Научная статья на тему 'Социальные медиа как интерактивный инструмент формирования имиджа публичной персоны'

Социальные медиа как интерактивный инструмент формирования имиджа публичной персоны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ПУБЛИЧНОЙ ПЕРСОНЫ / POLITICIAN PUBLIC IMAGE / ИМИДЖ ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / INTERNET AUDIENCE / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL MEDIA / PUBLIC PERSONA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Меликян С.В.

В настоящее время, в эпоху непрерывной смены технологий, для публичной персоны в политической, государственной или бизнес-сфере представляется важным выстраивать свою деятельность в соответствии с вызовами окружающей действительности, профессионально формировать и продвигать свой имидж посредством информационных технологий в интерактивной интернет-среде. Растущая популярность социальных сетей, обусловившая вовлечение в онлайн-коммуникацию огромного количества молодых людей, делает этот сервис чрезвычайно привлекательным для взаимодействия с аудиторией, являющейся наиболее активной частью социума. Практика использования такого PR-инструмента, как социальные сети, становится неотъемлемой частью формирования положительного имиджа публичной персоны, позволяющей добиться системного диалога публичной персоны и общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Media as an Interactive Tool Shaping an Image of a Public Person Annotation

In the current era of the continuous technological changes, it is important for any politician, businessman or other public person to act in accordance with the challenges of reality and to professionally shape and promote his image through the information technologies available today including the Internet environment and its interactive services. The growing popularity of social networks and involvement of many young people in the online communication make this channel extremely attractive for interacting with the Internet audience as the most active part of the society. The practice of using social networks as a PR tool has become an integral part of the development of a public person positive image and has allowed improving the communication between the public persona and the society.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа как интерактивный инструмент формирования имиджа публичной персоны»

С. В. Меликян

Воронежский государственный архитектурно-

строительный университет

smel_@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПУБЛИЧНОЙ ПЕРСОНЫ

Аннотация

В настоящее время, в эпоху непрерывной смены технологий, для публичной персоны в политической, государственной или бизнес-сфере представляется важным выстраивать свою деятельность в соответствии с вызовами окружающей действительности, профессионально формировать и продвигать свой имидж посредством информационных технологий в интерактивной интернет-среде. Растущая популярность социальных сетей, обусловившая вовлечение в онлайн-коммуникацию огромного количества молодых людей, делает этот сервис чрезвычайно привлекательным для взаимодействия с аудиторией, являющейся наиболее активной частью социума. Практика использования такого PR-инструмента, как социальные сети, становится неотъемлемой частью формирования положительного имиджа публичной персоны, позволяющей добиться системного диалога публичной персоны и общественности.

Ключевые слова: имидж публичной персоны, имидж политика, интернет-аудитория, социальные сети.

На современном этапе развития общества в социальной реальности происходит глобальная трансформация, новые информационные технологии оказывают воздействие на механизм функционирования социума в целом - от расширения возможностей доступа к большим базам данных до новых форм участия в принятии политических решений.

Такой сегмент Интернета, как социальные медиа, сегодня бурно развивается и вовлекает широкие массы пользователей сети, следствием чего является интенсивное использование ресурса сообществ, в том числе и в целях конструирования и развития имиджа как отдель-

ной личности, так и разного рода организаций и движений. Возможности, которые предоставляет информационное пространство интернет-площадок, обусловлены специфическими особенностями совершенно новой коммуникативной среды с адаптированной обратной связью.

Актуальной темой исследования современного сетевого сообщества является вопрос популярности социальных сетей. «С появлением этой формы виртуального общения, около семи лет назад, аудитория сетевых экспертов разделилась на два лагеря. Одни утверждали, что социальные сети станут новой платформой для решения различных задач и, благодаря их популярности среди пользователей, станут сетевым решением для развлечения и бизнеса, другие же придерживались

86

строго противоположного мнения» .

Использование социальных сетей можно назвать самой популярной интернет-активностью во всём мире. Сегодня социальные сети регулярно посещает более чем две трети онлайн-аудитории, и это четвертая по популярности онлайн-категория после поисковых порталов, информационных порталов и программного обеспечения, опережающая даже пользователей электронной почты. Миллионы людей зарегистрированы в различных социальных сетях, где они не только общаются с друзьями, но и состоят в разнообразных тематических сообществах, общаются с незнакомыми людьми и находят виртуальных собеседников, которых раньше даже не знали. Интенсификация информационного потока, а также недостаток времени на верификацию новых сведений ведут к тому, что массовая аудитория в большинстве своем получает информацию, которой доверяет, из Интернет-медиа, в частности, из социальных сетей.

