Научная статья на тему 'Использование искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе'

Использование искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / иностранный язык / интерактивные методы / лингвистическая компетентность / цифровые ресурсы / эффективность обучения / программное обеспечение / коммуникативные навыки / компетентностный подход / artificial intelligence / foreign language / interactive methods / linguistic competence / digital resources / learning efficiency / software / communication skills / competence approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзабекова А.А., Абрамцева Е.Г.

Данная работа актуализирует важность применения цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы в контексте изучения иностранного языка. Статья раскрывает особенности использования искусственного интеллекта при обучении данной дисциплине, рассматривая иностранный язык как средство межкультурной коммуникации. При этом авторы делают акцент на формировании лингвокоммуникативных компетенций. В исследовании искусственный интеллект характеризуется как важнейший инструмент современной образовательной технологии, который позволяет организовывать работу со студентами как в офлайн, так и в онлайн формате. Использование искусственного интеллекта в обучении иностранному языку, как подчеркивают авторы, помогает организовать образовательное пространство, в котором проявляется максимальная активность студентов, обеспечивается возможность проявления различных знаний и умений. Кроме того, учитывая важность становления лингвистических компетенций в контексте современных ФГОСов ВО, в работе актуализируется проблематика компетентностного подхода и использования искусственного интеллекта в его контексте. Исходя из этого целью данной работы определено изучение специфики использования искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе. Объектом исследования является обучение иностранному языку в высшей школе, предметом – использование искусственного интеллекта. В качестве итога работы авторы предлагают некоторые рекомендации, позволяющие оптимально включить использование искусственного интеллекта в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The using of artificial intelligence in teaching a foreign language in higher education

This work actualizes the importance of the use of digital technologies in the educational process of higher education in the context of learning a foreign language. The article reveals the features of the use of artificial intelligence in teaching this discipline, considering a foreign language as a means of intercultural communication. At the same time, the authors focus on the formation of linguistic and communicative competencies. In the study, artificial intelligence is characterized as the most important tool of modern educational technology, which allows you to organize work with students both offline and online. The use of artificial intelligence in teaching a foreign language, as the authors emphasize, helps to organize an educational space in which the maximum activity of students is manifested, and the opportunity for the manifestation of various knowledge and skills is provided. In addition, taking into account the importance of the formation of linguistic competencies in the context of modern Federal State Educational Standards, the work actualizes the problems of the competence approach and the use of artificial intelligence in its context. Based on this, the purpose of this work is to study the specifics of the use of artificial intelligence in teaching a foreign language in higher education. The object of the study is teaching a foreign language in higher education, the subject is the use of artificial intelligence. As a result of the work, the authors offer some recommendations that make it possible to optimally include the use of artificial intelligence in the educational process.

Текст научной работы на тему «Использование искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе»

Мирзабекова А.А.

Старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.

Абрамцева Е.Г.

Старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.

Использование искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе

Актуальность данной тематики определяется тенденциями изменений в современном высшем образовании, которое отражает требования общества, рынка труда, а также достижения науки и техники, позволяющие совершенствовать образовательный процесс.

Современные образовательные технологии должны удовлетворять индивидуальные образовательные потребности студентов, быть информативными, а также способствовать формированию различных компетенций. Учитывая содержание ФГОСов ВО последнего поколения, в основе которых лежит компетентностный подход, важно понимать трансформацию образовательных результатов: от знаний, умений и навыков к различным компетенциям, в том числе, лингвистическим. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что образовательные технологии должны быть интересны и актуальны для студентов.

Владение иностранным языком предполагает не только чтение, письмо устную речь, но и свободное общение на повседневные и профессиональные темы. Именно это обуславливает необходимость включения в учебный процесс инновационных, в том числе цифровых технологий. Особое место в содержании обучения занимает искусственный интеллект (ИИ), который способен одновременно выполнять различные функции. одновременно с обучающими. Данный контекст обусловил постановку цели исследования- изучение специфики использования искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в высшей школе. Объектом исследования является обучение иностранному языку в высшей школе, предметом-использование искусственного интеллекта.

Л»)_

Цель работы определила ряд задач, которые позволят ее достичь:

1. Выявить особенности изучения иностранного языка в современной высшей школе;

2. Конкретизировать возможности искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза;

3. Разработать рекомендации по использованию искусственного интеллекта при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях.

Методы и методология

Основными источниками по данной тематике мы определили публикации современных авторов, посвященные использованию ИИ в высшем образовании (Д.В. Агальцова, Ю.Е. Валькова, В. Н. Трегубов), мотивации студентов к обучению (О. В. Мещерякова), а также общей организации образовательного процесса в высшей школе (Ю.Р. Вишневский, А.Н. Тарасова и пр.).

