Научная статья на тему 'АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ'

АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвокультурная компетенция / обучение русскому языку как неродному / модель / апробация / linguocultural competence / teaching Russian as a non-native language / model / testing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маханова Жанна Кудайбергеновна, Дмитрюк Наталья Васильевна

Статья посвящена описанию средств и методов работы, направленной на формирование лингвокультурных компетенций в процессе обучения русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения. Анализ учебников «Русский язык и литература» для 9 и 10 классов позволил отобрать материал для систематизации и структурирования различных форм методической работы в классе: в данной статье представлен аналитический обзор уроков по изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (9 класс). На основе представленной работы по содержанию повести была разработана модель сформированности компетенций учащихся, отражающая целостность реализации и формирования предметных знаний, умений и навыков, а также с учетом интереса к изучению русской литературы и положительной мотивации к приобретению новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF THE METHODOLOGICAL MODEL OF FORMATION OF LINGUOCULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A NATIVE LANGUAGE

The article is entirely devoted to describing the means and methods of work aimed at developing linguocultural competencies in the process of teaching Russian as a non-native language and literature. Analysis of the textbooks “Russian Language and Literature” for grades 9 and 10 made it possible to select material for systematization and structuring of various forms of methodological work in the classroom: this article presents an analytical review of lessons on studying the story by A.S. Pushkin “The Captain’s Daughter” (9th grade). Based on the presented work on the content of the story “The Captain’s Daughter” by A.S. Pushkin presented a model of the development of students’ competencies, an idea of the integrity of the implementation and formation of subject knowledge, skills, as well as interest in the study of literature and positive motivation in the educational process.

Текст научной работы на тему «АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ»

АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ

Маханова Жанна Кудайбергеновна, докторант филологического факультета Южно-Казахстанского педагогического университета имени О. Жанибекова, Шымкент, Казахстан Дмитрюк Наталья Васильевна, доктор филологических наук, профессор, Южно-Казахстанский педагогический университет имени О. Жанибекова, Шымкент, Казахстан

Аннотация. Статья посвящена описанию средств и методов работы, направленной на формирование лингвокультурных компетенций в процессе обучения русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения. Анализ учебников «Русский язык и литература» для 9 и 10 классов позволил отобрать материал для систематизации и структурирования различных форм методической работы в классе: в данной статье представлен аналитический обзор уроков по изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (9 класс). На основе представленной работы по содержанию повести была разработана модель сформированности компетенций учащихся, отражающая целостность реализации и формирования предметных знаний, умений и навыков, а также с учетом интереса к изучению русской литературы и положительной мотивации к приобретению новых знаний.

Ключевые слова: лингвокультурная компетенция, обучение русскому языку как неродному, модель, апробация

APPROBATION OF THE METHODOLOGICAL MODEL OF FORMATION OF LINGUOCULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A NATIVE LANGUAGE

Zhanna K. Makhanova, Doctoral student of the Faculty of Philology South Kazakhstan Pedagogical University named after O. Zhanibekov, Shymkent, Kazakhstan Natalya V. Dmitryuk,

Doctor of Philology, Full Professor at the Department of Russian Language and Literature,

South Kazakhstan Pedagogical University named after O. Zhanibekov, Shymkent, Kazakhstan

Abstract. The article is entirely devoted to describing the means and methods of work aimed at developing linguocultural competencies in the process of teaching Russian as a non-native language and literature. Analysis of the textbooks "Russian Language and Literature" for grades 9 and 10 made it possible to select material for systematization and structuring of various forms of methodological work in the classroom: this article presents an analytical review of lessons on studying the story by A.S. Pushkin "The Captain's Daughter" (9th grade). Based on the presented work on the content of the story "The Captain's Daughter" by A.S. Pushkin presented a model of the development of students' competencies, an idea of the integrity of the implementation and formation of subject knowledge, skills, as well as interest in the study of literature and positive motivation in the educational process.

Keywords: linguocultural competence, teaching Russian as a non-native language, model, testing

Преподавание русского языка и литературы в казахских классах на современном этапе ставит перед учителем основополагающие требования развития навыков различения языковых единиц, на которое направлены грамматические задания, а также понимания связного высказывания и умения самим логично строить тексты.

В типовой учебной программе «Русский язык и литература» четко указаны цели и задачи преподавания этого предмета в классах с казахским языком обучения. Цель обучения предмету «Русский язык и литература» заключается в том, чтобы улучшить навыки учеников в устной и письменной речи. Это достигается систематическим изучением различных языковых средств и умением применять их на разных уровнях; этот предмет помогает ученикам овладеть правилами и нормами русского литературного языка, правилами речевого этикета, нормами ударения и произношения. В результате этого обучение способствует развитию функциональной грамотности учеников. Функциональная грамотность означает умение использовать изученные в школе знания в повседневной жизни. Учебная программа по предмету «Русский язык и литература» способствует развитию обучающегося, формированию его мировоззрения и обеспечивает возможность использования информации из различных областей: социально-культурной, социально-экономической, социально-юридической, научно-технической, учебно-профессиональной. Она также помогает обучающемуся ориентироваться в международном образовательном пространстве.

