Инновационные приемы, созданные нами, делятся на следующие виды:
• агитационные плакаты;
• картинки под каждый урок;
• задания для отработки техники чтения.
Первый ряд приемов составляют агитационные плакаты. Они направлены на повышения качества подготовки учеников к урокам. В данных креолизованных текстах содержится правило поведение ученика, которое преподнесено через знакомую картинку. Учитель должен выписать необходимые правила поведения и написать их на картинке. Чтобы подобрать правильную картинку, педагог должен проанализировать смысл возможных картинок. В интернете часто пишут шаблоны к мемам, и подстроить его под свои требования не составляет труда. Также рекомендуется выписать частые ошибки детей и описать их в шутливой форме. Необходимо проанализировать ошибки обучающихся и описать их от третьего лица, переплетая с идеей мема. На практике дети узнавали данные картинки из интернета и внимательно рассматривали. Они радостно реагировали и проявляли большой интерес. Плакат содержит важную информацию для обучающегося. В последнее время участились случаи, когда ученики готовят пересказ текста, пока отвечают их одноклассники. Для решения данной проблемы был создан плакат, которые предостерегает учеников от данной ошибки. На картинке нарисован японский старец, предполагаемый в интернете Конфуцием. Надписи рядом всегда используются для передачи важной информацией, которую воспринимают как полноценную истину. Эта картинка носит функцию «посмеяться» над нелепой ситуацией на уроке, когда ученик не смотрит значение новых слов. Самостоятельный поиск ученика ответа на неизвестную информацию является одним из требований во ФГОС. Такого рода картинка отлично описывает ситуацию на уроке со стороны и носит развлекательный характер. На картинке изображен персонаж аниме, который рассматривает бабочку, о которой только что прочитал, и задает нелепый вопрос о ней. В интернете этот мем используется для шуток над ситуациями, где человек задает вопрос и не имеет первичных представлений. Задание содержит в себе смысл предупреждения обучающихся о причинно-следственных последствиях. В случае, если ученик не старается на уроке и не желает исправлять плохой свой результат, то он не получит отличную отметку в дневник. На картинке изображен герой мультфильма «Спанч Боб» Сквидвард. В оригинале он кладёт цветы на могилу, где «похоронены» его мечты. Данная сцена является комической, и в интернете её используют с целью показать, что кто-либо похоронил важную нематериальную вещь из его жизни.
Предложенные методы и приемы пользуются большой популярностью в практике педагогов. Богатый накопленный опыт учителей позволяет чередовать задания, что позволяет не использовать одно и то же несколько раз. Однако и этого бывает недостаточно. В современной школе активно используются новые разработки, такие как квест, дидактические игры, викторины, работа с электронной доской, мини-исследования, опыты и эксперименты, робототехника и многое другое. Количество методов и приемов с каждым днём растёт и проходит апробацию.
Система образования в таком обществе также должна быть изменена и усовершенствована в соответствии с запросами общества и государства. И одним из таких путей, способности системы образования отвечать на вызовы времени, являются инновации - внедрения, причем качественно новые, в сложившуюся систему образования.
Выводы. Подводя итог, отметим, что инновационные приемы способствуют повышению мотивации к обучению и увеличению познавательной активности у обучающихся на уроке чтения. Потребность учащихся в усвоении большого объема информации и выработке практических навыков ее применения побуждает учителей к созданию новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методам обучения.
Литература:
1. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2002. - С. 7-14
2. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2014. - 210 с.
3. Жданова, Р.А. Формирование мотивации учения у младших школьников: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (730) / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - Москва, 1972. - 15 с.
4. Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.
5. Лусканова, Н.Г. Анкета уровня учебной мотивации у младших школьников / Н.Г. Лусканова. - Москва: Фолиум, 2001. - 32 с.
