процесс. Высказывая мнения об игре и её итогах, участники получают необходимые навыки интерпретации результатов и, если игра предполагает неоднозначную трактовку конечных показателей без явных побед и поражений, учатся выражать собственные мысли по поводу завершения игрового сюжета.
Представляется очевидным, что одна и та же игра может подпадать сразу под несколько представленных типологий, что, с одной стороны, указывает на её разносторонность, с другой стороны, осложняет сбор и интерпретацию статистических данных по использованию игровых практик на уроках русского языка в начальной школе.
Завершение урока русского языка в игровой форме должно приносить не только эмоциональный эффект и получение учащимися позитивных впечатлений, но и конкретные образовательные результаты, в частности:
1) новизну формата (разнообразие языковых задач, видов деятельности и игровых действий);
2) личностную вовлечённость учащихся (осознание школьниками смысла приобретённых знаний, установление их связи с окружающими языковыми и культурными реалиями);
3) осознание учащимися успешности выполнения действий (осознание школьниками своих способностей, индивидуальных и командных достижений в решении задач разной сложности);
4) интеллектуальную активность (помещение учащихся в ситуации, требующие когнитивного напряжения, размышлений, интерпретации информации, установлений догадок и предположений).
Выводы. Таким образом, во-первых, применение игровых форм обучения русскому языку в начальной школе является переходной формой от детсадовского полностью игрового формата к школьному полностью неигровому.
При этом включение в программу игровых практик позитивно воспринимается не только самими детьми, но и их родителями, что подтверждено результатами исследований.
Так же хотелось бы отметить, что отдельные элементы организации учебного процесса в игровой форме (функции, принципы, этапы и виды игр) на протяжении последних лет исследуются многими российскими авторами и, таким образом, имеют под собой достаточную теоретическую базу, позволяющую создавать новые игровые модели и прогнозировать их общую эффективность. В целом применение игр при изучении русского языка представляется перспективной практикой.
Литература:
1. Архипов, И.Б. Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках конкурса-игры по английскому языку «Лев» (начальный этап обучения) / И.Б. Архипов, Л.Ю. Семейн // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2019. - № 1 (22). - С. 89-92
2. Газаева, Л.В. Формирование культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности / Л.В. Газаева, Ф.М. Атемова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 126-128
3. Кот, Т.А. Интерактивные формы и методы обучения младших школьников в контексте преподавания дисциплины «Литературное чтение» в начальной школе / Т.А. Кот // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 3. - С. 177-179
4. Моуравова, М.Л. Особенности формирования речевой компетенции учащихся на начальном этапе обучения русскому языку с учётом этнокультурного компонента / М.Л. Моуравова, М.Д. Фардзинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 3. - С. 96-100
5. Ногаева, С.Е. Обучение функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе / С.Е. Ногаева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1 (26). - С. 257.
6. Образ образования. Большая перемена: что ждет российскую школу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/R9Jtd. - Дата доступа: 22.10.2021.
7. Пархоменко, С. Как заинтересовать детей учёбой за 5 минут 4 способа превратить любой урок в игру. Мел: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/YYCPX. - Дата доступа: 31.10.2021.
