Научная статья на тему 'Дистанционная исследовательская олимпиада по русскому языку для старшеклассников'

Дистанционная исследовательская олимпиада по русскому языку для старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / INTERACTION / RESEARCH COMPETITION / MULTI-FUNCTIONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомичева Надежда Васильевна

В статье представляется опыт разработки и проведения исследовательской олимпиады по русскому языку как интерактивной формы организации исследовательской деятельности старшеклассников. Целью данной работы является развитие исследовательской самостоятельности и компетентности учащихся старших классов будущих студентов и специалистов. Для уточнения теоретической позиции автором определяются понятия «интеракция», «исследовательская олимпиада». Приведенные примеры заданий разных типов дают представление о структуре олимпиады и специфике заданий, моделирующих этапы (компоненты) лингвистического исследования: от анализа языковых явлений, постановки исследовательской проблемы до организации самостоятельного мини-проекта и создания продукта. Ссылка на сайт «Образовательное пространство успеха» МАОУ «Лицей № 2» г. Перми, на платформе которого проводилась апробация разработанных олимпиадных материалов в дистанционной форме, размещенные на сайте материалы позволяют использовать их в практике других учреждений края и России. Олимпиада «Юный исследователь» разрабатывалась и проводилась по четырем предметам: кроме русского языка, она представлена вариантами по литературе, химии, экологии, что не только расширяет круг пользователей, но и свидетельствует об ее универсальном характере. Анализ результатов олимпиады за 2012, 2013, 2014 гг. позволяет сделать вывод об эффективности интеракции данного типа и ее полифункциональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фомичева Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT RESEARCH COMPETITION IN RUSSIAN LANGUAGE FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

In the article the experience of developing and conducting the research competition in Russian Language is presented as an interactive form of organization of research activity of highschoolers. The aim of the work is development of research independence and competence in highschoolers who are future university students. To specify the theoretical position the author defines the concepts of «interaction» and «research competition». The examples of the tasks provided give an idea about the structure of the competition and the specificity of the tasks that model the steps (components) of linguistic research: from linguistic phenomena analysis and stating of the research problem to organization of an independent mini-project and creation of a product. On the Lyceum №2 (Perm) website called «The Learning Success Area» on the basis of which the approbation of the contest materials was done, the materials can be found that are allowed to be used in practice in other schools of Russia. The competition «Young Explorer» was developed and conducted for four subjects: Russian language, literature, chemistry and ecology, which not only widens the circle of participants, but also shows its all-round character. The analysis of the results for 2012, 2013, 2014 years allows making a conclusion about the effectiveness of this kind of interaction and its multi-functionality.

Текст научной работы на тему «Дистанционная исследовательская олимпиада по русскому языку для старшеклассников»

УДК 372.881.161.1:371.322 ББК 4426.819=411.1-275

Н. В. Фомичева

Пермь, Россия

ДИСТАНЦИОННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье представляется опыт разработки и проведения исследовательской олимпиады по русскому языку как интерактивной формы организации исследовательской деятельности старшеклассников. Целью данной работы является развитие исследовательской самостоятельности и компетентности учащихся старших классов - будущих студентов и специалистов. Для уточнения теоретической позиции автором определяются понятия «интеракция», «исследовательская олимпиада». Приведенные примеры заданий разных типов дают представление о структуре олимпиады и специфике заданий, моделирующих этапы (компоненты) лингвистического исследования: от анализа языковых явлений, постановки исследовательской проблемы до организации самостоятельного мини-проекта и создания продукта. Ссылка на сайт «Образовательное пространство успеха» МАОУ «Лицей № 2» г. Перми, на платформе которого проводилась апробация разработанных олимпиадных материалов в дистанционной форме, размещенные на сайте материалы позволяют использовать их в практике других учреждений края и России.

