УДК 37; 070
А. П. Куличкин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Рассматриваются теоретические и практические аспекты применения мультимедийных информационных технологий в учебном процессе для формирования профессиональных компетенций и творческого развития личности студентов по специальности «Иностранные языки и связи с общественностью» в политехническом вузе. Рассматриваются особенности использования в учебном процессе будущих специалистов по связям с общественностью реального информационного (новостного) Интернет-ресурса.
Ключевые слова: медиаобразование, массовая информация, мультимедийность, студенты, информационный ресурс, профессиональные компетенции.
Интернет с его возможностями нелинейного предоставления информации, объединения на единой медийной платформе информации в различных знаковых системах и особыми возможностями обратной связи с воспринимающей стороной в корне меняет все процессы в медиа-пространстве. Специализированные Интернет-СМИ решительно отвоевывают и традиционную аудиторию. А традиционные СМИ все больше переносят центр активности вслед за уходящей от них аудитории в Интернет.
Переход к мультиплатформенной подаче информации требует от создателей контента новых профессиональных навыков. Между тем, многими исследователями отмечается одна из острейших проблем медийного рынка - дефицит творческих мультиплатформенных компентенций и технологий.
Медиаобразование в рамках отечественной высшей школы находится на начальном этапе <...>. Выдвигается проблема «отзывчивости» вузов как на потребности рынка труда, так и на потребности общества в личности с развитой медиакультурой <...>. Ученые и специалисты высшей школы, как показывает опыт, добиваются здесь успеха, если опираются на медиаобразование, входящее составной частью в учебно-педагогический процесс. Упор делается на использование новейших информационных технологий и развитие креативности студентов в рамках учебно-практической, дополнительной образовательной и досуговой деятельности [1; 2].
Свой инновационный путь выбрал педагогический коллектив кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью» гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. В качестве учебной площадки студентов был создан реальный информационный Интернет-ресурс, ориентированный на участие в создании актуального и социально значимого медийного контента.
Дадим краткую характеристику ресурса. Этот базовый информационный ресурс - www.permnew. ги «Новости Перми и Пермского края» курса «Теория и практика массовой информации» специальности «Иностранные языки и связи с общественностью» - на то время Пермского государственного технического университета создан 18 февраля 2009 года и сразу был запущен в работу. За это время посещаемость с 15-20 в сутки выросла до 2000-2100 посещений, что равноценно тиражу добротного регионального еженедельника. В отдельные дни на сайт заходят 4-5 тысяч человек. Максимальная посещаемость, зарегистрированная счетчиком - 12 тысяч. Максимальная посещаемость одного сообщения за все время его существования на сайте - 45 283 на 1 января 2017 года.
Контент сайта состоит из двух частей. Первая - агрегированные новости Перми и Пермского края, а также прилегающих регионов Приволжского и Уральского федеральных округов. Эта часть контента обеспечивает регулярное в режиме он-лайн обновление, увеличивает посещаемость, в том числе и тех материалов, которые мы относим ко второй части. Вторая - эксклюзивные материалы (заметки, интервью, репортажи, рецензии), созданные студентами специальности и сотрудниками редакции.
Чтобы квалифицированно участвовать в массовом коммуникационном пространстве данного информационного ресурса, студентам предварительно приходится познакомиться с основами теории журналистики и интернет-СМИ как инновационным видом журналистской деятельности в XXI веке, с основными отличительными признаками Интернет-СМИ: гипертекст, конвергентный контент на мультимедийных платформах и интерактивное взаимодействие с пользователем.
Это, в свою очередь, оснащает их новыми современными компетенциями специалиста по связям с общественностью. Они практически должны продемонстрировать следующие умения:
1. Расширять объемы и разнообразие информации, предоставляя возможность нелинейного ее потребления.
2. Выражать смысл послания с помощью разных знаковых систем.
3. Использовать для работы с аудиторией разнообразные формы коммуникации.
4. Предоставлять аудитории более полные возможности для реагирования и участия в производстве и обмене информации.
Несколько слов о методике приобщения к медиаобразованию и одновременному приобретению профессиональных компетенций студентами специальности «Иностранные языки и связи с общественностью».
