Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный образовательный процесс / интеграция / урок литературы / объединение / система / средство обучения. / modern educational process / integration / literature lesson / unification / system / tool.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Maрупова Д.Д.

В статье освещены проблемы интегративных связей на уроках литературы в современном образовательном пространстве, особо отмечаются типы интеграции как внешнего, так и внутреннего характера. Автором разработана концепция формирования культуроведческой компетенции студентов, базирующаяся на теории интеграции, на представлении о литературном образовании как об интегральной системе. Значительное внимание уделяется специфике организации процесса литературного образования, соответствующего вызовам времени, диктует необходимость реализации интегративного подхода. Автор приходит к выводу, что именно интегративный подход в преподавании литературы способен внести существенные позитивные изменения в педагогическую практику современной школы и содействовать решению ключевых воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING AN INTEGRATIVE APPROACH IN LITERATURE LESSONS

The article highlights the problems of integrative relations in the lessons of literature in the modern educational space, the types of integration of both external and internal nature are especially noted. The author has developed a concept for the formation of cultural competence of students, based on the theory of integration, on the idea of literary education as an integral system. Considerable attention is paid to the specifics of the organization of the process of literary education corresponding to the challenges of the time, dictates the need to implement an integrative approach. The author concludes that it is precisely the integrative approach to teaching literature that can make significant positive changes to the pedagogical practice of the modern school and promote the solution of key educational problems.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

Maрупова Д.Д. преподаватель Международный университет туризма и культурного наследия «Шёлковый путь»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье освещены проблемы интегративных связей на уроках литературы в современном образовательном пространстве, особо отмечаются типы интеграции как внешнего, так и внутреннего характера. Автором разработана концепция формирования культуроведческой компетенции студентов, базирующаяся на теории интеграции, на представлении о литературном образовании как об интегральной системе.

Значительное внимание уделяется специфике организации процесса литературного образования, соответствующего вызовам времени, диктует необходимость реализации интегративного подхода. Автор приходит к выводу, что именно интегративный подход в преподавании литературы способен внести существенные позитивные изменения в педагогическую практику современной школы и содействовать решению ключевых воспитательных задач.

Ключевые слова: современный образовательный процесс, интеграция, урок литературы, объединение, система, средство обучения.

Marupova D.D. teacher

International University of Tourism and Cultural Heritage "Silk Road"

USING AN INTEGRATIVE APPROACH IN LITERATURE LESSONS

Annotation. The article highlights the problems of integrative relations in the lessons of literature in the modern educational space, the types of integration of both external and internal nature are especially noted. The author has developed a concept for the formation of cultural competence of students, based on the theory of integration, on the idea of literary education as an integral system.

Considerable attention is paid to the specifics of the organization of the process of literary education corresponding to the challenges of the time, dictates the need to implement an integrative approach. The author concludes that it is precisely the integrative approach to teaching literature that can make significant

positive changes to the pedagogical practice of the modern school and promote the solution of key educational problems.

Keywords: modern educational process, integration, literature lesson, unification, system, tool.

Введение. Продуктивный способ преобразования и повышения качества образовательного процесса в учебном заведении, устранения противоречия между постоянно возрастающим потоком знаний и спецификой их усвоения содержит интегративный способ представления информации. Такой педагогический феномен, как интеграция, помогает преодолеть фрагментарный и мозаичный способ восприятия знаний учащимися, дает возможность овладеть комплексными знаниями, сложившимся порядком нравственных ценностей человека, формирует у них целостную общечеловеческую картину мира, воспитывает у молодых людей собственный взгляд на окружающий мир. В наше время постоянно увеличивающийся объем информации накладывает отпечаток на возможность ее восприятия, усвоения и воспроизведения. Поэтому в последние годы педагогика обратилась к проблеме систематического представления структурированных знаний, представляющих собой определенный, четко разработанный комплекс. Будущее образовательного процесса видится в междисциплинарной связи учебных дисциплин, в их синтезе, в разработке интегративных курсов в области гуманитарного знания, в его взаимопроникновении и взаимодополнении. Интеграция предполагает взаимное согласование содержания образования по различным учебным дисциплинам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом образовательных и воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

К проблеме интеграции в образовании обращались многие зарубежные (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, И. Гербарт, А. Дистерверг) и отечественные (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, И.Ф. Анненский, В.Н. Максимова, А.Я. Данилюк и др.) педагоги и ученые разных эпох.