8. Трофимова, Г.С. Формы организации обучения иностранным языкам как компонент методической системы / Г.С. Трофимова // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2018. - № 5 (19). - С. 131-137
9. Яяева, Н.М. Использование игровых технологий на уроках крымскотатарского языка / Н.М. Яяева, Д.С. Шаипова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 3. - С. 365-367
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье авторы подчеркивают необходимость введения определенных коррекций во всю систему школьного естественнонаучного образования, в том числе и физического. Создание эффективных способов осуществления преемственности в изучении физики позволит сформировать познавательный интерес среди младших школьников. Авторы выделяют работы некоторых ученых, которые изучали проблему обучения элементов физики в начальной школе. Выделены ресурсы, которые оказывают влияние на формирование интереса школьников (содержание учебного материала и организация учебного процесса). Представлены этапы увлеченности физикой (любопытство, удивление, любознательность, научный поиск). Проанализировав учебник, авторы предлагают дополнительную программу по изучению физических явлений в 3-4 классах, целью которой создание основ для дальнейшего изучения физики. Разработку программ дополнительного образования следует рассматривать как одно из актуальных направлений в области изучения физики. Ключевые слова: начальная школа, изучение физики, преемственность, этапы увлеченности физикой. Annotation. In the article, the authors emphasize the need to introduce certain corrections into the entire system of school science education, including physical education. The creation of effective ways to implement continuity in the study of physics will help form a cognitive interest among younger students. The authors highlight the work of some scientists who studied the problem of
teaching the elements of physics in elementary school. There are the resources that influence the formation of the interest of schoolchildren (the content of the educational material and the organization of the educational process). There are the stages of enthusiasm for physics (curiosity, surprise, inquisitiveness, scientific search). After analyzing the textbook, the authors propose an additional program for the study of physical phenomena in grades 3-4, the purpose of which is to create the foundations for further study of physics. The development of additional education programs should be considered as one of the topical areas in the study of physics.
Key words: primary school, study of physics, succession, stages of passion for physics.
Введение. Современное образование характеризуется как динамично развивающееся на всех уровнях образовательной системы, что обусловлено сменой мировоззренческих позиций, тенденциями общественного развития, др. [8, 11]. Преобразования происходят и в области разработки содержания, использования технологий естественнонаучного образования в общеобразовательной школе с точки зрения развития у учащихся необходимых компетенций [10]. Изменения предусматривают введение определенных коррекций во всю систему школьного естественнонаучного образования, в том числе и физического, которое выступает основой формирования научного мировоззрения [1].
Одним из направлений исследований является поиск эффективных способов осуществления преемственности в изучении физики, начиная с младших классов (3-4 классы), что позволит установить преемственные вертикальные связи. Рассмотрением этого вопроса занимались Б.П. Вахтеров, В.В. Половцев, И.И. Полянский, К.П. Ягодовский и другие ученые еще в конце 19 и начале 20 веков. Несмотря на то, что проблема преемственности в изучении физики не является совершенно новой, отмечаются сложности «в разработке и принятии единой системы целей, технологий и содержания образования» [2]. В настоящее время физические понятия и явления в начальной школе изучаются в упрощенной форме в рамках отдельных тем по предмету «Окружающий мир», что не способствует достижению качественного результата формирования физических понятий и взаимозависимостей. В 5 и 6 классе предмет «Физика» не изучается, поэтому даже те минимальные знания, которые были получены учениками в начальной школе, забываются.
Среди современных научных исследований можно выделить работы, раскрывающие такие проблемы, как:
- изучение элементов физики с 4-го класса в процессе уроков по природоведению (О.В. Аквилева), на элективных курсах (В.А. Картунов, Е.С. Седина), факультативов (С.А. Холина), а также в рамках начального курса по математике (И.В. Асланян, В.Д. Торопилкина);
- изучение преемственных взаимосвязей в области современного физического образования между начальной и основной школой (Г.Е. Бражникова);
- концептуальное обоснование методической системы по формированию у учащихся умения использовать научный метод познания при изучении физики в рамках основного и дополнительного образования на разных этапах обучения, с учётом возрастных особенностей учеников (Ю.В. Масленникова, Л.Л. Тимофеева) и другие.
Учеными отмечаются возможности ознакомления учащихся с доступными их пониманию физическими явлениями и единицами измерения. Особое значение в данном процессе придается экспериментальной деятельности. Например, Кальная Е.В. полагает, что элементы эксперимента помогают как учителю, так и ученику: учителю учить, а ученику учиться [6]. Выполнение экспериментальных заданий повышает у учеников интерес к познавательной деятельности, процессу исследования, формирует исследовательские умения и навыки [4, 5]. Исследователями также подчеркивается важность повторения опыта учеником в условиях дома как дополнение к экспериментальной и практической работе на уроке [3, 6].
