Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов в работе молодежного парламентского движения России: проблемы и перспективы'

Использование интернет-ресурсов в работе молодежного парламентского движения России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
546
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ ПАРЛАМЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ МОЛОДЕЖНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ / ИНФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ / МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / YOUTH GOVERNMENT / YOUTH PARLIAMENTARY MOVEMENT / SUPPORT OF YOUTH PARLIAMENTS / INTERNET RESOURCES OF YOUTH PARLIAMENTS / INFORMING OF YOUNG PEOPLE / METHODS OF USING THE INTERNET / PERFORMANCE MEASUREMENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Отроков Олег Юрьевич

В статье рассматривается деятельность молодежного парламентского движения России в сети Интернет, слабо освещенная в научной литературе до настоящего времени. Приведены разработанные автором: классификация источников информирования молодежи о работе молодежного парламентского движения, критерии анализа методов и механизмов интернет-ресурсной поддержки молодежных парламентских движений. В соответствии с выделенными критериями проведен анализ работы молодежных парламентских структур в 4 федеральных округах России. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности использования интернет-ресурсов в работе региональных и муниципальных молодежных парламентских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Internet resources in the activities of the youth parliamentary movement of Russia: problems and prospects

The article discusses the activities of the youth parliamentary movement of Russia on the Internet, insufficiently studied in the scientific literature. The article presents developed by the author classification of sources informing young people about the work of the youth parliamentary movement, criteria of analysis of techniques and mechanisms of the Internet resource support of youth parliamentary movements. According to the criteria the author has analysed the work of the youth parliamentary structures in four Federal districts of Russia. The paper formulates guidelines to improve the efficiency of Internet resources in the activities of regional and municipal youth parliamentary structures.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов в работе молодежного парламентского движения России: проблемы и перспективы»

УДК 329.78(470 + 571):004.738.5

Отроков Олег Юрьевич

соискатель кафедры теоретической и прикладной политологии

Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В РАБОТЕ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Otrokov Oleg Yurievich

PhD applicant, Theoretical and Applied Political Science Department, Institute of Philosophy and Social and Political Sciences, Southern Federal University

APPLICATION OF INTERNET RESOURCES IN THE ACTIVITIES OF THE YOUTH PARLIAMENTARY MOVEMENT OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация:

В статье рассматривается деятельность молодежного парламентского движения России в сети Интернет, слабо освещенная в научной литературе до настоящего времени. Приведены разработанные автором: классификация источников информирования молодежи о работе молодежного парламентского движения, критерии анализа методов и механизмов интернет-ресурсной поддержки молодежных парламентских движений. В соответствии с выделенными критериями проведен анализ работы молодежных парламентских структур в 4 федеральных округах России. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности использования интернет-ресурсов в работе региональных и муниципальных молодежных парламентских структур.

Ключевые слова:

молодежное самоуправление, молодежное парламентское движение, поддержка молодежных парламентов, интернет-ресурсы молодежных парламентов, информирование молодежи, методы использования интернет-пространства, показатели эффективности.

Summary:

The article discusses the activities of the youth parliamentary movement of Russia on the Internet, insufficiently studied in the scientific literature. The article presents developed by the author classification of sources informing young people about the work of the youth parliamentary movement, criteria of analysis of techniques and mechanisms of the Internet resource support of youth parliamentary movements. According to the criteria the author has analysed the work of the youth parliamentary structures in four Federal districts of Russia. The paper formulates guidelines to improve the efficiency of Internet resources in the activities of regional and municipal youth parliamentary structures.

Keywords:

youth government, youth parliamentary movement, support of youth parliaments, Internet resources of youth parliaments, informing of young people, methods of using the Internet, performance measurements.

Укрепление демократических преобразований современной российской государственности невозможно представить без использования общественно-политической активности молодежи, взаимодействия молодежи и органов власти как эффективного механизма усиления стабильности политической системы страны. Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.

В Российской Федерации с начала 1990-х гг. развивается такая форма самоуправления молодежи, как молодежные парламентские структуры, формирование которых связано с деидео-логизацией работы с молодежью в перестроечные годы, изменением самой структуры и принципов организации работы органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях.

