Научная статья на тему 'Использование интерактивной системы голосования и тестирования Votum в начальной школе'

Использование интерактивной системы голосования и тестирования Votum в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заболотнев Николай Вениаминович

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ, ПОСТЕПЕННО ПРОНИКАЮЩАЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ВНОСИТ СВОИ КОРРЕКТИВЫ В ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРА В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ НЕ ТОЛЬКО УВЕРЯЮТ В ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЭТОГО ШАГА, НО И УБЕДИТЕЛЬНО ДОКАЗЫВАЮТ ОСОБУЮ РОЛЬ КОМПЬЮТЕРА В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА И В ЦЕЛОМ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive vote system use and testing Votum at Elementary School

Computerization gradually penetrates into all fields of modern life and activity, introduces the adjustments to educational and training methods for young children and school-age. Domestic and foreign investigations of computerization at elementary school prove the right decision and special role of computer in intellect and development of the child's personality.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной системы голосования и тестирования Votum в начальной школе»

#

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОЛОСОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ VOTUM В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Николай Вениаминович Заболотнев,

технический директор ООО «Современные Технологии»

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ, ПОСТЕПЕННО ПРОНИКАЮЩАЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ВНОСИТ СВОИ КОРРЕКТИВЫ В ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРА В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ НЕ ТОЛЬКО УВЕРЯЮТ В ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЭТОГО ШАГА, НО И УБЕДИТЕЛЬНО ДОКАЗЫВАЮТ ОСОБУЮ РОЛЬ КОМПЬЮТЕРА В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА И В ЦЕЛОМ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

Применение компьютера в начальной школе возможно и необходимо. Компьютер естественно вписывается в жизнь младших школьников и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, компьютер оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. В зависимости от того, какие цели ставит перед собой учитель, какими путями добивается их решения, определяется воздействие, оказываемое компьютером на ребёнка.

Компьютер — незаменимый помощник в воспитании и психическом развитии младших школьников. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём. Даже отстающие активизируются, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает их обращаться за помощью

к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам младших школьников относится установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте у детей наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками: общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели. Совместные действия способствуют развитию общения между детьми, обогащению их речи.

Одновременно с этим у них появляется и другой мотив — стремление к самоутверждению. Роль взрослого в компьютерных занятиях младших школьников велика и заключается не только в предоставлении

ЗАБОЛОТНЕВ Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОМ СИСТЕМЫ ГОЛОСОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ VOTUM...

детям свободы, но и в помощи по освоению нового, в оценке результатов и поощрении их успехов. Безусловно, при организации занятий следует всегда принимать во внимание зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Информационные компьютерные технологии сегодня можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации младших школьников к быстро меняющимся окружающим условиям.

Интерактивная система голосования и тестирования Votum представляет собой систему образовательных ресурсов последнего поколения, функционирующую как технологический помощник. Эта система позволяет сделать обучение более информационным и увлекательным, сохраняя при этом общение как между самими детьми, так и педагога с группой в виде обсуждения, дискуссии. Детальные иллюстрированные отчёты помогут детям увидеть свои результаты, выявить лидера и отстающих ребят, стимулировать их дальнейшее обучение и познавание окружающего мира. Активная работа с пультами (особенность системы Votum) помогает развивать мускулатуру рук, моторику детей, а, следовательно, и мозговую деятельность.

Кроме того, занятия с использованием интерактивной системы Votum учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Ребёнок входит в сюжет тестов, построенных в виде игровых ситуаций, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Таким образом, Votum помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает такие волевые

качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Методика обучения с использованием системы Votum

Методика построена на следующих основных принципах.

1. Принцип развивающего обучения

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребёнка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность тестовых заданий согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом: в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения

В процессе обучения необходимо устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации

Педагогу необходимо подходить к каждому ребёнку как к личности. Занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребёнка с учётом типа его нервной системы, интересов и склонностей; темп, уровень сложности — определяться строго для каждого ребёнка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи

ф

занятия, темп. В роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Для приобретения новых знаний и умений ребёнок может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью

Важно, чтобы педагог и ребёнок умели устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, в существующих отношениях вещей и материи.

Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели — развитие способностей детей младшего школьного возраста, — можно объединить в следующие группы:

I. Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

1. Познакомить детей с интерактивной системой голосования и тестирования Votum как современным инструментом для обработки информации, с назначением системы и её устройством.

2. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребёнком и системой МэШт.

3. Сформировать начальные навыки работы с ученическими пультами.

II. Задачи образовательно-воспитательного цикла:

1. Формировать навыки учебной деятельности:

• учить осознавать цели;

• выбирать системы действий для достижения цели;

• учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления:

• совершенствовать навыки счёта;

• изучать и закреплять цифры;

• проводить работу с геометрическими фигурами;

• решать простейшие арифметические задачи;

• закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь:

• расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

• формировать звуковую культуру речи;

• формировать грамматический строй речи.

4. Формировать эстетический вкус.

5. Развивать знаковую функцию сознания.

6. Развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка:

• воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

• приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Задачи творческого цикла:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

Структура занятий

I этап — подготовительный

Идёт погружение ребёнка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Используется гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап — основной

Включает в себя занятие с использованием интерактивной системы голосования и тестирования МэШт. Интерактивные средства обучения (интерактивные доски, компьютеры, системы интерактивного голосования) станут отличными помощниками в диагностике развития у детей: внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.

ЗАБОЛОТНЕВ Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОМ СИСТЕМЫ ГОЛОСОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ УОТиМ...

$

Примеры использования системы VOTUM

В УоШт можно создавать красочные презентационные слайды, присоединять картинки, видео- и аудио-файлы, текстовую информацию, флеш-анимацию. Используя возможности этой системы, педагог может сделать свои занятия очень интересными и увлекательными для ребят.

1. Увлекательная азбука

Показывая слайды с картинками-буквами азбуки, педагог просит детей найти на своих пультах букву, которую сейчас они видят на экране, и нажать её. Затем в отчётах можно посмотреть, кто справился с этой задачей, а кто ещё не выучил все буквы алфавита.

2. Английский алфавит

Педагог показывает английский алфавит на экране и включает известную песенку про «АВС». В любой момент он её останавливает и просит детей нажать кнопку на пульте с изображением буквы алфавита, на которой учитель остановил песню.

3. Соревнование

Педагог показывает детям картинки и просит найти 10 отличий. Отвечает тот, кто первым нажмёт на кнопку пульта. Затем учитель может посмотреть, сколько отличий нашёл каждый ребёнок.

4. Соответствие

Педагог даёт детям тест на развитие памяти. Каждый ребёнок отвечает сам, нажимая кнопки на своём пульте, затем учи-

тель показывает всем результаты, вместе обсуждают ошибки.

5. Внимание

После просмотра мультфильма педагог задаёт детям вопросы о его содержании, показывая при этом подсказки в виде слайдов УоШт; дети отвечают по памяти с помощью пультов.

III этап — заключительный

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Продолжительность каждого этапа занятия:

• 1 этап — 10-15 минут;

• 2 этап — 10-15 минут;

• 3 этап — 4-5 минут.

Таким образом, обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в сочетании с традиционными и инновационными методами значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.