеофильма обсуждали в парах или группах и высказывали свое мнение по следующим вопросам: Does the attitude to such people change with age? Can they find themselves in the society? Is the situation same in Russia? Why? /Why not? Во время продуктивного этапа преподаватель записывал ошибки обучающихся, а затем проводил их разбор.
Обучающимся, хорошо усвоившим необходимый лексический и грамматический материал, обсудившим предложенную тему во время урока, предлагалось домашнее задание: просмотреть ролик об учителе с синдромом Дауна в России «"Человек на карте": как особый учитель учит особых детей» [18] и сопоставить информацию с материалами урока. Предлагаемое видео снято на русском языке, таким образом, даже обучающиеся с менее успешными результатами освоения английского языка полностью понимали его содержание, тем не менее информацию об учителе необходимо было занести в таблицу на английском. В ходе выполнения этого задания у обучающихся получалась заполненная информацией обо всех героях роликов таблица, состоящая из трех колонок, над которой они начали работать на уроке по технологии jigsaw на этапе просмотра видео и которая наглядно показывала сходство и различие как в образе жизни людей со специальными потребностями, так и в отношении к ним окружающих. Эта таблица стала материалом для написания сравнительного эссе (comparative essay) объемом около 200 слов на одну из предложенных тем: Usual world for «unusual» people: Russia and other countries или Do you think such people in Russia and in other countries have the same difficulties? В этом случае определенный лексический и грамматический материал, фразы, при помощи которых можно показывать различие и сходство, необходимо было подготовить заранее и дать в качестве визуальной помощи обучающимся. Можно сделать некоторую подготовительную работу по написанию эссе в классе всем вместе: используя таблицу с информацией о героях роликов, выделить общее и различное в положении людей с ограниченными возможностями и записать информацию об этом в две колонки (similarities/differences). Следующим этапом был пересмотр всех записанных пунктов и отбор наиболее значимых. Этот вид работы обучающиеся могли выполнить в парах или небольших группах по 3-4 человека, что давало возможность рассмотреть предложенные темы с разных сторон. Когда главная линия будущего эссе была уже готова, обучающиеся переходили к его написанию.
Необходимо напомнить, что эссе должно обязательно содержать введение (introduction), главную часть (main body) и вывод (conclusion). Во введении обучающиеся обозначают проблему, в главной части указываются наиболее значимые черты сходства и различия между сопоставляемыми явлениями, которые подтверждаются примерами, а в выводах еще раз обозначается проблема и кратко описываются результаты проведенного анализа.
Для того чтобы текст получился связным, список необходимых для написания эссе фраз можно составить вместе с обучающимися. Так, для сравнения можно использовать такие фразы, как: In the same way...; Also...; Likewise...; Compared to...; Just like (noun)...; In a like manner...; Both... and. Для указания на различия: However.; On the contrary.; But.; And yet....; Otherwise.; Unlike.; Even though. Чтобы убедиться, что обучающиеся используют данные конструкции верно, мы просили устно привести примеры готовых предложений с фразами из подготовленных для написания эссе таблиц, а затем давали время на написание эссе. В качестве домашнего задания мы просили обучающихся подготовить социальное видео о любом известном человеке с ограниченными возможностями для участия в конкурсе на лучший социальный ролик о таких людях. Для выполнения этого задания можно также предложить как групповую, так индивидуальную формы работы.
При составлении плана занятия были учтены возможные проблемы, которые могут возникнуть при проведении урока. Прежде всего на этапе подготовки к говорению во время эксперимента с ограничением активности у обучающихся может возникнуть очень сильная эмоциональная реакция, однако мы предположили, что они смогут справиться со своими эмоциями во время обсуждения их внутренних ощущений. Технология think-pair-share дает возможность сначала самостоятельно обдумать проблему, а затем обсудить ее в парах или группах. Это позволяет каждому, с одной стороны, не боясь осуждения, высказать свою точку зрения и внести свой вклад в общее обсуждение, с другой - говорить, чувствуя поддержку группы, на довольно непривычную для своего возраста тему.
В заключение следует отметить, что, проведя серию уроков на практике, мы пришли к выводу: с обучающимися старшей школы не стоит избегать обсуждения острых социальных тем. Используя в качестве материала для уроков иностранного языка такие темы, мы, с одной стороны, «сближаем» урок с реальной действительностью, учим старшеклассников видеть жизнь в разных ее проявлениях не только в России, но и за границей и высказывать свою точку зрения на заданную тему, сопоставлять факты и делать выводы, применяя лексику и изученные грамматические структуры на практике, с другой - учим их работать совместно, вовлекая в работу
каждого обучающегося. В этом случае английский язык является средством общения, а не предметом изучения, и обучающиеся преследуют цель не столько изучить определенные лексические и грамматические единицы, сколько использовать их для выражения своих мыслей. В то же время, предоставив обучающимся возможность до начала занятия частично ознакомиться с лек-сиким и грамматическим материалом (технология flipped classroom), мы помогаем им осознать необходимость и эффективность самостоятельной работы в своем темпе, чтобы увереннее чувствовать себя во время работы в классе. Таким образом, помимо формирования умения высказываться на тему взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями одна их главных целей проведенных уроков - развитие soft skills у старшеклассников - будет достигнута: они учатся работать в команде, где учитывается мнение каждого участника, а также принимать и немного больше понимать людей, отличающихся от них, как в России, так и за рубежом.