Подчеркивая необходимость связи знаний между учебными предметами для формирования знаний учащихся и обеспечения целостности учебного процесса, Я.А. Коменский писал: "Как в природе все связано одно с другим, так и в обучении надо все связывать одно с другим так, а не иначе" [3, с.88]. И.Г. Песталоцци также подчеркивал необходимость взаимосвязи учебных предметов, поскольку именно в такой связи - они находятся в природе [12, р.26]. А. Дистерверг подчеркивал необходимость межпредметных связей для систематического, глубокого изучения всех предметов в школе. По его мнению, установление естественной и целесообразной связи между учебными предметами имеет

большое значение для формирования полных и глубоких знаний, умений и навыков [5, р.58].

Существует множество определений феномена интеграции - это восстановление единства, объединение частей в целое, процесс формирования целостности, состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в единое целое, а также процесс, приводящий к такому состоянию. Приведенные определения дают лишь общенаучную трактовку понятия "интеграция", поскольку не уточняют, о каких именно объединяющих элементах идет речь. Кроме того, из них не ясно, что такое интеграция - состояние, процесс или результат интеграции.

Интеграция, ее идеи и методология все больше проникают в вузовскую практику. Ее цель - объединение, слияние всех частей в единое целое, качественно новое. Следовательно, для приобретения и сохранения качественно значимой системы знаний и общечеловеческих ценностей, для так называемого вхождения в определенную культурную эпоху, для возможности диалога с ней, для введения в картину мира, определения присутствия в ней человека, его присутствия в различных символах, образах, моделях, схемах бытия необходимо установить глубинную связь, которая должна опираться на общие научные идеи, понятия, правила и присущие им формулы. Решению этой задачи в современном образовательном пространстве, на наш взгляд, способствует интеграция, которая позволяет дать целостное представление о человеке, его культурной, исторической и социальной значимости. "Сущность интеграции в обучении содержит два смысла: во-первых, это создание у учащихся целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция выступает как средство обучения)" [7, с. 16]. "Такое явление, как интеграция, возникло, прежде всего, на фоне своей противоположности -дифференциации наук и их отраслей, роста объема знаний и требований к ним в каждой отрасли, ведущего к углублению специализации в науках и внутри наук, неизбежному при углублении сужению круга профессиональных интересов узких специалистов. Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным способом ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами" [10, с. 24]. Современное образовательное пространство нацелено на воспитание высокообразованной, интеллектуально развитой личности, обладающей целостным, глубоким знанием картины мира и понимающей взаимосвязь между явлениями и процессами, представляющими эту картину. Фрагментарность учебного материала и способа подачи информации

является основной и, пожалуй, главной причиной мозаичности и разрозненности мировоззрения учащегося, отсутствия взаимосвязанных знаний в отрасли экономического, политического, культурного, информационного образования.

Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение научной литературы, анализ образовательных программ, учебно-методических и литературных работ, классификация, обобщение и систематизация и т.д.) и эмпирические (наблюдение за учебным процессом, анкетирование и беседы с преподавателями, студентами), проведение и анализ контрольных работ, проведение обучающего и тестового эксперимента).

