Научная статья на тему 'Использование исследовательских методов в работе по изучению тропов на уроках русского языка'

Использование исследовательских методов в работе по изучению тропов на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Т. В.

Данная статья посвящена организации исследования языкового материала при изучении тропов на занятиях спецкурса «Уроки словесности». В работе предложены варианты исследовательских заданий и результаты эксперимента, проводимого в одной Из школ г.Перми, которые говорят о результатах применения исследовательского метода при изучении изобразительно-выразительных средств русской лексики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using techniques for studying tropes within the course of Russian language

This article deals with techniques to organize language material for the study of tropes within the course of literature. Stady tasks as well as experiment results optained in a school in Perm are presented to prove the efficiency of methods used in stadying expressiveness of Russian lexis.

Текст научной работы на тему «Использование исследовательских методов в работе по изучению тропов на уроках русского языка»

Т.В.Воробьева. Использование исследовательских методов в работе по изучению тропов на уроках русского ЗШШ_149

Т.В.Воробьева

Россия, Пермь, филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей,

экономики и права

Использование исследовательских методов в работе по изучению тропов

на уроках русского языка

Данная статья посвящена организации исследования языкового материала при изучении тропов на занятиях спецкурса «Уроки словесности». В работе предложены варианты исследовательских заданий и результаты эксперимента, проводимого в одной из школ г.Перми, которые говорят о результатах применения исследовательского метода при изучении изобразительно-выразительных средств русской лексики.

Т. К Vorobjeva

Using techniques for studying tropes within the course of Russian language

This article deals with techniques to organize language material for the study of tropes within the course of literature. Stady tasks as well as experiment results optained in a school in Perm are presented to prove the efficiency of methods used in stadying expressiveness of Russian lexis.

Репродуктивные методы изучения средств изобразительности в процессе языкового образования не дают желаемого результата, хотя в настоящее время особенно необходимо формировать личность ребенка, который может сам открывать что-то новое, развивая свои творческие способности и самостоятельность мышления.

Мы считаем, что этому может способствовать организация исследования на уроке лексических средств выразительности. При такой деятельности учащиеся сталкиваются с необычными способами изобразительности, анализируют их особенности, сравнивают с тем, что уже знают и подходят к пониманию того или иного тропа. Познакомиться с выразительными средствами языка, осмыслив их суть, научиться их находить во всем многообразии можно только на примере произведений художественной литературы.

В основе поэтических тропов обычно лежит слово, употребленное в переносном значении, нарушение привычных связей между словами придает им в художественном тексте новые и неожиданные оттенки значений, образность, экспрессивность.

Существует множество изобразительных средств, созданных на основе русской лексики. Если мы будем содержание каждого тропа предлагать учащимся в готовом виде, на основе уже данного лингвистами определения, то, очевидно, что дети будут не в состоянии запомнить эти теоретические сведения. Более эффективным способом изучения тропов является формирование представлений о специфике каждого из них на основе исследования художественного текста. Опираясь на анализ в поиске отличительных черт словесного выражения, учащиеся с помощью учителя придут к пониманию сущности тропов.

Можно организовывать исследование на отдельных уроках русского языка, посвященных анализу изобразительных возможностей лексики, или на занятиях в рамках спецкурса, преимущество которого заключается в том, что изучение этих средств является системным и последовательным. На этих занятиях дети смогут овладеть определенной системой лингвистических понятий, помогающих осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста, в специально организованных исследовательских ситуациях. При такой работе тайны удивительной выразительности родной речи раскрываются перед учащимися особенно ярко.

Правомерно предположить, что создание ситуаций исследования при изучении тропов поможет учащимся лучше осмыслить содержание каждого из тропов и, как следствие, найти их в тексте и классифицировать.

Исследовательский метод имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы. Каждому типу заданий исследовательского характера соответствует определенный процесс выполнения задания (ход рассуждений учащихся, решающих проблему, которая имеется в задании) и способ его выполнения (система операций догико-лингвистического характера, осуществление которых приводит к разрешению проблемы).

Итак, выявление способов выполнения заданий исследовательского характера в соответствии с выявленной типологией позволит определить и выбор этих заданий, необходимых для обучения школьников самостоятельному, творческому исследованию языковых явлений. Важнейшей особенностью выполнения заданий исследовательского характера является доказательность сделанных выводов. Умение доказывать, поиск аргументов играют решающую роль в умственном развитии учащихся.

Изучение структуры заданий исследовательского характера позволяет ввести определение сложности этих заданий. Сложность задания определяется, во-первых, структурными особенностями самого текста задания - условиями, вопросами, составляющими основу для организации исследовательской деятельности, и, во-вторых, структурными особенностями способа выполнения задания исследовательского характера, т.е. процесса осуществления исследовательской деятельности. От данных, имеющихся в условии, а также от вопросов к предложенным для анализа языковым фактам зависит способ выполнения заданий.

Со сложностью заданий исследовательского характера тесно связан такой критерий, как трудность их выполнения. Трудность задания - категория субъективная, хотя определяется она условиями, способом выполнения задания. Эта трудность обусловлена уровнем подготовки учащихся к выполнению задания - наличием знаний, умений и навыков, уровнем развития логического мышления и языкового развития школьников.

Для ориентировки в новой ситуации, что характерно для процесса творчества, существенную роль играет обучение специальным умениям:

1) увидеть новую проблему в языковом материале, определить ее характер;

2) подобрать и систематизировать языковые факты для решения этой проблемы;

3) построить доказательство в процессе выполнения задания на основе найденных фактов;

4) сформулировать выводы на основе решения проблемы, определить возможное их количество;

5) сформулировать способ решения, т.е. определить операции, осуществление которых в процессе решения проблемы приводит к выводу.