Ссылки:
1. Developing Adolescents: A Reference for Professionals [Электронный ресурс] // American Psychological Association. 2002. URL: https://www.apa.org/pi/families/resources/develop.pdf (дата обращения: 03.11.2019).
2. Шипилов В.И. Перечень навыков soft skills и способы их развития [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 03.11.2019).
3. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/article/l0-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 07.11.2019).
4. Мягкие навыки для жизни и карьеры [Электронный ресурс] : руководство для старшеклассников / авт.-сост. Н.Г. Сластникова. Бишкек, 2015. 45 с. UrL: https://www.auca.kg/uploads/manual%20develop-ing%20soft%20skills%20for%20high%20school%20students%20(1).pdf (дата обращения: 23.10.2019).
5. Tucker C. Teaching and Assessing Soft Skills [Электронный ресурс]. URL: https://catlintucker.com/2017/09/teaching-as-sessing-soft-skills (дата обращения: 23.10.2019).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 : в ред. от 31 дек. 2015 г. Доступ с информ.-правового портала «Гарант».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 13.11.2019).
8. Life Skills Education for Children and Adolescents in Schools [Электронный ресурс] // World Health Organization. 1994. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/63552/WH0_MNH_PSF_93.7A_Rev.2.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 23.10.2019).
9. Incorporating Soft Skills into the K-12 Curriculum [Электронный ресурс] // Hanover Research: District Administration Practice. 2014. March. 34 p. URL: https://www.hanoverresearch.com/media/Incorporating-Soft-Skills-into-the-K-12-Curriculum.pdf (дата обращения: 23.10.2019).
10. Tikhonova E., Raitskaya L., Solovova E. Developing Soft Skills in English for Special Purposes Courses: The Case of Russian Universities [Электронный ресурс] // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2018. Sofia, 2018. Vol. 18. P. 223-232. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.4/s13.028.
11. Английский в фокусе (Spotlight). 10-й класс : учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. 2-е изд. / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева [и др.]. М., 2015. 248 с.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
13. Там же.
14. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : с изм. 2019 г. URL: http://zakonobobrazovanii.ru (дата обращения: 26.10.2019).
15. Autism Spectrum Disorder Fact Sheet [Электронный ресурс] // National Institute of Neurological Disorders and Stroke. URL: https://www.ninds.nih.gov/Disorders/Patient-Caregiver-Education/Fact-Sheets/Autism-Spectrum-Disorder-Fact-Sheet (дата обращения: 23.10.2019).
16. Living with Down Syndrome (Part 1) [Видеозапись] // YouTube. 2017. 25 окт. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3pmMl1YJdXk (дата обращения: 12.10.2019).
17. Living with Down Syndrome (Part 2) [Видеозапись] // Там же. 28 окт. URL: https://youtu.be/4CgJm3ChFEQ (дата обращения: 12.10.2019).
18. «Человек на карте»: как особый учитель учит особых детей [Видеозапись] // VKontakte. Настоящее время. 2019. 20 сент. URL: https://vk.com/video-78242229_456244809 (дата обращения: 19.10.2019).
References:
Ananyeva, T 2017, Ten Competencies That Will Be in Demand in 2020, viewed 07 November 2019, <https://hr-portal.ru/ar-ticle/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu>, (in Russian).
Evans, V, Dooley, J, Obee, B, Afanasyeva, O & Mikheeva, I 2015, Spotlight 10: Student's Book, 2nd ed., Мoscow, 248 p., (in Russian).
Shipilov, VI 2016, The List of Soft Skills and Ways of Their Development, viewed 03 November 2019, <www.cfin.ru/manage-ment/people/dev_val/soft-skills.shtml>, (in Russian).
Slastnikova, NG 2015, Soft Skills for Life and Career: A Guide for High School Students, Bishkek, 45 p., viewed 23 October 2019, <https://www.auca.kg/uploads/manual%20developing%20soft%20skills%20for%20high%20school%20students%20(1).pdf>, (in Russian).
Tikhonova, E, Raitskaya, L & Solovova, E 2018, 'Developing Soft Skills in English for Special Purposes Courses: The Case of Russian Universities', in Proc. "5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2018", Sofia, vol. 18, pp. 223-232, https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.4/s13.028.
Tucker, C 2017, Teaching and Assessing Soft Skills, viewed 23 October 2019, <https://catlintucker.com/2017/09/teaching-assessing-soft-skills>.
Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна