Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов Андрей Николаевич

В статье рассмотрен вопрос применения интерактивной доски при преподавании физики в образовательных учреждениях МЧС России. Проанализированы основные методические возможности её использования, отмечены преимущества и недостатки, приведён ряд примеров из учебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE AN INTERACTIVE BOARD IN THE CLASSROOM IN PHYSICS

The article discussed the use of an interactive board in the teaching of Physics in educational establishments of EMERCOM of Russia. Analysed by major methodological possibilities of its use, the advantages and disadvantages, is a number of examples from the practice.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ»

крылов А. Н.

использование интерактивной доски на занятиях по физике

В статье рассмотрен вопрос применения интерактивной доски при преподавании физики в образовательных учреждениях МЧС России. Проанализированы основные методические возможности её использования, отмечены преимущества и недостатки, приведён ряд примеров из учебной практики.

Ключевые слова: интерактивная доска, методики преподавания физики.

Krylov A.

USE AN INTERACTIVE BOARD IN THE CLASSROOM IN PHYSICS

The article discussed the use of an interactive board in the teaching of Physics in educational establishments of EMERCOM of Russia. Analysed by major methodological possibilities of its use, the advantages and disadvantages, is a number of examples from the practice.

Keywords: an interactive board, techniques of teaching of physics.

В

последнее десятилетие активно разрабатываются новые методы преподавания на базе передовых информационных технологий. В центре внимания - формирование у обучаемых сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности общества на основе современных информационных технологий. Разработаны специальные обучающие междисциплинарные программы для таких дисциплин, как «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Экология», «Информатика» [1-3].

В высших учебных заведениях МЧС России многие педагоги указывают на ряд трудностей при преподавании курса физики, связанных с его восприятием обу-

чаемыми (см. рис. 1) [4-5]. Современные компьютерные технологии могут оказать существенную помощь в достижении указанной цели. Одной из таких технологий является интерактивная доска [6-10].

Недостаточный _ ¡^интерес к дисциплине-

(Низкий уровень знании" -после средних учебных • заведений

Основные сложности преподавания

СК

Не всегда понятна связь с профессией и специальными дисциплинами

^Отсутствие навыков _ решения задача

Рисунок 1. Основные сложности преподавания курса физики в вузе

Интерактивные доски включают четыре основных компонента (см. рис. 2).

Мультимедийный проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру. Изображение с монитора

Программное обеспечение

Радиопульты для обмена данными с интерактивной доской

Компьютер

Мультимедийный проектор

с>

Интерактивная доска

Рисунок 2. Основные компоненты интерактивной доски

компьютера передаётся через проектор на интерактивную доску. Касания поверхности интерактивной доски электронной ручкой (стилусом) передаются на компьютер и интерпретируются специальным программным обеспечением. Интерактивные доски бывают различных видов и комплектаций. Любые модели досок могут быть оснащены специальными радиопультами для обмена данными с интерактивной доской.

ОБЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Традиционно на лекционных

занятиях используются наглядные средства обучения, такие как доска и мел, плакаты, слайды. Эти средства помогают в визуализации информации и, несомненно, повышают качество обучения. Однако представление такой информации статично и не отображает динамику изучаемого процесса.

С приходом в образовательный процесс современных интерактивных технологий у преподавателя появляется возможность подачи материала в той форме, в которой он более понятен и интересен для слушателя. Проектор выводит на интерактивную доску основную информацию, а преподаватель в процессе занятия дополняет её и изменяет в зависимости от образовательных задач. На практических занятиях можно использовать двухпользователь-ский режим, например, для решения задач под руководством преподавателя. Двухпользовательский режим представляет собой одновременную работу у доски учащегося и преподавателя. Возможна организация групповой работы, в процессе которой преподаватель сможет проверить знания студентов. Для этого доска оснащена программой

тестирования, а класс - специальными устройствами, связанными с доской.

Работа с интерактивной доской создаёт условия для творческой активности студентов. На ней можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Для того чтобы не загружать рабочее поле, некоторые объекты можно скрыть, а затем показать в нужный момент. Доска позволяет использовать презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, Интернет, изображения, видео- и аудиофайлы. Все изменения, сделанные во время занятия, можно сохранить и просмотреть [8-10].

Основные возможности интерактивной доски: моделирование объектов на доске; распознавание почерка; двухпользовательский режим работы; запись действий, производимых на доске; создание, изменение и перемещение различных объектов; большой набор иллюстраций, фонов, типов слайдов и шаблонов интерактивных заданий, которые можно редактировать; импорт внешних файлов разных форматов, в том числе из сети Интернет; «шторка» -возможность пошагового открытия слайда; виртуальная клавиатура; геометрические приборы для чертежей (линейка, циркуль, транспортир).

Преимущества интерактивной доски по сравнению с другими средствами обучения состоят в том, что она позволяет:

- увеличить объём изучаемого материала за счёт его визуализации;

- повысить скорость передачи информации;

- быстро вносить поправки и уточнения в имеющийся методический материал во время объяснения, адаптируя его для решения конкретных задач;

- реализовать двухпользователь-ский режим работы;

- проводить в виде тестирования проверку знаний у всей аудитории или у определённой её группы.

