Научная статья на тему 'Использование интерактивных форм в образовательном процессе старшей школы'

Использование интерактивных форм в образовательном процессе старшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомичева Надежда Васильевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования интерактивных форм организации образовательного процесса на старшей школьной ступени. Уточняется понятие интеракции и характеристики таких форм, как интерактивная лекция, коллоквиум, речевое моделирование, генерирование идей и пр. Представляется опыт реализации интерактивного подхода к образовательной практике 10-11 классов филологического профиля МАОУ «Лицей № 2» г. Перми по трем направлениям: на уроках русского языка и литературы; на занятиях элективных курсов и исследовательском практикуме; во внеурочной деятельности, включая профессиональные пробы, дистанционную олимпиаду нового типа «Юный исследователь», разработанную учителями лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных форм в образовательном процессе старшей школы»

УДК 371.3:004 Фомичева Н.В.

Использование интерактивных форм в образовательном процессе старшей школы

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования интерактивных форм организации образовательного процесса на старшей школьной ступени. Уточняется понятие интеракции и характеристики таких форм, как интерактивная лекция, коллоквиум, речевое моделирование, генерирование идей и пр. Представляется опыт реализации интерактивного подхода к образовательной практике 10-11 классов филологического профиля МАОУ «Лицей № 2» г. Перми по трем направлениям: на уроках русского языка и литературы; на занятиях элективных курсов и исследовательском практикуме; во внеурочной деятельности, включая профессиональные пробы, дистанционную олимпиаду нового типа - «Юный исследователь», разработанную учителями лицея.

Ключевые слова: интерактивный подход, педагогическое взаимодействие, интеракция, исследовательская олимпиада.

Целью современного образования является развитие активной, самостоятельной личности, умеющей не только ставить перед собой образовательные цели, но и продуктивно взаимодействовать для их достижения.

Теоретико-методологическим основанием организации образовательного процесса в старшей школе, отвечающего современным требованиям, может служить интерактивный подход. По мнению ряда исследователей (Л.К. Гейхман, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева, Г.К. Селевко и др.), интерактивный подход обеспечивает максимальную активность самих обучающихся. Активность же является движущей силой развития: решая задачи, выходящие за пределы накопленного опыта, обучающийся должен осваивать новые способы деятельности, а значит, развиваться. Кроме того, развивающий эффект процесса совместной деятельности Л.К. Гейхман связывается с наличием единства «двух направлений воздействия ее участников: во-первых, это совместные действия на общий предмет учения, которые и вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и

результата); во-вторых, это взаимные воздействия участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями учения и которые вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых элементов» [1, с. 122]. В этом принципиальное отличие интерактивного подхода к обучению от традиционного: не односторонняя трансляция, передача знания, воздействие говорящего (учителя или одного из учеников), а совместная деятельность по решению задачи, значимость опыта и слова каждого ее участника, взаимообогащение, взаимопонимание.

Понятие «интерактивный» в настоящее время используется в двух значениях: первое - «связанный с использованием компьютерных технологий», второе - «основанный на взаимодействии». Именно во втором значении мы используем указанное понятие. В педагогическом контексте понятие «интерактивный» означает учебно-педагогическое взаимодействие, специфика которого состоит в том, что все его участники являются активными создателями образовательного процесса как процесса их личностного развития.

Заметим, что в образовательном процессе с использованием интерактивной технологии, по мнению Г.К. Селевко, качественно меняется роль учителя: учитель является организатором, фасилитатором (от англ. facilitate - облегчать, поддерживать), функция которого - содействовать самоорганизации группы учащихся; выявлять многообразие точек зрения; обращать к личному опыту участников; поощрять их творчество; способствовать взаимообогащению опыта участников и т.д. [3, с. 241]. Организаторская функция учителя предусматривает методическое обеспечение процесса взаимодействия, включающее составление или адаптацию учебной программы с учетом возрастных способностей обучающихся и задач курса; разработку системы учебных заданий интерактивного характера; организацию информационно-образовательной среды; планирование и проведение интеракций.

Под интеракцией нами понимается специально организуемая ситуация учебно-педагогического взаимодействия в реальном или виртуальном (при использовании компьютера) пространстве на основе субъектной позиции участников взаимодействия и системы педагогических средств и условий. При планировании системы необходимо учитывать направленность предлагаемых средств и ситуаций, во-первых, на освоение разных типов взаимодействия и интерактивных форм, во-вторых, на развитие способности участников интеракции к переносу способов действия и взаимодействия в новые образовательные контексты и проблемные ситуации.

Как показывает анализ литературы и собственный экспериментально-исследовательский опыт, наиболее эффективными интерактивными формами в контексте личностного развития старшеклассника являются проект (индивидуальный или групповой), фестиваль презентаций, мини-конференции, дискуссии с учащимися в роли модераторов - формы,

в которых организаторами выступают сами учащиеся.