6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
7. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н.И. Чуприкова. - М.: Столетие, 1997. - 480 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент кафедры методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);
кандидат филологических наук, доцент кафедры
русского языка Мейриева Айшат Султановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);
кандидат филологических наук, доцент, исполняющий обязанности
заведующего кафедрой русского языка Бачалова Инна Бисолтовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматривается процесс использования интерактивных игр на уроках русского языка. Подчеркнуто, что интерактивные технологии позволяют обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода в образовании. Рассмотрены ключевые направления перед непосредственным анализом современных форм обучения русскому языку в начальной школе. По мнению автора, реализация условий создаёт максимально комфортную атмосферу для изучения русского языка в игровой форме. Перечислены три ключевые функции игрового формата занятий, а именно: воспитывающая; развивающая и социализирующая. Автор пришел к выводу, что применение игровых форм обучения
русскому языку в начальной школе является переходной формой от детсадовского полностью игрового формата к школьному полностью неигровому. При этом включение в программу игровых практик позитивно воспринимается не только самими детьми, но и их родителями, что подтверждено результатами исследований.
Ключевые слова: использование, интерактивные игры, урок, русский язык.
Annotation. The paper deals with the process of using interactive games in Russian lessons. It is emphasized that interactive technologies allow providing the realization of the system-activity approach in education. The key directions are considered before the direct analysis of modern forms of teaching Russian language at primary school. According to the author's opinion, realization of conditions creates the most comfortable atmosphere for learning Russian in a game form. Three key functions of the game format of lessons are listed, namely: educating; developing and socializing. The author came to the conclusion that the application of game forms of Russian language teaching at primary school is a transitional form from kindergarten completely game format to school completely non-game format. At the same time the inclusion of play practices is positively perceived not only by children themselves, but also by their parents, which is confirmed by the research results.
Key words: use, interactive games, lesson, Russian language.
Введение. Интерактивные технологии позволяют обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, который по ФГОС НОО предполагает: формирование готовности учащихся к саморазвитию, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательной деятельности с учетом особенностей и интересов обучающихся. Обучение русскому языку и, в частности, изучение глаголов - одна из ключевых задач любой российской школы на каждом уровне образования: от начального до старшего. И в современной среде, перенасыщенной игровыми и аудиовизуальными источниками информации, устоявшиеся методики и формы обучения также видоизменяются и дополняются новыми элементами. Важность соответствия образовательных методик новым реалиям отмечалась и главой Минпросвещения России С.С. Кравцовым: «Принципиальная задача для нас - сделать все возможное, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получать качественное образование и развивать таланты» [6].
Изложение основного материала статьи. Важность применения игровых форм при изучении глаголов подчёркивают как исследователи-теоретики, так и специалисты, в настоящее время занимающиеся преподавательской практикой. Например, основатель издательства обучающих игр «Банда умников» С. Пархоменко, описывая преимущества интерактивных методик для удержания внимания современных учеников, отмечает: «Мы привыкли, что учёба часто бывает неинтересной, а иногда даже невыносимо унылой. Но на самом деле заинтересовать детей учёбой не трудно - особенно если речь идет о младших школьниках» [8]. Подобную точку зрения поддерживает и И.Б. Архипов: «Большие потенциальные возможности имеют различные формы организации игровых и иных нестандартных урочных занятий по языку» [1, С. 90].
Процесс обучения учеников начальной школы русскому языку разнообразен и может быть реализован в различных формах. Начать их анализ необходимо с определения формы обучения как особого элемента научно-методической работы. Стоит отметить, что единого определения формы обучения как дидактической категории не выработано - многие исследователи используют собственные трактовки, сущностно схожие, но различающиеся выделенным набором признаков.
Так, Л.В. Газаева под формой обучения языку понимает внешнюю сторону организации учебного процесса, находящуюся в зависимости от применяемых преподавателем языка целей и задач обучения, а также наличия или отсутствия технологической и материальной ресурсной базы [3, С. 127].
Г.С. Трофимова даёт несколько иное определение, раскрывая форму обучения русскому языку как элемент избираемой преподавателем методической системы и компонент группы средств педагогической коммуникации, куда кроме форм входят также средства и методы обучения школьников [9, С. 131].
В приведённых определениях форма обучения интерпретируется как некий методический элемент, существующий в рамках процесса организации обучения детей русскому языку и целиком зависящий от преподавательских предпочтений.
На практике влияние приведённых на схеме факторов в разных учебных заведениях и у разных преподавателей неодинаково - вариативность прослеживается почти по каждому элементу, за исключением продолжительности занятий, которая в российских школах максимально стандартизирована. В остальном отклонения очень сильны, что не позволяет сформировать некий средний «удельный вес» отдельных факторов, влияющих на форму преподавания русского языка.