Результаты и их обсуждение

Особенности изучения иностранного языка в современной высшей школе

Современный иностранный язык представляет собой динамично развивающийся социокультурный лингвистический феномен, в котором возможно наблюдать множество трансформаций устной и письменной речи, смысловых конструкций, построения различных коммуникативных единиц.

Как подчеркивают Е.А. Максимова, Г.А. Никитина, С.А. Шилова [5], изучение лингводидактики в системе высшего образования тесно связано с применением интерактивных, информационно- коммуникативных технологий и искусственного интеллекта. Современный иностранный язык и в языковых и в неязыковых вузах рассматривается не только как образовательный результат, но и как инструмент изучения культуры, менталитета другого народа. По отношению к компонентам профессиональной компетентности иностранный язык отражает такие составляющие как коммуникативная и лингво-дидактическая компетенции, непосредственно знаниевые языковые компоненты. Обращая внимание на это, необходимо образовательный процесс строить таким образом, чтобы интерактивный аспект был актуализирован, студенты по максимуму могли проявить индивидуальные способности, включались в работу с аутентичным текстом, аудио и видеоматериалом.

Изучение иностранного языка по мнению ряда авторов, связано преимущественно с самостоятельной работой студентов, что пред-

полагает наличие высокого уровня учебной мотивации. Для того, чтобы мотивация из простой учебной трансформировалась в мотивацию достижения, необходимо в обучение включать технологии, которые будут интересны студентам и эффективны в плане образовательных результатов.

Опираясь на современные ФГОСы ВО, можно выделить не только когнитивные (определенный языковой уровень, комплекс знаний в сфере иностранного языка), но также и мотивационные (желание работать с первоисточниками и оригинальными текстами, интерес к совершенствованию языковых навыков), деятельностные (создание интеллектуальных продуктов на иностранном языке, свободное общение в иноязычной среде).

Учитывая это, образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь студентам определить свои потребности в изучении иностранного языка. Ю.Р. Вишневский, А.Н. Тарасова [2] подчеркивают, что возрастание студенческой субъектности обуславливает включение в данный процесс таких технологий, которые позволяют активизировать личностный и когнитивный потенциал студентов, показать важность владения иностранным языком и мотивировать их к участию в общении на других языках не только в учебном процессе, но и в повседневной деятельности при просмотре роликов, фильмов, в общении в социальных сетях.

Особое место в системе цифровых технологий занимает искусственный интеллект как важнейший образовательный и коммуникативный компонент современного цифрового общества. ИИ позволяет организовывать общение, которое строится по принципу системности, непрерывности, позволяет выявлять причинно-следственные связи между различными лингвистическими единицами. Поэтому его включение в обучение является неотъемлемой частью современного высшего образования.

Возможности искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза

Образовательный процесс в высшей школе позволяет организовывать такое коммуникативное и учебно- воспитательное пространство, которое позволяет преподавателям и студентам конструировать компетенции, важные для дальнейшей профессиональной деятельности. Опираясь на работы А.К. Клюева, Ю.Р. Вишневский и А.Н. Тарасова, представляют образовательный процесс в качестве некого конструктора, позволяющего «собирать» модули из информации, включаться в обучение в контексте реализации образовательных

запросов студентов. Информационные блоки на иностранном языке отражены в цифровых образовательных ресурсах, мессенджерах, на учебных платформах. Однако, максимально важным компонентом обучения иностранному языку является наличие коммуникации, обратной связи. Интерактивный компонент предполагает наличие нескольких субъектов коммуникации и в контексте использования цифровых технологий ИИ является оптимальным.

О.В. Мещерякова [7] подчеркивает важность работы студентов с тремя компонентами искусственного интеллекта: «решателем задач», базой данных и интерфейсом для общения. Данные компоненты равнозначно необходимы при изучении иностранного языка, т.к. правильно поставленные задачи определяют содержание образования и смысл коммуникации. Различные образовательные программы, платформы позволяют не только студентам получать информацию на иностранном языке, но и определять уровень полученных знаний, выявлять проблемы в обучении и подбирать методы и способы их преодоления.

Достаточно часто и эффективно в высшей школе используется СЬа1СРТ - языковая модель, предварительно обученный трансфор-мер, с которым возможно построить коммуникацию на различные темы. Также Нейросети М1^оигпеу, 81аЬ1еОШи8юп, Кап&шку 2.0 от команды Сбера могут создавать изображения на основе текстового описания. Исходя из этого, студенты могут объединять занятия творчеством и иностранным языком, что является достаточно эффективной образовательной технологией.