На сегодняшний день наиболее популярными являются социальные сети: MySpace, Facebook, Livejoumal, Instagram, Twitter и профессиональная сеть LinkedIn. В секторе русскоязычного интернета популярностью у аудитории пользуются Одноклассники.ру, В Контакте, Мой круг.

После активного внедрения социальных сетей в повседневную жизнь пользователей интернета, определения «мейнстим»-проектов и нишевых ресурсов, многие исследователи интернет сообществ стали

86 Прохоров А. Социальные сети и Интернет // Компьютер Пресс [Электронный ресурс]. URL: http://www.compress.ru/article.aspx?id=16723&iid=776(дата обращения 16.04.2015).

придерживаться мнения, что социальные сети - не долгосрочные проекты, и использовать их в интересах бизнеса или политики нерентабельно. Однако статистика свидетельствует об обратном: число пользователей сетевых ресурсов год от года неуклонно растет.

Расцветом социальных сетей на Западе принято считать 2004 год. По итогам исследования компании comScore в период с ноября 2004 года по ноябрь 2005 года количество пользователей MySpace выросло с 4,9 млн до 26,7 млн. у Facebook к 2005 году стало - 11.1 млн. В России в это время тоже началось развитие социальных сетей. Как сообщает газета «Ведомости», в самом начале появления аудитория сети «Одноклассники» с декабря 2006 года выросла за год с 1 млн. до 6 млн. человек, а «В Контакте» количество зарегистрированных пользователей с августа по декабрь 2007 года увеличилось с 1,3 млн. до 4 млн.

Согласно исследованию TNS Russia в апреле 2015 года87, рост числа пользователей рунета стал немного замедляться. Так, в январе-феврале 2015 года 10 лидирующих российских онлайн-ресурсов наблюдали или минимальный прирост, или даже некоторое снижение количества пользователей по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Вместе с тем, в тройке лидеров российских интернет-площадок за 2014 год изменений не произошло:

• бессменный лидер Яндекс увеличил число пользователей до 63,07 млн. человек (возраст 12-64, Россия 0+);

• на втором месте Mail.ru, насчитывающий 62,75 млн. пользователей (сокращение на 0,2%);

• далее соц. сеть ВКонтакте с 58,62 млн. (сокращение на 0,8%).

Согласно исследованию компании «Кибриум»88 российские интернет-пользователи ежедневно публикуют в социальных сетях 30 миллионов постов. У Twitter — 1,5-2 млн. пользователей, ежедневно публикуется 8-12 млн твитов. Во «ВКонтакте» размещают не менее 12

87 Аналитический обзор «TNS RUSSIA: рост числа пользователей рунета стал замедляться» // RusAbility [Электронный ресурс]. URL: http://rusability.ru/news/tns-russia-rost-chisla-polzovateley-runeta-stal-zamedlyatsya/(дата обращения 16.04.2015).

88 Аналитический обзор «Российские пользователи ежедневно публикуют 30 млн постов» // RusAbility [Электронный ресурс]. URL: http://rusability.ru/news/rossiyskie-polzovateli-ezhednevno-publikuyut-30-mln-postov/ (дата обращения 16.04.2015).

млн. публикаций. ЖЖ насчитывает 14 млн блогов. В Instagram появляется до двух млн. новых фотографий ежедневно. Социальная сеть Facebook насчитывает три миллиона популярных аккаунтов, которые публикуют 4-5 млн. сообщений каждый день.

Глобальная информатизация общества оказывает влияние и на систему взаимоотношений между субъектами общественно-политического процесса, претерпевшую существенные изменения под воздействием современных информационно-коммуникативных технологий и медиасредств. Обозначилось противоречие между традиционными и инновационными технологиями формирования и продвижения имиджа публичных акторов в современном обществе и прежде всего в молодежной среде. Сегодня, в эпоху непрерывной и подчас быстрой смены технологий, представляется важным для политического, государственного или бизнес-актора выстраивать свою деятельность в соответствии с вызовами окружающей действительности, умело формировать и продвигать свой имидж посредством имеющихся сегодня возможностей актуальных технологий и прежде всего информационных, отражением которых и является интернет-среда и система ее интерактивных сервисов.