Перед непосредственным анализом современных форм обучения русскому языку в начальной школе стоит рассмотреть ключевые направления, для развития которых и избираются эти формы. М.Л. Моуравова выделяет три направления, образующих образовательный комплекс, это [5, С. 97]:
1) устная речь (грамматика, произношение слов и развитие лексикона);
2) чтение (развитие навыка распознавания или усвоения печатной информации вслух или про себя);
3) письмо (изучение русского алфавита, получение навыков написания слов, составления законченных предложений и осмысленных текстов).
Развитие указанных направлений безотносительно выбранной преподавателем формы обучения должно быть равнозначным, без ярко выраженной активизации одного из них в ущерб другим. Этот паритетный принцип особенно важен при обучении русскому языку в начальной школе, поскольку она даёт учащимся базовые навыки, которые сложно восполнить в дальнейшем, не имея комплексной общей языковой подготовки.
Описав общие условия для выбора форм обучения русскому языку в начальной школе, необходимо перейти к рассмотрению самих форм. Стоит оговориться, что существует достаточно широкий спектр классификаций форм обучения по разным признакам, поэтому в настоящей работе будут рассмотрены только самые популярные из них.
Крупнейшее деление на формы предполагает выделение двух категорий - урочную и внеурочную. Из внеурочных форм, доступных младшеклассникам, можно выделить: учебную экскурсию; факультативную языковую практику (внеклассное чтение) и тематический классный час.
Игровые формы обучения русскому языку являются особой категорией взаимодействий преподавателя с учениками, вследствие чего их стоит рассмотреть отдельно. Как указывает И.Д. Белеева, в современных условиях прослеживается объективный запрос образовательной системы на применение новых методик, в том числе в вопросах интеграции цифровых и игровых технологий в учебный процесс [2, С. 49].
Указанные компоненты важны для полноценного развития младшеклассников, поэтому использование игровых практик в учебном процессе - это скорее необходимость, чем исключение. Кроме того, игра является основным способом познания и обучения на дошкольном этапе. Дети очень хорошо знакомы с основными правилами игр и более готовы воспринимать информацию подобным образом, чем в виде лекционного материала. Вследствие этого в учебном процессе используется особый тип игры - образовательно ориентированная учебно-ролевая игра.
Т.А. Кот определяет её как осмысленную форму коллективной познавательной деятельности, реализуемой для овладения языковыми навыками на основе смоделированных игровых действий, решения проблемных задач и принятия решений в рамках заданных игрой условий [4, С. 178].
В современных реалиях использование игровых элементов становится ещё более актуальным, однако для реализации игровых практик, как отмечено выше, требуется соблюдение ряда условий в части организации учебно- игрового процесса.
Стоит учитывать, что классы неодинаковы по составу учеников и сложившимся характером отношений между ними, поэтому роль преподавателя не может быть шаблонной, выбранной единожды и неизменно отыгрываемой следующие 5-10 лет с разными учениками.
Реализация указанных условий создаёт максимально комфортную атмосферу для изучения русского языка в игровой форме.
В современных реалиях использование игровых элементов становится ещё более актуальным, однако для реализации игровых практик, как отмечено выше, требуется соблюдение ряда условий в части организации учебно- игрового процесса. К основным условиям стоит отнести следующие:
1) сохранение субъект-объектного баланса во взаимодействии участников языковой игры. Это означает, что все учащиеся должны быть интегрированы в игровые взаимоотношения, ситуативно становясь инициаторами коммуникаций или их реципиентами во время отработки ролевых паттернов. Это важное условия для комплексного изучения русского языка и освоения как навыка активного общения, так и навыка восприятия информации;
2) установление диалоговой формы коммуникаций преподавателя с аудиторией и отдельными её участниками. Это условие направлено на нивелирование одной самых распространённых и трудноискоренимых проблем российской педагогической практики - абсолютного примата преподавательского мнения и публичного порицания ошибок учащихся. Сущность диалоговой формы предполагает разные типы коммуникаций на равных - приведение аргументов, парирование, высказывание собственной позиции и осмысление чужой. То, что дети в виде игры получают возможность использовать все перечисленные форматы, позволяет им не катастрофизировать собственные пробелы в знаниях и более спокойно принимать и в дальнейшем использовать верные варианты языковых правил и норм;
3) создание интересной ученикам позитивной и неформальной атмосферы взаимодействий для получения языковой практики и решения учебных задач. Это условие сущностно вытекает из предыдущего и во многом зависит от избираемой преподавателем линии поведения, а также роли в игре - менторской, патерналистской или равной по статусу с участниками-детьми.
