www.sibac.info
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Иманова Алия Нагметовна
тренер уровневых программ филиала АО «Национальный Центр повышения квалификации «врлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области,
Республика Казахстан, г. Кокшетау
Самуратова Рауза Тукеновна
тренер уровневых программ филиала АО «Национальный Центр повышения квалификации «врлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области,
Республика Казахстан, г. Кокшетау E-mail: imanova. a@mail. ru
USING INTERNET TECHNOLOGY FOR TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES
Aliya Imanova
trainer of level program Branch of «NCPD "Qrleu " "Institute for professional development of Akmola region ",
Kazakhstan, Kokshetau
Rauza Samuratova
trainer of level program Branch of "NCPD "Qrleu " "Institute for professional development of Akmola region ",
Kazakhstan, Kokshetau
АННОТАЦИЯ
В статье представлен один из вариантов организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием интернет сайта Eliademy. Описаны действия учителя по освоению сайта. Особое внимание уделено возможностям, которые дает данная технология для дистанционного обучения.
www.sibacinfo
ABSTRACT
The article presents one of the variants of training organization of the children with disabilities using the internet site Eliademy. We describe the actions of the teacher on development of the site. Particular attention is paid to the opportunities offered by the technology for distance learning.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, интернет, дистанционное обучение, cайт Eliademy.
Keywords: children with disabilities, internet, distance learning, Eliademy site.
Дети с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день в Казахстане составляют значительную социальную группу, требующую специального образования, позволяющего им интегрироваться в обществе, обеспечивая непрерывный единый процесс жизнедеятельности в единой социальной среде.
В связи с этим актуальным является обучение на основе инклюзивного подхода, предполагающего необходимость совершенствования учебных программ, выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся.
В систему специального образования легко вписывается дистанционное (асинхронное) обучение как реально работающий элемент непрерывного образования, при котором каждый член общества в равной степени может быть не только потребителем образовательных услуг, но и активным участником процесса обучения.
Преимущества дистанционного обучения бесспорны. Но в чем новизна и актуальность дистанционного обучения при реализации инклюзивного подхода и обучения? Во-первых, ориентированность на возможности удаленного обучения, развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу из-за медицинских показаний. Во-вторых, это обучение, при котором каждый ребенок находит оптимальный для себя режим обучения и способ деятельности. Дети могут самостоятельно составить удобное расписание и определить удобный для него темп обучения.
На сегодняшний день в интернет-среде существуют удобные, бесплатные сайты, которые можно использовать как полноценное решение об организации дистанционного обучения. Приведем несколько примеров:
• Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда);
www.sibac.info
• WEB-платформа Eliademy;
• Claroline LMS;
• Google Classroom;
• Canvas;
• Microsoft.com/learning.
Системы дистанционного образования такие, как Moodle ^Claroline LMS в нашем регионе используются лишь в организациях профессионально-технического и высшего образования. Данные системы являются свободно распространяемыми и не требуют особых материальных затрат на установку и обслуживание, но в то же время для использования Moodle и Claroline LMS необходимы серверные мощности организации. К сожалению, общеобразовательные и специальные организации образования области не имеют серверов, поэтому использование данных программных сред усложняется.
Протестировав перечисленные ранее сайты, мы остановились на оболочке Eliademy, как наиболее доступной и надежной среде дистанционного обучения. Данный сервис был разработан в Финляндии, в стране, которая является лидером в сфере образования и использования цифровых технологий в обучении школьников и студентов. Русскоязычная версия стала доступна с недавнего времени. Достоинством данной площадки является возможность создавать и загружать материалы и на казахском языке. Перейдя по ссылке https://eliademy.com/ можно легко зарегистрироваться и создать свой курс обучения [3].
Интерфейс курса состоит из вкладок: «Материал», «Вебинары», «Задания», «Журнал успеваемости», «Обсуждения», «Участники», «Сертификат», «Настройки». Он прост, не требует ни от учителя, ни от ученика никаких специальных навыков.