Несмотря на сравнительно небольшое количество работ по тематике молодежного парламентаризма в России, в научной литературе сложилось несколько подходов к определению понятия «молодежное парламентское движение» [1]. По нашему мнению, разногласия в определении понятия связаны зачастую с местом проживания автора исследования, так как работа молодежных парламентских структур в различных регионах страны значительно поляризована относительно результатов и эффективности их деятельности. В тех регионах, где молодежные парламентские структуры работают более эффективно, они воспринимаются как некий орган власти, в других же, где данные образования функционируют с меньшей эффективностью, молодежные парламентские структуры представляются лишь как одна из форм социализации молодежи.

В работе мы будем придерживаться собственной позиции, воспринимая молодежное парламентское движение как организационную форму молодежного самоуправления, которая основана на учете мнения молодежи, касающегося общественного развития.

Молодежь находится в авангарде происходящей сегодня информационной революции, когда печатные средства массовой информации, источники получения информации и даже официальные документы полностью переводятся в электронный вид. В век информационных технологий сеть Интернет становится основным источником получения информации, обмена мнениями, общения для жителей, особенно молодых людей [2]. В настоящее время практически все молодежные парламенты имеют свое информационное представительство в интернет-сфере. Таким образом, исследование методов и механизмов работы молодежных парламентов России в сети Интернет обладает весомым потенциалом, требуются их детальное изучение, дальнейшая разработка и внедрение в практическую деятельность.

Основной целью статьи является исследование работы молодежных парламентских движений России в сети Интернет, а также анализ методов и механизмов использования интернет-пространства для информирования молодежи о работе молодежных парламентов.

Поддержка молодежного парламентского движения в сети Интернет определяется как комплекс действий в информационном поле, направленный на популяризацию и информирование неограниченной аудитории о деятельности парламентских структур, а также обеспечение включенности молодежи в процессы их функционирования.

Виды поддержки парламентского движения в сети Интернет могут быть разделены на два больших блока - информирование общественности о деятельности молодежных парламентских структур со стороны сторонних организаций и со стороны членов молодежных парламентов различного уровня.

Общая классификация источников информирования молодежи о работе молодежного парламентского движения может выглядеть следующим образом:

1. Общероссийские порталы по развитию молодежного парламентского движения, представляющие собой объединение всех информационных баз о работе молодежных парламентов [3].

2. Сайты молодежных парламентов в субъектах страны.

3. Сайты муниципальных молодежных парламентов в муниципальных районах и городских округах.

4. Средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, которые освещают мероприятия, проекты и текущую деятельность молодежных парламентских структур.

5. Открытые и закрытые группы молодежных парламентов в социальных сетях («ВКон-такте», «Одноклассники», Facebook и др.).

6. Молодые парламентарии, размещающие материалы о своей деятельности как членов организации в различных информационных ресурсах.

В рамках исследования рассматривается работа общероссийских и региональных порталов молодежных парламентских структур.

Всероссийский молодежный портал парламентского движения «Молодежные парламенты России» [4] был создан в феврале 2005 г. как первая общероссийская площадка парламентского движения. На момент создания портал представлял большую ценность и сохранил уникальный опыт формирования и функционирования парламентского движения на начальном этапе развития. Портал активно функционировал до 2013 г. В настоящее время новостные материалы и база документов не пополняется, сайт не модернизируется и уже не может отвечать современным требованиям для привлечения внимания молодежи.

В 2009 г. был презентован новый сайт для молодых парламентариев - newparlament.ru. На главной странице сайта публикуются новости общероссийского, регионального и местного уровня. Уникальность данного сайта в том, что авторами статей и материалов являются сами молодые парламентарии. Благодаря такой схеме работы удалось создать внушительную базу парламентского движения от регионального до местного уровня. Портал активно использовался в период с 2012 по 2014 г. В настоящее время интенсивность размещения новостей резко сократилась, сайт практически утратил свою основную функцию - быть ключевым информационным ресурсом молодежных парламентов в стране.

Портал молодежного парламента при Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации [5] полностью посвящен работе молодежного парламента при Государственной думе России. Как самостоятельный сайт портал начал функционировать в апреле 2013 г. и с тех пор активно работает.