Результаты. На практике встречаются случаи, когда комплексные науки становятся источником интеграции. Так, например, на уроке литературы при изучении повести В.Г. Распутина "Живи и помни" учитель представляет не только литературный комментарий, но и использует сведения из истории, культурологии, русского языка. На практике преподаватель, используя данную теорию, опирается на знания из всех видов искусств, чтобы воссоздать углубленное и взаимодополняющее представление об исторической эпохе, культурном пространстве, художественном образе, мировоззренческой парадигме, тем самым пытаясь активизировать различные рецепторы учащихся. При таком подходе все психофизические механизмы человека дополняют друг друга. Например, используя музыкальные произведения на уроках литературы, учитель вызывает у ученика слуховое восприятие. Использование живописи на уроках "подключает" к произведению зрительные рецепторы. При передаче знаний из области архитектуры можно познакомить ребенка с пространственным содержанием мыслительного процесса. Следовательно, создается целостная картина окружающего мира. При изучении литературного произведения комплексное использование знаний из разных видов искусства позволяет наиболее полно передать авторский замысел и синтезировать полученные навыки, включая во взаимодействие чувства и эмоциональный фон обучающегося. Практическая значимость применения данного метода работы на уроке литературы заключается в формировании связи между эмоциональной и мыслительной (познавательной) деятельностью.

Таким образом, воздействуя на сознание ребенка, учитель должен выдвигать основополагающие идеи, которые позволят ученику сформировать целостную картину мира. Последовательность использования таких идей позволяет ребенку создавать опорные синтезированные знания. Следовательно, научная и практическая значимость интегрированных уроков в современном образовательном процессе просто неоспорима. Следующий тип связей на уроке литературы может использоваться достаточно часто, так как сочетает в себе черты как

последовательной, так и параллельной интеграции. Смешанный тип интеграционных связей характеризуется тем, что он может включать интегративную связь литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки и т.д.

Интегративная связь смешанного типа наиболее часто используется на практике, так как имеет более гибкую структуру и позволяет комплексно и системно привлекать материал из разных видов искусств, задействовать некоторые понятия, идеи, концепции других учебных предметов, но сохраняя при этом своеобразие литературы как учебного пространства. Таким образом, на практике урок такого типа активизирует мыслительные процессы учащегося и дает возможность получить наиболее полную, целостную картину художественного произведения, т.е. литературное произведение является главным компонентом урока. Благодаря анализу художественного текста студент получает дополнительные знания из истории, теории литературы, музыки, архитектуры, живописи.

Обсуждение. Описанные три типа интегративных связей на уроке литературы в последнее время активно используются учителями на практике. на практике. Литература - главное звено таких уроков. Конкретное произведение дает возможность выстроить в сознании учащихся историко-литературный, историко-культурный контекст. "На таком уроке при изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из самых разных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают литературный материал, преломляют его в новые идеи, образы, понятия, картины. Структура урока напоминает "ромашку", в центре которой находится литературный текст, а ее "лепестки" - материал других предметов, объединенных на уровне содержания, методов и форм деятельности" [6, с. 96].

Предложенные нами фрагменты анализа стихотворения Р. Гамзатова, наглядно показывают, какие области других предметов используются на уроке литературы: история - материал о Великой Отечественной войне; картография - географическая карта страны, масштабы поражения, политические, экономические и культурные связи с другими государствами Европы и Азии; музыка - исторические памятники словесного содержания; история литературы - связь и наличие произведений о Великой Отечественной войне, установление межкультурного контакта и идентичность символа Великой Отечественной войны; искусство -взаимосвязь и наличие произведений о Великой Отечественной войне, установление межкультурного контакта и идентичность символа журавлей; художественное творчество - взаимосвязь литературы и кинематографа. Данный тип урока предполагает активизацию рецептивной и познавательной деятельности учащихся.

