Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
550
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая коммуникация / социальные сети / Интернетаудитория / блог / электронные ресурсы / political communication / social networks / Internet audience / blog / electronic resources

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — М П. Селезнёва, А В. Щуцкая

В условиях активно развивающегося информационного общества серьезные изменения претерпевают способы передачи информации. Традиционные СМИ теряют свою значимость, в то время как особую популярность приобретают Интернет-блоги и социальные сети, выступая в качестве нового канала коммуникации. В статье рассматриваются история развития и современные тенденции использования Интернет-блогов и социальных сетей в политическом процессе, роль которых неуклонно растет в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERNET BLOGS AND SOCIAL NETWORKS IN RUSSIAN POLICY

In the conditions of an actively developing information society, the ways of transferring information are undergoing serious changes. Traditional media are losing their importance, while Internet blogs and social networks are gaining in popularity as a new communication channel. The article examines the history of development and modern trends in the use of Internet blogs and social networks in the political process, the role of which is steadily growing in the modern world.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В

РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

М. П. Селезнёва, студент

А. В. Щуцкая, канд. экон. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-103-106

Аннотация. В условиях активно развивающегося информационного общества серьезные изменения претерпевают способы передачи информации. Традиционные СМИ теряют свою значимость, в то время как особую популярность приобретают Интернет-блоги и социальные сети, выступая в качестве нового канала коммуникации. В статье рассматриваются история развития и современные тенденции использования Интер-нет-блогов и социальных сетей в политическом процессе, роль которых неуклонно растет в современном мире.

Ключевые слова: политическая коммуникация, социальные сети, Интернет-аудитория, блог, электронные ресурсы.

В современном обществе Интернет стремительно входит в повседневную жизнь человека: бизнес, производство, наука, образование, культура. Он затронул все основные сферы жизнедеятельности человека, политика не стала исключением.

Особую роль среди Интернет-ресурсов играют социальные сети, так как являются не только средством обмена мнением и получением информации, но и серьезным инструментом информационного влияния. Не менее важную роль имеют Интернет-блоги, ставшие новой формой массовой коммуникации.

Под социальной сетью понимается социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты и связей между ними [1]. Впервые термин «социальная сеть» был введен еще в 1954 году, но массовое распространение получил лишь в начале 2000 годов.

С каждым днем роль социальных сетей неуклонно растет, поскольку одной из их особенностей являются интерактивность и способность постоянно быть в курсе событий [2]. Кроме того, социальные сети позволяют осуществлять политическую и агитационную деятельность, содержащую механизмы обратной связи; возможность оперативно реагировать на запросы граждан; влиять на политические и социальные

процессы в обществе; иметь открытый доступ к социальным и политическим материалам, находящимся на страницах Интернет-ресурсов.

Считается, что моду на социальную дипломатию ввел в марте 2007 года Барак Обама, когда он, еще будучи сенатором, завел учетную запись в Twitter, а позднее присоединился и к Instagram. И на сегодня США остается лидером по использованию социальных сетей политиками, ведь социальные сети и Интернет-блог - это самые распространенные и широко используемые инструменты публичного дискурса. Самой популярной социальной сетью, связанной с политикой, является APSA (The American Political Science Association). Данная социальная сеть выступает в качестве нейтральной площадки для обсуждения мнений и предложений граждан.

Российские политики также активно ведут страницы в социальных сетях, в частности - это Одноклассники.ру, Twitter, Facebook, ВКонтакте, YouTube и Instagram.

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев активно ведет страницу в такой социальной сети как Instagram. На Медведева подписано почти два с половиной миллиона человек. Политик лично ведет страницу и делает

для нее фотографии, которые использует для поздравлений с праздниками, написанных в неформальном стиле. Кроме того, Медведев имеет страницы в Twitter и ВКонтакте.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в своих социальных сетях (Twitter, Instagram и Facebook) пишет о рабочих встречах и комментирует публикации в СМИ, в том числе зарубежных. Высказывания Захаровой не только российские, но и иностранные СМИ разбирают на цитаты.

Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров ведет страницу в Instagram, на которую подписано более двух миллионов человек. Кадыров, в отличие от других российских чиновников, выкладывает больше личных фотографий, чем подкупает рядовых обитателей Интернета. Кроме того, политик рассказывает о развитии своей республики и делится информацией о деловых поездках.

