Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов обучения при преподавании дисциплины «Фтизиопульмонология»'

Использование интерактивных методов обучения при преподавании дисциплины «Фтизиопульмонология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Н.В., Нелидова Н.В., Карпин В.А., Добрынина И.Ю., Шувалова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов обучения при преподавании дисциплины «Фтизиопульмонология»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЯ»

Кузьмина Н.В,, Нелидова Н.В., Карпин В.А., Добрынина И.Ю., Шувалова О.И., Бурмасова A.B.

БУВО Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут.

Цель исследования: провести анализ используемых интерактивных методов обучения при преподавании дисциплины «фтизиопульмонология».

Материалы и методы. Изучены традиционные и интерактивные формы проведения занятий по дисциплине «фтизиопульмонология».

Результаты. В учебном процессе курса «фтизиопульмонология» в Сургутском Государственном университете используются как традиционные методы обучения, так и внедряются интерактивные формы проведения занятий. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию.

Отличие интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателями используются следующие интерактивные формы:

* круглый стол с вовлечением студентов в дискуссию, мозговой штурм (мозговая атака);

• ролевые игры, предполагающие разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной клинической ситуацией;

♦ работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

• мини-лекция, являющаяся одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме. Материал излагается на доступном для участников языке. По окончании выступления обсуждаются все возникшие у участников вопросы. просмотр и обсуждение видеофильмов соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал. Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать

Ш

фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы,

• естирование, с помощью которого можно определить уровень информированности молодых людей или их отношение к обсуждаемой теме. Получив тест; учащиеся должны внимательно прочитать его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе.

• обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. Участникам в произвольном порядке предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или всего тренинга. «Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод

«дельфи») - это метод, применяемый для выяснения степени готовности, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги.

Выводы. Интерактивные-методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Нелидова Наталья Владимировна

89222476946 Natalie7777@rambler.ni

УДК 616.24-002.5+616.98:578.828.6

ТЕЧЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА У УМЕРШИХ ОТ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Н.В. Кузьмина, Н.В. Нелидова, А.А. Терещук

БУВО Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут.

Резюме. Проведен ретроспективный анализ случаев смерти пациентов с коинфекцией ВИЧ-туберкулез. Изучены данные социального анамнеза, форма и характер течения туберкулеза, сопутствующая патология, иммунный статус. Преобладали социально дезадаптированные мужчины молодого возраста. Преобладал диссеминированный туберкулез легких, в 25% имел место генерализованный туберкулез. У 50% пациентов установлено бактери-овыделение, все они имели лекарственную устойчивость МБТ. В 75,3% случаев туберкулез развивался на фоне иммуносупрессии. Антиретровирусную терапию получали только 27,3% пациентов.

PECULIARITIES OF TUBERCULOSIS IN THE PATIENTS DIED ON HIV IN THE REGION NORTH

Kuzmyna N., Nelidova N., TereschukA.

Surgut state medical univercity 628412. Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra, Surgut, Lenin Avenue, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.