Научная статья на тему 'Использование СДО (LMS) в электронном обучении'

Использование СДО (LMS) в электронном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / СДО / LMS / E-LEAMING / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOODLE / ELIADEMY / MOODLECLOUD / UDUTU / STEPIC / CANVAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баданова Надежда Михайловна, Баданов Александр Геннадьевич

Онлайн-образование становится все более распространенным форматом школьникам, студентам и взрослым людям удобнее получать знания в любое время и в любом месте, иметь доступ к учебным материалам на любых устройствах. В статье представлен небольшой обзор удобных для использования бесплатных платформ электронного обучения, практические рекомендации для организаторов и разработчиков электронных курсов, инструктивные материалы для начинающих пользователей и примеры реально работающих электронных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баданова Надежда Михайловна, Баданов Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of LMS (LMS) in e-learning

Online education is becoming an increasingly common fonmat fon students and adults pгefeг to acquire knowledge anytime and anywhere, to have access to learning materials on any device. The article presents a small review of the easy to use free platfonms e-leaming, practical tips fon onganizens and developens of e-leaming counses, instnuctional materials fon novice usens and examples of real wonking e-leaming counses.

Текст научной работы на тему «Использование СДО (LMS) в электронном обучении»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СДО (LMS) В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ

Надежда Михайловна Баданова, старший преподаватель Поволжского государственного технологического университета;

Александр Геннадьевич Баданов, методист Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая

• обучение • LMS • СДО • e-learning • электронное обучение • Moodle • Eliademy

• Moodlecloud • Udutu • Stepic • Canvas

Одной из характеристик современного общества является глобальная тенденция информатизации, оказывающая колоссальное влияние на все сферы общественной деятельности, в том числе и на образование. Применительно к образованию информатизация — это внедрение в обучение и воспитание информационных продуктов, средств и технологий, преобразующих педагогические процессы. Посредством информатизации возникают и развиваются новые формы и виды обучения, а следовательно, и новые формы взаимодействия участников образовательного процесса. Одним из ярких примеров нового вида обучения и одновременно популярным объектом для комплексного исследования является электронное обучение (e-learning). Стоит отметить, что воздействие техники и технологий на общество и его процессы были в центре внимания таких учёных, как О. Шпенглер, М. Хайдеггер, Ф. Дессауэр, П. Друкер, Н.А. Бердяев. В настоящее время исследования в этом направлении ведутся В.М. Розиным, И.Ю. Алексеевой, В.Г. Гороховым, И.Т. Касавиным.

LMS (Learning Management System) — система управления обучением. Также иногда употребляется понятие E-learning.

Электронное обучение способно изменить и уже меняет систему образования. Электронное обучение несёт с собой новые для образовательных реалий понятия и явления: электронная среда, виртуальное общение, электронный ресурс, электронное сообщество. Все они отражают особенности данного вида обучения и его отличия от традиционных обучающих форм и методов.

Создана целая индустрия по разработке и внедрению информационных технологий, не все они одинаково успешно могут быть реализованы в разных образовательных ситуациях. Поэтому при выборе стоит обратить внимание на имеющиеся образовательные потребности и особенности целевой аудитории.

СДО ОДИШ. МООС — платформа для создания, размещения, организации обучения

Американская MOOC — платформа Canvas (https://www.canvas.net/) — предлагает различные курсы. Большинство курсов бесплатны, однако некоторые партнёрские программы являются коммерческими проектами. Основной упор идёт на практическое применение информационных технологий в различных сферах жизни. Компания Instructure — разработчик системы управления обучением Canvas и оператор MOOCs, платформы Canvas Network MOOC Platform, запустила новый проект — Canvas Catalog (http://www.instructure.com/news/press-releases/instructure-launches-canvas-catalog).

Массовый открытый онлайн-курс (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования.

Этот сервис позволит вузам и другим провайдерам обучения размещать свои элек-

.'•T:v4 canvas

NETWORK

GET WISE TO THE WORLD.

-» Enroll in open, online courses from colleges,

universities, and organizations worldwide. <-

тронные курсы, организовывать регистрацию, принимать оплату, делая всё это через единую платформу. Электронные курсы можно разрабатывать на этой платформе и отдельным преподавателям.

После регистрации пользователь попадает на русифицированную платформу, что заметно облегчает навигацию. Быстрая помощь, доступная пользователю во время работы по созданию электронного курса, только на английском языке.

