Научная статья на тему 'Использование интерактивной доски в образовательном процессе средней школы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся'

Использование интерактивной доски в образовательном процессе средней школы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INTERACTIVE BOARD / CAPABILITIES OF AN INTERACTIVE BOARD / AGE CHARACTERISTICS OF STUDENTS / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Ивановна

В данной статье автор обосновывает выбор приемов использования интерактивной доски в учебном процессе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Рассмотрены три ступени обучения в общеобразовательной школе: I – IV классы (младшая школа), V – IX классы (средняя школа) и X – XI классы (старшая школа). Для каждого этапа приведены примеры использования интерактивной доски на различных уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски в образовательном процессе средней школы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся»

- культура БЖД;

- терроризм;

- социальная безопасность;

- вопросы по НВП;

- детская безопасность;

- введение должности заместителя директора по безопасности в школах.

Более 60 % участников круглого стола высказались за проведение в 2013 г. региональной научно-практической конференции, посвященной проблемам безопасности жизнедеятельности на базе Череповецкого государственного университета, целью которой будет ориентировочные пути взаимодействия преподавателей безопасности жизнедеятельности по актуальным вопросам БЖД.

Таким образом, анализируя результаты анкетирования, мы считаем, что сотрудничество ЧГУ и средних общеобразовательных школ города является перспективным направлением деятельности университета в аспекте работы с молодежью.

Итогами круглого стола мы считаем:

- продолжение тесного сотрудничества на базе ЧГУ;

- изменение форм взаимодействия ЧГУ и школ г. Череповца с привлечением специалистов предприятий города;

- организацию курсов повышения квалификации для учителей ОБЖ средних общеобразовательных школ города.

УДК 004.4'27

И.И. Иванова

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор А.Ф. Касторнов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В данной статье автор обосновывает выбор приемов использования интерактивной доски в учебном процессе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Рассмотрены три ступени обучения в общеобразовательной школе: I - IV классы (младшая школа), V - IX классы (средняя школа) и X - XI классы (старшая школа). Для каждого этапа приведены примеры использования интерактивной доски на различных уроках.

Интерактивная доска, возможности интерактивной доски, возрастные особенности учащихся, эффективность образовательного процесса.

The article deals with the techniques of using an interactive board in the educational process in accordance with the age characteristics of the students. Three levels of studying at comprehensive school are considered in the article: Ist-IVth grades (elementary school), Vth-IXth grades (secondary school) and Xth-XIth grades (high school). There are given the examples of using an interactive board for each stage at different lessons.

Interactive board, capabilities of an interactive board, age characteristics of students, effectiveness of educational process.

Интерактивная доска (ИД) - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор [2, с. 96]. В последнее время она стала неотъемлемой частью образовательного процесса, хотя новинкой ее уже не назовешь. Это устройство есть практически в любой современной школе. ИД позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, схемы, диаграммы, таблицы, фотографии и др.) и интерактивности (технология «Drag and Drop», затенение экрана, утилита множественного клонирования и др.). Ее можно использовать на любой ступени обучения и при преподавании любого предмета, что с успехом и делают педагоги образовательных учреждений. Но не все учителя задумываются о педагогической целесообразности применения интерактивной доски на своем уроке. Ведь мало просто показать на ней подготовленную или скачанную из сети Интернет презента-

цию и сделать поверх всего записи от руки, необходимо еще и понимать, для какого возрастного периода какие задания лучше предлагать, чтобы занятие проходило с наибольшей пользой.

Нужно помнить, что личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем, каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии, которые и нужно постараться учитывать при подготовке к уроку с использованием интерактивной доски.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в ча-

стности, ставили Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выгодский и др. Возрастные особенности учащихся они рассматривали в разном контексте, но все сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения и воспитания [3, с. 214]. Эти разработки нашли свое отражение в современной теории использования средств информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе.

