ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
1 2 Подолян Л.С. , Внукова Н.В.
1 Подолян Людмила Сергеевна - доцент;
2Внукова Наталья Викторовна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков,
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье дана характеристика инновационных методов, используемых в преподавании иностранных языков в технических вузах.
Ключевые слова: новые информационные технологии, инновационные методы, ресурсы глобальной сети, интернет, обучающие компьютерные программы.
В современном мире, когда поток информации непрерывно растет, знание иностранных языков (особенно английского языка как международного) является ключом, который открывает доступ к различным областям знаний в сфере науки, новых технологий, культуры, и т.д.
Целью обучения иностранному языку в техническом вузе является совершенствование владения языком и практическое использование его в научно -исследовательской работе.
В условиях реализации ФГОС для успешного достижения всех целей и выполнения всех задач необходимо применять различные методы, приемы, способы, формы обучения, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
В практике обучения иностранному языку существует много различных методов и методик для развития навыков чтения, говорения, аудирования, письма, которые, конечно же, необходимо рассматривать в совокупности друг с другом. Обучение различным видам речевой деятельности должно осуществляться в их тесной взаимосвязи, принимая во внимание специфику каждого из них.
Чтобы сделать процесс обучения эффективным, необходимо использовать различные методы и их сочетания. Практические методы, применяемые в обучении, многочисленны и разнообразны и зависят от фактора восприятия учебного материала, характера познавательной деятельности, от целей обучения и решения поставленных задач.
В настоящее время в процесс обучения интенсивно внедряются новые информационные технологии в качестве инновационного метода обучения. К ним относятся обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы, веб-сайты и другие информационные продукты, которые содержат тренировочные упражнения, моделирующие и контролирующие тесты, разного рода задания, для выполнения которых необходимо найти информацию, оценить ее, выбрать самое существенное, систематизировать.
Сегодня в связи с интенсивным развитием процесса международной интеграции, а также для решения задач, поставленных ФГОC третьего поколения, разрабатываются и рекомендуются к применению современные методы с использованием разного рода ресурсов глобальной сети.
Для наиболее эффективного обучения иностранному языку, успешного формирования различных навыков и умений, расширения языковой компетенции и кругозора необходимо обратиться к ряду интернет сайтов, использовать Skype, электронную почту, различные блоги, поскольку коммуникативная природа языка позволяет плодотворно применять информационно-коммуникативные технологии.
Интернет используется для поиска дополнительного материала для выполнения домашних заданий, например, презентаций на различные темы, что пробуждает интерес к изучению иностранного языка, вырабатывает желание постоянно, систематически пополнять свои знания. Интернет позволяет самостоятельно находить и получать различную информацию, использовать и оперировать большими объемами аутентичного материала по необходимой тематике, что является одним из важнейших умений в современном мире.
Существует несколько сайтов, которые могут помочь студентам организовать самостоятельную работу по изучению языка, например, интернет сайты bbclearningenglish.net, Words in the News, а также разделы этого сайта Related BBC Links, Read more, Related stories, и другие.
В интернете существуют клубы языкового обмена, где можно зарегистрироваться и поговорить с носителями изучаемого языка. Плюс к этому в интернете можно найти способ общения по интересам в иностранных социальных сетях. Можно упомянуть несколько сайтов для подобного общения : www.italki.com,www.palabea.net, www.livemocha.com, и другие.
Скайп, как еще один инновационный метод изучения языка, имеет большое значение, так как он позволяет пересылать файлы, вести записную книжку, получать новости, принимать участие в различных конференциях, общаться с носителями языка, что дает возможность внедриться в среду общения на иностранном языке, пополнить словарный запас, преодолеть языковой барьер, воспринимать иностранную речь на слух.
Можно также использовать электронную почту, как еще один вариант для изучения языка, поскольку обмен письмами в электронном виде способствует созданию естественной среды применения иностранного языка в реальной жизненной ситуации, способствует развитию письменной речи, способствует овладению межкультурной компетенцией.
В современных условиях расширяются возможности использования в учебном процессе блогов, которые очень популярны в настоящее время, и которые охватывают разные сферы жизни. Следует использовать более эффективно потенциал образовательных блогов, объединив их в единое информационное пространство. В качестве примеров информационных площадок для блогов можно использовать www.blogsmail.ru,www.livejournal.com,www.liveinternet.ru, и другие. Задачей преподавателя является сделать блог рабочим инструментом и включить его в учебную практику.
Использование интернет ресурсов позволяет представить материал не только в печатном, но и в звуковом, графическом или анимационном формате, позволяет автоматизировать систему контроля, оценки и корректирования знаний, осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставить возможность дистанционного обучения.
Следует признать, что информационные технологии потребовали от преподавателей освоения новой философии в образовании, особенно в преподавании иностранных языков. Преподавателям рекомендуется использовать Интернет для поиска дополнительной информации, аутентичного материала, который может быть выбран, адаптирован к определенным учебным задачам и использован для проведения занятий.
Привлекая on-line ресурсы интернета, специалисты разрабатывают новые методики преподавания иностранного языка для специальных целей. Примерами новых технологий обучения может служить создание веб-сайта Wiki, разработка веб-квестов, интеграция блогов в аудиторную и внеаудиторную работу. Веб сайт Wiki, или What I know i, дает возможность пользователю с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом, самостоятельно изменять его структуру и содержание.
Веб-квест - это сайт, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу. Технология образовательных веб-квестов помогает, по мнению разработчиков, сформировать и развить следующие компетенции: использование информационных технологий для решения профессиональных задач (поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде презентаций, флеш-роликов, баз данных); самообучение и самоорганизация; работа в команде (планирование, распределение функций и т.п.); умение находить несколько способов решения, определять наиболее рациональный вариант; приобретение навыка публичных выступлений (умение отвечать на вопросы, принимать участие в дискуссии и т.п.).
Отмечают еще один современный тренд в преподавании иностранного языка - это проведение дебатов, в ходе которых студенты имеют возможность продемонстрировать как языковую, так и профессиональную компетентность. Все эти методы полезны и для самостоятельного обучения в целях подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности.
Сочетание традиционных методов преподавания и новых технологий - это один из продуктивных подходов в сфере обучения иностранному языку для профессиональных целей.
Список литературы
1. Антипова О.А. «Информационные технологии в обучении иностранному языку» Интернет-ресурс, 2012.
2. Голубева А.А. «Мультимедийные технологии в обучении иностранному языку» Интернет-ресурс, 2015.
3. Алявдина Н.Г., Маргарян Т.Д. «Инновационные методики в преподавании английского языка для специальных целей в техническом вузе» МГТУ им. Баумана, 2013.
4. Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золотова М.В., Мартьянова Т.В. «Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов». // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012.