Научная статья на тему 'КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллаборативное обучение / сотрудничество / обучение в сотрудничестве / групповая работы / collaborative learning / collaboration / collaborative learning / group work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирбекова Галия Азатбековна

Модернизация образовательных процессов стала неотъемлемой частью стратегий образовательных учреждений. Одним из важных элементов этой модернизации является внедрение коллаборативного обучения. Коллаборативное обучение – это методика, при которой ученики работают в группах или командах, совместно решая задачи и участвуя в обсуждениях. Этот подход акцентирует внимание на развитии навыков сотрудничества, коммуникации и критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темирбекова Галия Азатбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATIVE LEARNING IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL MODERNIZATION

Modernization of educational processes has become an integral part of the strategies of educational institutions. One of the important elements of this modernization is the introduction of collaborative learning. Collaborative learning is a technique in which students work in groups or teams, solving problems together and participating in discussions. This approach focuses on developing the skills of collaboration, communication and critical thinking.

Текст научной работы на тему «КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Темирбекова Галия Азатбековна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры русского языка и литературы Южно-Казахстанский педагогический университет им. О. Жанибекова Шымкент, Казахстан

Аннотация. Модернизация образовательных процессов стала неотъемлемой частью стратегий образовательных учреждений. Одним из важных элементов этой модернизации является внедрение коллаборативного обучения. Коллаборативное обучение - это методика, при которой ученики работают в группах или командах, совместно решая задачи и участвуя в обсуждениях. Этот подход акцентирует внимание на развитии навыков сотрудничества, коммуникации и критического мышления.

Ключевые слова: коллаборативное обучение, сотрудничество, обучение в сотрудничестве, групповая работы

COLLABORATIVE LEARNING IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL

MODERNIZATION

Galiya A. Temirbekova, PhD Pedagogy, Senior lecturer at the Department of Russian Language and Literature South Kazakhstan Pedagogical University named after О. Zhanibekov, Shymkent, Kazakhstan

Abstract. Modernization of educational processes has become an integral part of the strategies of educational institutions. One of the important elements of this modernization is the introduction of collaborative learning. Collaborative learning is a technique in which students work in groups or teams, solving problems together and participating in discussions. This approach focuses on developing the skills of collaboration, communication and critical thinking.

Keywords: collaborative learning, collaboration, collaborative learning, group work

С развитием информационных технологий и изменением потребностей рынка труда, образовательные цели становятся более разнообразными и ориентированными на развитие компетенций, таких как критическое мышление, коммуникативные навыки, креативность и работа в команде. Коллаборативное обучение создает благоприятную среду для развития этих навыков, позволяя учащимся не только получать информацию, но и применять ее на практике в совместных проектах.

Совместное обучение часто фокусируется на совместной работе учащихся над поиском решения какой-либо продукты.

Коллаборативное обучение способствует развитию социальных навыков, таких как эмпатия, уважение к мнению других и умение эффективно взаимодействовать в группе. Учащиеся учатся выслушивать друг друга, решать конфликты и добиваться общего результата. Эти навыки являются важными не только в учебной среде, но и в повседневной жизни.

Обучение предоставляет учащимся возможность взаимного вдохновления и обмена идеями. Групповая динамика позволяет рассматривать проблему с разных точек зрения,

Коллаборативное обучение в условиях модернизации образования

что способствует появлению новых идей и решений. Кроме того, коллективное обсуждение позволяет критически оценивать и улучшать предложенные варианты.

Коллаборативное обучение не исключает индивидуальной работы, а, наоборот, дополняет ее, поощряя учащихся к самостоятельному изучению материала. Участие в групповых проектах требует от каждого ученика ответственности за свою часть работы, что способствует развитию самодисциплины и организации.

Многие педагогические технологии включают в себя принципы технологии сотрудничества при реализации, которых учитель становится таким же субъектом обучения, как и обучающиеся. Сотрудничество на учебном занятии соответствует личностно-ориентированному, гуманистическому подходу, а так же отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением человеческого фактора.