Стоит учитывать, что классы неодинаковы по составу учеников и сложившимся характером отношений между ними, поэтому роль преподавателя не может быть шаблонной, выбранной единожды и неизменно отыгрываемой следующие 5-10 лет с разными учениками.
Реализация указанных условий создаёт максимально комфортную атмосферу для изучения русского языка в игровой форме. У игрового формата есть три ключевые функции:
1. воспитывающая - развитие у младшеклассников самодисциплины, нацеленности на результат и волевых усилий для победы в языковой игре;
2. развивающая - развитие навыка интеллектуального поиска решения проблемы или нахождения ответа на вопрос, что способствует согласованности мышления и речи;
3. социализирующая - развитие творческого мышления, межличностных и межкультурных взаимодействий младших школьников, освоение правил этики и морали.
Все перечисленные функции реализуются комплексно и неотделимы друг от друга в учебно-игровом процессе. Необходимо указать, что приведённая классификация не единственная - исследователи-теоретики часто выделяют собственные наборы функций, разнящиеся как по степени конкретизации, так и по общему пулу затрагиваемых вопросов. В этом контексте интересна классификация Н.М. Яяевой, которая к уже приведённым выше функциям добавила самореализационную и игротерапевтическую [10, С. 366].
Это важные дополнения, поскольку в младшей школе, обладающей существенно более широким набором формальных правил, чем вдетском саду, детям важно получать поддержку своей формирующейся самооценки и некоторый отдых от привычного урочного формата взаимодействий.
В этой связи применение игровых практик обучения русскому языку может являться неким элементом психологической разгрузки школьников, снимающим с них часть ответственности за результат в случае неудачи и позволяющем воспринимать новый материал в более комфортной безоценочной обстановке.
Реализация указанных функций в идеальном исполнении должна сопровождаться исполнением ряда принципов, на основе которых преподаватель формирует игровую модель урока.
Применение указанных принципов, как представляется, полезно не только для проведения разовых уроков в игровой форме, но и для создания комплекса периодически проводящихся игр по большому блоку тем. В связи с этим Т.В. Богуцкая высказывает важную мысль о том, что разово проводимая игра сама по себе действует как стимул для преодоления младшеклассниками определённых «точечных» сложностей (трудно воспринимаемых тем, медленно формирующихся навыков правописания и пр.).
Между тем, хотелось бы отметить, что регулярно проводимые игры, в свою очередь, не имеют яркого эмоционального отклика у детей и воспринимаются скорее как более лёгкие, разгрузочные формы речевых и коммуникативных упражнений, снижая общую психофизиологическую усталость от учёбы в целом и изучения русского языка в частности.
Само проведение языковой игры для достижения максимального эффекта должно быть не стихийным, а структурированным, с последовательно проходимыми младшеклассниками этапами.
Соотношение времени, затрачиваемого на прохождение каждого из этапов игры, должно быть примерно следующим при 40-минутном уроке:
1) подготовительный этап: 5 мин. (12,5% времени);
2) вводный этап: 5 мин. (12,5% времени);
3) игровой этап: 20 мин. (50% времени);
4) рефлекторный этап: 10 мин. (25% времени).
В реальности временные границы между этапами очень гибкие. Так, подготовка игры, на которую формально отведён минимум времени, в реальности может быть более долгой, если требуется сложный реквизит, настраиваемая аудиовизуальная обстановка (затемнение класса, включение и настройка мультимедийного проектора, проверка звука и изображений на экране и пр.).
Далее, периодически встречающееся в российской учебной литературе пренебрежение рефлекторным этапом или сокращение его до формального определения победителей игры стоит признать негативной практикой, поскольку обсуждение итогов, их оценка и получение обратной связи от учащихся не менее важны, чем сам образовательно-игровой
процесс. Высказывая мнения об игре и её итогах, участники получают необходимые навыки интерпретации результатов и, если игра предполагает неоднозначную трактовку конечных показателей без явных побед и поражений, учатся выражать собственные мысли по поводу завершения игрового сюжета.