Олимпиада «Юный исследователь» разрабатывалась и проводилась по четырем предметам: кроме русского языка, она представлена вариантами по литературе, химии, экологии, что не только расширяет круг пользователей, но и свидетельствует об ее универсальном характере. Анализ результатов олимпиады за 2012, 2013, 2014 гг. позволяет сделать вывод об эффективности интеракции данного типа и ее полифункциональности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, интеракция, исследовательская олимпиада, полифункциональность.

N. V. Fomicheva

Perm, Russia

DISTANT RESEARCH COMPETITION

IN RUSSIAN LANGUAGE FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Abstract. In the article the experience of developing and conducting the research competition in Russian Language is presented as an interactive form of organization of research activity of highschoolers.

The aim of the work is development of research independence and competence in highschoolers who are future university students.

To specify the theoretical position the author defines the concepts of «interaction» and «research competition». The examples of the tasks provided give an idea about the structure of the competition and the specificity of the tasks that model the steps (components) of linguistic research: from linguistic phenomena analysis and stating of the research problem to organization of an independent mini-project and creation of a product.

On the Lyceum №2 (Perm) website called «The Learning Success Area» on the basis of which the approbation of the contest materials was done, the materials can be found that are allowed to be used in practice in other schools of Russia.

The competition «Young Explorer» was developed and conducted for four subjects: Russian language, literature, chemistry and ecology, which not only widens the circle of participants, but also shows its all-round character. The analysis of the results for 2012, 2013, 2014 years allows making a conclusion about the effectiveness of this kind of interaction and its multi-functionality. Keywords: research activity, interaction, research competition, multi-functionality.

Инновационные процессы в современной старшей школе, направленные на повышение качества образования, индивидуализацию образовательного процесса, актуализируют поиски эффективных методов учения. Ранее мы уже представляли опыт организации исследовательской деятельности с использованием интерактивных форм на примере исследовательского практикума. Цель настоящей статьи — представить опыт организации дистанционной исследовательской олимпиады по русскому языку как интеракции, реализующей образовательный потенциал исследовательского и интерактивного подходов к обучению.

Под интеракцией нами понимается специально организуемая ситуация учебно-педагогического взаимодействия в реальном или виртуальном (при использовании компьютера) пространстве на основе субъектной позиции участников взаимодействия и системы педагогических средств и условий. Исследовательская олимпиада по русскому языку —

олимпиада, задания которой моделируют этапы (компоненты) лингвистического исследования: от анализа языковых явлений, постановки исследовательской проблемы до организации самостоятельного мини-проекта и создания продукта (словаря, например), что требует от участников владения как предметными знаниями и умениями, так и методологией научного исследования, метапредметными учебными действиями.

Олимпиада по русскому языку была разработана автором статьи в рамках деятельности МАОУ «Лицей № 2» г. Перми в статусе центра инновационного опыта и реализации проекта «Дистанционная поддержка развития исследовательской компетентности учащихся 9—11 классов в области гуманитарного и естественнонаучного образования». Помимо русского языка, олимпиада была представлена вариантами по литературе, химии и экологии. В начале октября 2012 года на платформе сайта «Образовательное пространство успеха»

[https://sites.google.com/site/licey2dist], созданного в рамках реализации проекта, состоялась апробация разработанных материалов в форме краевой дистанционной олимпиады «Юный исследователь».

Структура олимпиады включает три части: часть А — тест на выбор одного или нескольких ответов из числа предложенных; часть В — задания с развернутым ответом; часть С — творческое задание, моделирующее элементы собственного исследования. Выполнение заданий предполагает свободное использование любых ресурсов, самостоятельный выбор стратегии исследования и обоснования выводов. Рассмотрим типы и содержание заданий каждой части.

Часть А включает 10 заданий закрытого типа. Четыре из десяти заданий тестовой части — на умение работать с определением научного понятия, владение методологической и лингвистической терминологией. Например: 1) Какому из указанных элементов научного исследования соответствует определение: «Разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий, отличных от простого информационного поиска»?

1. Проблема 2. Метод 3. Объект 4. Гипотеза 5. Эксперимент

2) Назовите лингвистический термин, соответствующий следующему определению: «Добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова и служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски».