Рассмотрим подробнее возможности использования ИД на разных ступенях обучения в общеобразовательной школе: I - IV классы (младшая школа), V - IX классы (средняя школа) и X - XI классы (старшая школа).

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая серьезная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [4, с. 236]. Учителя начальных классов знают, сколько сложностей возникает с учениками этого возраста и сколько усилий нужно приложить, чтобы не только привлечь их внимание, удержать его, но и научить.

При планировании своих уроков педагогам следует помнить, что познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление у детей начальной школы меняется от наглядно-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью.

На этом этапе обучения следует весь материал к уроку оформлять ярко, красочно (например, рис. 1.), чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. В начальной школе почти все задания на ИД воспринимаются как игра: дети с удовольствием пишут, рисуют, перетаскивают объекты, стирают, рассматривают картинки, составляют по ним рассказ (рис. 1а, 1б) и т.д. При работе с интерактивной доской особое внимание следует уделить разнообразным заданиям с использованием технологии «Drag and Drop» («Перетащи и отпусти»): сопоставить предметы (рис. 1 в), выстроить в ряд, разделить на группы, найти лишнее и мн. др. Систематическое использование ИД на уроках в начальной школе (в частности технологии «Drag and Drop») позволяет развивать мелкую моторику, учит не бояться работать с интерактивной доской и отвечать перед одноклассниками.

Средний школьный возраст (от 11 - 12 до 15 лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V - IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста - это специфическая избирательность.

При подготовке к урокам в среднем звене учителям следует помнить, что в подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением [1, с. 353].

Устный счёт

480:6+160:2

150:50+100:5

640:8+220:22

90*3+30*7 60*5-40*4 80*7-80*2

Сравнить:

22т 30 кг и 22т Зц

7т 030 кг и 7т Зц

5кг 80г и 5080г

Зч 20мин и 320мин

7м 10см и 710мм

локо

лина

а)

б)

в)

Рис. 1. Примеры использование ИД в начальной школе [5]

На этом этапе основная работа с использованием ИД должна нести уже не игровой, а скорее оценочный характер (рис. 2). Для этого лучше использовать задания с последующей проверкой. Варианты оформления и использования на уроке слайда с заданием могут быть самыми разнообразными. Например, ответы можно закрасить в цвет фона, а потом в нужный момент стереть ластиком (рис. 2а) или затенить в ячейке таблицы, чтобы при проверке открыть и продемонстрировать всему классу (рис. 2б). Основным преимуществом данных заданий является то, что открывать ответы можно в любой последовательности, что очень удобно, так как ученик может не знать, как выполнить первое задание, но хорошо справиться со всеми остальными. На уроках в среднем звене общеобразовательной школы очень часто сложно предугадать ход урока, и такие задания позволяют идти навстречу ребенку, что очень важно в этом возрасте.

Еще один вид заданий, которые хорошо применять на уроках в среднем звене - это использование утилиты множественного клонирования (рис. 2в). Ученикам необходимо вставить пропущенные буквы, составить слово, произвести сравнение и т. д. В таких заданиях изюминкой является то, что ребенок не может видеть или угадать сколько раз будет использоваться тот или иной элемент, что тоже очень важно для процесса обучения в этом возрасте. Многие учителя замечают, что на уроках в V - IX классах с правильно подобранными заданиями на интерактивной доске ученики становятся более активными и заинтересованными, информация становится для них более доступной и понятной, и, как следствие, ученики становятся более нацеленными на учебу.