Интернет-ресурсы молодежных парламентов субъектов Российской Федерации и местных молодежных парламентов совершенно неоднородны по структуре и информативности как внутри региона, так и в рамках федеральных округов.

Наиболее показательна ситуация в 4 федеральных округах: Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном и Южном, включающих в себя 39 регионов с различным географическим положением, а также экономической и социальной ситуацией.

Нами разработаны критерии анализа методов и механизмов интернет-ресурсной поддержки молодежных парламентских движений (региональных и местных молодежных парламентов):

1. Наличие у молодежного парламента собственного интернет-ресурса, что позволяет представлять объективную информацию о деятельности молодежного парламента самими молодыми парламентариями, является доступным способом информирования о его работе.

2. Наличие вкладки, посвященной работе молодежного парламента, на официальном сайте представительного органа субъекта. Данный параметр может дополнять первый. В этом случае на вкладке могут размещаться информация, нормативные документы, материалы о взаимодействии молодежного парламента с представительным органом субъекта. В случае отсутствия собственного портала данный параметр представляет собой единственный официальный источник получения информации о работе молодежного парламента.

3. Наличие группы молодежного парламента в социальных сетях. Группы в социальных сетях - важный элемент работы с молодежной аудиторией, так как оперативно размещенная информация быстро достигает целевой аудитории.

4. Обновляемость новостной ленты в информационных ресурсах (п. 1-3 указанной классификации). Рассматривается в трех категориях: актуальные (обновляются чаще одного раза в месяц), действующие (обновляются чаще одного раза в три месяца), недействующие (обновляются реже одного раза в три месяца).

5. Наличие списка членов молодежного парламента на информационных ресурсах (п. 1-3 указанной классификации). Данный параметр предоставляет пользователю возможность ближе познакомиться с составом и структурой молодежного парламента.

6. Наличие нормативных документов о создании и текущей деятельности молодежного парламента на информационных ресурсах (п. 1-3 указанной классификации). Из размещенных официальных документов каждый пользователь может получить информацию о порядке формирования, сроке функционирования, регламенте работы и других важных параметрах молодежного парламента.

7. Наличие ссылок на интернет-порталы молодежных парламентов муниципальных образований на информационных ресурсах (п. 1-3 указанной классификации). Данный показатель демонстрирует факт взаимодействия молодежного парламента регионального уровня с местными парламентскими структурами и представляет серьезный инструмент отображения полной информации о работе региональной системы молодежных парламентов.

8. Наличие информации о молодежном парламенте на портале единого молодежного парламентского движения (newparlament.ru). Данный параметр позволяет говорить о целостности функционирования молодежного парламентского движения в России, предоставляя возможность пользователю из любого региона получить необходимую информацию о региональном молодежном парламенте и, перейдя на его официальный ресурс, ознакомиться со всеми материалами о его работе и структуре.

В соответствии с означенными критериями был проведен анализ каждого интернет-ресурса регионального молодежного парламента в указанных федеральных округах.

Основываясь на проанализированных интернет-ресурсах 9 регионов Дальневосточного федерального округа, мы составили сводную таблицу данных о работе молодежных парламентов в Дальневосточном федеральном округе (табл. 1), где наличие параметра отмечено знаком «+», отсутствие - «-».

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод о том, что в интернет-пространстве округа наиболее эффективно представлены молодежные парламенты Приморского и Хабаровского краев, наиболее слабо - парламентские структуры Сахалинской области, Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа [6].

Аналогичным образом проведен анализ методов и механизмов интернет-поддержки молодежных парламентских движений Приволжского федерального округа (14 субъектов).

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что наиболее широко представленной в интернет-пространстве округа является информация о молодежном парламенте Пензенской области, а наименьшую активность проявляет молодежный парламент Республики Татарстан и Саратовской области.

В составе Северо-Западного федерального округа 10 регионов. Наиболее активным окружным молодежным парламентом в интернет-пространстве является парламент Ленинградской области, наименее активными - парламенты Мурманской и Псковской областей.

Ситуация в 6 регионах Южного федерального округа практически одинакова, несколько слабее представлен в сети Интернет молодежный парламент Республики Калмыкия.

