Научная статья на тему 'Использование интерактивных приемов работы на уроках иностранного языка'

Использование интерактивных приемов работы на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цецорин И.А.

В статье представлены некоторые интерактивные приемы организации работы со школьниками на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных приемов работы на уроках иностранного языка»

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

181

2. Столярова И.Н. Лингводидактические основы учебника делового межкультурного общения для языкового вуза: английский язык: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Улан-Удэ, 2009. - 206 с.

3. Oxford Exam Excellence. - Oxford University Press, 2006. - 200 p.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Цецорин И.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Белгород

В статье представлены некоторые интерактивные приемы организации работы со школьниками на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, интерактивные приемы работы, рефлексия.

Важнейшей задачей современной школы является воспитание общей коммуникативной культуры школьников, формирование у них коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения содержат требования к проведению уроков иностранного языка, подразумевающие активную деятельность самих школьников и взаимодействие их с учителем [1]. Предметом обучения иностранному языку становится, прежде всего, поведение говорящего в условиях речевого общения, его коммуникативная компетенция, которая предполагает формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с собеседниками, развитие практических умений, способности обучающихся управлять своей учебной деятельностью.

Задача учителя иностранного языка состоит в создании системы работы, направленной на развитие коммуникативной компетенции обучающихся, основой которой является использование активных методов и приемов организации учебной деятельности, а также приемов рефлексии.

В таких условиях становится необходимостью организация учебной деятельности с опорой на субьектный опыт ученика, осознанное принятие обучающимися целей урока, организация субьект-субьектного взаимодействия на уроке, создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, рефлексия деятельности и внутреннего состояния ученика.

Добиться вышеуказанного позволяет применение на уроке интерактивных форм и приемов работы. Использование этих приемов на уроках позволяет решать следующие задачи:

Учитель английского языка.

182

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- обеспечивать мотивацию и активность учащихся;

- выявлять их проблемы и ожидания;

- интегрировать теоретические знания и практический опыт;

- создавать атмосферу сотрудничества на уроке;

- организовать процессы соуправления учебной деятельностью со стороны учеников.

Использование активных приемов должно быть подчинено учебным задачам на каждом конкретном этапе урока.

Особую ценность данные приемы имеют для развития навыков устной речи, ведь ученики не только должны выполнить задание, предлагаемое тем или иным приемом, но и проговорить или обсудить ход его выполнения на иностранном языке.

Рассмотрим некоторые приемы организации интерактивной работы со школьниками на уроках иностранного языка, применяемые автором статьи. В первую очередь автором использовались приемы и идеи «Методической копилки», разработанной преподавателями Земельного института школы и переподготовки кадров земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) [4]. Автор статьи неоднократно принимал участие в семинарах, где проходила апробация приемов «Методической копилки». Приемы неоднократно преобразовывались автором статьи в ходе работы на уроках иностранного языка и при непосредственном участии школьников

Прием «Торт решений». Данный прием можно использовать на первых уроках в старших классах в начале учебного года, при работе с новыми для педагога классами. Каждому обучающемуся выдаются 6-7 листов цветной бумаги в форме кругов. Перед обучающимися ставится один проблемный вопрос, например «Для чего вам нужно изучать английский язык?», «Чем вы больше всего хотели бы заниматься на уроке английского языка?» и т.п. Ответы учеников записываются на доске, среди них отбираются 6-7 наиболее часто встречающихся ответов. Каждому ответу присваивается цвет. Теперь ученики разрезают листы цветной бумаги на широкие или узкие части (как «куски торта»), в зависимости от важности ответа. Все ответы вывешиваются на доске. В итоге можно увидеть новые цветные круги («торты»), по структуре и размеру которых можно судить о важности той или иной проблемы для учащихся. Таким образом предлагается выработать совместное цели в освоении иностранного языка. Учитель же получает содержательную информацию для планирования своей работы. Вся работа проводится на иностранном языке.