1. Контаминация 2. Коннотация 3. Семанти-зация 4. Сегментация

5. Словоупотребление

Для выполнения этих заданий, помимо владения терминологией, необходимо умение работать с лингвистическими словарями.

Особую группу составляют задания на установление несоответствия термина понятия и примера его иллюстрирующего:

Укажите несоответствия примера и термина:

1. единичный — единственный — паронимы

2. плод - плот - омоформы

3. панева, фрунт - архаизмы

4. градация, метонимия — стилистические фигуры

5. курень, курник — диалектизмы

Обучающий потенциал олимпиады обеспечивается, в частности, ответами с комментарием, которые по завершении олимпиады размещаются на сайте: «В примере «плод — плот» (2) представлены не омоформы (слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах — той же части речи или разных частей речи: стих (стихотворение) — стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть), а омофоны — разные слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание»; «Несоответствие примеров и понятия в 4: градация является стилистической фигурой (синонимичные названия: фигура речи, риторическая фигура) — оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выра-

зительности высказывания; метонимия же не стилистическая фигура, а троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении». Указываются источники информации: Д. Э. Розенталь,

М. А. Теленкова «Словарь-справочник лингвистических терминов» (1976), Энциклопедический словарь-справочник «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты» под редакцией А.П. Сковородникова (2005), что позволяет участникам самостоятельно уточнить детали.

Задание на анализ языкового явления:

Какие из названных явлений воспроизводятся в текстах «макаронического стиля»?

1 — увлечение иностранными словами

2 — избыток архаизмов в тексте

3 — смешение слов одного языка со словами другого

4 — смешение книжной и просторечной лексики

5 — смешение книжной лексики и канцеляризмов

а) 1, 4 б) 1, 3 в) 2, 3 г) 4, 5

— и упоминание в ответе сатирической макаронической поэмы И. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже» (1840—1844), обратят внимание участников на актуальность проблемы чрезмерного увлечения иностранными словами и смешения в речи слов одного языка со словами другого, что может стать темой самостоятельного исследовательского проекта.

9—10 задания тестовой части («Укажите верные утверждения») требуют умения различать близкие языковые явления и выбирать верное утверждение, опираясь на точное понимание смысла этого высказывания, что, как показал анализ результатов, часто вызывает затруднение даже у старшеклассников. Примеры утверждений:

1. Предложения, в котором более одного подлежащего или сказуемого, является сложным.

2. Супплетивные формы — это формы одного и того же слова, образованные от разных корней.

3. Полисемия характерна для всех самостоятельных частей речи.

4. Собирательные существительные имеют только форму единственного числа.

5. -ТЬ в инфинитиве рассматривается как формообразующий суффикс и как окончание.

Часть В представлена четырьмя заданиями открытого типа: на моделирование и анализ этимологической связи слов, лексических рядов, языкового явления.

Рассмотрим задания этой части олимпиады и ответы на них. Задание на анализ этимологической связи между словами: Докажите, что есть связь между словами «пастель» и «тесто». К какому словарю вы обратитесь для решения задачи? В ответе со ссылкой на этимологический словарь, например, Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой (2004), должна быть восстановлена связь: 1) заимствование в 18 в. из франц. яз., где pastel< итал. рastello «цветной карандаш», суф. производного от pasta «тесто»;

2) цветные карандаши делались из сухих красок на тесте.

Примеры заданий на моделирование лексических рядов:

1)Предложите модель (принцип) распределения данных слов по группам.

Писатель, выключатель, преподаватель, обозреватель, преобразователь, усилитель, определитель, смеситель, спасатель, мечтатель, старатель

— решение задачи требует понимания «словообразовательного значения» и отличия этого понятия от «лексического значения» и «грамматического значения», в ответе указывается, что суффикс -ТЕЛЬ в приведенных словах является омоморфе-мой — совпадающими по своему звуковому составу, но различными по значению (омонимичные морфемы): 1 ряд слов — писатель, преподаватель, обозреватель, преобразователь, спасатель, мечтатель, старатель, где -ТЕЛЬ — суффикс сущ. со значением действующего лица; 2 ряд слов — выключатель, преобразователь, усилитель, смеситель, определитель, где -ТЕЛЬ — суффикс со значением действующего предмета.