Проведенный анализ показал, что во всех регионах означенных федеральных округов (Дальневосточный, Приволжский, Северо-Западный и Южный), кроме трех (Мурманская, Псковская области и Республика Татарстан), создана и функционирует определенная система донесения до жителей информации о деятельности молодежной парламентской структуры - от собственного ин-

тернет-портала до группы в социальной сети. Каждый портал работает с разной степенью активности в зависимости от количества пользователей, периодичности размещения новостей, наполняемости информацией, однако все они в целом создают общий информационный фон развития молодежного парламентского движения в стране. Важную роль в информировании играют и социальные сети молодежных парламентских структур, которые более активно работают по созданию информационного поля в своих регионах (особенно в тех, где отсутствуют собственные порталы), а также несут больший объем актуальной информации о работе молодежных парламентов.

Таблица 1 - Анализ работы интернет-ресурсов молодежных парламентских структур

в Дальневосточном федеральном округе

Критерии анализа Наименование субъекта Российской Федерации

Амурская область Магаданская область Сахалинская область Камчатский край Приморский край Хабаровский край Еврейская автономная область Республика Саха (Якутия) Чукотский автономный округ

Собственный ресурс - - - + - - + - -

Вкладка на сайте регионального представительного органа + + - + + + + - +

Группа в социальных сетях - - + - + + - + -

Обновляемость ленты в информационных ресурсах Актуальные - + - - + + + + -

Действующие - - + - - - - - -

Недействующие + - - + - - - - +

Список членов - + - - + + + - -

Нормативные документы + + + + + + + - +

Ссылки на местные парламенты - - - - + + - - -

Информация на портале newparlament.ru + + + + + + + + -

Отдельные критерии анализа методов и механизмов интернет-ресурсной поддержки молодежных парламентских движений, по мнению автора, не могут представить комплексную картину представительства молодежных парламентских структур в сети Интернет. В связи с этим были разработаны сводные показатели эффективности работы интернет-ресурсов молодежных парламентских структур:

- высокий уровень (соответствие 7-8 критериям) - совокупность проанализированных методов интернет-ресурсной поддержки молодежного парламента может говорить о качественной и эффективной работе по формированию целостной системы информирования целевых групп о работе молодежного парламента;

- средний уровень (соответствие 5-6 критериям) - совокупность проанализированных методов интернет-ресурсной поддержки молодежного парламента может говорить о высокой степени работы в информационном пространстве с отсутствием либо неэффективной работой некоторых элементов системы информирования;

- низкий уровень (соответствие 1-4 критериям) - совокупность проанализированных методов интернет-ресурсной поддержки молодежного парламента может говорить об отсутствии либо незначительном использовании интернет-ресурсов в системе информирования целевой аудитории о деятельности парламентской структуры.

В соответствии со сводными показателями эффективности работы интернет-ресурсы молодежных парламентских структур исследованных округов можно классифицировать следующим образом: Дальневосточный федеральный округ: 2 молодежные парламентские структуры относятся к высокому уровню, 4 - к среднему, 3 - к низкому; Приволжский федеральный округ: 1 - к высокому, 10 - к среднему, 3 - к низкому; Северо-Западный федеральный округ: ни одна структура не относится к высокому уровню, 4 - к среднему, 6 - к низкому; Южный федеральный округ: ни одна структура не относится к высокому уровню, 5 - к среднему, 1 - к низкому.

На основе представленных данных были разработаны следующие рекомендации для региональных и местных молодежных парламентских структур по повышению эффективности использования в их работе интернет-ресурсов, а также развитию направлений популяризации деятельности молодежных парламентов:

1. Активизировать работу по обновлению новостной ленты в информационных ресурсах с целью более оперативного информирования целевой аудитории о работе молодежной парламентской структуры, привлечения большего количества молодежи к участию в ее деятельности.

2. Создать странички в социальных сетях (группы). Выполнение данной задачи не влечет за собой каких-либо материальных затрат, однако может значительно усилить работу парламентской структуры в интернет-пространстве. Расширение численности участников группы способствует кратному увеличению охвата аудитории, так как информацию, размещенную на странице, просматривают друзья членов группы. Активная работа в социальных сетях способствует налаживанию прямого контакта и ведению эффективного диалога с молодежью.