Значительный вклад изучения учебного сотрудничества, как модели обучения внесли Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов [Эльконин, Давыдов 1962], а так же их последователи: Дьяченко В.К. [Дьяченко 1991] и Г.А. Цукерман [Цукерман 1993]. Они выделили ряд характеристик сотрудничества, как организационной системы активности взаимодействующих субъектов: пространственное и временное соприсутствие, единство цели, организация и управление деятельностью, разделение функций, наличие позитивно сложенных межличностных отношений.

И.А. Зимняя представляла учебное сотрудничество через разветвлённую сеть взаимодействий по следующим линиям:

1) учитель — ученик-ученик;

2) ученик — ученик в парах и в триадах;

3) групповое взаимодействие учеников во всём учебном коллективе [Зимняя 1998].

Одним из ключевых направлений модернизации образования является внедрение

коллаборативного обучения, которое акцентирует сотрудничество, обмен знаний и развитие навыков командной работы.

Во-первых, коллаборативное обучение способствует развитию коммуникативных навыков студентов. В условиях современного мира умение работать в команде, эффективно общаться и решать задачи в группе является важной компетенцией. Коллаборативное обучение предоставляет студентам возможность практиковать эти навыки, что пригодится им в будущем, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Во-вторых, коллаборативное обучение стимулирует более глубокое понимание учебного материала. В процессе обсуждения и совместного решения задач студенты вынуждены анализировать информацию, вырабатывать собственные точки зрения и аргументировать свои решения. Это способствует более глубокому усвоению знаний и формированию критического мышления.

Кроме того, коллаборативное обучение способствует разнообразию методов преподавания. Преподаватели могут использовать различные форматы работы в классе, такие как групповые проекты, дискуссии, исследовательские задания и другие. Это позволяет ученикам выбирать подходящий для них метод обучения и развивать свои собственные учебные стратегии.

Тем не менее внедрение коллаборативного обучения также имеет свои вызовы. Необходимо обеспечить баланс между индивидуальной работой и работой в группе, чтобы не потерять индивидуальное развитие студентов. Кроме того, важно обеспечить равномерное участие всех студентов в коллаборативных процессах, чтобы избежать доминирования одних над другими.

Одной из главных целей обучения на уроках русского языка и литературы является научить детей владеть правильной речью, привить им коммуникативные навыки. И научить этому можно именно в сотрудничестве - дети общаются друг с другом, помогают в

Темирбекова Г.А.

выполнении заданий, контролируют и оценивают себя и членов группы, соблюдая при этом вежливость, тактичность.

Очень широко применение методик сотрудничества на уроках.

1) Проверка домашнего задания на уроке русского языка. Здесь уместно применить принцип «вертушки», когда ребята передают свои тетради с выполненными заданиями товарищу, сидящему слева.

2) Принцип «пила» использую на уроках изучения нового. Например, при изучении темы «Порядковые числительные» каждая группа учащихся определяла, чем похожи слова «птичий», «звонкий» и пятый» и «восемь», «двадцать пятый», «сто тринадцать». Группы разделились внутри на подгруппы - одна подгруппа анализировала первую группу слов, вторая - вторую. Ребята консультировались друг с другом не только внутри группы, но и обменивались знаниями между группами. В результате получился научный рассказ о порядковых числительных.

Такая же работа может быть проведена при изучении биографии писателей.

3) На уроках обобщения и систематизации знаний я применяю принципы «вертушки», «обучение в команде».

Тема «Числительное как часть речи». Цель урока - повторить весь материал по теме. Ребята выполняли групповые задания различной сложности. Иногда метод обучения в сотрудничестве используется ими и для ознакомления с новым материалом, т. е. учитель предоставляет учащимся возможность самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.

Таким образом, коллаборативное обучение играет важную роль в модернизации образования в Казахстане. Оно помогает формировать навыки командной работы, стимулирует мотивацию учеников и развивает социальные навыки. Казахстанские школы успешно внедряют этот метод, создавая более интересные и продуктивные учебные среды для своих учеников.

Литература

1. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: АПН, 1962. - 288 с.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя. М: Просвещение. 1991. - 192 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1998. - 360 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. М., 2001.

5. Цуркеман Г.А. Виды общения в обучении. М.: Пеленг, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.