2) Предложите модель (принцип) распределения данных слов по группам: страж, ворота, молодой, прибрежный, короткий, среда, младенец, берег, вратарь, сторож. Дополните группы недостающими словами.

В ответе указывается принцип распределения данных слов по группам — неполногласное или полногласное сочетание в слове. Первая группа с неполногласием — наличием в пределах одной морфемы сочетаний -ра-, -ла- , -ре-, -ле- (в русском языке в словах из старославянского языка): страж, прибрежный, среда, младенец, вратарь. Вторая группа с полногласием — наличием в словах восточнославянских языков сочетаний -оро-, -оло-, -ере-, -еле-, -ело- (после шипящих)между согласными: ворота, молодой, короткий, берег, сторож. Предлагается дописать: в 1 ряд — краткий, во 2 ряд — середина. В комментарии к ответу дополнительно указывается, что в современном русском языке в случае совпадения значений слово с неполногласием определяется как старославянизм (славянизм) («страж», «брег» — ср. сторож, берег); в тех же случаях, когда в современном русском языке сохраняются оба слова (с полногласием — неполногласием), они оказываются семантически или стилистически разошедшимися («вратарь» и «ворота», «краткий» и «короткий», «младенец» и «молодой», «среда» и «середина»).

Третий тип заданий части В — на анализ языкового материала и формулирование исследовательской проблемы: «Проанализируйте предложенные примеры, назовите представленное явление и сформулируйте исследовательскую проблему: спичрайтер, блоггер, супервайзер, копирайтер, мерчендай-зер и т.п.». В процессе анализа участники приходят к выводу, что

указанные слова — иноязычные, явление — заимствование лексики из других языков; исследовательскую проблему можно связать с процессом усвоения иноязычных слов русским языком, анали-

зом интра- и экстралингвистических факторов их появления, анализом сохранения/изменения значения слова, исследованием контекстов разных стилей, и проч. Исследование может стать этапом лексикографического проекта — создание новейшего словаря иностранных слов, дополнение к Словарю специальной лексики (Интернет-лексики, например). Заметим, что все слова английского происхождения, что тоже может стать предметом исследования (проблема происхождения слов, приходящих в русский язык). Определение значения слов и изучение текстов с этими словами позволит сделать вывод об оправданности их интеграции (в случае отсутствия русских эквивалентов) или злоупотреблении иноязычной лексикой, что создает проблему засорения литературного языка, и эта проблема может быть исследована.

Четвертый тип задания предусматривает поиск языкового материала, иллюстрирующего, например, функционирование лингвистической единицы:

Исследуйте процесс появления термина «агно-ним»: Что означает? Кто его предложил? Каковы интра- и экстралингвистические факторы возникновения проблем, связанных с «агнонимами»? Приведите примеры агнонимов.

Все задания оцениваются: в части А по 1 баллу за правильный выбор варианта ответа, в части В — по 10 баллов. В 50 баллов оценивается выполнение творческого задания-проекта в части С, предполагающего моделирование самостоятельного исследования: от поиска языкового материала до представления результатов исследования в заданной форме. Задание сопровождается описанием критериев с обозначением баллов по каждому из них.

Например: 1) Найдите и исследуйте текстовые объекты (реклама, материалы СМИ, веб-тексты и пр.), содержащие ложное (ошибочное, искаженное с точки зрения языка) представление информации.

2) В целях информационной защиты пользователя, которым является каждый из вас, составьте памятку (инструкцию, алгоритм), выполнение указаний которой позволит защититься от информационных угроз, связанных с заведомым искажением языка.

Оценивается: 1 — Поиск объекта (5 баллов): а) Представление информационного объекта (фотография или текст); б) Представление источника.