Заключение. Идеи интеграции в совершенствовании, повышении и улучшении качества учебно-воспитательной функции современного

образования чрезвычайно плодотворны. Синергетический подход интегративного обучения продуктивен в рамках современного образовательного пространства, отражает современные тенденции развития фундаментальных естественных и гуманитарных наук, выступает в качестве философской основы их сближения и взаимодействия. основы их сближения и взаимодействия. Объединение, взаимодействие, взаимопроникновение предметов, создание интегрированных программ, курсов, различных типов уроков существенно улучшает образовательный процесс и приветствуется в педагогической теории и практике. "Этот процесс характерен для всех предметов, но прежде всего для уроков литературы, искусства слова, которое может по-настоящему реализовать свой огромный эстетический и нравственно-философский потенциал воздействия на сознание реципиента только во взаимодействии с другими искусствами, другими смежными гуманитарными предметами" [6, с. 92].

В заключение можно сделать вывод, что появление такого урока в образовательном процессе необходимо потому, что:

Во-первых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу нужны хорошо подготовленные специалисты широкого профиля, обладающие системными и функциональными знаниями о мире, месте человека в нем. Интеграция в образовании способствует удовлетворению этой потребности.

Во-вторых, учащиеся познают окружающий мир в единстве, целостности, в то время как предметы школьного цикла не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

В-третьих, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, способствуют активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-четвертых, интегрированные уроки, благодаря переключению на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию внимания, мышления, речи учащихся.

В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации и самовыражения преподавателя.В процессе изучения художественных произведений учащиеся приобретают способность понимать литературу как вид искусства во взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино), приобретают опыт осмысления их содержания во взаимосвязи с культурной средой, с базовыми национальными ценностями, определяющими самосознание народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, осмысливают смысл человеческой жизни, приобретают личную, семейную и общественную культуру. Специфика организации процесса литературного образования, соответствующая вызовам времени, диктует необходимость реализации

интегративного подхода. Именно интегративный подход к преподаванию литературы способен внести существенные позитивные изменения в педагогическую практику современного образования и способствовать решению ключевых образовательных задач.

Использованные источники:

1. Ахматова Е.Л. Феномен интеграции в историко-педагогическом аспекте [Текст] / Е.Л. Ахматова // Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: Сборник научных статей. -ВЫП. IV. -Москва-Ярославль, 2009. - Р. 117-121.

2. Белова H.A. Реализация интеграции при изучении русского языка и литературы в школе над текстовым материалом // Русская словесность. -2003. -№8. - Р. 53-57.

3.Коменский Я.А. Дидактические принципы. Извлечения из великих дидактик [Текст] // Я.А. Коменский. - Москва, 1997 г. -311 р.

4. Черникова Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов // Профильная школа. - 2005. - №

5. - С. 23-27.

5. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения [Текст] // А. Дистерверг. - М., 1996. -374 р.

6.Доманский В.А. Теоретические аспекты создания интегрированных программ учебных курсов и уроков // Содержательно-дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических трудов. Том 2 / Под ред. В. А. Доманского. А. Доманский. - Томск, 2004. -Р. 87-100.

7. Ермаков Д. С. Элективные курсы: требования к разработке и оценке результатов обучения // Профильная школа. - 2004. - № 3. -Р. 15-17.

8. Горячева Р.Н. Алгоритм учебно-речевой деятельности "учитель-ученик" как условие эффективности интегрированного урока литературы: дисс. -Самара, 2000 г. -180 р.

9. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретическое и практическое руководство по овладению высшими образцами педагогического искусства). - Минск: Технопринт, 2000. - Р. 37-65.

10. Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов // Педагогика. - 1996. - № 5. - Р. 114-115.

11. Medwell M, Mety M. Theoret^l Models of Leаmmg апё literacy Devolopment, Emerald Group Publishing.1996.-P.280

12. Песталоцци И.Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений [Текст] // И.Г. Песталоцци. - Москва, 2009 г. -110 р.

13.Пинская Е.Н. Интегративные процессы на уроке литературы в современной школе// Вестник Ставропольского государственного университета.2010 г. -№ 66. -Р. 105-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.