Курс «Теория и практика массовой информации» преподается студентам первого года обучения, вчерашним школьникам, что представляет известные трудности. В связи с этим перед ними ставится задача освоить один из самых простых, но в то же время самых распространенных и перспективных информационных жанров - репортаж. Этот старый жанр в условиях Интернета наполнился новым смыслом. А использование возможностей передачи информации в разных знаковых системах делает его незаменимым в конвергентных СМИ [3. C. 119].
Требования к оформлению текста репортажа соответствуют типовым требованиям к нему, предъявляемым многими редакциями: он должен быть набран в программе Microsoft Word определенным шрифтом и кеглем, с выравниванием по левому краю, с правильно расставленными абзацами и без лишних пробелов. Текст должен иметь выходные данные (в нашем случае - имя, фамилия и номер группы), заголовок, подпись под текстом (имя-фамилия или псевдоним). Несоблюдение любого из этих требований ведет к отказу в рассмотрении материала. Обусловлено это тем, что специалисты по связям с общественностью, работая с редакциями, даже в этом должны продемонстрировать знание и соблюдение принятых в этой сфере стандартов.
Требования к контенту репортажа: он должен быть написан в соответствии с требованиями жанра, о которых студенты получили представление на лекциях, ясными предложениями с точными фактическими данными. В репортаже должны присутствовать все обязательные структурные блоки [4. С. 17-20].
Обязательно наличие атрибута достоверности, то есть мнения эксперта или заинтересованного гражданина. Как показывает практика, одно из труднопреодолимых для новичка психологических барьеров - это необходимость двустороннего общения с незнакомым человеком, тем более с должностным лицом. Боязнь показаться смешным, выделиться из массы зрителей, неумение обосновать собеседнику необходимость задаваемых вопросов побуждает студента занять позицию созерцателя мероприятия или события. Требование наличия атрибута достоверности заставляет его проделать определенную репортерскую работу. То есть, вырабатывает первичные навыки направленной коммуникации, которые понадобятся и в дальнейшем, при освоении других дисциплин специальности.
Несоблюдение любого из вышеперечисленных требований ведет к отказу преподавателя от рассмотрения материала.
Требования к фоторяду репортажа: фоторяд является обязательной структурной единицей будущей публикации. Снимки могут быть выполнены любой аппаратурой вплоть до встроенного в мобильник фотоаппарата. Но по качеству они не должны быть ниже возможностей аппаратуры. Особое внимание студентов обращается на кадрирование снимка, его композицию. Элементарные представления об этом они получают в ходе практических занятий. Еще одно обязательное требование - фоторяд должен соответствовать и дополнять, а не просто иллюстрировать текстовое содержание. Отбор снимков и формирование фоторяда также является обязанностью студентов. В целом же это требование формирует у студента первичные навыки в создании конвергентного содержания.
Система оценки практических компетенций: текст репортажа, удовлетворяющий приведенным выше требованиям, оценивается в 4 балла. В случае погрешностей, оценка может быть снижена на 1, 2 или 3 балла. Дополнительный балл студент может получить за инициативный поиск темы, собственноручно добытый эксклюзив. Другие бонусные баллы - за продвижение собственной публикации в социальных сетях, за творческое решение освещения события.
Базовая оценка фоторяда - 4 балла. Несоблюдение требований к нему, не имеющее фатального характера, приводит к снижению оценки на 1, 2 или 3 балла. Бонусный балл может быть добавлен за творческий подход.
Во втором семестре требования к содержательной части практического задания усложняются. Вводятся такие новые и более сложные для понимания понятия как ключевой контекст, фокус новости и другие. В зависимости от степени освоения этой новой компетенции к оценке задания может быть добавлено еще до четырех баллов. К концу обучения по курсу «Теория и практика массовой информации» средний студент осваивает жанр на уровне среднего профессионала-журналиста.
Итоговые критерии: промежуточный итог подводится на межсессионных вузовских аттестациях. При оценке учитывается наличие набранных баллов и отсутствие пропуска занятий. В каждом семестре первокурсник должен опубликовать на сайте не менее 6 репортажей. Выполнение нормы по существу является выполнением учебного плана и своеобразным допуском к сдаче экзамена.