Искусственный интеллект позволяет визуально распознавать информацию, использовать большие объемы данных, строить диалоги и дискуссии, тем самым совершенствовать языковые навыки. Использование ИИ повышает учебную мотивацию, снижает уровень тревожности студентов в отношении иностранного языка. Также искусственный интеллект способен выявлять ошибки, анализировать ответы и выдавать рекомендации по дальнейшему обучению. В этом случае его эффективно использовать при дистанционном обучении, больших потоковых лекциях либо в формате внеаудиторной работы. Технологии ИИ (чат-боты, мессенджеры, специальные программы) позволяют усваивать новые лингвистические конструкции, формировать активную лексику, конструировать общение на заданные темы. При этом преимуществом является то, что виртуальные помощники могут дать мгновенную обратную связь, создавать безопасное комфортное образовательное простран-

ство, не высказывая личной оценки и субъективного мнения.

В контексте использования ИИ как отмечает О.В. Мещерякова [7], не только повышается мотивация обучения иностранного языка, но и возможности организации свободного общения и обучения. Повышенная мотивация активизирует познавательную и коммуникативную деятельность студентов, стимулирует развитие и совершенствование языковых навыков.

Именно поэтому при обучении на языковых и неязыковых факультетах использование различных технологий ИИ является максимально эффективным, воздействуя на когнитивную и эмоциональную сферу студентов. Также несомненным преимуществом можно назвать свободное использование студентами данных технологий как в аудитории, так и вне ее.

Использование искусственного интеллекта при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях

Цифровые технологии все больше входят в образовательный процесс высшей школы. Они включают в себя использование онлайн ресурсов, цифровых образовательных платформ, а также искусственного интеллекта различного уровня (простейшего и более сложного). Данные технологии реализуются в зависимости от образовательных целей задач, а также с учетом специфики направления подготовки и образовательных потребностей студентов.

Сфера ^ предполагает наличие достаточного кадрового потенциала не только для разработки, но и для пользования средствами ИИ. Поэтому в данном случае нам необходимо говорить о соответствующих компетенциях преподавателей. Они должны обладать не только знаниями иностранного языка, но и цифровой грамотностью, а также способностью преподавать свою дисциплину при помощи средств ИИ.

Исследованиями ИИ в сфере образования ученые занимаются еще с середины прошлого века. Такие научные деятели как С.М. Корсаков, А. Тьюринг, Д.А. Поспелов, В.В. Бледсоу, А.Р. Брудно, выявляли возможности использования искусственных нейронных сетей не только в медицине, но и в обучении. Уже в то время подчеркивался потенциал искусственного интеллекта в становлении адаптационных механизмов к условиям высшей школы. В данном случае актуален психологический термин «глубокое обучение» [9], отражающий не только педагогический, но и нейрофизиологический аспект обучения.

Ориентируясь на это, в программном обеспечении ИИ можно вы-

делить следующие компоненты:

1. Информационно-поисковые системы (электронные библиотеки, словари, тематические сайты, чаты);

2. Электронная образовательная среда (различные платформы, контенты с наполнением иностранным языком и пр.);

3. Цифровые учебно- методические комплексы, включающие множество компонентов (учебники, кейсы, тесты и пр.);

4. Цифровые инструменты управления ИИ (тренажеры, симуля-торы, боты- помощники и пр.).

Отечественные исследователи [7;8] отмечают ряд преимуществ, которые получает процесс обучения иностранному языку при помощи ИИ:

1. Современный формат обучения, который актуален для студентов и повышает мотивацию обучения своей современностью и комфортностью;

2. Возможность студентов получать обратную связь и не переживать по поводу негативной оценки, субъективного мнения преподавателя;

3. Повышение статуса изучения иностранного языка путем информирования студентов и абитуриентов об использовании ИИ.

Однако, вместе с этим выделяются и проблемы, которые сопровождают процесс включения ИИ в обучение иностранному языку. В ходе анализа выбранных нами источников [5;6;8], были определены следующие образовательные трудности:

1. Не каждый вуз имеет достаточные финансовые ресурсы для полноценного технического обеспечения и регулярного обновления оборудования и программного обеспечения средств ИИ;

2. Недостаточная готовность (мотивационная, знаниевая) преподавателей к работе с технологиями ИИ при обучении студентов иностранному языку;

3. Первоначально невысокий уровень знания иностранного языка у студентов, чтобы сразу полноценно пользоваться средствами ИИ.

