Научная статья на тему 'Начальная школа: осваиваем компьютер'

Начальная школа: осваиваем компьютер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INFORMATION TECHNOLOGY / QUALITY EDUCATION / PRIMARY SCHOOL / INNOVATION PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Галина Владимировна

Реализация инновационного проекта «Компьютер для школьника». Овладение персональными компьютерами как учебными инструментами. Изменение форм и методов организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальная школа: осваиваем компьютер»

НА ЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: осваиваем компьютер

Галина Владимировна Зверева,

методист по информационным технологиям

Управления образованием г. Краснотурьинска, Свердловская область

Основная задача современного образования — предоставить всем учащимся равный доступ к качественному образованию. Одно из решений этой проблемы — обучение учащихся с использованием информационных технологий. С 2008 года в Краснотурьинске совместно с некоммерческим фондом «Вольное дело» началась реализация инновационного проекта «Компьютер для школьника», в котором участвуют 13 школ.

• информационные технологии • качественное образование

• начальная школа • инновационный проект

Фонд взял на себя поставку необходимого оборудования, приобретение и инсталляцию лицензионного ПО, настройку беспроводных сетей, обучение педагогов, создание сайта «Компьютер для школьника». В рамках этого проекта каждый ребёнок с первого по четвёртый класс получил индивидуальный мини-ноутбук, учитель — ноутбук, для организации беспроводной сети установлены точки доступа.

Цель этого проекта — овладение персональными компьютерами как учебными инструментами. Это важно, ведь именно в начальной школе закладывается фундамент образованности личности. Кроме того, стали осваивать компьютер и учителя начальных классов. Они прошли обучение по программам «Компьютерная грамотность» и «Методика применения программного обеспечения в начальной школе». Теперь педагоги постоянно используют информационные технологии в учебно-воспитательном

процессе, тем самым побуждая школьников применять навыки самостоятельной деятельности в любой области знаний.

В чём преимущество данного проекта? Изменились формы и методы организации учебного процесса. Школьники младших классов выполняют задания и работают в группах самостоятельно, участвуя в учебных и исследовательских проектах. Технические особенности Классмейта ПК позволяют подключить к нему разнообразные цифровые устройства. Постоянное использование в процессе обучения учащихся мобильных личных ноутбуков способствует формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся.

С помощью Классмейта ребёнок может сам искать пути решения. Обучаясь работать самостоятельно, он не боится делать ошибки, так как может вернуться и исправить их. Учитель

Народное образование 2'2010

Г.В. Зверева. Начальная школа: осваиваем компьютер

только направляет деятельность учащихся.

Сейчас в каждой школе формируется пакет образовательного программного обеспечения, игр, тренажёров, предназначенных для формирования и закрепления учебных навыков по математике, русскому языку, чтению, английскому языку, окружающему миру, а также по развитию внимания, памяти, мышления, общения.

Что нужно учитывать при подборе компьютерных программ? Компьютерные технологии нужно применять там, где это действительно даёт эффект по сравнению с традиционными методиками обучения. При выборе методики использования ИКТ необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Игра — лучший способ обучения ребёнка.

Следующим этапом реализации этого проекта было включение всех участников в общее информационное пространство проекта. Благодаря созданному фондом «Вольное дело» сайту «Компьютер для школьника» мы все получили возможность обращаться за советами к руководителям проекта, общаться с педагогами из других регионов, рассказывать о своём опыте работы.

Создан городской медиафонд. Сюда вошли более 1000 презентаций, а также аудио-, видео-файлы, тесты. Фонд систематизирован по параллелям, классам, темам. Сейчас, не нарушая основы традиционной методики, нам необходимо встраивать новую методику с использованием ИКТ и сетевых технологий. Это инновационный проект, поэтому методика формируется и корректируется постоянно.

А что даёт применение ИКТ и сетевых беспроводных технологий на уроках? Усиливается интенсификация учебного процесса, урок становится более интересным для учащихся, поэтому знания усваиваются более эффективно. Их внимание активизиру-

ется за счёт визуализации. Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причём не только за счёт разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося, а также создают условия для творческой деятельности не только учащихся, но и учителей. Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний. Освобождается время для дополнительных заданий, так как материалы заранее заготовлены в электронном виде. Учитель очень оперативно может использовать тесты для проверки знаний и умений учащихся и выявить учащихся, у которых имеются проблемы в освоении программы.

