ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
С.Н. Сычанина, канд. филос. наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В статье рассмотрена сущность бережливых технологий, определены потери для организации и представлен опыт внедрения бережливых технологий. На примерах внедрения системы 5с, стандартизации, системы предложений по улучшению и проведения кружков качества показаны способы повышения мотивации каждого сотрудника в организации. Вывод заключается в необходимости использования инструментов бережливых технологий для повышения мотивации персонала организации.
Ключевые слова: бережливые технологии, потери, персонал, мотивация, стандартизация, улучшения.
В настоящее время все больший интерес у руководителей организаций вызывает новое для нашей страны понятие - бережливые технологии. Связано это, прежде всего, с эффективным опытом компаний, как отечественных, так и зарубежных, использующих данные технологии. Если глубже изучить сущность бережливых технологий, то можно сделать вывод, что это не новое, а «хорошо забытое старое», поскольку в основу легли понятия и инструменты научной организации труда, разработанные еще в тридцатые годы советским ученым А.К. Гастевым. Основной упор ученый делал на оптимизацию и повышение эффективности производственного процесса. Специалисты других стран (Японии, США, Германии), дополнив эту концепцию практическими приемами и инструментами, активно используют ее в организациях любого типа.
Основной задачей бережливых технологий можно выделить оптимизацию любого процесса (производственного, управленческого, финансового и пр.), благодаря выявлению и устранению потерь, т.е. действий не приносящих ценности для организации. Специалистами были выделены семь видов потерь, встречающихся в любой организации и снижающих эффективность ее деятельности:
- перепроизводство;
- ожидания;
- брак;
- излишние запасы;
- лишние движения;
- излишняя обработка;
- транспортировка [1].
Джеффри Лайкер в своей книге «Дао Tayota» представил еще один вид потери -восьмой - неиспользованный творческий потенциал персонала организации. Данный вид связан с потерей времени, идей или возможностей совершенствования из-за невнимательного отношений к сотрудникам компании, не раскрытии их потенциала [2].
Эффективность применения бережливых технологий в организации можно рассматривать с различных сторон. В данной статье укажем лишь одну сторону - человеческие ресурсы или персонал организации, и проанализируем целесообразность применения инструментов изучаемого понятия.
Еще в тридцатые годы А.К. Гастев акцентировал внимание на человеческом факторе. Он считал, что главную роль в работе предприятия играет человек, эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте, в частности с эффективного использования времени [3].
Личная эффективность каждого человека на рабочем месте напрямую зависим от его мотивации, и поэтому использование различных методов мотивации должно являться одной из главных составляющих эффективного управления персоналом, и как следствие, важной составляющей производительности организации в целом [4].
Опыт внедрения бережливых технологий в организациях показал не только целесообразность использования, но и повышение мотивации персонала, а также формирование положительного социально-психологического климата в коллективе.
Самым главным отличием применения данных технологий является изменение отношения у работников к своему трудовому процессу [5]. Конечно, на начальном этапе внедрения у большинства сотрудников появляются возражения, неприятие данной концепции. Часто от работников можно слышать: «Зачем нам это надо? У нас и так все отлично! У нас это не пройдет!» и пр. Но после обучения, на котором раскрывается сущность бережливых технологий, и прохождения практических действий на тренажерах, число скептиков сокращается.
На следующем этапе внедрения определяется пилотное подразделение для использования инструментов бережливых технологий. И вот именно тогда и начинает повышаться мотивация сотрудников. Например, при внедрении такого инструмента бережливых технологий, как стандартизация - сотрудники, сами, обсуждая, разрабатывают стандарт своих практических действий в организации, приносящий максимальный эффект. Это значительно повышает мотивацию, поскольку разработанный самостоятельно стандарт действий, во-первых, повышает значимость самого работника, его статус, и, во-вторых, он будет «работать» в отличие от огромного количества инструкций и стандартов, лежащих на полках в организациях. Кроме того, разработанный стандарт действий не является эталоном, его необходимо постоянно анализировать и совершенствовать совместно с работниками, что также способствует повышению интереса к своей трудовой деятельности.
Другой пример - внедрение системы 5С, которая предполагает выполнение персоналом определенных последовательных действий на своем рабочем месте: сортировка, соблюдение порядка, содержание рабочего места в чистоте, стандартизация и совершенствование. Опрос со-
трудников показал, что на начальном этапе 80% сотрудников критически относилась к внедрению данной системы, не понимая, зачем это надо. По истечении трех месяцев это количество сократилось до 35%. А при личном общении сотрудники не только благодарили, но и показывали, что они уже самостоятельно усовершенствовали на рабочем месте и что планируют еще сделать.
Ярким примером повышения мотивации можно отметить внедрение в организацию системы предложений по улучшению и проведению кружков качества. Сущность данных мероприятий заключается в вовлечении каждого сотрудника организации в производственный процесс, путем обсуждения совместно с ними различных вопросов и выработки системы, при которой работник дает рекомендации по оптимизации или совершенствованию трудовой деятельности, связанной с повышением производительности труда или качеством продукции, снижением себестоимости или обеспечению наилучшей безопасности труда и т.д.
Организовать такие мероприятия практически не возможно без участия специалистов, которые должны на начальном этапе объяснить цель, методы, приемы. Помимо этого, опыт показывает, что вначале персоналу легче раскрыться или рассказать о своих трудностях в работе постороннему человеку. В ходе правильно построенной беседы происходит не только обсуждение трудностей, но и поиск путей устранения их и совершенствования своей трудовой деятельности.
Участие в таких мероприятиях работников показывает значительное повышение интереса к своей трудовой деятельности, а, следовательно, и способствует изменению отношения к своей деятельности и повышению мотивации персонала.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование инструментов бережливых технологий в организации не только повысит производительность труда, снизит себестоимость продукции, но и, самое главное, обеспечит значительное повышение мотивации персонала организации.
Библиографический список
1. Шолин Ю.А. Ценности и потери. / В сборнике: Повышение производительности труда как стратегический фактор конкурентоспособности. - Материалы научно-практической конференции. - 2017. - С. 242-248.
2. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лай-кер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.
3. Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. - М., 2011. - 480 с.
4. Осадчая Е.В., Сычанина С.Н. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности управления персоналом / в сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 24-28.
5. Сычанина С.Н. Использование бережливых технологий в управлении персоналом организации / В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г.. 2017. С. 491-492.
USING THE TOOLS OF LEAN TECHNOLOGIES TO IMPROVE STAFF MOTIVATION IN THE ORGANIZATION
S.N. Sychanina, сandidate of philosophy sciences, associate professor Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article considers the essence of lean technologies, identifies losses for the organization and presents the experience of implementing lean technologies. The examples of implementation of the 5s system, standardization, system of proposals for improvement and quality circles show ways to increase the motivation of each employee in the organization. The conclusion is the need to use lean technology tools to increase the motivation of the organization's staff. Keywords: lean technologies, losses, personnel, motivation, standardization, improvements.