Основной инструментарий платформы Canvas:

• вики-страницы;

• тесты:

• задания;

• импорт готовых курсов;

• инструменты оценивания и взаимооценивания;

• аналитика процесса обучения по всему курсу и по каждому ученику в отдельности;

• проведение конференций и дискуссий;

• совместное редактирование документов;

• и другое.

Создаваемый пользовательский курс состоит из модулей, которые последовательно публикуются. В модуле может содержаться разнообразный контент, включая внешние ресурсы.

Задания в каждом модуле также отдельно публикуются, определяются начало публикации и дата сдачи отчёта по заданию. Вариантов отчёта может быть несколько.

Можно проводить дискуссии в каждом модуле отдельно и проводить конференции общего характера.

В курс можно добавлять ассистентов и преподавателей. Студентов можно добавлять с помощью электронной почты и при помощи самозаписи. Результаты учащихся можно отследить только после того, как они зарегистрируются в системе как студенты.

Инструкция по работе с инструментарием сервиса: https://goo.gl/aw0Gri. Пошаговые инструкции для пользователя от создателей Canvas: (http://guides. instructure.com/).

Пример курса: «Основы работы с iSpring Free«(https://canvas.instructure.com/cours-es/876252).

Eliademy премиум Возможности Каталог Служба поддержки Блог

ф

Создайте свой онлайн класс

'Безопасная. Без рекламы. Бесплатно навсегда.

Зарегистрироваться

Eliademy - your place to create, share and teach online courses

ELIADEMY. Образовательная русскоязычная платформа для электронного обучения

В 2013 г. появилась русскоязычная версия популярной платформы Eliademy (https:// eliademy.com) — для организации электронного обучения. Обучение построено на веб-технологиях и на компьютерах учеников (студентов). Не предполагается использование каких-либо приложений или программ для работы с документами в любом формате. Все материалы обрабатываются системой. Eliademy можно использовать при организации онлайновых и офлайно-вых форм интернет-обучения.

Образовательная платформа Eliademy разработана в Финляндии компанией CBTec совместно с лучшими университетами, преподавателями, организациями и студентами. Образовательная платформа содержит все основные функции систем управления обучением:

• лекционные материалы;

• форумы для обсуждения;

• индивидуальные задания;

• контроль выполнения заданий.

Зарегистрироваться в Eliademy можно с помощью аккаунтов в Facebook, LinkedIn, Google+ или заполнив типовую регистрационную форму с 16 лет. Сервис прост в управлении и понятен как учителям, так и ученикам. Создаётся курс достаточно просто и не требует знаний программирования и настройки LMS. Класс формируется через персональное приглашение, посланное по элек-

тронной почте или по ссылке, которую можно опубликовать на страничках сайтов, бло-гов. Во втором случае запись в любое время можно ограничить, если количество слушателей курса оказалось достаточным. Для образовательных учреждений не потребуется устанавливать платформу на свои сервера или покупать машинное время и оплачивать трафик работы с платформой дистанционного обучения. Материалами и заданиями можно наполнять курс(ы) «на лету», т.е. по ходу проведения обучения. (Хотя все учебные материалы можно подготовить заранее и просто временно скрыть их от учащихся.) Преподаватель имеет встроенный инструментарий для ведения дискуссий (форумы) с учащимися. Можно принимать от учащихся (студентов) выполненные задания в виде прикреплённых файлов (ограничение до 10 МБ), ставить оценки за работу и комментировать их.

Редактирование материалов курса «на лету» сохраняет драгоценное время учителям. Доступ к календарю, заметкам и учебным материалам в любое время возможен из любого устройства (сервис поддерживает различные мобильные устройства) и позволяет использовать учащимся свободное время с умом, а педагогам — технологии BYOD (от Bring Your Own Device, «принеси на работу (учёбу) своё устройство»). Платформу можно использовать как для традиционного дистанционного обучения, так и для поддержки очного обучения. Eliademy подходит широком кругу пользователей — преподавателям университетов, колледжей, школ, профессиональным репетиторам, тренерам.

ШИ......У......1ШШ

Инструкция для новичков по использованию платформы для организации дистанционного обучения Eliademy: https://goo.gl/J80H0m).

Пример общедоступного курса (MOOC) «Эффектные публикации» в режиме самообучения: https://eliademy.com/catalog/ catalog/product/view/sku/b13b97dce9

Проведён ряд публичных электронных курсов и мастер-классов с использованием этой платформы (в каждом около 100 человек):

• Анаглиф-3D фото и видео (https:// edugalaxy.intel.ru/conf/2014/capplication/ view/98);

• Мобильные технологии для современного педагога (https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/ capplication/view/979);

• Основы создания эффектных публикаций (https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/ capplication/view/980);

• Создание игр и викторин в PowerPoint (https://edugalaxy.intel.ru/conf/school2015/ capplication/view/1265).