Интерактивные формы обучения продуктивно используются в урочной и неурочной работе МАОУ «Лицей №2» г. Перми - школы для старшеклассников (третья ступень образования) на занятиях с учащимися филологического профиля. Можно сгруппировать использование данных форм по трем направлениям организации образовательного процесса:

- в рамках элективных курсов, спецкурсов и исследовательского практикума;

- во внеурочной деятельности лицеистов (олимпиады, экскурсии, социальные и учебные практики, библиотечные уроки, тематические классные часы, профессиональные пробы и пр.);

- на занятиях профильных курсов русского языка и литературы.

Коротко остановимся на первых двух направлениях. В рамках спецкурса «Электронный текст: типология и специфика видов», разработанного для 11 профильного филологического класса, старшеклассники получают опыт взаимодействия с информационно-образовательной средой и использования интернет-технологий для решения познавательных и коммуникативных задач. Другой формой, позволяющей реализовать идеи интеракции, является исследовательский практикум - специфическая форма учебного занятия, включенная в учебный план с самого основания лицея в 1990 году. Цель практикума - освоение методологии научного познания и получение опыта написания исследовательской работы. Уточнение собственных исследовательских позиций каждым участником практикума происходит в процессе взаимодействия в составе мини-группы по решению той или иной методологической задачи в процессе индивидуальной рефлексивной деятельности.

Интерактивной формой, обладающей широким спектром развивающих возможностей,

стала олимпиада «Юный исследователь», разработанная командой учителей лицея в рамках реализации проекта «Дистанционная поддержка развития исследовательской компетентности учащихся 9-11 классов в области гуманитарного и естественнонаучного образования». Проект был представлен на конкурс за присвоение учебному учреждению статуса центра инновационного опыта в 2012 году и первоначально предусматривал разработку олимпиады по четырем предметам - литературе, русскому языку, химии и экологии; позднее эта интерактивная форма дополнилась еще двумя предметами - олимпиадой по географии и английскому языку. Авторами проекта указанная олимпиада рассматривается как дистанционная олимпиада нового типа - ее задания моделируют этапы исследования и диагностируют сформированное исследовательской компетентности участников олимпиады: требуют от участников готовности оперировать предметными знаниями, владения способами исследовательской деятельности. Дидактический и развивающий эффект использования указанной интерактивной формы повышается за счет аналитической работы, предлагаемой по окончании олимпиады: на сайте «Образовательное пространство успеха» (сайт специально создан в целях реализации проекта и апробирования предложенной формы) размещаются аналитические и обучающие материалы: ответы на олимпиадные задания, комментарии, критерии оценивания, дистанционный курс «Введение в исследовательскую деятельность».

Поскольку использование интерактивных форм обучения во внеурочной деятельности и на спецкурсах нашло рассмотрение в других работах автора [2; 4; 5], то главное внимание в данной статье уделяется использованию интерактивных форм в урочной работе.

Внедрение интерактивных форм на занятиях профильных курсов русского языка

и литературы происходит постепенно. Нами было выделено три этапа реализации интерактивного обучения в урочной деятельности:

- организация и проведение уроков с оптимальным сочетанием традиционных и интерактивных форм;

- комплексное использование интерактивных форм обучения;

- сценирование уроков-проектов по представлению результатов групповой и индивидуальной работы, производимой в течение какого-то времени.

Остановимся на рассмотрении каждого этапа внедрения интерактивных форм в образовательный процесс.

Взаимодействие, организуемое на первом этапе, можно обозначить схемами «учитель - класс», « учитель - группа», «учитель

- ученик». Учитель выступает организатором интеракции: определяет содержание, формы взаимодействия, разрабатывает систему учебных заданий интерактивного характера

- одним словом, создает условия для активного, деятельностного участия учащихся в учебном процессе. Примером формы первого этапа могут служить лекции: интерактивная и бинарная (лекция вдвоем). Мы не разделяем мнение о лекции как репродуктивной форме, монологически однонаправленной трансляции знания; с нашей точки зрения, лекция специалиста (учителя) как образец монологической речи, концептуального раскрытия темы, владения образным, богатым литературным языком, может и должна присутствовать в учебном процессе. Однако изменяется суть работы с информацией, предлагаемой учителем: рефлексивный анализ изложенного, включенность школьников в осмысление проблем на уровне обратной связи, высказывание собственного отношения к заявленным учителем идеям.