В связи с этим сохраняется высокая актуальность решения проблемы преемственности физического образования учащихся.
Цель статьи: рассмотрение возможности построения процесса обучения физики как непрерывного, начиная с начальной школы.
Изложение основного материала статьи. Выделим два ресурса, которые оказывают влияние на формирование интереса школьников, особенно младших, к изучению природы физических явлений:
1. Содержание учебного материала (наличие элемента неожиданности в обычных явлениях, демонстрация связей между изучаемыми явлениями и реальной жизнью).
2. Организация учебного процесса (проблемное обучение, различные формы самостоятельной работы).
В настоящее время выделены следующие этапы увлеченности обучающихся физикой (рис. 1).
Рисунок 1. Этапы увлеченности физикой
Для первой и второй стадий характерно проявление интереса к материалу при наблюдении за опытом. Интерес быстро исчезает, если опыт закончился. Для третьей стадии характерно проявление собственного интереса к определенной теме. Для четвертой стадии уже характерны волевые усилия к изучаемому материалу.
В 2013 году предмет «Окружающий мир» сменил «Природоведение». Главным автором учебников выступает А.А. Плешаков. При изучении предмета автор на первое место ставит экологические вопросы, влияние человеческой деятельности на ее изменение. Проанализируем учебник по окружающему миру для 3 и 4 классов (авторы Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.) по вопросам физических явлений (табл. 1).
Таблица 1
Анализ учебника по окружающему миру
Класс Темы, изучаемые физические явления
Третий Раздел Радость познания
Тема. Транспорт
Тема. Средства информации и связи
Раздел Мир как дом
Тема. Из чего состоит все
Тема. Мир небесных тел
Четвертый отсутствуют
Таким образом, видно, что в третьем классе изучению физических явлений в той или иной степени отведено 4 темы, в то время как в четвертом классе такие темы отсутствуют. Следовательно, целостной картины при изучении физики, взаимосвязей физических явлений у ребенка не складывается, а формируются фрагментарные знания и представления.
Мы полагаем, что необходимо придерживаться, прежде всего, принципа непрерывного обучения физики, начиная ее изучение в начальной и заканчивая в средней школе (с 3 по 9 класс). Именно непрерывность обеспечивает целесообразность, последовательность, логичность освоения содержания.
Так как изменение содержания учебника достаточно сложный процесс, то обеспечение непрерывности можно достигнуть через разработку программы дополнительного образования, учитывая возрастные особенности младших школьников [7]. Элективный характер подобного курса, основанный на активных и исследовательских формах познания (наблюдение, эксперимент) будет поддерживать детскую любознательность, самостоятельность, инициативность при освоении содержания, формировать понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых явлений, осознание соответствия поставленной цели и достигнутого результата [9, С. 111].
Рассмотрим программу, которая рассчитана на 2 года начальной школы. Общая трудоемкость программы составляет 21 час, в том числе 12 часов отводится на аудиторную работу и 9 часов на самостоятельную работу.
Цель программы - создание основы для дальнейшего изучения физики.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к изучению физических явлений;
- знакомство школьников с физическими явлениями в окружающей среде;
- формирование начальных умений исследовательской работы.
Таблица 2
Программа по изучению физических явлений в 3-4 классах
Класс Название темы Количество часов
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Третий Тема 1. Явления в природе 1 час 1 час
Тема 2. Физические величины и их измерение 3 часа 1 час
Тема 3. Время. Измерение времени
Тема 4. Масса. Измерение массы 2 часа 1 час
1 час 1 час
Четвертый Тема 1. Плотность вещества 1 час 1 час
Тема 2. Домашняя радуга 1 час 1 час
Тема 3. Звуковые волны 1 час 1 час
Тема 4. Жидкости 1 час 1 час
Тема 5. Волшебный магнит 1 час 1 час
Приведем пример задания по теме «Явления в природе» для учеников 3 класса. Учитель показывает школьникам карточку с несколькими картинками, где представлены различные явления природы.