БТЕРЮ. Конструктор образовательных материалов

С помощью конструктора образовательных материалов Stepic (https://stepic.org/) можно быстро создавать уроки и курсы.

Зарегистрировавшись в проекте, получим возможность создать урок или несколько уроков, которые могут стать частью полноценного электронного курса. Для регистрации можно воспользоваться аккаунтами социальных сетей. При настройке профиля вам также будет предложено прикрепить к платформе свои аккаунты социальных сетей. Это достаточно полезное качество, так как контент вашего будущего электронного курса может содержать материалы из социальных сервисов.

Зарегистрировавшись, можно записаться для обучения на опубликованных там электронных курсах. Есть курсы и на русском языке. Это позволит оценить, как происходит процесс обучения и как опытные педагоги формируют материалы для электронных курсов.

Интерфейс сервиса — на английском языке, что не очень удобно для педагогов из России и других не англоязычных стран.

Сервис поддерживает кириллицу, но стоит обратить внимание, что, давая название уроку, сталкиваешься с тем, что это одновременно и адрес. А с кириллицей он выглядит не очень удобно.

Лекции (уроки) на Stepic состоят из шагов (step). Шаги могут быть двух типов —

©

Курсы Уроки Создать урок Г! с

Russian

Войти Регистрация

Stepic.org Открыт для знаний

Онлайн-конструктор уроков. Платформа для открытых курсов. Инструмент для распространения образовательных материалов.

Что такое Stepic.org?

для изложения теории (текст, иллюстрации и возможность интегрировать интерактивное содержимое, видеолекция и шаг с проверочными заданиями (квизами). Существует несколько (на сегодня 7) типов проверочных заданий, включая ответ в формате эссе. В последующем предполагается больше вариантов проверочных заданий.

Несколько уроков, созданных на этой платформе, в последующем объединяются в электронный курс. Эта функция доступна по индивидуальному запросу.

• при добавлении текста и последующем редактировании его может при смене формата шрифта бесследно исчезать часть текста, расположенная ниже ваших действий. В конечном итоге текст удаётся исправить;

• при создании квизов, в том случае, если вариантов ответов оказывается больше трёх, при переходе к режиму работы с тестом на экране демонстрируются только три ответа. Несмотря на то, что там есть возможность выбрать, сколько ответов демонстрировать на экране, приходится оставить только три ответа.

При создании полноценного курса следует учесть, что весьма большое значение в эффективном курсе имеет правильная его организация. Курс обычно разбивается на модули, которые, в свою очередь, состоят из уроков. В каждом уроке должен быть предусмотрен контролирующий материал, который полноценно нагружает учащегося. В каждом уроке есть возможность организации дискуссий.

Интересен раздел статистики для учителя, который позволяет охватить всю картину продвижения учащихся по курсу и отследить индивидуальные успехи.

Что показалось неудобным в работе по наполнению контентом:

• при интеграции изображения на страницу с теорией сталкиваешься с тем, что иногда иллюстрация не грузится (несмотря на небольшой размер), при просмотре может демонстрировать только часть изображения;

udutu

В целом интересная образовательная платформа. Ориентирована на активное использование видеолекций.

Небольшая инструкция по работе с платформой: https://goo.gl/6LlWD6.

Пример разработанного урока: https://stepic. org/lesson/Pixlr_o_Matic-1458/step/1.

UDUTU. Платформа для электронного обучения

Предлагаю познакомиться с проектом Udutu (http://www.udutu.com/) и создать небольшой курс онлайн используя бесплатный набор WSIWYG инструментов. Udutu создан по принципу: вижу то, что сам сделал. То есть всё зависит от вас. Создатели постарались сделать так, чтобы даже человек, далёкий от информационных техноло-

Contact us at: ¡nfo@udutu.com

Search...

TRAINING SOLUTIONS THAI WORK

HOME SOLUTIONS t SERVICES ♦ PRICING & FEATURES SPECIAL OFFERS » SUPPORT + CUSTOMERS ♦ BLOG

©ООО

ЩЯШ

ШЁ

TRAINING SOLUTIONS THAT WORK!

hoct

Best of Elearning! 2015 - Award of Excellence

Udutu received an Award of Excellence by Best of Elearning! 2015.