Для того, чтобы данные проблемы минимизировать, необходимо активизировать ресурсный потенциал высшего учебного заведения, участвовать в различных образовательных проектах («Цифровая образовательная среда», «Современный учитель» и пр.), которые позволят учитывать ФГОСы ВО и методические рекомендации к ним.

Заключение

Основным выводом по нашему исследованию необходимо опре-

делить значимость использования искусственного интеллекта в обучении иностранному языку в высшей школе.

Данная технология позволяет активизировать творческий и учебный потенциал студентов, организовывать свободное общение, однако для того, чтобы процесс обучения был более эффективным, необходимо учитывать рекомендации, которые были нами предложены для оптимизации образовательного процесса.

1. Постепенное использование ИИ, «дозированное» включение в образовательный процесс с тщательным изучением содержания информации, которая является предметом коммуникации студентов и искусственного интеллекта;

2. Обучение преподавателей высшей школы использованию цифровых технологий, в том числе средств ИИ (реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда»).

3. Включенность преподавателя в использование ИИ, работа с чат-ботами, мессенджерами и платформами, которая личным примером стимулирует студентов к обучению;

4. Своевременное обновление программного обеспечения, комбинирование ИИ и иных цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку;

5. Предоставление свободы выбора средств обучения студентам во внеаудиторной деятельности, ориентирование на технологии ИИ.

Данные рекомендации позволяют определить приоритетные направления в использовании искусственного интеллекта при обучении иностранному языку в вузе. Они помогают интегрировать различные компоненты компетенций (личностный, коммуникативный, дисциплинарный и пр.) и формировать целостное понятие компетентности в контексте реализации современных ФГОСов ВО.

Библиографический список

1. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // МНКО. 2023. № 2 (99). С. 5-7.

2. Вишневский Ю.Р., Тарасова А.Н. Высшее образование как конструктор будущего современной молодежи // Университетское управление: практика и анализ. 2022. № 3.С. 10-13.

3. Габриелян А.М. Высшее образование в контексте современных глобализационных процессов // Архонт. 2018. № 1 (4). С. 36-42.

4. Костюкевич С. В. Высшее образование: современные мировые тенденции // Социологический альманах. 2012. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-sovremennye-mirovye-tendentsii (Дата обращения: 10.02.2024).

5. Лапина С.В. Высшее образование в контексте современных социокультурных трансформаций // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 17-1. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-kontekste-sovremennyh-sotsiokulturnyh-

transformatsiy (Дата обращения: 10.02.2024).

6. Максимова Е.А., Никитина Г.А., Шилова С.А. Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акме-ология образования. Психология развития. 2023. №2 (46). С. 114-122.

7. Мещерякова О.В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6 (110). С. 152-160.

8. Трегубов В. Н. Использование технологий искусственного интеллекта для дистанционного обучения // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. № 2. С. 222-227.

9. Щебельская Э.Г., Маер В.В. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // МНКО. 2023. № 5 (102). С. 76-86.

References

1. Agaltsova D.V., Valkova Yu.E. Artificial intelligence technologies for university teachers // MNKO. 2023. № 2 (99). P. 5-7.

2. Vishnevsky Yu.R., Tarasova A.N. Higher education as a designer of the future of modern youth // University management: practice and analysis. 2022. № 3. P. 10-13.

3. Gabrielyan A.M. Higher education in the context of modern globalization processes // Archon. 2018. № 1 (4). P. 36-42.

4. Kostyukevich S.V. Higher education: modern world trends // Sociological almanac. 2012. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-sovremennye-mirovye-tendentsii (02.10.2024).

5. Lapina S.V. Higher education in the context of modern sociocultural transformations // Russia: trends and development prospects. 2022. № 17-1. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vysshee-obrazovanie-v-kontekste-sovremennyh-sotsiokulturnyh-transformatsiy (02.10.2024).

6. Maksimova E.A., Nikitina G.A., Shilova S.A. Realization of the linguodidactic potential of artificial intelligence methods // Izv. Sarat. University of Nov. ser. Ser. Acmeology of education. Developmental psychology. 2023. № 2 (46). P. 114-122.

7. Meshcheryakova O.V. Possibilities of using artificial intelligence to increase students' motivation to study foreign languages at university // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2023. № 6 (110). P. 152-160.

8. Tregubov V. N. Using artificial intelligence technologies for distance learning // Izv. Sarat. University of Nov. ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. № 2. P. 222-227.

9. Shchebelskaya E.G., Maer V.V. Application of artificial intelligence in teaching a foreign language at a non-linguistic university // MNKO. 2023. № 5 (102). P. 76-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.