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров ведет социальные сети с августа 2011 года. На его Instagram подписано почти триста тысяч человек. Азаров старается быть ближе к народу, публикуя время от времени фотографии из жизни.

Согласно рейтингу личных страниц глав регионов в социальных сетях, проводимого всероссийским межведомственным центром компетенций в сфере Интернет-коммуникаций «Диалог», первое место занимает глава Удмуртской Республики Бречалов А. В., набравший 95 баллов. На второй строчке расположился глава Белгородской области Гладков В. В. с 92 баллами, третье, четвертое и пятое места поделили главы Мурманской области Чибис А. В., Республики Башкортостан Хабиров Р. Ф. и Республики Саха (Якутия) Николаев А. С., политики набрали по 91 баллу [3].

В России политические партии также ведут социальные сети, которые позволяют им охватить огромную аудиторию и общаться со своими избирателями. Самыми активными в социальных медиа являются следующие политические партии: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия - За правду и Новые люди. В

период предвыборной кампании в Государственную думу РФ (2021) силы политических партий были направлены на активизацию молодежного электората, который наименее политически активен. Делали они это именно с помощью социальных сетей - важного элемента современной агитации. И как показала практика, при удачном имиджевом позиционировании даже молодежная аудитория довольно охотно следит за политической повесткой дня.

Ведение социальных сетей является важнейшим инструментом работы министерств и ведомств в области информирования граждан о своей деятельности, именно поэтому многие министерства на сегодняшний день имеют не только сайты, но и активно ведут аккаунты в социальных сетях.

Лидерами среди министерств по количеству зарегистрированных аккаунтов в социальных сетях являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) - 6 социальных сетей, Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) - 5 социальных сетей.

Социальные сети присутствуют и на муниципальном уровне. С их помощью решается сразу несколько важных задач. Во-первых, диалог с жителями, оперативное донесение до них важной информации о работе местных властей и получение обратной связи, в том числе в виде проведения опросов. Во-вторых, публикации в социальных сетях могут выступать для укрепления имиджа отдельных чиновников, роста их популярности среди населения за счет регулярных отчетов о выполнении своей деятельности на благо муниципалитета.

Согласно рейтингу Hootsuite самой популярной социальной сетью за первое полугодие 2021 года является Вконтакте, следом идет YouTube, Одноклассники.ру и Instagram. Зато, согласно Медиаскопу, самая популярная социальная сеть в России - это Facebook, затем идут

YouTube и Вконтакте. Такие различия возникли из-за методики подсчетов, поэтому определить самую популярную социальную сеть довольно сложно [4].

На сегодняшний день абсолютно любой человек, который имеет доступ в Интернет, может наладить контакт с руководством области или муниципалитета. Попасть на прием к чиновнику - непростая задача, а вот через социальные сети всего за пару минут можно написать обращение.

Интернет-блог - это один из самых мощных инструментов в

информационной войне на просторах Интернета [5]. Под блогом понимается лента сообщений, состоящая из записей и постов. Впервые Интернет-блоги появились в США и получили распространение как личные сетевые дневники, в которых можно обсуждать то, что интересует автора и его подписчиков. Главной причиной влияния блогосферы на политику является тот факт, что реальная целевая группа политиков - это не только простые люди, но и журналисты, а также профессиональные обозреватели, которые влияют на формирование политической повестки дня.

Интернет-блог является удобной коммуникативной платформой, на которой ведется любая дискуссия на интересующего политика тему, при этом границы между личным и публичным достаточно размыты, что помогает создавать иллюзию доверительного общения со своей аудиторией, повышая уровень доверия избирателей.

Рост популярности блогосферы в России обуславливается падением доверия населения традиционным СМИ [6]. На сегодняшний день активность политиков в Интернет-пространстве растет как на федеральном, так и на региональном уровнях, что говорит о понимании значимости сетевых ресурсов, которые служат для формирования имиджа политического деятеля.

Профессиональные политики используют блоги для информирования и пропаганды своих идей. Развитию политической блогосферы в России послужило создание личной страницы Д. А. Медведева на Ин-

тернет-платформе LiveJoumal (Живой журнал) в 2009 году, после чего блоги стали массово создаваться многими политиками. На данный момент дневники в Живом журнале ведут руководитель фракции «Справедливая Россия - За правду» Сергей Миронов, руководитель фракции «ЛДПР» Владимир Жириновский, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Владимир Чуров и другие.