Тем самым компьютерные технологии могут автоматизировать часть рутинных функций педагогов.

Одно из направлений совершенствования процесса обучения — разработка оперативной системы контроля знаний, умений и навыков, позволяющая объективно оценивать знания школьников. Оценка качества образования в начальной школе связана с оценкой реализации образовательных стандартов.

В нашем городе опытными педагогами начальных классов на основе существующих стандартов были разработаны практические нормативы знаний, умений и навыков (компетенции), которыми должен владеть каждый учащийся 1—4-го классов по окончании учебного года. Оценка выполнения нормативов позволит объективно судить о качестве знаний учащихся.

Сейчас мы подбираем компьютерные программы, которые позволят автоматизировать труд учителя и объективно оценить по нормативам ЗУН каждого ученика. Так, например, в ряде школ Краснотурьинска использовалась

4ародное образование 2'2010

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

программа, определяющая скорость чтения детей. Традиционно техника чтения проверяется один раз в четверть учителем. Результат фиксируется в таблицах. Используя компьютерные программы, мы можем проводить динамический мониторинг общеучебных и специальных ЗУН у каждого школьника.

В планах — широкое применение компьютерного контроля знаний учащихся. Организация контроля в данном случае направлена, во-первых, на то, чтобы облегчить работу преподавателя, освободив его от рутины проверки письменных работ (он может посвятить больше времени индивидуальным занятиям со школьниками) и, во-вторых, на повышение объективности проводимой проверки и оценки знаний. Появляются новые формы мониторинга: компьютерный мониторинг ЗУН; электронный классный журнал. Использование на уроках компьютеров имеет свои преимущества, однако есть и недостатки. Каковы они?

Подготовка такого урока — трудоёмкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует определённых знаний и навыков. Сложности в освоении ^ и сетевых технологий, а также разработка новой методики проведения уроков. Энергоёмкий и длительный процесс зарядки ноутбуков. Есть немало технических проблем в проекте, а ставки инженера по обслуживанию компьютерной техники имеются далеко не во всех школах.

Но несмотря на проблемы, мы знаем, что будущее — за использованием информационных технологий в обучении учащихся, и будем и дальше участвовать в инновационном образовательном проекте, направленном на повышение качества образования. НО

МУЛЬТИМЕДИАКОНСУЛЬТАЦИИ

^ Мы приобрели интерактивную доску для • образовательного центра в Стамбуле. Где можно приобрести программные материалы для преподавания русского как иностранного для взрослых и детей? Ризаева

Посмотрите учебные пособия по русскому как иностранному издательства «Златоуст» http://www.zlat.spb.ru/ Обучающие диски суроками есть в издательстве «Русский язык» http://www.rus-lang.rU/books/category/4 . http://www.langrus.ru/ — Портал поддержки русского языка как иностранного, там есть видеоматериалы для преподавателей:

http://www.langrus.rU/content/view/9/13/ , тесты он-лайн:

http://www.langrus.ru/content/view/129/226/ мультимедийные продукты: http://www.langrus.ru/content/blogcategory/18/318/ , авторы — сотрудники кафедры компьютерной линг-водидактики ФПКП РКИ рудн. Посмотрите сайт Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова (ранее подготовительный факультет для иностранных граждан) http://www.cie.ru/rus/t_help.php . Тесты на этом сайте: http://tests.cie.ru/ Могут быть полезны материалы сайта журнала «Русский язык за рубежом»: http://www.russianedu.ru/ , в частности статья «Методика и практика изучения русского языка»: http://www.russianedu.ru/learnrussian/metodics/view/2.html Посмотрите сайт http://www.pushkin.edu.ru/, там есть дистанционное повышение квалификации преподавателей русского языка: http://wwwpushkin.edu.ru/fpk/ . Посмотрите также

http://www.rosettastone.com/personal/languages/russian . Можно использовать тесты раздела репетитор он-лайн порталаwwwgramota.ru: http//wwwgramota.ru/dass/coach/ К сожалению, не всегда электронные материалы рассчитаны на рассматривание с расстояния (при работе с интерактивной доской), содержат мелкие шрифты и изображения. В некоторых случаях поможет увеличение изображения: при нажатой клавише ог! покрутить вверх колёсико мыши.

Обращаем ваше внимание, что при наличии интерактивной доски удобно проводить тестирование с помощью системы для голосования и ПО для составления тестов. Необходимо также позаботиться об озвучивании, один из вариантов — небольшой звукоусилительный комплект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.