Социальные сети и блогосфера, являющиеся результатом и одновременно условием дальнейшего развития цифровых технологий и сетевых коммуникаций, становятся чрезвычайно привлекательными для молодежи и фактически являются одним из самых эффективных способов самовыражения, самоидентификации в процессе электронной коммуникации. Однако их растущая популярность, обусловившая вовлечение в онлайн-коммуникацию огромного количества молодых людей, имеет как позитивные, так и негативные последствия и для участников коммуникации, и для общества в целом. «Социальные сети выполняют одну из важнейших для социума функций - коммуникативную. Стремление к общению консолидирует широкую аудиторию на определённом ресурсе. В связи с большим объемом вовлеченных пользователей можно считать эту среду достаточно мощным ин-

89

струментом для преследования интересов» .

89 Семенов Н.А. Все о социальных сетях. Влияние на человека // ГК «SECL Group» [Электронный ресурс]. URL: http://secl.com.ua/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije-na-cheloveka.html(qara обращения: 16.04.2015).

В Интернете как в отражении реального мира действуют те же законы, что и в реальном социуме. Представляется логичным, что во всем мире публичные персоны, лидеры общественного мнения, политики все интенсивней присутствуют в виртуальных социальных сетях. Блоги есть у большинства политиков, поп-звезд, многих писателей, ученых, журналистов.

В этой связи отдельно можно говорить о политике, которая неизбежно приходит туда, где есть любая массовая аудитория. Присутствие политических акторов в социальных сетях и блогосфере Интернета - это уникальная возможность совместить продвижение политика и партии и основную черту имиджа любого политического субъекта -вседоступность. Политик должен быть уникален, но в то же время похож на своего избирателя. В социальных сетях эта сторона раскрывается полностью, когда пользователь видит, что политик заполнил анкету и выложил фотографии, регулярно обновляет событийную ленту у себя на странице, оперативно и по существу отвечает на задаваемые ему вопросы, доверие к нему повышается. «Коммуникационные интернет-сервис в этом смысле - это наиболее благоприятная среда для политической активности разных уровней. Недаром представители власти или те, кто стремится занять свое место на политическом Олимпе, а также просто повысить свою известность и влияние в Интернете, идут в социальные сети и блогосферу. Свои аккаунты «ВКон-такте» и Твиттере имеют лидеры думских партий: Сергей Миронов, Владимир Жириновский, а также недавно ярко заявивший о своих политических амбициях известный российский предприниматель Михаил Прохоров. Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов также имеет свою персональную страничку «ВКонтакте». Есть официальный аккаунт у Президента России Дмитрия Медведева в Твиттере. Помимо этого, в социальных сетях существует множество групп политической направленности - официальных федеральных и региональных сообществ, групп сторонников того или иного депутата и политика, политической партии или общественно-политической органи-

90

зации и т.д.» .

Исходя из уровня конкретного политика или политической силы (федеральный, региональный, муниципальный), можно говорить о

90 Социальные сети оказались популярнее электронной почты// Лента.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.lenta.ru/news/2009/03/10/network/(дата обращения 16.04.2015).

различных методах работы в социальных сетях. На федеральном уровне крупная политическая партия или ее лидер стремятся создать свои площадки на всех основных, наиболее массовых и авторитетных социальных сервисах, чаще всего это Twitter и Facebook. Для регионов ключевыми платформами для работы являются «Вконтакте» и Insta-gram, а Twitter, Facebook и «Одноклассники» — второстепенными. Если какой-то сервис они по тем или иным причинам игнорируют, то там по закону заполнения лакун их место вытесняют страницы-«двойники» и самостоятельные группы сторонников, фанатов, создаваемые снизу, или антигруппы с сознательной целью их дискредитации, создаваемые оппонентами.

Надо понимать, что для политика любого уровня успешная работа по созданию себе имиджа в сети зачастую зависит от добросовестности его помощников, которые создают и ведут интернет-страницы, непосредственно контактируя с подписчиками и посетителями онлайн. Эффективная работа в социальных сетях может быть только постоянной, креативной и основанной на знании специфики данной интернет-площадки и ее аудитории. «Заброшенные» (необновляемые и немодерируемые) страницы наносят существенный урон имиджу политика и политической силы.

