Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
интерактивные методы / знания / платформа / умения / критическое мышление / interactive methods / knowledge / platform / skills / critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айдарбекова А.С., Куандык Н.С.

В статье представлены результаты использования студентом практикантом интерактивных методов обучения в процессе обучения биологии. Описаны интерактивные методы, их эффективность и простота. Также представлены сведения о положительной динамике успеваемости школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTERACTIVE METHODS OF LEARNING IN PROCESS BIOLOGY TRAINING

The article presents the results of a student trainee's use of interactive teaching methods in the process of teaching biology. Interactive methods, their effectiveness and simplicity are described. Information about the positive dynamics of schoolchildren’s academic performance is also presented.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»

УДК 37 Айдарбекова А. С., Куандык Н. С.

Айдарбекова А.С.

магистр биологии, старший преподаватель кафедры биологии Южно-Казахстанский педагогический университет им. У. Жанибекова (г. Шымкент, Республика Казахстан)

Куандык Н.С.

студентка 3 курса Южно-Казахстанский педагогический университет им. У. Жанибекова (г. Шымкент, Республика Казахстан)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Аннотация: в статье представлены результаты использования студентом -практикантом интерактивных методов обучения в процессе обучения биологии. Описаны интерактивные методы, их эффективность и простота. Также представлены сведения о положительной динамике успеваемости школьников.

Ключевые слова: интерактивные методы, знания, платформа, умения, критическое мышление.

Современная жизнь требует активной творческой личности. Воспитать ее можно только в педагогической практике в стратегии развития критического мышления. Такой подход созвучный концепции личностно-ориентированного обучения и неразрывно связан с использованием активных и интерактивных технологий.

Технологии увеличивают эффективность процесса обучения, получение новых знаний, обработку умений и навыков. Существует большое количество активных и интерактивных технологий обучения - проблемная лекция, парадоксальное лекция, эвристическая беседа, поисковая лабораторная работа, решение ситуационных задач, коллективное групповое обучение, ситуативное моделирование. Они могут быть использованы на разных этапах урока: во время закрепления, систематизации знаний учащихся, во время формирования знаний и навыков. Их можно использовать также как фрагменты занятия для достижения полной цели, проводить целый урок с использованием отдельной технологии [1, с.217].

Исследовательская работа проводилась в период с 1 сентября по 15 декабря, на занятиях по биологии 9А класса Общеобразовательной школы №1 «Талант» г.Шымкент.

Для подготовки школьников к олимпиаде совместно с руководителем практики были проведены экскурсии в зоологический парк, дендропарк и Дворец школьников.

На уроках биологии были использованы методы: «Круги Эйлера», «Цифры говорят», «Текст путешественник», «Фишбоун», «Диаграмма Венна», а также платформы "Wort wold", «Learning apps».

«Круги Эйлера» - геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Первое их использование приписывают Леонарду Эйлеру. Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях.

«Цифры говорят» - суть этого интерактивного метода заключается в том, что школьникам предоставляются карточки с различными цифрами. Затем учитель читает текст, где используются данные цифры. Обучающиеся должны определить о чем «говорит» та или иная цифра.

Метод «Фишбоун» («Рыбная кость») - модель выявления проблем и рассмотрения путей выхода из них. Эту схему впервые предложил Каора Исикава. Этот метод основан на преобразовании учебной информации в

графический образ. В процессе обучения этот метод помогает учащимся обсуждать общую тему [2]. Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах, развивать критическое мышление, визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями, ранжировать факторы по степени их значимости [2].

Согласно методу «Диаграмма Венна» характеристики сравниваемых объектов пишутся по обе стороны двух пересекающихся кругов. И на пересечении кругов располагаются общие характеристики обьектов [3].

LearningApps - это служба смешанного обучения, которая позволяет выполнять интерактивные упражнения для проверки своих знаний.

Типы заданий: Найди пару, Классификация, Хронологическая линейка, Простой порядок, Ввод текста, Сортировка картинок, Аудио/видеоконтент, Викторина по выбору правильного ответа, Угадай загадку, Кроссворд, Найти на карте, Составление слов из букв, Заполнить пробелы и т.д. [4].

Рисунок 1. Схема Фишбоун.

Рисунок 2. Диаграмма Венна.

Сервис LearningApps.org предоставляет следующие возможности для образовательного процесса: усваивание учебный материала независимо от уровня, времени, объема, систематизирует знания полученные обучающимися, дает возможность быстро принять решение, достигать хорошего результата, выполняя задание несколько раз. Данная платформа была использования для повторения темы предыдущего урока, для выполниния уровневых заданий, составления отчета [4].

Ресурс Wordwall - это многофункциональный инструмент для создания интерактивных и печатных материалов. 18-й шаблон, представленный на сайте Wordwall, имеет очень качественную структуру, позволяющую будущим учителям биологии создавать с нуля и использовать любые версии игр. Например, «Сопоставление», «Расшифровка», «Размеченная диаграмма», «Случайные карты», «Случайное колесо», «Анаграмма», «Составление пары», «Благородный человек», «Кроссворд». Платформа Wordwall была использована для повторения пройденного материала и выполнения уровневых заданий [5]

Общее количество проведенных уроков - 10. Количество школьников в классе - 17. Успеваемость школьников по биологии показана в таблице 1.

Таблица 1. Показатели успеваемости учащихся до эксперимента.

Оценка Кол-во школьников %

«отлично» 7 41,2

«хорошо» 6 35,3

«удовлетворительно» 4 23,5

Заключение.

Результаты сдачи СОЧ (Суммативного оценивания четверти) указаны в таблице 2.

Таблица 2. Результаты СОЧ.

№ Сведения до эксперимента После эксперимента Эффективность

Оценка Кол-во школьников % Кол-во школьников % %

1 «отлично» 7 41,2 11 64,7 23,5

2 «хорошо» 6 35,3 5 29,4 5,9

3 «удовлетворительно» 4 23,5 1 5,9 29,4

Как показывает таблица 2 количество школьников, сдавших СОЧ на «отлично» увеличилось на 23,5%, число «хорошистов» увеличилось на 5,9%, а число школьников, которые учатся на «удовлетворительно» сократилось с 23,5% до 5,9%. Это показывает эффективность использованных интерактивных методов на уроках биологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айдарбекова А.С., Абдуллаева Н.М., Аримкулова Г.А. «Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках биологии» Международный научно-практический электронный журнал «Моя профессиональная карьера», выпуск №59, том 1, апрель 2024 стр.217-223;

2. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //pedsovet. su/metodika/priemy/5714 ;

3. Метод «Диаграмма Венна» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //limages. app. google/6fyyafuxYhtF2jEu9 ;

4. Learning Apps: http://surl.li/fkcmi;

5. Word wall: http://surl.li/fkcmi

Aidarbekova A.S., Kuandyk N.S.

Aidarbekova A.S.

South Kazakhstan Pedagogical University named after U. Zhanibekov (Shymkent, Republic of Kazakhstan)

Kuandyk N.S.

South Kazakhstan Pedagogical University named after U. Zhanibekov (Shymkent, Republic of Kazakhstan)

USING INTERACTIVE METHODS OF LEARNING IN PROCESS BIOLOGY TRAINING

Abstract: the article presents the results of a student trainee's use of interactive teaching methods in the process of teaching biology. Interactive methods, their effectiveness and simplicity are described. Information about the positive dynamics of schoolchildren's academic performance is also presented.

Keywords: interactive methods, knowledge, platform, skills, critical thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.