This achievement is significant because it is awarded exclusively through nominations by users.

ШИ......У......1ШШ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гий, смог без особых усилий создать качественный материал. Есть возможность экспортировать электронный курс в SCORM 1.2/2004 для последующего использования в других системах дистанционного обучения или интегрировать в сайты социальных сетей, таких как Facebook.

Процесс создания прост. Сначала выбираете шаблон (шаблоны позволяют пользователям легко представить материал для учащихся, организовать их взаимодействие и использовать разветвляющиеся сценарии электронного курса). Далее, в зависимости от того, какой вы выбрали шаблон, создаёте обучающий курс.

В электронный курс можно интегрировать:

• презентацию PowerPoint;

• фото;

• видео (.Flv);

• аудио;

• Flash-ролики;

• документы.

Создание курса на Udutu бесплатное. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис — на английском языке, но при разработке курсов поддерживает кириллицу.

Основные возможности:

• можно править (создавать свои) шаблоны проигрывателя;

• экспорт SCORM-пакета (возможность использования с популярными СДО);

• хостинг курсов на сервере Udutu платно);

• возможность вставлять встроенные сценарии;

• возможность импорта из PowerPoint;

• инструмент для создания глоссария;

• инструменты для создания тестов;

• инструмент организации структуры курса;

• можно копировать курсы как шаблон для ваших собственных курсов;

• возможность публикации курса с водяными знаками и без них.

Инструкция по использованию инструментария сервиса: https://goo.gl/qRsKpJ

Пример курса здесь: http://publish.myudutu. com/published/launcheval/5521 6/ Course114545/Launch.html

MOODLE

Для образовательных организаций, пока не располагающих собственным сервером, есть возможность попробовать в работе облачную ЛМС на базе MOODLE.

MOODLECLOUD

Создатели популярной системы дистанционного обучения Moodle реализовали новый, интересный, бесплатный облачный проект MoodleCloud (https://moodle.com/ cloud/). Эта облачная платформа для электронного обучения позволяет разрабатывать, публиковать и организовывать обучение. Количество учащихся в группе лимитировано и составляет 50 человек. Для школы это достаточное количество. При этом облачная платформа поддерживает последнюю версию программного обеспечения Moodle, включая инструменты для проведения веб-конференций. Это очень полезный и современный инструмент. Интерфейс СДО поддерживает русский язык.

Проект ориентирован на преподавателей, которые без особых усилий быстро и легко могут создавать небольшие электронные курсы. Стоимость создания таких курсов ничтожна (это временные издержки преподавателя по разработке и наполнению контентом курса). Система позволяет зарегистрированному пользователю создать сайт-платформу для электронного обучения, автоматически присваивая ему административные права. Затем педагог, если это необходимо, может распределить пользовательские роли для привлечения к работе с курсом других преподавателей. На сайте может быть опубликовано несколько курсов. Ограничение — 200 мб контента (это такое облачное пространство, где хранится прикреплённый контент: файлы, изображения), но никто не мешает использовать сторонние облачные хранилища для размещения «тяжёлого» контента. MoodleCloud позволяет пользователям управлять несколькими своими курсами и использовать коллаборативные инструменты, доступные в Moodle. Можно загружать курс (модули курса) с использованием SCORM-пакетов.

Создатели проекта планируют зарабатывать на рекламе, поэтому в платформу встроены контейнеры для демонстрации рекламы. При использовании АВР-плагина (для блокирования рекламы) придётся включить свой сайт для дистанционного обучения в белый список.

Созданные курсы будут доступны для работы с учащимися после добавления их в каталоги. Такие каталоги предлагаются платформой. Остаётся только настроить варианты записи студентов для обучения на курсе.

Создатели сервиса после регистрации автоматически записывают новичков для обучения на курсе по работе с облачной платформой. Это позволит новичку быстро освоить работу в облачной 1_МБ.

Небольшая «обучалка» по работе с облачным сервисом: https://goo.gl/pPstiQ

В качестве небольшого примера предлагается курс «Эффектные публикации с использованием сервисов web 2.0«(https:// moodlecloud.com/en/signup/badanov). Есть варианты самозаписи и гостевого входа. Курс доступен в каталоге Moodle.net. □

ЛИТЕРАТУРА

1. Баданов А. Тропинки. Идеи, технологии, сервисы для учителей // Личный блог Александра Баданова. — 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://badanovag.blogspot.ru/ (дата обращения: 21.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.