Но наряду с развитием лингвистической и коммуникативной компетенций одной из основных задач данного учебного предмета является формирование лингвокультурной компетенции, то есть осознание своеобразия русской языковой картины мира, расширение знаний о культуре русского народа, овладение культурой межнационального общения, а также воспитание толерантного отношения к языкам и культурам различных этносов, проживающих в Казахстане и за его пределами [1].

Анализ учебника «Русский язык и литература» для 9 класса [2], позволил увидеть, что весь лексический материал учебника подобран на основе произведений русской, зарубежной и казахской литературы, которые объединены в разделах «Культура народов мира», «Природные ресурсы планеты Земля», «История и личность», «Отцы и дети: конфликт поколений», «Молодежь и средства массовой информации», «Мир един: глобализация», «Знаменитые люди», «Я и закон». Для реализации этой масштабной задачи надо было тщательно, продуманно организовать систему уроков, на которых лингвокультурная составляющая получаемых знаний присутствовала бы постоянно, всегда была бы уместна и необходима. Нами была разработана система таких уроков на базе 9-х и 10-х классов с казахским языком обучения школы-лицея №23 г.Шымкента под руководством ведущего специалиста-филолога, педагога-исследователя Адисы Абашевны Мусиралиевой, вместе с которой мы в течение 1 четверти 2023-2024 уч. года организовали научно-исследовательскую экспериментальную работу по формированию лингвокультурных компетенций на уроках русского языка и литературы в старших классах -проводили уроки и вели внеурочные занятия в параллельных 9-х и 10-х классах.

С точки зрения методики обучения русскому языку и литературе в казахских классах, для формирования лингвокультурных компетенций учащихся, необходимо погрузить их в контекст высокой лингвокультурологической значимости и на примере художественных текстов создать условия для создания собственного миропонимания, мироощущения русской картины мира, переданной авторским восприятием в высокохудожественных литературных текстах русских писателей. Такими текстами бесспорно можно считать произведения К.Паустовского «Мещерская сторона» и В. Распутина «Прощание с Матерой», предлагаемые в разделе «Природные ресурсы планеты Земля», и повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Остановимся подробнее на повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Нравственные п--зведения, их нравственные устои, менталитет русского общества в целом конца XVIII - начала XIX веков, зависит решение главной задачи урока: поможет ли это произведение им, живущим в XXI веке, воспитать в себе, увидеть в других и ценить в

окружающих честь и достоинство? Насколько близки или просто понятны им, современным подросткам, эти глубокие ценностные понятия?

Остановимся на анализе этого урока подробнее. Во вступительной части урока была проведена словарно-семантическая работа с данными понятиями в виде творческого задания: подобрать слова-ассоциации к слову честь и к слову достоинство и далее в виде диаграммы Венна сравнить полученные слова-ассоциации (рисунок 1).

Рисунок 1- Словарно-семантическая работа со словами-ассоциациями

-Это задание показало, что предложенные понятия тесно связаны, поскольку подобранные слова-ассоциации у многих совпадают. Далее на уроке была проведена проблемно-поисковая работа в группах, раскрывающая смысл понятий «достойный человек», «совестливый человек», «бесчестный поступок», «недостойное поведение», которая была продолжена коллективным обсуждением - ответом на вопросы:

1. Кого из героев повести можно назвать человеком чести? Почему?

2. Кого из героев можем назвать человеком без чести? Почему

Позволим себе отметить, что уроки по повести Пушкина и особенно дискуссия о ее воспитательном значении вызвала неподдельный интерес учащихся и в результате вылилась в разработку исследовательского проекта, целью которого было вовлечение учащихся в творческий процесс, формирование навыков ориентироваться в мире информации, творческого взаимодействия при совместной командной работе, применение знаний, полученных при изучении повести «Капитанская дочка» в новых условиях.

Работа над проектом. На начальном этапе работы была сформирована группа из трех учеников, внутри которой были распределены обязанности. Этапы работы над проектом включали в себя:

1. Формулирование темы. Так как во время изучения произведения на уроках акцент делался на сравнение понятий чести и достоинства в эпоху Пушкина и в современном мире, была сформулирована тема проекта - «Понятие чести и достоинства: эпоха Пушкина и современность».

2. Основополагающим вопросом был эпиграф к повести «Береги честь смолоду», из которого вытекала и цель проекта: изучить, что значило понятие чести и достоинства в эпоху Пушкина и какое значение имеют данные понятия для современной молодежи».

