Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА ПРИ АНАЛИЗЕ СОЦИАЛЬНОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА ПРИ АНАЛИЗЕ СОЦИАЛЬНОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Е.И., Субботина Т.Н.

В статье обосновано использование инструментов территориального маркетинга в ходе анализа социально-экономического положения региона. На примере Калужской области проанализированы показатели развития промышленности региона, темпы строительства, показатели развития сельского хозяйства, объём инвестиций в основной капитал региона, уровень ВРП. По результатам анализа сделан вывод о снижении экономической активности в регионе из-за введения ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также о целесообразности использования полученной информации при осуществлении государственной политики выравнивания в рамках комплексного развития территорий страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TERRITORIAL MARKETING TOOLS IN THE ANALYSIS OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION OF THE REGION

The article substantiates the use of territorial marketing tools in the analysis of the socio-economic situation of the region. On the example of the Kaluga region, the indicators of the development of the region's industry, the pace of construction, the indicators of the development of agriculture, the volume of investment in fixed assets of the region, the level of GRP are analyzed. According to the results of the analysis, it is concluded that economic activity in the region has decreased due to the introduction of restrictions due to the spread of coronavirus infection, as well as the expediency of using the information obtained in the implementation of the state policy of equalization within the framework of the integrated development of the country's territories.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА ПРИ АНАЛИЗЕ СОЦИАЛЬНОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА ПРИ АНАЛИЗЕ СОЦИАЛЬНОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

РЕГИОНА

Е.И. Рожкова, студент

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-164-167

Аннотация. В статье обосновано использование инструментов территориального маркетинга в ходе анализа социально-экономического положения региона. На примере Калужской области проанализированы показатели развития промышленности региона, темпы строительства, показатели развития сельского хозяйства, объём инвестиций в основной капитал региона, уровень ВРП. По результатам анализа сделан вывод о снижении экономической активности в регионе из-за введения ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также о целесообразности использования полученной информации при осуществлении государственной политики выравнивания в рамках комплексного развития территорий страны.

Ключевые слова: регион, территориальный маркетинг, конкурентоспособность территорий.

Развитие России невозможно без развития субъектов федерации, которые должны быть при этом интегрированы в национальную экономику и инвестиционные процессы. Формирование престижа и инвестиционной привлекательности России на международной арене складывается, в том числе, за счёт формирования имиджа и привлекательности её регионов или территорий.

Российские регионы достаточно сильно дифференцированы между собой по уровню экономического развития, они имеют свои географические, социальные и культурные особенности. Поэтому возрастает значение формирования уникальных конкурентных преимуществ территорий за счёт территориального маркетинга (или маркетинга территорий).

Территориальный маркетинг - позиционирование или создание бренда региона, работа с инвесторами, когда во главу угла ставятся создание интересных предложений для инвестиций, работа с общественностью [1, с. 11].

При проведении территориального маркетинга необходимо оценить потенциал региона по составляющим, выступающими факторами территориальной конкуренто-

способности [1, с.121]:

1. Ресурсный потенциал (географическое положение. наличие природных ресурсов, характеристика климатических условий развития, земельные ресурсы, основной капитал, трудовые ресурсы).

2. Потенциал качества жизни (уровень социальной защиты, степень безопасности проживания населения, возможности получения услуг ЖКХ, качество жилья, культурной среды и т.д.).

3. Финансовый потенциал (бюджетная сила, уровень развития банковской, финансовой. страховой инфраструктуры. инвестиционный климат и др.).

4. Экологический потенциал (качество воды. воздуха, состояние окружающей природы и др.).

5. Организационный потенциал (политическая стабильность, эффективность структур управления и др.).

Важнейшими инструментами при использовании территориального маркетинга выступают информация о регионе, а также индикаторы, индексы и различные рейтинги.

Российскими учёными предложены методики оценки конкурентоспособности территорий применительно к потребно-

стям территориального маркетинга [2].

Исследование проводилось на примере Калужской области, анализировались показатели социально-экономического развития региона за 2018-2020 гг.

Основными показателями развития промышленности в регионе выступают

объём промышленного производства и индекс промышленного производства.

В 2020 г. наблюдалась тенденция снижения основных показателей развития промышленности, что связано с распространением COVID-19 и отражает в целом общероссийскую ситуацию.

1000

800

»c

600

ei

& Ч 400

5 200

867,9

2018г.

109,70%

102,90%

920

105,70% =8=35

2019г.

904,6

99,20%

97,40%

2020г.

145,00% 125,00% 105,00% 85,00%

Объём промышленного производства (Калужская область) —Индекс промышленного производства (Калужская область) —Индекс промышленного производства (Российская Федерация)

Рис. 1 Показатели развития промышленности за 2018-2020 гг.

с -

с

Я ^ S о

о

Ч с § g

л у.

11

И s

U с

а —

о С

Э

S

0

Индекс промышленного производства в 2020 г. составил в Калужской области 99,2%, что выше среднего по России -97,4% (рис. 1).

Влияние на общие темпы роста оказало снижение производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (-18%), машин и оборудования (-21,2%), нефтепродуктов (-38%).

Однако по большинству видов обрабатывающих производств наблюдается рост, в том числе наиболее весомый:

- в производстве готовых металличе-

Рис. 2. Динамика объёма работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за 2018-2020 гг. (в % к среднемесячному значению 2017 г.)

ских изделий (159,1%),

- в производстве металлургическом (116,1%),

- в производстве бумаги и бумажных изделий (114,4%),

- в производстве пищевых продуктов (109,0%),

- в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (106,9%).