Профессиональная работа с тематической группой (пабликом) в социальной сети должна вестись системно и планомерно, с соблюдением ряда необходимых критериев. Прежде всего, для того чтобы привлечь участников в группу, необходимо сформировать интересный, разнообразный, актуальный, динамичный контент. Публикуемые сообщения должны охватывать достаточно широкую тематику. Для того чтобы информацию легко было найти, при публикации сообщений необходимо использовать хэштеги (ключевые слова).

Периодичность публикации сообщений, безусловно, зависит непосредственно от той или иной социальной сети, но есть определенные негласные правила: чем динамичнее контент в социальной сети в целом, тем чаще он должен обновляться на странице. Для социальных сетей «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» оптимальная периодичность обновления — 3-4 сообщения в день; для «Твиттер» — 15-25 твитов в день; для «Инстаграм» — по мере появления визуально привлекательных тем и событий. Отсутствие публикаций в течение не-

скольких дней говорит о том, что группа не ведется — аккаунт «заброшен».

Показателями привлекательности групп и страниц для участников социальной сети является не только подписка на новости, но и «лайки», отметки «класс!» и «мне нравится», а также «репост» сообщений — дублирующее размещение сообщений на личной странице.

Лидеры современных социальных сетей — это гигантские развивающиеся системы, куда вовлечены огромные массы людей. Даже если публичная персона или политик не стремится создать свою официальную страницу или группу в наиболее популярной социальной сети, то он просто обязан быть в курсе того, что в ней происходит (общеизвестно, что традиционные СМИ все чаще черпают новости из бло-госферы и социальных сетей), измерять общественные настроения, следить за тем, что пишут и говорят о нем самом. При этом всегда есть выбор: формировать мнение в сети, просто следить за ним или же игнорировать его. В настоящее время социальные медиа все активнее используются в качестве инструмента формирования информационного контента как политическими партиями и общественными движениями, так и отдельными политиками и публичными персонами. Продвижение имиджа в социальных сетях и блогосфере требует профессионального подхода, как и подобная деятельность в традиционной рекламе. В противном случае неправильные методы продвижения в социальных сетях способны нанести куда больше вреда имиджу, чем принести пользы. Правильное позиционирование посредством социальных медиа дает возможность наладить быструю и эффективную обратную связь с целевой аудиторией, и вовлечь максимальное число пользователей, увеличить лояльность, а также повысить интерес к публичной персоне.

Melikyan Svetlana V.

Social Media as an Interactive Tool Shaping an Image of a Public Person Annotation

Abstract

In the current era of the continuous technological changes, it is important for any politician, businessman or other public person to act in accordance with the challenges of reality and to professionally shape and promote his image through the information technologies available today

including the Internet environment and its interactive services. The growing popularity of social networks and involvement of many young people in the online communication make this channel extremely attractive for interacting with the Internet audience as the most active part of the society. The practice of using social networks as a PR tool has become an integral part of the development of a public person positive image and has allowed improving the communication between the public persona and the society.

Key words: public persona, politician public image, Internet audience, social media

Н.В. Наширбанова

Национальный исследовательский Томский государственный университет nadianashirbano va@gmail. com

АУДИТ САЙТА КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП КОМПЛЕКСА РАБОТ ПО SEO ОПТИМИЗАЦИИ САЙТА (НА ПРИМЕРЕ ОФИЦИАЛЬНОГО РЕСУРСА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «CONNECT UNIVERSUM»)

Научный руководитель - к. филос. н., доцент Г.А. Окушова

Аннотация

Статья посвящена вопросам разработки и проведения аудита сайта в процессе комплекса работ по SEO-оптимизации. Рассматриваются определения, виды, задачи, формы и методы проведения аудита сайта. В качестве примера представлена пошаговая инструкция аудита официального веб-ресурса Международной Интернет-конференции «Connect Universum» (http://connect-universum.com).

Ключевые слова: аудит сайта, SEO оптимизация, сайт Интернет-конференции.

Научные конференции являются одним из самых публичных мероприятий, освещающих фундаментальные и прикладные исследования известных и начинающих учёных. В условиях «информационной эпохи» и «сетевого общества» (М. Кастельс) научные конференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.