Для учителей старшей школы нужно помнить, что у учеников X - XI классов ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процес-

сов. Восприятие в данном возрасте характеризуется целенаправленностью, внимание - произвольностью и устойчивостью, память - логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Работая в старших классах, каждый учитель-предметник старается как можно быстрее выдать теоретический материал, чтобы больше времени осталось для решения задач на закрепление. За счет использования интерактивной доски в старшей школе можно увеличить темп урока, что превосходно решает эту проблему. Оптимальными приемами использования ИД, которые экономят время на уроке можно назвать «Затенение экрана» и «Порядок». В первом случае (рис. 3а) заранее подготовленный слайд нужно прикрыть шторкой («Затенение экрана»). А затем в нужный момент времени шторку сдвигать, открывая очередную порцию информации. Во втором случае (рис. 3б) слайд тоже готовится заранее, но, в отличие от предыдущего примера, информация не скрывается шторкой, а прячется за границы слайда. Для этого она просто группируется и помещается за край и по мере необходимости передвигается на нужное место. Преимуществом использования таких приемов является тот факт, что информация дается порционно, аудитория держится в постоянном внимании. Все члены образовательного процесса работают в одном темпе, заданном учителем.

В старшей школе при подготовке к контрольным, практическим работам, а также ЕГЭ очень удобно работать с дисками по предмету (рис. 3в), которые в последнее время выпускаются в большом количестве. На ИД можно демонстрировать и задания, и наглядный материал (в том числе и интерактивный), и готовые тестирующие программы. Все это позволяет изучить и отработать на уроке достаточно большой объем информации.

Русский язык

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Бл...стит издалека, расстилается по полям, соб...ру урожай, пробираться сквозь чащу, прот...реть стекла, выб...ремся из чащобы, бл...стают зарницы, блистательные успехи,

зам...реть от восторга.

а)

б)

В)

Рис. 2. Примеры использование ИД в средней школе [5]

а)

б) в)

Рис. 3. Примеры использование ИД в старшей школе [5]

Еще одним плюсом в пользу использования ИД на любой ступени обучения в школе является тот факт, что все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Все мы знаем, что человек в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. И при планировании урока с использованием ИД нужно стараться учитывать не только специфику предмета и урока, но и, по возможности, возрастные особенности ребенка, тогда и результаты будут значительно лучше. Для учеников младшей школы, например, задания на интерактивной доске лучше оформлять в яркой цветовой гамме, чтобы привлечь внимание. Использование технологии «Drag and Drop» позволяет развивать мелкую моторику, что важно для детей этого возраста. В среднем звене можно использовать такие возможности ИД как «Затенение ячейки таблицы», «Утилита множественного клонирования», инструменты рисования. Они позволяют выбрать такой ход урока, который будет наиболее приемлем для учеников 11 - 15 лет. В старшей школе использование приемов «Затенение экрана» и «Порядок» дает возможность увеличить темп урока,

что позволяет больше времени уделить на закрепление изученного материала, на отработку полученных навыков, подготовку к экзаменам. Все это надо постараться учитывать при работе с учениками любого возраста, ведь хороший педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана не только на знании своего предмета и владении методикой преподавания, но и на глубоком понимании возрастных особенностей учащихся.

Литература

1. Ермолаева, М.В. «Психологическая практика в системе образования» / [М.В. Ермолаева и др.]. - М. ; Воронеж, 1998.

2. Иванова, И.И. Использование интерактивной доски в образовательном учреждении / И.И. Иванова // Ученые записки. Вып. 31. - М., 2010. - С. 95 - 99.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

4. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 1996.

5. Уроки SMART Notebook. - URL: http:// exchange. smarttech.com/search.html?q=#type=%D0%A3%D1%80% D0%BE%D0%BA%D0%B8+SMART+Notebook

УДК 37.013.42

В.А. Плешаков, А. О. Кочнев

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

В статье поднимается вопрос о потребностях, которые реализуются в интернет-среде киберпространства. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о современной специфике реализации потребностей в киберпространстве студентами ЧГУ.

Киберсоциализация, студенты, условия киберсоциализации, Интернет, потребность.

The article considers the requirements realized in an Internet environment of cyberspace. The theoretical and practical aspects of the stated problem are examined. Based on the analysis of the data survey of the students of Cherepovets state university the authors made conclusions about the contemporary specifics of realization of requirements in cyberspace.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.