На рисунке 2 представлена динамика работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за период 2018-2020 гг.

В 2020 г. в соответствии с инвестиционной программой Минэкономразвития России выделены 7158 млн. руб., в т.ч. 6033 млн. руб. из федерального бюджета на строительство 16 объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимости.

Показатели развития сельского хозяй-

ства за 2018-2020 гг. демонстрируют положительную динамику, объём производства продукции сельского хозяйства в 2020 г. составил 53950 млн. руб., из которых 43,96% или 23717 млн. руб. приходится на продукцию растениеводства, и 56,04% или 30233 млн. руб. на продукцию животноводства.

КРС

100 80 б0 40 20 0 h

8,б

7,2 б,2

2Q18i\ ' 2Ql9r. 2Q2Qr.

Свиньи

30 33,3 32,7

2Q18I\ 2Q19T 2Q2QI\

Овцы и козы

24,б 27,1 28,5

2018г. 2019г. 2020г. ■ Сельхозорганизации ■ Население ■ Фермерские хозяйства Рис. 3. Структура поголовья скота за 2018-2020 гг. (по категориям хозяйств, %)

Объём инвестиций в экономику региона за анализируемый период вырос на 22,93% и составил 112040 млн. руб. По этому показателю регион занимает 6 место в ЦФО и 29 по России [3]. На территории Калужской области сейчас реализуется 220 инвестиционных проектов, из них 22 было открыто в 2020 г. с общим объёмом инвестиций 40230 млн. руб. [4].

Однако негативной тенденцией является снижение индекса физического объёма по сравнению с 2019 г. на 16,2%. Объём иностранных инвестиций в экономику региона снизился за 2018-2020 г. на 68,4%.

На рисунке 4 представлены объёмы инвестиций в основной капитал за анализируемый период в сравнении с общероссийским индексом физического объёма.

б

у

д.

120 100 80 б0 40 20 0

110,2

112

2Ql8r

2Ql9r

80%

2Q2Qr

150,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

140,00%

130,00%

120,00%

110,00%

100,00%

90,00%

80,00%

70,00%

б0,00%

ё ъ б о

о г

гок

с е

%

I Объём инвестиций в основной капитал (Калужская область) ■Индекс физического объёма (Калужская область) ■Индекс физического объёма (Российская Федерация)

и ф

ä

е

Рис. 4. Инвестиции в основной капитал за 2Q18-2020 гг.

Данные рисунка 4 наглядно демонстрируют превышение регионального индекса физического объёма инвестиций в основной капитал над общероссийским индек-

сом в 2019-2020 гг.

Проанализируем валовый региональный продукт за 2018-2020 гг.

Таблица Изменение ВРП Калужской области за 2018-2020 гг.

Наименование показателя 2018г. 2019г. 2020г. Отклонение показателей 2020г. от

2018г. 2019г.

по абс. величине в % по абс. величине в %

ВРП, млн. руб. 507632,2 545109,4 520000 12367,8 2,44 -25109,4 -4,6

За 2019-2020 гг. произошло снижение отражает в целом, общероссийскую ситуа-валового регионального продукта на цию и связано со снижением экономиче-25109,4 млн. руб., что связано с распро- ской активности из-за введения ограниче-странением коронавирусной инфекции, ний в связи с распространением коронави-повлиявшей на снижение экономической русной инфекции. Инструменты террито-активности из-за введения ограничений на риального маркетинга позволяют собрать работу отдельных отраслей экономики. информацию, которую целесообразно ис-

Таким образом, проведённый анализ пользовать при осуществлении государ-показал, что за период с 2018-200 гг. в Ка- ственной политики выравнивания в рамках лужской области произошло снижение ос- комплексного развития территорий стра-новных экономических показателей, что ны.

Библиографический список

1. Логунцова, И.В. Маркетинг территорий: учебник и практикум для вузов / И.В. Логунцова, И.В. Малькова. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 163 с.

2. Анохин, Е.В. Оценка конкурентоспособности в маркетинге территорий / Е В. Анохин, В.А. Анохин // Экономика региона. - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 130-144. -DOI 10.17059/ekon.reg.2021-1-10.

3. Субботина, Т.Н. Инвестиционная привлекательность Калужской области: факторы и методики оценки // Научное обозрение: теория и практика. - 2020. - Т. 10. - №8 (76). -С. 1600-1614. - DOI 10.35679/2226-0226-2020-10-8-1600-1614.

4. Субботина, Т. Н. Перспективы сбалансированного развития региона в рамках перехода к инновационной модели развития / Т.Н. Субботина, Д.Е. Голиков, В.В. Лазуткин // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-2 (71). - С. 137-143. - DOI 10.24411/2411-0450-2021-1085.

THE USE OF TERRITORIAL MARKETING TOOLS IN THE ANALYSIS OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION OF THE REGION

E.I. Rozhkova, Student

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The article substantiates the use of territorial marketing tools in the analysis of the socio-economic situation of the region. On the example of the Kaluga region, the indicators of the development of the region's industry, the pace of construction, the indicators of the development of agriculture, the volume of investment in fixed assets of the region, the level of GRP are analyzed. According to the results of the analysis, it is concluded that economic activity in the region has decreased due to the introduction of restrictions due to the spread of coronavirus infection, as well as the expediency of using the information obtained in the implementation of the state policy of equalization within the framework of the integrated development of the country's territories.

Keywords: region, territorial marketing, competitiveness of territories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.