Группа обучающихся или так называемый «Виртуальный класс» создается учителем по приглашению во вкладке «Участники». Приняв приглашение по электронной почте, ученики автоматически получают доступ к новому курсу обучения.
Для создания образовательного курса учителю необходимо подготовить теоретический материал, дополнительные ресурсы для изучения, разработать задания и все это загрузить на портал.
Чтобы организовать полноценный курс можно воспользоваться онлайн-мультимедиа, видео, форумами, а также встраивать ресурсы с различных интернет-источников, например: Youtube.com, Myshared.ru, Slide-share, Google Docs interneturok.ru и др.
Тесты и тренажеры к уроку, интерактивные задания создаются на платформе, что позволит учителю проверить правильность
понимания материала. Кроме того, сайт поддерживает обратную связь с учениками при помощи инструмента «Обсуждение» или «Задать вопрос к уроку». Интернет-уроки доступны не только в режиме онлайн, площадка дает возможность скачивать видео и презентации, тексты на персональный компьютер, планшет, телефон и изучать офлайн.
Для структуризации обучения целесообразно использовать образовательный календарь, с помощью которого ученик сможет изучать соответствующие материалы курса, выполнять задания, тесты по срокам, регулируемым учителем.
Удобства в работе на данной платформе создаются благодаря стене обновлений. Функция «уведомления по электронной почте» дает классу возможность видеть новые события.
Бесспорно, эффективность данной формы обучения во многом зависит от учителя, от того, насколько он компетентен в вопросах организации дистанционного обучения, от владения навыками работы с интернет-ресурсами.
В рамках действующего областного проекта «Инклюзив сегодня» преподавателями института разработан спецкурс с целью повышения квалификации педагогов, работающих с детьми, ограниченными по теме «Организация асинхронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья». Нормативно-правовой основой разработки данного спецкурса являются следующие документы:
1. Инструктивно-методическое письмо по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, разработанное ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» от 04.01.2012 г. № 01-213 [1].
2. Приказ министра образования и науки РК «Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» от 13.04.2010 г. № 169 (с изменениями и дополнениями от 05.04.2011 г.) [2].
Целью курса является формирование у учителей навыков организации асинхронного обучения. Он будет полезен педагогам, обучающим детей на дому, а также работающим с детьми, часто пропускающими занятия из-за проблем со здоровьем.
В программе курса обучение педагогов созданию платформ для дидактического, программного и технического комплекса обучения в среде интернет на основе платформы Eliademy. По окончании курса педагоги смогут создавать уроки, включающий основной материалы и дополнительные ресурсы, а также инструкции и задания для учеников. Смогут не только организовывать «Виртуальные классы»,
www.sibac.info
но и управлять обучением: организовывать обсуждения, представлять комментарии, оценивать результаты выполнения заданий.
Безусловно, обучение с использованием интернет-технологий способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. Но в то же время дистанционное обучение осложняется особенностями ограничения здоровья и различиями медицинских показаний детей. Перед нами возникают новые вопросы. К примеру: как организовать обучение с помощью интернет-технологий, если у ребенка слабое зрение, слух или проблемы опорно-двигательной системы? Еще сложнее будет обучать детей с нарушениями психического плана. В связи с этим нам предстоит еще поработать над формами организации дистанционного обучения с учетом специфики заболеваний детей.
Асинхронное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - не просто одна из современных тенденций образования, в некоторых случаях это единственная возможность социализации детей в обществе, адаптации в быстро меняющемся мире.
Список литературы:
1. Методические рекомендации по использованию системы электронного обучения для детей обучающихся на дому. - Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2015. - 25 с.
2. Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям // Информационно-правовая система нормативно-правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» -URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000112 (Дата обращения: 13.01.2016).
3. Сайт Eliademy. - URL: https://eliademy.com/ (Дата обращения: 13.01.2016).
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Костерина Ирина Павловна
старший преподаватель кафедры общеинженерных дисциплин Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России,
РФ, г. Пермь E-mail: irina-kosterina@mail. ru