Для формирования этих умений могут быть предложены следующие типы заданий:

1) задания, в вопросе которых отсутствует формулировка проблемы, ее надо найти;

2) задания, в тексте которых отсутствует достаточное количество языковых фактов для обоснования вывода, их надо подобрать;

3) задания на построение доказательства;

4) задания, выполнение которых приводит; к одному или нескольким выводам, количество которых следует определить;

5) задания на определение способа решения проблемы [2, с.28].

Процесс научного исследования охватывает три звена. Первое - это наблюдение определенных вещей, явлений или процессов. Очевидно, сам выбор предметов наблюдения возникает из определенных потребностей и интересов исследователя, из своеобразного переживания им каких-то трудностей, требующих ответа.

Второе звено - создание гипотезы на основе наблюдаемых фактов и зависимостей между ними. Гипотеза здесь выполняет роль ответа на поставленный до наблюдения вопрос, причем исследователь выбирает среди возможных такую гипотезу, которая

Т.В.Воробьева Использование исследовательских методов в работе по изучению тропов на уроках русского ямка_

относится ко всем наблюдаемым фактам и связывает проявляющиеся между ними зависимости.

Последняя фаза - опытная проверка гипотезы. Исследователь осуществляет это выведением из гипотезы заключений, а также проверкой ее экспериментом. Успешный результат этой проверки позволяет признать гипотезу за истинную, однако до того времени, пока не будут открыты новые факты, находящиеся с ней в противоречии [3, с. 56].

Наибольший уровень эффективности учения достигается при выполнении учащимися самостоятельных работ творческого и полутворческого характера, когда новые знания добываются в итоге самостоятельного анализа фактов, обобщения и выводов. Чтобы применять исследовательские ситуации, учителю необходимо знать способы их создания, общие закономерности их возникновения, которые сформулированы в психолого-педагогических исследованиях в виде типов проблемных ситуаций.

Имеется уже свыше двадцати классификаций проблемных ситуаций. Их анализ свидетельствует о том, что до сих пор ни в психологии, ни в дидактике, ни в методиках преподавания отдельных предметов нет единого мнения относительно исходных принципов классификации проблемных ситуаций.

В нашей работе мы учитываем классификацию И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, в которой исследовательский метод трактуется следующим образом: по мере овладения методами научного мышления учащиеся получают возможность решать все более сложные познавательные задачи. Наконец их умственное развитие достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы [4, с. 132].

Исследовательским называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающих под общим руководством учителя.

Исследовательский метод заключается в создании проблемных ситуаций (ситуаций затруднения, учебных задач, коллизий), осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся. Этот метод может способствовать реализации двух целей: 1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; 2) достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из задач, решаемых благодаря исследовательскому методу -сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

В качестве примера можно предложить такие варианты исследовательских заданий при изучении темы «Аллегория, символ, сравнение».

Цель: Создать учебную ситуацию, в которой ученики сами смогут выявить отличия аллегории от символа и сравнения, открыть их функции в художественном тексте.

Вид работы Содержание заданий Методические комментарии

1 .Постановка частных учебных задач и их решение -В каком значении употреблены слова лев и орел А. С. Пушкиным и слово гололед В. Высоцким? Можно ли встретить эти значения в словаре? 1. Прекрасен Царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад. (А. С. Пушкин) 2. Гололед на земле, гололед. Целый год напролет гололед, Будто нет ни весны, ни лета. Чем-то скользким покрыта планета. Люди, падая, бьются об лед, Гололед на земле, гололед, Целый год напролет гололед. (В. Высоцкий) -Почему эти слова нельзя истолковать в четко определенном смысле? (Где слово-образ можно понять только в одном, четко определенном смысле и заменить только одним словом, где это невозможно?) Историческая справка: на гербе Швеции изображен лев, на гербе России — орел, а в Царскосельском саду есть памятник в честь победы, одержанной Россией в войне со Швецией. -Как бы вы назвали слова, вбирающие в себя особый обобщенный смысл? Проблемная задача ]. Проблемная задача 2. Проблемный вопрос.

2.Постановка частной учебной задачи и ее решение -Пронаблюдайте, в каком из поэтических текстов образ одинокого несчастного человека вырастает в символ, где автор останавливается на уровне прямого сравнения? Почему? 1. Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! (М. Ю.Лермонтов) 2. Когда затихают оркестры Земли И все музыканты ложатся в постели, Проблемная ситуация. Сопоставление двух моделей (символа и сравнения). Аналитическая работа в парах (модель сравнения была создана ранее).

Т.В.Воробьева. Использование исследовательских методов в работе по изучению тропов на уроках русского яшка . , ,.. __________________ _ .....

По Сивцеву Вражку проходит шарманка -Смешной, отставной, одноногий солдат. Представьте себе: от ворот до ворот, В ночи наши жесткие души тревожа, По Сивцеву Вражку проходит шарманка, Когда затихают оркестры Земди. (Б. Окуджава)

3. Домашнее задание 1.Изобразите символически одно из трех: а) мужество, непреклонность; б) любовь, нежность; в) верность, преданность. 2.На свете все на все похоже. Посмотрите в окно своей квартиры и найдите не менее трех символов. (Например: каждый вечер загорается старый, покосившийся, с выбитым стеклом фонарь — символ долга; выброшенная на свалку старая кукла — символ неблагодарности или ушедшей любви.,.) Задание на выбор.

Создание ситуаций исследования на занятиях при изучении тропов помогает учащимся лучше осмыслить содержание каждого из тропов и, как следствие, найти их в тексте и классифицировать. Именно поэтому целесообразно организовать осмысление изобразительно-выразительных возможностей русской лексики в условиях исследования.

Литература

[.Львова С, И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2001.

2. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М. Просвещение, 1983.

З.Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968,

4. Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.

5.Служевская Т. Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.