3. Разместить в любом доступном виде ссылки на молодежные парламентские структуры муниципальных образований (для региональных парламентов) и регионального, общероссийского уровня (для местных парламентов). Данное действие позволит представлять целостную информацию о развитии парламентского движения и будет способствовать более широкому вовлечению молодежи в работу парламентских структур на различных уровнях.

4. Разместить в наглядном виде информацию о структуре и составе молодежной парламентской структуры. Таким образом пользователи ресурсов смогут обратиться непосредственно к молодому парламентарию со своими вопросами и предложениями. Также это обеспечит публичную легитимизацию избранных парламентариев.

Интернет-ресурсная поддержка молодежного парламентаризма в России представлена в основном вкладками на официальных страницах представительных органов субъектов Российской Федерации, группами в социальной сети «ВКонтакте». Так, в результате исследования интернет-порталов 39 субъектов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

1. 6 молодежных парламентских структур имеют собственные порталы (15,8 % от количества рассмотренных).

2. 5 молодежных парламентских структур (13,1 %) имеют только группы в социальной сети «ВКонтакте» и общую информацию, размещенную на сайтах региональных представительных органов.

3. В 3 регионах (7,8 %) - Республика Татарстан, Мурманская и Псковская области - информационные ресурсы молодежных парламентов отсутствуют, а на сайтах региональных парламентов размещены лишь общие нормативные документы.

Данные настоящего анализа показывают общероссийские тенденции работы региональных интернет-порталов молодежных парламентских структур. Если говорить не только о количестве ресурсов, но и об объеме размещенной на них информации, периодичности ее обновления, можно сделать вывод о том, что лишь 12 региональных интернет-ресурсов можно охарактеризовать как активно действующие (30,8 %), 17 - действующие (43,6 %), 10 - недействующие (25,6 %). Приведенные данные свидетельствуют о высокой степени диверсификации интернет-ресурсов в зависимости от конкретной ситуации в регионе деятельности, активности самих молодых парламентариев. Также явно прослеживается тенденция, при которой более 68 % из проанализированных ресурсов не несут никакой информационной эффективности, раскрывающей суть деятельности органов молодежного самоуправления, и не способствуют укреплению роли данных молодежных структур во взаимодействии как с молодежью, так и с органами власти.

В качестве сводных показателей эффективности работы интернет-ресурсов молодежных парламентских структур в исследовании выделены три уровня: высокий, средний и низкий, которые характеризуют соответствие обозначенным критериям анализа. Так, в 3 регионах (7,7 %) уровень эффективности работы интернет-ресурсов можно характеризовать как высокий, в 23 (59,0 %) - средний, в 13 (33,3 %) - низкий.

В целом на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в России создана и функционирует целостная система донесения до пользователей информации о работе молодежных парламентов посредством различных информационных порталов и приемов информирования на общероссийском и региональном уровне, что, несомненно, способствует поддержке деятельности молодежных парламентских структур, привлечению к участию в них молодых людей.

Ссылки и примечания:

1. Лактионов Г.А. Современное молодежное парламентское движение РФ : дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2010 ; Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества : дис. ... канд. полит. наук. М., 2007 ; Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм современной России: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Самара, 2006 ; Юсов С.В. Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации. М., 2009 ; и др.

2. По данным мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации за 2015 г., численность пользователей сети Интернет на 100 человек населения составляет 70 % (www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls).

3. Адреса общероссийских порталов молодежного парламентского движения в сети Интернет: Единый портал молодежного парламентского движения России (www.newparlament.ru); Молодежные парламенты России (www.мпарла-мент.рф); Молодежный парламент при Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации (www.mprf.ru).

4. Молодежные парламенты России [Электронный ресурс]. URL: www.мпарламент.рф (дата обращения: 24.12.2016).

5. Молодежный парламент при Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.mprf.ru (дата обращения: 24.12.2016).

6. Интернет-ресурсы молодежных парламентов: Молодежный парламент Приморского края (http://www.zspk.gov.ru/molpolit); Молодежная общественная палата при Законодательной думе Хабаровского края (http://www.duma.khv.ru/mop); Молодежный парламент Сахалинской области (http://vk.com/club26057157); Общественная молодежная палата при Государственном совете Республики Татарстан (http://www.gossov.tatarstan.ru/organization/molod/struktura) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.