Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушением зрения / мелкая моторика / изобразительная деятельность / графомоторные умения / рисование / лепка / аппликация.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О.В. Ваганова

В статье рассматриваются вопросы особенностей формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Статья включает описание возможностей разных видов изобразительной деятельности и специфику их использования для формирования графомоторных умений у детей, имеющих нарушение зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.В. Ваганова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

О.В. Ваганова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы особенностей формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Статья включает описание возможностей разных видов изобразительной деятельности и специфику их использования для формирования гра-фомоторныхумений у детей, имеющих нарушение зрения.

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, мелкая моторика, изобразительная деятельность, графомоторные умения, рисование, лепка, аппликация.

Многочисленные исследования в области специальной педагогики доказывают тот факт, что занятия изобразительной деятельностью в полном объеме развивают детей дошкольного возраста, подчеркивая, в том числе, важность занятий изодеятельностью для формирования сенсорных эталонов, моторных функций. Важным для детей с нарушениями зрения является то, что в процессе занятия изобразительным искусством развиваются многочисленные психические процессы у ребенка, включая моторику ребенка.

Изобразительная деятельность имеет определенную связь с умственной деятельностью ребенка, у которого есть нарушения зрения, также она может оказывать влияние на личностные качества, характер и поведение ребенка. Кроме того, изобразительная деятельность связана со своеобразием специфических

© О.В. Ваганова, 2022.

Научный руководитель: Добря Марина Яковлевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, Россия.

особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии [3, с.7]. В начале у дошкольников с нарушением зрения страдает восприятие действительности. У таких детей нарушается формирование представлений об окружающем мире. На это влияет: нарушение бинокулярности, глазодвигательных функций, цветоразличения, снижение остроты зрения [1, с.26]. У слабовидящих детей появляются затруднения с определением цвета, распознаванием формы, величины, а также пространственного положения предметов, что связано с недостаточностью зрительных впечатлений, неточностью и замедленностью зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики (хорошая подвижность руки, кисти, ручные умения) является одним из главных показателей психического и физического развития ребенка.

Для формирования графомоторных умений возможно использовать все виды изобразительной деятельности:

1. Рисование выполняет важную функцию в развитии ребенка, а также является полезным занятием для детей дошкольного возраста. Рисование позволяет преодолевать неуверенность и скованность движений, улучшает координацию движений руки и кисти руки и пальцев. Существует множество различных техник и способов рисования. Чтобы ребенок с нарушением зрения мог заниматься рисованием, у него нужно постоянно целенаправленно совершенствовать зрительное восприятие. Воспитатель помогает формировать у ребенка зрительные образы, постоянно корректируя эти моменты ребенок способен обучаться рисованию.

Имея трудности сенсомоторного характера у детей с нарушением зрения наблюдаются сложности с занятиями изобразительной деятельностью. Также могут возникнуть трудности с развитием зрительно -двигательных взаимосвязей, которые помогают овладеть графическими умениями.

Для поддержания заинтересованности детей с нарушением зрения к занятиям по рисованию используются различные методы формирования изобразительных навыков. Например, обучение обследования предмета, то есть ребенок приобретает следующие умения: понимание строения объекта, разложение его на составные части. Большее внимание стоит уделять определению величины объекта или предмета. Для детей с проблемами зрения важным в изучении является анализ строения объекта с точки зрения сенсорных эталонов - прежде всего формы основных деталей и цвета каждой детали [1, с. 25].

Рисование по трафаретам различных фигур или многочисленное выполнение одних и тех же движений стимулирует моторику рук, оказывает влияние на автоматизацию двигательных навыков. Приобретение умений по рисованию предметов и фигур с помощью их обводки при изображении основной формы объектов позволяет детям с нарушением зрения почувствовать удовлетворение и уверенность в деятельности, которая для них считается трудной.

Закрашивание рисунков состоит из многочисленных навыков и соответствующих формообразующих движений, таким образом, данный процесс можно назвать сложным. В процессе раскрашивания по трафарету дети совершенствуют ритмичность движений руки и кисти, выполняют свободный размах по форме предмета, свободную остановку в пределах контура раскрашиваемого предмета, регуляции силы нажима при раскрашивании для создания оттенков, воспроизведение штрихов по форме предмета. Когда дети рисуют по трафарету они чувствуют уверенность в своих движениях, движения становятся более четкими. Раскрашивание по трафарету является важным на начальном этапе овладения навыками изобразительного искусства для детей с нарушениями зрения [2].

2. Аппликация - вид деятельности, который выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон кусочков того или иного материала различных цветов [2]. Аппликацию смело можно причислить к занятиям по декоративно-прикладному искусству, она активно используется в украшении одежды, предметов быта. При выполнении аппликации можно руководствоваться заданной либо свободной тематикой. Занятия аппликацией влияют на развитие пространственного восприятия представлений о цвете, форме. Развивается зрительная память, самостоятельность, производственное внимание. Для детей с нарушением зрения занятия аппликацией обогащают их представления о размерах, формах, цвете.

Под влиянием наблюдений у детей продолжают формироваться знания и представления о различных качествах предметов. В старшей группе у дошкольников совершенствуется навык ориентировки в микроплоскости.

На занятиях аппликацией основной задачей является овладение разнообразными приемами вырезывания. Дети закрепляют вырезание прямоугольных и округлых форм, но увеличивая количество деталей, далее необходимо применять предметы с более мелкими деталями.

Для детей старшего дошкольного возраста применяются занятия по вырезанию различных форм из бумаги, сложенной вдвое. Данный навык способствует развитию восприятия и аналитического мышления. В начале ребенок учился вырезать по нарисованному контуру [2].

Изучая приемы создания формы предмета, дети знакомятся с техникой обрывной аппликации. Обрывая края бумаги и наклеивая их на лист получается лучше создать форму предмета.

На занятиях аппликацией дети совершенствуют формообразующие движения. Анализ и познание предметов, а именно обладать навыками видеть отличие в пропорциях и величине, сравнение признаков и качеств предметов.

3. Лепка - деятельность, при занятии которой дети отражают предметы окружающего мира с помощью пластилина либо глины [2]. Именно лепка из теста, пластилина, глины способствует лучшему развитию мелкой моторики. За счет постоянного разминания, сплющивания или скатывания материала, происходит укрепление мускулатуры пальцев, формируется опыт осязательного обследования, укрепляются тонкие движения руки. У детей с нарушением зрения особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок вылепливал нужную форму руками.

На занятиях по лепке, аппликации, рисованию можно проследить взаимосвязь всех этих видов творчества. Потому что именно благодаря этой взаимосвязи в занятиях закрепляются изобразительные умения, стандартизация зрительных образов, уточнение деталей.

Особенностью изобразительной деятельности является совместное развитие руки и глаза.

Отметим опыт Л.Б. Осиповой, которая считала, что в совершенствовании мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения одну из ролей выполняют занятия продуктивными видами деятельности [4]. Ведь, движения рук во время рисования связаны с мышечно -двигательными ощущениями, восприятиями самого движения зрительно и кинестетически. Ребенку приходится выполнять тонкие движения пальцев рук, сопряженные движения двумя руками, также учитывать сенсорные свойства предметов.

При восприятии движения во время занятий изобразительной деятельностью у ребенка формируется образ предмета. При этом, отметим, что развивается мышечная память движений руки, совершенствуются исполнительные действия и образуется двигательный опыт [5, с.53].

Сенсомоторное развитие ребенка влияет на усвоение навыками изобразительного искусства. В процессе занятий ребенок выполняет различные движения, при этом испытывая мышечно-двигательные ощущения, а именно он ощущает положение карандаша в руке, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, силу давления при раскатывании комка глины или пластилина [3, с.14]. Не стоит забывать, что зрительное восприятие развивается одновременно с мышечно-двигательными ощущениями.

Для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста применяются различные варианты занятий изодеятельностью: объемная аппликация, рисунок через копирку, точечный рисунок, пальцевая живопись, рисование на мокрой бумаге, коллаж, кляксография, рисунок на мятой бумаге, рисунок с помощью клея.

Таким образом, формулируя выводы следует отметить:

- изобразительная деятельность накапливает сенсорно-двигательный опыт; развивает способности к появлению абстрактного мышления;

- умения в области изобразительной деятельности влияют на развитие психических и физических процессов у ребёнка в целом. В процессе занятий мозг запоминает ощущения, рука действует, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления;

- занятия по изобразительному искусству играют одну из главных ролей в формировании мелкой моторики. В процессе выполнения заданий развивается мышечно-суставные чувства детей. Таким образом, появляются устойчивые навыки действий с конструктивными элементами, возможность влиять на амплитуду, силу, скорость движений рук, а также вести руку по нужной траектории;

- у детей происходит совершенствование движения рук под контролем зрения и кинетических ощущений, следовательно, совершенствуется мелкая моторика.

Библиографический список

1.Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.25-27.

2.Изобразительная деятельность как средство коррекции зрения у дошкольников. - [Электронный ресурс]. -URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/105-drawings/2584-2013-03-27-08-11-43.html

3.Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов, 2006. - 19 с.

4.Особенности мелкой моторики у детей с нарушением зрения. - [Электронный ресурс]. - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00244102 0.html

5.Селетреникова Т.А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15, № 1 - С. 50- 56.

ВАГАНОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА - магистрант, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.