Прием «Рецепт от стресса». Ученикам предлагается написать на английском языке на карточках о том, что может стать причиной неприятностей на уроке. Затем карточки вывешиваются на доске и систематизируются. После этого проводится коллективное обсуждение того, как необходимо избегать названных неприятностей (коллективно пишем «Рецепт от стресса»).

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

183

Для актуализации и применения знаний используется прием «Мешочек сокровищ». Для решения предстоящей задачи ученикам предлагается наполнить «мешочек» (варианты - «рюкзак», «сундучок») самыми важными и ценными знаниями, так называемыми «языковыми сокровищами». Прием можно применять при изучении различных тем (например, «Готовимся к поездке в Великобританию» «Выбираем продукты для полезного меню» и др. Формы работы - групповая, коллективная.

Современный урок иностранного языка предполагает такие формы работы на уроке, которые, с одной стороны, позволяли бы достигать учебных целей, а с другой стороны снимали напряжение учащихся, вызывали положительные эмоции, повышали мотивацию учения. Таким образом, возникает проблема: как создать условия, позволяющие школьникам быть активными участниками образовательного процесса, находиться во взаимодействии друг с другом и с учителем, чувствуя себя при этом комфортно.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю и оценке своей деятельности как источника мотивации, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Структура современного урока иностранного языка в рамках ФГОС включает обязательный этап - рефлексию учебной деятельности. Теоретическую основу данной деятельности мы находим в трудах Т.М. Давыденко [2].

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают умение школьника осознавать то, что он делает, аргументировать, обосновывать свою деятельность и ее результаты [3].

На уроке английского языка, можно применять разнообразные традиционные приемы рефлексии эмоционального состояния: «Смайлики», «Солнышко и тучка», «Пейзаж - зеркало настроения». Эти приемы рефлексии актуальны в сегодняшней педагогической практике, так как с их помощью реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.

Рассмотрим некоторые приемы организации рефлексии на уроках. Прием «Телеграмма (родителям) с урока». Обучающиеся должны написать на листочке «Телеграмму » (или, как вариант, СМС-сообщение) 10-15 слов о завершившемся уроке, затем озвучить свои «телеграммы». Общая учебная цель - анализ и оценка, рефлексия своей деятельности учащимися. Специальная предметная цель - развитие навыков говорения и письма.

Прием «Письмо самому себе» похож по организации на предыдущий. Прием способствует формированию умений самооценки и совершенствованию навыков письма. Этот прием может быть также использован для проверки понимания изученного материала, для его систематизации по окончании изучения темы, рефлексии. Специальная предметная цель - развитие навыков говорения и письма.

Используемая система работы, основанная на применении интерактивных приемов, позволяет:

184

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- формировать личностно-смысловое отношение обучающихся к изучаемому предмету «иностранный язык»;

- оказывать мотивационно-психологическую поддержку обучающихся;

- создавать особую культуру учебной деятельности, проявляющуюся в умении планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять эффективные способы достижения результата;

- освоение форм личностной рефлексии;

- проводить интерактивные формы взаимодействия учащихся в парах, малых группах, всей группой;

- организовать речевое партнерство учителя и учащихся в условиях благоприятного психологического климата.

Безусловно, охватить все возможные интерактивные приемы организации работы невозможно, так как на основе перечисленных приемов можно сформировать новые. Достоинства рассмотренных приемов работы состоят также в том, что они позволяют наполнить урок активным и интересным действием, в котором при правильной организации принимают участие все обучающиеся класса.

Информация, получаемая при этом школьниками, приобретает эмоциональную окраску, «переживается» ими, становясь, таким образом, частью их субъектного опыта. Учитель превращается в организатора, помощника, партнера, что способствует установлению сотрудничества между ним и школьниками.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

2. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: Монография. - М.; Белгород, 1995. - 250 с.

3. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности школьника как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе» - 2005. - № 1.

4. Браунек П. и др. Методическая копилка. Новые идеи и примеры для модерации. - Зост, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.