Содержание заданий:
- первое задание: составить небольшие рассказы о явлениях природы, которые изображены на картинках;
- второе задание: ученикам предлагается перечислить явления, которые происходят в живой и неживой природе;
- третье задание: ученикам предлагается поразмышлять над тем, что и как изменяется на каждой картинке. В ходе выполнения данного задания ученики приходят к выводу, что физика изучает явления, которые происходят в неживой природе.
В 4 классе знакомство с физикой можно начинать с демонстрации свойств веществ на основе опытнической деятельности. Так как опыты несложные, дети могут проводить их и дома под присмотром взрослых.
Рассмотрим один из опытов, который можно продемонстрировать по теме «Плотность вещества».
Материал для проведения опыта: сироп из сахара, вода, растительное масло.
Последовательность проведения: сначала учитель наливает сироп в банку (примерно на 1/3), затем воду и в конце растительное масло. Таким образом, получатся несколько слоев.
Действия учеников: наблюдение за процессом; формулировка вывода: жидкости не смешиваются из-за разной плотности.
Затем один за другим учитель опускает несколько небольших предметов (монета, пластиковая бусина, кусочек пенопласта, булавка) в банку. Предметы будут оставаться на разных уровнях, поскольку плотность жидкостей и предметов отличается. Формулировка вывода: если плотность материала меньше, чем жидкости, предмет не утонет.
Выводы. Установление содержательных и технологических аспектов изучения физики в контексте преемственности начальной и средней школы соответствует системно-деятельностному подходу, в соответствии с которым реализуется современная практика образовательной деятельности.
Это позволит:
- уменьшить трудности в ее освоении учащимися старших классов, поскольку у детей будут сформированы необходимые учебные навыки, способность осуществлять процессы анализа, сравнения, обобщения, систематизации, оценки и другие логические операции;
- усилить поисковую направленность личности обучающихся к теоретическому и эмпирическому изучению физических явлений, стремление к исследовательской деятельности, развитию опыта исследовательского поведения и применения научных методов познания;
- приобрести навыки самоорганизации, в том числе, при работе с дополнительными информационными источниками.
Поэтому разработку программ дополнительного образования, внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности
следует рассматривать как одно из актуальных направлений в области изучения физики, обеспечивая преемственность освоения содержания в конкретных разделах и темах в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся начального и среднего школьного возраста.
Литература:
1. Асланян, И.В. Пропедевтика физики в начальном курсе математики / И.В. Асланян, В.Д. Торопилкина // Russian journal of education and psychology. - 2020. - № 3. - С. 7-14
2. Боккин, А.С. Преемственность изучения предметов естественно-научного цикла в начальной и средней школе / А.С. Боккин // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5. - С. 48.
3. Зенцова, И.М. Пропедевтика изучения физики в начальной школе с использованием домашнего эксперимента / И.М. Зенцова // Евразийское Научное Объединение. - 2021. - № 4-5(74). - С. 397-398
4. Казначеева, С.Н. Развитие исследовательских навыков у обучающихся при изучении физики / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, Д.А. Казначеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 75-78
5. Казначеева, С.Н. Внеурочная деятельность по физике как условие повышения интереса и качества освоения учебного материала / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, Д.А. Казначеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-3. - С. 117-120
6. Кальная, Е.В. Использование эксперимента как средства развития интеллекта учащихся на уроках физики / Е.В. Кальная // Актуальные исследования. - 2021. - №38 (65). - С. 37-39
7. Лебедева, Е.И. Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования / Е.И. Лебедева // Образование и воспитание. - 2018. - № 4 (19). - С. 37-40
8. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 10.
9. Седина, Е.С. Физика для младших школьников (программа элективного курса для младших школьников) / Е.С. Седина // Педагогическое искусство. - 2018. - №1. - С. 111-114
10. Тимофеева, Л.Л. Овладение методами познания природных явлений как важная составляющая естественнонаучной функциональной грамотности младшего школьника / Л.Л. Тимофеева // Начальное образование. - 2020. - №3. - С. 24-29
11. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.