Интерактивная лекция в курсе старшей школы может быть представлена такими разновидностями, как лекция-экскурсия, лек-

ция-презентация, лекция, сопровождаемая видео-, аудиофрагментами, проблемная лекция, представляющая разные точки зрения на проблему, предусматривающая диалог с аудиторией и т.д. Бинарная лекция - это лекция в форме диалога двух лекторов: как представителей двух научных школ, как теоретика и практика и т.д. Интеракция нацелена на разностороннее рассмотрение темы, дискуссию, вовлечение в обсуждение проблемы присутствующих. Другой формой является коллоквиум (лат. colloquium — разговор, беседа). В контексте рассматриваемой темы коллоквиум - это разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая учителю в короткий срок выяснить уровень знаний старшеклассников по данной теме. Организуется он обычно в форме дискуссии, в ходе которой присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, обосновать ее: аргументируя и отстаивая свое мнение, лицеист в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

Интеракции второго этапа представляют взаимодействие в малой группе, группе постоянного или сменного состава, отвечающее схеме «ученик - группа», «ученик - ученик». На этом этапе учитель частично передает организаторские функции другим участникам взаимодействия: сами учащиеся готовят и проводят дискуссии, анкетирование, конкурсы, мини-конференции и пр. Работа в малых группах - одна из самых эффективных форм интеракции, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Примером может служить такая форма, как генерирование идей (в научной литературе называется «мозговым штурмом»), - форма, нацеленная на коллективный

поиск возможных путей решения проблемы; способ основывается на фиксировании всех предложений, поступающих от групп или отдельных участников. Идеи фиксируются, сразу им не дается оценка (это важно!), не требуется обоснования идей, участники свободно обмениваются ими, могут развить идею, предложенную другими.

Бинарная лекция на этом этапе может быть диалогом учителя и ученика. Безусловно, такое сотрудничество предполагает у ученика-партнера достаточный уровень владения содержанием лекции, коммуникативными компетенциями, мотивированность и самостоятельность в выборе материала, способах подачи и взаимодействия с аудиторией.

Как показывает практика, другой эффективной формой на этом этапе является моделирование речевых (языковых) ситуаций, предусматривающее имитацию реальных условий, смену социальных ролей в зависимости от ситуации: например, в ситуации общения в социальных сетях Интернета, обмена SMS-сообщениями, электронными письмами, участия в международной научной дискуссии, посвященной языковым проблемам в эпоху глобализации, и проч. При изучении конкретных ситуаций старшеклассник должен понять ее, определить, в чем суть проблемы, выработать целесообразную линию поведения. Создание интерактивной модели ситуации сближает рассматриваемый метод с кейс-методом (от английского case - случай, ситуация) - неигровым имитационным активным методом обучения путем анализа конкретных ситуаций. Сходство определяется характером анализируемых ситуаций: практических - отражающих реальные жизненные ситуации, обучающих - искусственно созданных, условных и исследовательских - ориентированных на исследование ситуации. Отличие указанных методов заключается, с нашей точки

зрения, в большей ориентированности кейс-метода на моделирование производственных ситуаций.

На третьем этапе внедрения интерактивного обучения наиболее продуктивной формой является проект, над которым индивидуально или в составе группы в течение определенного времени (от недели до учебного года) работает старшеклассник. Примером может служить пресс-конференция - научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой 5-10-минутных докладов, совокупность которых позволит всесторонне осветить проблему. Другие формы, практикуемые на уроках русского языка и литературы, - мини-конференция, научно-практическая конференция (День науки в лицее), кино-урок, библиотечный урок, урок-экскурсия и пр. Специфика этого этапа состоит в изменении функции участников: учитель осуществляет функцию фасилита-ции, консультирования; ученики организуют интеракцию, управляют процессом, рефлексируют, оценивают результаты, что пред-

усматривает их максимальную активность и самостоятельность.

Задача учителя на всех этапах и направлениях реализации интерактивного подхода к образовательному процессу старшей школы - создать условия для продуктивного взаимодействия, которое может стать механизмом развития самостоятельности личности через развитие способности осуществлять самостоятельную образовательную деятельность в рамках групповой деятельности, сознательно разделяя всю полноту ответственности за результат; через создание ситуации смены ролей, требующих от учащихся овладения новыми знаниями и способами действий, а значит, их развивающих.

Анализ использования интерактивных форм убеждает в их влиянии на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учащимися образовательной программы, на формирование у старшеклассников позиции субъекта собственного образования,развитие их образовательной самостоятельности.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003. 426 с.

2. Демидова М.И., Фомичева Н.В., Арабули Ц.Г. [и др.]. Исследовательская дистанционная олимпиада как форма диагностики сформированности исследовательской компетентности учащихся // Пермский педагогический журнал (ПГГПУ). 2014. № 5. С. 95 - 99.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

4. Фомичева Н.В. Интерактивный подход к развитию исследовательской самостоятельности старшеклассников // Филологический класс. 2015. № 2 (40). С. 20-23.

5. Фомичева Н.В. Спецкурс в старшей школе: задачи, подходы, опыт организации в филологическом профиле // Образовательный процесс старшей школы: идеи, подходы, опыт: материалы краевого форума, посвященного 25-летию со дня основания МАОУ «Лицей № 2» г. Перми. Пермь, 2015. С. 67 - 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.