3. Для раскрытия этой цели учениками были сформулированы и задачи:

- Проследить, что олицетворяли понятия чести и достоинства в русском обществе эпохи Пушкина и какое значение имели для самого поэта?

- Почему А.С. Пушкин именно этим нравственным понятиям уделяет внимание уже с самого начала повести?

- Какие изменения произошли в восприятии чести и достоинства в современном обществе?

- Каковы взгляды современных подростков на понятие чести и достоинства?

4. Методы исследования:

- повторное чтение повести «Капитанская дочка» с использованием приема «Чтение с пометками»;

- знакомство с дополнительной литературой, наблюдение;

- анализ анкет одноклассников. 5. План исследования:

- изучение источников информации;

- отбор необходимой информации;

- выбор методов выполнения работы;

- выполнение проекта;

- предварительный анализ;

- завершение проекта и защита - презентация.

На протяжении всех этапов работы самостоятельность учеников была на первом месте, а учителю отводилась роль направляющего консультанта.

Особое внимание также отводилась завершающему этапу деятельности - презентации, где ученики докладывали о результатах своей работы и демонстрировали понимание проблемы, собственную формулировку цели и задач, анализировали ход поиска решения, аргументированно излагали свою деятельность и вклад каждого участника в процесс подготовки.

Модель сформированности компетенций учащихся. На основе представленной работы по содержанию повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина попытаемся представить модель сформированности компетенций учащихся, то есть создать общее представление о целостности реализации и формирования предметных знаний, умений и навыков, а также приобретения нравственных уроков, интереса к изучению литературы и положительной мотивации в учебном процессе. Нужно отметить, что основным исходным элементом при создании данной модели является целеполагание, которое предлагается при изучениие данного раздела, исходя из предлагаемых целей обучения учитель формулирует цели урока. Предлагаем таблицу целей обучения в соответствии с учебной программой, использованных учителем в процессе изучения повести «Капитанская дочка», а также других произведений в разделе «История и личность» (Рисунок 2).

9.1.3.1 Понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

9.1.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.

9.2.1.1 Владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем.

9.2.2.1 Пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора

9.3.5.1 Составлять тезисный план.

9.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.

9.4.7.1 Применять знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

9.5.2.1 Использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Рисунок 2 - Цели обучения в соответствии с учебной программой (к разделу «История и личность»)

Примечание - 9 - класс, 1 - навык слушания, 2 - говорение, 3 - чтение, 4 - письмо, 5 -использование языковых единиц (ИЯЕ)

Грамотный подход учителя к выбору целей обучения и формулированию целей урока способствуют достижению высокого уровня обученнности, выступают основным компонентом изучаемого процесса и обеспечивают его целостность. Достижение этих целей явилось показателем успешности учащихся и в системе основного общего образования, и в освоении изучаемой предметной темы, что позволило нам по результатам проведенных разных форм и этапов контроля создать рабочую модель сформированности уровня предметных компетенций, в том числе - лингвокультурных компетенций.

В педагогике выделяют следующие этапы формирования предметных компетенций учащихся: мотивационный; когнитивный; деятельностный; оценочно-результативный.

На примере уроков, проведенных по данной теме и примененных на всех этапах уроков активных методов и приемов обучения, стимулировавших учащихся на изучение повести, можно заметить, что все вышеназванные этапы были организованы успешно.

Следующим элементом модели являются показатели сформированности предметных компетенций:

- осмысленность изучаемого понятия;

- проявление активности и интереса при его изучении;

- информативность, то есть осведомленность о содержании изучаемого произведения;

- применимость, то есть умение применять на практике в различных учебных и жизненных ситуациях;

- творческое использование - это преобразование и применение учеником приобретенных знаний в новых ситуациях

Рисунок 3 - Модель сформированности уровня компетенций учащихся

На основании представленных показателей мы определили уровни сформированности компетенций учащихся по таксономии Блума. В качестве критериев оценивания проектов была разработана таблица дескрипторов к ним и сформирована достаточно объективная шкала оценок, что позволило нам по результатам проведенных разных форм и этапов контроля создать рабочую модель сформированности уровня предметных компетенций, в том числе - лингвокультурных компетенций. Достижение таких результатов явилось показателем успешности сформированных компетенций учащихся и в освоении изучаемой предметной темы, и в системе основного общего образования.

Литература

1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан. О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года №216 «Об утверждении перечня учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме»: утв. 10 июня 2021 года, №286.

2. Салханова Ж.Х., Хайрушева Е.Е., Пралиева Ж.К. Русский язык и литература: метод. инстркуц. - Алматы: Мектеп, 2019. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.