Основным преимуществом блогов в процессе взаимодействия власти и общества является формирование доверия к личности политика, а также возможность быстрого получения обратной связи, а основной недостаток блогов - недостоверность информации, поскольку размещаемый материал практически не проходит цензуру. К недостаткам также стоит отнести вседозволенность, безответственность и критиканство.

Эффективное использование Интернет-блогов и социальных сетей в политическом управлении способствует решению нескольких задач.

Во-первых, формирование позитивного имиджа политиков. В современном мире политический имидж становится настолько важным фактором, что с ним обязательно вынуждены считаться политики, если они стремятся получить или удержать власть. Формирование политического имиджа в первую очередь зависит от работы команды политика, то есть не обновляемые в течение длительного времени страницы могут нанести существенный урон репутации.

Во-вторых, именно с помощью всемирной паутины можно обрести лояльность среди избирателей и держать электорат в курсе последней информации, обсуждать актуальные вопросы и просвещать пользователей в деятельность партийного блока.

В-третьих, Интернет-пространство может помочь не только политикам, но и народу. Благодаря социальным сетям граждане могут доносить до власти свои интересы, происходит «прямой» контакт между политиком и гражданином. Возможно, в будущем политика большей ча-

стью переместится в виртуальное про- Социальные сети - мощный рычаг, спо-

странство. собный влиять на политические процессы

Таким образом, на основе вышеизло- в обществе. В последнее время все боль-женного можно сделать вывод, что соци- шее количество российских политиков и альные сети и блогосфера открывают воз- чиновников стали заводить аккаунты в со-можности прямого взаимодействия между циальных сетях. Самыми популярными властью и обществом. В сети наблюдается социальными сетями среди политиков яв-равенство пользователей с точки зрения ляются Facebook, Twitter и Instagram. доступа к информации, Интернет позволя- Именно благодаря социальным сетям поет любому объекту коммуникации стано- литики могут создавать масштабное сооб-вится субъектом коммуникации. щество сторонников практически без фи-

нансовых затрат.

Библиографический список

1. Козырева А. А. Почему социальные сети являются инструментом политической власти?/ А. А. Козырева. - Текст: электронный// Вестник КемГУ. - 2015. - №2-2 (62). - С. 56-59. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/pochemu-sotsialnye-seti-yavlyayutsya-instrumentom-politicheskoy-vlasti (дата обращения 08.11.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

2. Акопов Г. Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических Интернет-коммуникаций: монография/ Г. Л. Акопов// Москва: КноРус. - 2017. - С. 15. - ISBN 978-5-406-05320-1. - Текст: непосредственный.

3. Рейтинг личных страниц глав регионов в соцсетях: [сайт]. - URL: https://dialog.info/ratings/heads-of-regions-personal-pages/ (дата обращения 08.11.2021). -Текст: электронный.

4. Самые популярные соцсети в России в 2021 году: [сайт]. - URL: https://spark.ru/user/133946/blog/80389/samie-populyarnie-sotsseti-v-rossii-v-2021-godu (дата обращения 08.11.2021). - Текст: электронный.

5. Чернышев Ю. Г. Использование Интернет-блогов в политической борьбе: [сайт]. -URL: http://ashpi.asu.ru/studies/2007/chrnshv.html (дата обращения 08.11.2021). - Текст: электронный.

6. Милорава А. Р. Роль блогосферы в политическом процессе России/ А. Р. Милорава. - Текст: электронный// Молодой ученый. - 2019. - № 11 (249). - С. 136-138. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37145124 (дата обращения 08.11.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU».

USE OF INTERNET BLOGS AND SOCIAL NETWORKS IN RUSSIAN POLICY M. P. Selezneva, Student

A. V. Shchutskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. In the conditions of an actively developing information society, the ways of transferring information are undergoing serious changes. Traditional media are losing their importance, while Internet blogs and social networks are gaining in popularity as a new communication channel. The article examines the history of development and modern trends in the use of Internet blogs and social networks in the political process, the role of which is steadily growing in the modern world.

Keywords: political communication, social networks, Internet audience, blog, electronic resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.