Представляется очевидным, что одна и та же игра может подпадать сразу под несколько представленных типологий, что, с одной стороны, указывает на её разносторонность, с другой стороны, осложняет сбор и интерпретацию статистических данных по использованию игровых практик на уроках русского языка в начальной школе.
Завершение урока русского языка в игровой форме должно приносить не только эмоциональный эффект и получение учащимися позитивных впечатлений, но и конкретные образовательные результаты, в частности:
1) новизну формата (разнообразие языковых задач, видов деятельности и игровых действий);
2) личностную вовлечённость учащихся (осознание школьниками смысла приобретённых знаний, установление их связи с окружающими языковыми и культурными реалиями);
3) осознание учащимися успешности выполнения действий (осознание школьниками своих способностей, индивидуальных и командных достижений в решении задач разной сложности);
4) интеллектуальную активность (помещение учащихся в ситуации, требующие когнитивного напряжения, размышлений, интерпретации информации, установлений догадок и предположений).
Выводы. Таким образом, во-первых, применение игровых форм обучения русскому языку в начальной школе является переходной формой от детсадовского полностью игрового формата к школьному полностью неигровому.
При этом включение в программу игровых практик позитивно воспринимается не только самими детьми, но и их родителями, что подтверждено результатами исследований.
Так же хотелось бы отметить, что отдельные элементы организации учебного процесса в игровой форме (функции, принципы, этапы и виды игр) на протяжении последних лет исследуются многими российскими авторами и, таким образом, имеют под собой достаточную теоретическую базу, позволяющую создавать новые игровые модели и прогнозировать их общую эффективность. В целом применение игр при изучении русского языка представляется перспективной практикой.
Литература:
1. Архипов, И.Б. Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках конкурса-игры по английскому языку «Лев» (начальный этап обучения) / И.Б. Архипов, Л.Ю. Семейн // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2019. - № 1 (22). - С. 89-92
2. Газаева, Л.В. Формирование культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности / Л.В. Газаева, Ф.М. Атемова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 126-128
3. Кот, Т.А. Интерактивные формы и методы обучения младших школьников в контексте преподавания дисциплины «Литературное чтение» в начальной школе / Т.А. Кот // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 3. - С. 177-179
4. Моуравова, М.Л. Особенности формирования речевой компетенции учащихся на начальном этапе обучения русскому языку с учётом этнокультурного компонента / М.Л. Моуравова, М.Д. Фардзинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 3. - С. 96-100
5. Ногаева, С.Е. Обучение функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе / С.Е. Ногаева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1 (26). - С. 257.
6. Образ образования. Большая перемена: что ждет российскую школу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/R9Jtd. - Дата доступа: 22.10.2021.
7. Пархоменко, С. Как заинтересовать детей учёбой за 5 минут 4 способа превратить любой урок в игру. Мел: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/YYCPX. - Дата доступа: 31.10.2021.
8. Трофимова, Г.С. Формы организации обучения иностранным языкам как компонент методической системы / Г.С. Трофимова // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2018. - № 5 (19). - С. 131-137
9. Яяева, Н.М. Использование игровых технологий на уроках крымскотатарского языка / Н.М. Яяева, Д.С. Шаипова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 3. - С. 365-367
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье авторы подчеркивают необходимость введения определенных коррекций во всю систему школьного естественнонаучного образования, в том числе и физического. Создание эффективных способов осуществления преемственности в изучении физики позволит сформировать познавательный интерес среди младших школьников. Авторы выделяют работы некоторых ученых, которые изучали проблему обучения элементов физики в начальной школе. Выделены ресурсы, которые оказывают влияние на формирование интереса школьников (содержание учебного материала и организация учебного процесса). Представлены этапы увлеченности физикой (любопытство, удивление, любознательность, научный поиск). Проанализировав учебник, авторы предлагают дополнительную программу по изучению физических явлений в 3-4 классах, целью которой создание основ для дальнейшего изучения физики. Разработку программ дополнительного образования следует рассматривать как одно из актуальных направлений в области изучения физики. Ключевые слова: начальная школа, изучение физики, преемственность, этапы увлеченности физикой. Annotation. In the article, the authors emphasize the need to introduce certain corrections into the entire system of school science education, including physical education. The creation of effective ways to implement continuity in the study of physics will help form a cognitive interest among younger students. The authors highlight the work of some scientists who studied the problem of