2 — Критическая оценка информационного объекта (20 баллов): а) Выявление ошибки; б) Характеристика ошибки; в) Анализ возможных причин (целей) нарушения языковых норм; г) Источники (бумажные /электронные), помогающие избежать языковых нарушений или выявить их.

3 — Переработка информации (5 баллов): а) Редактирование; б) Справочные издания, на которые вы опирались при редактировании.

4 — Памятка для пользователя (потребителя) информации (20 баллов).

Для выполнения подобного рода заданий требуется, во-первых, умение работать с информацией: осуществлять поиск информационного объекта, анализировать его с точки зрения заданного аспекта (нарушение речевых норм, намеренное искажение языка), критически оценивать объект, редактировать

текст, работать со справочной литературой, в частности со словарями. Во-вторых, умение алгоритмизировать исследовательский процесс, умение создавать собственное высказывание, владение научным стилем речи. Как показал анализ результатов, старшеклассники достаточно компетентны в обращении с информацией, в том числе с интернет-ресурсами, но при этом предложенный ими языковой материал (объект) обнаруживал не вполне точное понимание смысла поставленной перед ними проблемы: вместо текстов с речевыми нарушениями исследовались тексты с орфографическими и пунктуационными ошибками. Таким образом, исследовательская олимпиада выполняет еще и диагностическую функцию [Фомичева 2014].

Следующее задание было навеяно прочитанным в интернете текстом следующего содержания: «Предлагаем вам флешмоб! Каждому, кто лайкнет эту запись, в личку прилетит буква. Суть флешмоба — запостить картинку с любимой книгой из детства на эту букву».

Задание состоит из трех блоков:

1 — Переведите текст на литературный язык; охарактеризуйте представленное в примере явление; оцените перспективы укоренения подобных слов в языке;

II — Создайте словарь: определите его тип; составьте словник; составьте словарные статьи в соответствии с требованиями к структуре и содержанию словарных статей данного типа словаря;

III — Назовите словарь и напишите Предисловие.

Оценивается: 1 — Перевод, характеристика явления, его оценка (10 баллов).

2 — Качество материала, составление словника, словарных статей (30 баллов): полнота словника, соответствие структуры и содержания словарных статей; самостоятельность исследования языкового явления.

3 — Название словаря и текст Предисловия (10 баллов).

Анализ результатов олимпиады, проводимой ежегодно с 2012 по 2015 гг., позволяет сделать вывод об ее эффективности в развитии исследовательской самостоятельности учащихся и полифункциональности: ее задания можно использовать для обучения способам исследовательской деятельности, диагностики сформированности исследовательской компетентности и для ее развития. Представленные на сайте «Образовательное пространство успеха» по окончании олимпиады аналитические и обучающие материалы: ответы на олимпиадные задания, комментарии, критерии оценивания, работы победителей, дистанционный курс «Введение в исследовательскую деятельность» — повышали образовательный эффект использования предлагаемой интерактивной формы, в которой значительная роль отводится самостоятельности участников. Высокий уровень сформированности исследовательской самостоятельности является требованием современного образования как школьного, так и вузовского.

ЛИТЕРАТУРА

Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 479 с.

Образовательное пространство успеха — Режим доступа: https://sites.google.com/site/ licey2dist

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. —

М.:Просвещение, 1976. — 543 с.

Фомичева Н. В. Исследовательская дистанционная олимпиада как форма диагностики сформированности исследовательской компетентности учащихся / М. И. Демидова, Н. В. Фомичева, Ц. Г. Арабули, А. Н. Кощеева, И. Н. Бежина // Пермский педагогический журнал (ПГГПУ). — 2014. — № 5. — С. 95—99.

Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.

Данные об авторе

Фомичева Надежда Васильевна — учитель русского языка и литературы высшей категории, МАОУ «Лицей № 2» г. Перми.

Адрес: 614089, Россия, г. Пермь, ул. Самаркандская, 102. E-mail: [email protected].

About the author

Fomicheva Nadezhda Vasilievna is a Teacher of Russian Language and Literature of the Lyceum № 2, Perm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.