Недостатки интерактивной доски состоят в следующем:

- интерактивные доски значительно дороже, чем стандартные доски или проектор с экраном;

- для работы с доской требуются специальные умения и навыки, но при этом наличия базового уровня знаний достаточно, чтобы в дальнейшем освоить её возможности самостоятельно;

- попадание человека в луч проектора мешает удобству работы у доски.

Как видно, недостатков меньше, чем преимуществ, но всё же их следует учитывать.

Рисунок 3. Тренинг по использованию интерактивной доски в Академии ГПС МЧС России 8 июня 2011 года. На фото - автор статьи

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ

Благодаря применению доски, занятия по физике становятся более интерактивными и наглядными. В зависимости от решаемой задачи, она может применяться для выбора фона, соответствующего

теме занятия (механическое движение, элементы теории относительности, ядерная физика и т. д.), построения графиков и работы с ними (графики изо-процессов, вольт-амперные характеристики), работы с рисунками (силы в механике, отражение, преломление света и т. д.), просмотра интернет-ссылок, а также аудио- и видеофайлов

(работа двигателя внутреннего сгорания, резонанс и т. д.). Появляются дополнительные возможности показать связь изучаемых законов и явлений физики со специальными дисциплинами и задачами обеспечения пожарной безопасности и безопасности при чрезвычайных ситуациях. Использование интерактивной доски при проведении тестирования способствует выявлению отстающих, прояснению вопросов, которые вызывают затруднения. Доска позволяет вернуться к любому этапу занятия и ещё раз закрепить материал.

Возможности использования интерактивной доски на лабораторных занятиях достаточно широки. Во-первых, появляется возможность рассматривать такие явления и процессы, которые невозможно реализовать в учебном заведении (изучение атома водорода, деление ядер, взрыв баллона с газом вследствие нагрева и разлёт осколков, кинематика и динамика функционирования ряда спасательных устройств при проведении аварийно-спасательных работ) [7, 8]. Во-вторых, можно использовать компьютерные анимационные модели или видеоматериалы с данными явлениями, а также остановить анимацию в требуемый момент занятия или сфотографировать кадр с помощью инструмента «камера». Полученный снимок можно увеличить, выделить цветом и т. д. При этом физический процесс или явление будут более понятны аудитории. В-третьих, при проведении лабораторных работ на плановых

и дополнительных занятиях в виртуальной лабораторной установке есть возможность изменения различных параметров проведения опыта, и сохранённая модель может быть использована в дальнейшем.

Для более эффективного усвоения материала можно использовать фотографии природных явлений, схемы и рисунки, показывающие их связь с пожарной безопасностью, а также приборов и приспособлений, которые основаны на изучаемом явлении или законе. Также можно использовать рисунки, иллюстрирующие тексты - схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, графики зависимостей физических величин [8-10].

При отработке навыков решения задач по физике удобно использовать инструмент «шторка» для скрытия части доски. На скрытой части доски можно расположить готовое решение для сравнения с ним ответа слушателя. Это удобно и при проверке тестов [8].

Современные информационные технологии в образовании могут сделать процесс обучения более наглядным, доступным и интересным для слушателя, а также показать связь изучаемого материала с практическими задачами. Одновременно с этим получаемые знания становятся более насыщенными и упорядоченными. Использование интерактивных досок, несомненно, поможет повысить эффективность обучения. Таким образом, интерактивная доска при изучении физики - это ещё

один шаг на пути повышения качества образовательного процесса.

Автор выражает глубокую благодарность и признательность доктору

технических наук, профессору В. И. Слу-еву и доценту В. В. Кузьмину за обсуждение статьи, а также ценные советы и замечания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Качанов С. А., Тетерин И. М, Тополь-ский Н. Г. Информационные технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Уч. пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

2. Шахраманьян М. А. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования Российской Федерации. - Оперативное управление мероприятиями РСЧС (сб. лекций для руководящего состава МЧС России). Кн. 2. / Под общ. ред. В. Р. Мищенко. - М.: Куна, 2004.

3. Слуев В. И. Физика и культура безопасности общества. Монография. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2002.

4. Овсяник А. И., Седнёв В. А. Методические указания для подготовки и проведения лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.

5. Безбородько М. Д. Методика подготовки и проведения практических занятий: Уч.-метод. по-

собие для адъюнктов и начинающих преподавателей. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

6. Слуев В. И. Пожары, катастрофы и безопасность людей в задачах по физике: Уч. пособие. - М.: МИПБ МВД РФ, 1998.

7. Слуев В. И. и др. Повышение качества лабораторных занятий по физике на основе информационных технологий // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. -2010. - № 4. - С. 89-91.

8. Арынгазин К. М, Дзюбина А. В. Применение интерактивной доски в процессе изучения курса физики в сфере высшего профессионального образования // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. -№ 2. Педагогика. Психология.

9. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - С. 8.

10. Полат Е. С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2005. - С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.