Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
интерактивные обучения / родной язык / школа / interactive learning / native language / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумаева С. С.

В данной статье освещено использование интерактивных методов обучения на уроках родного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN NATIVE LANGUAGE LESSONS

This article highlights the use of interactive teaching methods in native language lessons.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА»

УДК 37.02

Жумаева С. С. преподаватель Школа№ 27Навбахорскийрайон Узбекистан, Навои

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

Аннотация: В данной статье освещено использование интерактивных методов обучения на уроках родного языка.

Ключевые слова: интерактивные обучения, родной язык, школа.

Jumayeva S.S. teacher Uzbekistan, Navoi

USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN NATIVE

LANGUAGE LESSONS

Abstract: This article highlights the use of interactive teaching methods in native language lessons.

Keywords: interactive learning, native language, school.

Современная наука об образовании «пришла» к тому моменту, когда возникла острая потребность в новых педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого ребенка, его активности. Необходимо создавать и использовать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем работе успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что в будущем ожидает наших учащихся. Ясно одно, что будущее потребует от них большого запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий.

Современная образовательная «страна» требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Сегодня появился новый подход - интерактивное обучение (inter - между, aktio - действие). Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть

интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся базируется на сотрудничестве, взаимообучения: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в «новой» ситуации. Поэтому созрела необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Я считаю, что интерактивные методы сполна отвечают предъявленным требованиям. Интерактивность обретает в наши дни особо важное значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. А значит, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.

Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень продуктивны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности и умения. У детей повышается самооценка и уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, толерантности, милосердия. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить пути решения, работать в команде, в паре.

Применение интерактивных методов в предмет родного языка позволяет создать условия для:

- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

- выбора различных способов деятельности для достижения результата;

- развития коммуникативных умений и навыков;

- размышления о проделанной работе;

- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

Интерактивные методы в предмет родного языка позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у учеников положительной мотивации к математике, осознания значимости этой науки в практической деятельности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся общаться и работать в коллективе. Таким образом, интерактивные технологии применяют приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу ученика.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым арсеналом интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессы пришли к выводу что, интерактивное

обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины. Так же, при интерактивном обучении педагог выполняет функцию наставника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

В процессе работы в интерактивные методы в предмет родного языка у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов -это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения. Дети - это будущие взрослые. Любой детский коллектив - это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе. Поэтому считаю использование интерактивных методов в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

Использованные источники:

1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в школе. М.: Просвещение, 2006 г. 305

2. Farxodjonqizi, F. N., & Dilshodjonugli, N. S. (2020). Innovative processes and trends in the educational process in Uzbekistan. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(4), 621-626.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.