При сдаче экзамена учитывается количество набранных баллов. Несколько передовиков получают бонус в виде одного вопроса на экзамене. Основная масса студентов отвечает на два вопроса. Те, кто располагается внизу «турнирной таблицы», получают плюсом к двум вопросам практическое задание - составить структурную схему репортажа на заданную тему либо ответить на 15 тестовых вопросов.
Итак, подведем итоги.
1. Учебный курс «Теория и практика массовой информации» с использованием реального информационного ресурса с мультимедийной площадкой в Интернете является в образовательном пространстве высшей школы Пермского края инновационным по содержанию и базе практики. Он помогает эффективному приобщению студентов к работе с конвергентными СМИ в глобальной сети Интернет и получению профессиональных компетенций по выбранной специальности.
2. Работа с реальным информационным ресурсом, безусловно, стимулирует интерес студентов к изучаемому предмету. Они получают удовлетворение не только от оценки их практической деятельности преподавателем, но и от оценки их профессионального мастерства родными, близкими, знакомыми, от того, что их творчество заметно читателю.
3. Закончив курс обучения по предмету «Теория и практика массовой информации», многие студенты продолжают работу на сайте, что свидетельствует о получении уверенных навыков ме-диаобразования и активизации собственной социальной позиции в медиасообществе.
4. Работая с реальными событиями, явлениями, мероприятиями, студенты с первых шагов начинают напитываться необходимой им в будущем информацией, обрастать деловыми связями, быть в курсе того, что происходит в городе и крае и какие фигуры стоят за этими событиями.
Список литературы
1. Березина, Е. М. Комплексный подход в медиаобразовании и медиапросвещении средствами СМИ в региональном вузе искусства и культуры [Текст] / Е. М. Березина, Г. В. Куличкина // Комплексный подход в медиаобразовании и медиапросвещении средствами СМИ в региональном вузе искусства и культуры. - М., 2010. - С. 164-171.
2. Максимова, Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде : автореф. дис. ... доктора пед. наук [Текст] / Г. П. Максимова. - Ростов-на-Дону, 2007. - 49 с.
3. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам [Текст] / Сост. С. Балмаева. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, Кабинетный ученый, 2011.
4. Манро, Е. Строим новость: Учебное пособие для журналистов российских региональных газет [Текст] / Е. Манро. - М.: АНРИ, 2011.
THE USE OF INTERNET MEDIA IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL
COMPETENCES OF STUDENTS
Kulichkin A. P., Perm National Research Polytechnic University, Perm, [email protected]
The theoretical and practical aspects of multimedia information technologies in the educational process for the formation ofprofessional skills and creative development of students majoring in "In-ostrannyt languages and communication with the public" in the polytechnical university in the XXI century. He features of the use in the educational process of future professionals of public relations of real information (news) of the Internet resource.
Keywords: media education, media, students, information resource, professional competence.
References
1. Berezina, E. M. and Kulichkina, G. V. (2010) Kompleksnyj podhod v mediaobrazovanii i media-prosveshhenii sredstvami SMI v regional'nom vuze iskusstva i kul'tury [=Complex approach in media education and media education by means of mass media in the regional university of art and culture], in: Kompleksnyj podhod v mediaobrazovanii i mediaprosveshhenii sredstvami SMI v regional'nom vuze iskusstva i kul 'tury [=Complex approach in media education and media education by means of mass media in a regional university Art and culture], Moscow, pp. 164-171. (In Russ.).
2. Maksimova, G. P. (2007) Modernizacija vospitanija v vysshej shkole na osnove integracii ped-agogiki i iskusstva v mediasrede [=Modernization of education in higher education on the basis of the integration of pedagogy and art in the media environment], Rostov-na-Donu, 49 p. (In Russ.).
3. Mediakonvergencija i mul'timedijnaja zhurnalistika: Materialy k obuchajushhim seminaram (2011) [=Mediaconvergence and multimedia journalism: Materials for training seminars], Ekaterinburg, Izd-vo Gumanitarnogo universiteta, Kabinetnyj uchenyj. (In Russ.).
4. Manro, E. (2011) Stroim novost': Uchebnoe posobie dlja zhurnalistov rosssiskih regional'nyh gazet [=Building news: A manual for journalists of Russian regional newspapers], Moscow, ANRI. (In Russ).
Куличкин Александр Петрович - соискатель, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью гуманитарного факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь.