Научная статья на тему 'Рисование как средство коррекции детей с нарушениями зрения'

Рисование как средство коррекции детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1768
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рисование / коррекция / нарушение зрения / drawing / correction / blurred vision

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Людмила Васильевна

В статье представлен опыт использования в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения зрения, нетрадиционных техник: «Дудлинг» и рисование на молоке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING AS A MEANS OF CORRECTION CHILDREN WITH VISION

The article presents the experience of using in the correction process with children with visual impairment, non-traditional techniques: "Dudling" and drawing on milk.

Текст научной работы на тему «Рисование как средство коррекции детей с нарушениями зрения»

УДК 376

РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Ильина Людмила Васильевна.

Новосибирск, МКДОУ детский сад № 203 «Радужка», учитель-дефектолог, ilina. kapustina1955@yandex. ru.

Аннотация. В статье представлен опыт использования в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения зрения, нетрадиционных техник: «Дудлинг» и рисование на молоке.

Ключевые слова: рисование, коррекция, нарушение зрения.

DRAWING AS A MEANS OF CORRECTION CHILDREN WITH VISION

Ilyina Lyudmila Vasilyevna.

Novosibirsk, kindergarten № 203 "Iris", defectologist teacher, ilina. kapustina1955@yandex. ru.

Abstract. The article presents the experience of using in the correction process with children with visual impairment, non-traditional techniques: "Dudling" and drawing on milk.

Key words: drawing, correction, blurred vision.

Рисование является едва ли не самым интересным видом изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок может отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем рисование имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового развития детей. Более того, рисование обладает целым рядом и специфических особенностей: требует внимательности и собранности, развивает наблюдательность и глазомер, расширяет представления о предметах и явлениях окружающего мира, способствует развитию творческих возможностей детей.

Довольно часто, для детей с нарушениями зрения, поступающими в детский сад, помимо основного первичного недостатка, нарушения зрительного анализатора, характерны и вторичные отклонения, обусловленные первым: бедность, фрагментарность и чрезмерная недифференцированность представлений, отсутствие наблюдательности, нарушения связи между словесным обозначением предмета и его внутренним содержанием, т. е. вербализм знаний. Из-за слабовидения воспитанники не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. Проявляется замедленность, неточность выполнения заданий, низкая работоспособность и высокая степень утомляемости [1].

Трудности в освоении окружающего мира часто приводят к возникновению

эмоциональных проблем: необоснованному страху, тревожности, неуверенности, проблемам в общении. Все это не дает возможности ребенку в полной мере проявить свои способности, самореализоваться.

В тоже время эти недостатки не являются чем-то застывшим и неизменным. Непреодолимым препятствием на пути развития ребенка. Наоборот, исследования убедительно доказали, что в процессе обучения дети расширяют круг своих представлений, совершенствуют способы восприятия и воспроизведения окружающего мира.

Рисование, как один из любимых видов детской деятельности, облегчает процесс восприятия и деятельности при зрительной недостаточности, и занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с нарушением зрения. Следовательно, рисование помимо основных, обусловленных программой задач, может решать коррекционные задачи не только по развитию умственных, физических способностей, но изменить и довести до нормального уровня все нарушенные функции ребенка с проблемами зрения.

Основной упор в коррекционной работе должен быть сосредоточен на развитии наблюдательности, зрительной памяти, преодоления вербализма знаний, расширения кругозора, а также на развитии творческого и воссоздающего воображения. При специальных, целенаправленных условиях обучения, рисование позволяет решать общеобразовательные, коррекционно-воспитательные и лечебно-восстановительные задачи, обуславливающие всестороннее развитие личности ребенка со зрительной депривацией:

1) развитие глазодвигательных функций и фиксации взора;

2) развитие предметных и пространственных представлений;

3) развитие общей и мелкой моторики;

4) развитие сенсорики;

5) формирование эмоционально-насыщенного восприятия.

Изобразительная деятельность - это важный информационный и

коммуникативный канал. Приступая к обучению рисования слабовидящих детей, педагог должен иметь в виду, что они не умеют пользоваться своим неполноценным зрением. Поэтому для успешного овладения изобразительными навыками следует правильно определять доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей. Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и зрительно-осязательного обследования. Размер объектов при этом должен быть достаточно крупным, цвет ярким, контрастно выделяющимся на фоне.

Широко используются вспомогательные средства: это обводка изображений по контуру и силуэту (внутреннему, внешнему); рисование по трафаретам; работа на фланелеграфе. Обводка по контуру способствует развитию двигательных функций и развитию бинокулярного зрения. Раскрашивание в трафарете способствует постановке руки и овладению свободными изобразительными действиями. По словам Л.И. Плаксиной, не нужно опасаться, что владение на первоначальных этапах способами работы по трафарету приведет к штампу. Как только у детей появляется уверенность в знании строения предмета и способа его

изображения, они отказываются от рисования по трафарету. Накопление зрительного опыта является одной из основных задач коррекционной работы на занятиях по рисованию [2].

В настоящее время обучение дошкольников в изобразительной деятельности рассматривается как актуальное перспективное направление педагогической работы. В изодеятельности осуществляется множество нетрадиционных техник. Остановимся на двух видах рисования: «Дудлинг» и рисование на молоке.

«Дудлинг» - от английского doodle - бессознательный рисунок, т. е. рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точек, палочек и пр.), дающий возможность хорошего эмоционального и умственного отдыха. В этом и состоит легкость. В дальнейшем из этих простых элементов складываются сложнейшие композиции, поражающие воображение.

В «Дудлинге» нет определенных правил рисования, но учитывая особенности наших детей, трудности их зрительного восприятия, для данной группы ребят обучение данному виду техники было разбито на этапы.

На первом этапе детям предлагают альбомные листы бумаги А4 и мягкие простые карандаши для выполнения бессознательного хаотичного рисования. Затем предлагаются в качестве основы контурные изображения предметных картинок: круг, квадрат, сердце, колосок, рыбку для заполнения их простыми элементами по желанию ребенка. Детей нацеливают передать необычность, сказочность образов с помощью линий, цвета, пятна, элементов декора.

На втором этапе детям можно предложить уже готовые трафареты знакомых объектов для обводки и самостоятельного заполнения рисунком: вазы, платка, скатерти, бабочки, цветка. Ставится задача украсить так, чтобы сделать привлекательным, необычным рисунок, что позволит детям не бояться фантазировать, тем самым развивая творческое воображение, зрительно-моторную координацию.

На третьем этапе контурный рисунок разбивается на части. Детям предлагается заполнить получившиеся сегменты разными узорами. На данном этапе дети заполняют узорами одинаковые изображения животных, деревьев, цветов, посуды, одежды, праздничной открытки и т. д. В данном случае дети могут овладеть важным средством художественной выразительности, которым является ритм (в ритмичности рисовальных изображений, в пространственной организации рисунка). Это способствует развитию эстетического восприятия, эстетических представлений, формируются предпосылки художественного вкуса.

На четвертом этапе большое место занимает экспериментирование с цветом. Важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми с нарушением зрения, в силу их конкретного, образного мышления. Ребенку с ограниченными зрительными возможностями необходимо помочь осознать, что значит «красота», «красиво», научить видеть красоту в предметах и явлениях. Поэтому подготовка к данному этапу проводится в процессе дидактических игр, экскурсий, наблюдений, чтобы обогатить детей впечатлениями, например, за цветком, листьями, изделиями декоративного искусства. Можно нанести

специальный цвет фона на лист белой бумаги, обвести готовую картинку, силуэт и раскрасить или взять сразу цветной лист и наносить рисунок на готовое изображение. Вначале дети используют карандаши, затем капиллярные ручки, для раскрашивания фломастеры, маркеры, краски. Ребята украшают свои работы, делают их яркими, разноцветными, уникальными, что способствует развить восприятие цвета, чувство цвета, обогатить сенсорный опыт, вызвать эмоциональную отзывчивость.

Итогом, завершением данного вида деятельности детям может быть предложен метод антистресс - используя стиль «Дудлинг», раскрасить на свое усмотрение готовые раскраски.

Данная графическая техника рисования дает свои положительные результат. Во-первых, способствует развитию детской фантазии, повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, мотивирует познавательную активность; во-вторых, развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, формирует графо-моторные навыки, отрабатывая разнообразные виды линий, штриховки, пятна различных цветов, нанесенных непосредственно от руки, исчезает тремор, ребенок учится передавать цвет и форму; в-третьих, сказывается положительная динамика в способности ориентироваться на листе бумаги, снижается тревожность, неуверенность, замкнутость. «Дудлинг» заставляет думать, формирует первоначальные навыки письма, позволяют поддерживать интерес ребенка к рисованию в целом.

Следующий вид нетрадиционной техники - это рисование на молоке.

Ребенок наливает в тарелочку молоко. С помощью пипетки набирает гуашь (лучше краситель для пасхальных яиц) и опускает в центр тарелки. Лучше использовать сразу несколько цветов. После чего, взяв ватную палочку или тонкую кисточку, опускает в любое моющее средство, а затем дотрагивается до красок, плавающих на поверхности молока. Краска расходится по тарелке, получается необычный разноцветный узор, как результат - неожиданный эффект.

Данный вид техники позволяет выработать у ребенка привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться, а также способствует развитию памяти, глазомера, помогает сформулировать мыслительные операции, обогатить воображение.

Работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо помнить об эмоциональной стороне поддержки интереса к работе. Поэтому следует вводить игровой элемент, сюрпризный момент, использовать художественное слово.

Таким образом, нетрадиционные формы изобразительной деятельности помогают самоутвердиться слабым детям, их жизнь обогащается новыми переживаниями и чувствами. Преодолев трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат. Это способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности, устранению психической напряженности и восстановлению бодрого настроения.

Данные виды техники рисования будут интересны как педагогам дошкольных коррекционных учреждений, так и общеобразовательных.

Библиографичекий список:

1. Одинокова Н.А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями: учебное пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - 159 с.

2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. - М.: Владос, 2008. - 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.