Научная статья на тему 'Использование инструментария реструктуризации в управлении дебиторской задолженностью предприятия'

Использование инструментария реструктуризации в управлении дебиторской задолженностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / RECEIVABLES / СПОСОБЫ И ФОРМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ / WAYS AND FORMS OF RESTRUCTURING / RESTRUCTURING OF ACCOUNTS RECEIVABLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироседи С. А., Наумова Н. А.

В статье рассмотрены методы реструктуризации, используемые в управлении дебиторской задолженностью, позволяющие успешно решать задачи стабилизации финансового состояния предприятия. Указаны основные способы и формы реструктуризации. Определены этапы последовательной работы с дебиторской задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF RESTRUCTURING TOOLS IN THE MANAGEMENT OF THE RECEIVABLES OF AN ENTERPRISE

In the article, the methods of restructuring, used in the management of accounts receivable, allowing to successfully solve the problems of stabilization of the financial state of the enterprise, are considered. The main ways and forms of restructuring are indicated. The stages of consecutive work with accounts receivable are determined.

Текст научной работы на тему «Использование инструментария реструктуризации в управлении дебиторской задолженностью предприятия»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

С.А. Мироседи, канд. экон. наук, доцент Н.А. Наумова, студент

Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ (Россия, г. Волжский)

Аннотация. В статье рассмотрены методы реструктуризации, используемые в управлении дебиторской задолженностью, позволяющие успешно решать задачи стабилизации финансового состояния предприятия. Указаны основные способы и формы реструктуризации. Определены этапы последовательной работы с дебиторской задолженностью.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, реструктуризация дебиторской задолженности, способы и формы реструктуризации.

В современных условиях гарантом устойчивого роста и финансовой стабильности предприятия является его налаженная система расчётов со своими должниками. Несвоевременное поступление денежных средств за поставленную продукцию или оказанные услуги, а также прочие возникшие задолженности, создают проблему недостаточности финансовых ресурсов в обороте и необходимость привлечения дополнительных средств извне, что ведет к ухудшению финансового состояния предприятия. В этой связи актуальным становится вопрос поиска эффективных инструментов управления дебиторской задолженностью, что послужило основанием для данного исследования.

Одним из инструментов, появившемся в конце XX века в российской практике, стала реструктуризация задолженности, которую в основном связывали с мерами по ликвидации дебиторской задолженности. Вопросы реструктуризации задолженности исследовались учеными: Л. Гапен-ски, Ю. Бригхем, С. Росс, Р. Брейли и С. Майерс, А.Б. Фельдман, Л.Е. Басовский, И.А. Бланк, и др.

Реструктуризация представляет собой модификацию структуры, масштабов, типов работы хозяйствующего субъекта в целях обеспечения успешного развития, распределения и применения финансовых ресурсов [1, с. 26]. Применительно к дебиторской задолженности, под которой понимаются долги физических или юридических лиц перед предприятием, реструкту-

ризацию можно охарактеризовать как процесс, направленный на уменьшение доли просроченной задолженности и перевод ее в быстроликвидные активы.

Причинами образования просроченной дебиторской задолженности могут быть: недобросовестность предприятий-

дебиторов; отсутствие у них возможностей погашения долга; возникновение непредвиденных чрезвычайных обстоятельств; излишне уплаченные суммы налоговых и прочих взносов в государственные и негосударственные фонды; излишне выплаченные суммы работникам предприятия; своевременно не возвращенные подотчетные суммы; не внесенные взносы в уставный капитал и др. Рассматривая долю каждой из перечисленных видов дебиторской задолженности в общей сумме, необходимо отметить, что наибольший удельный вес в структуре занимают долги предприятий-покупателей. Можно говорить, что это своеобразный кредит или инвестиции, предоставляемые покупателям. В условиях конкурентной борьбы за покупателя, предприятия вынуждены отгружать продукцию на различных условиях отсрочки платежа, установления различного рода ценовых льгот, что приводит к дополнительным затратам на содержание дебиторской задолженности. Однако отказаться от этого - значит потерять клиентуру, что приведет к снижению объема продаж и еще большим потерям. В этой связи возникает потребность в управлении дебиторской задолженностью. Управление свя-

зано с необходимостью классификации дебиторской задолженности, позволяющей формировать ее оптимальную структуру в зависимости от потребностей предприятия, а также возможности применения различных методов управления. Наиболее распространенные признаки классификации приведены в таблице 1. Количество признаков может быть расширено, кроме того, виды задолженности могут быть де-

тализированы и разбиты на подвиды, способствующие ранжированию задолженности по необходимым для предприятия признакам. Например, просроченная задолженность может быть ранжирована по срокам превышения договорных условий, что позволит четко отслеживать поведение должников, и принимать необходимые меры по ее реструктуризации.

Таблица 1. Классификация дебиторской задолженности

Классификационный признак Вид задолженности Краткая характеристика задолженности

Срок образования Краткосрочная Платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты

Долгосрочная Платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Срок погашения Не просроченная Срок погашения не наступил

Просроченная Не погашенная в сроки, установленные договором

Возможность погашения [НК ст. 266] Сомнительная Не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией

Безнадежная Долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации

Законность возникновения Оправданная Соответствующая нормативным актам, заключенным договорам

Неоправданная Задолженность, причины возникновения которой - нарушения законов, ошибки в оформлении расчетных документов и др.

Частота повторяемости Систематическая Задолженность клиентов, постоянно нарушающих сроки оплаты

Разовая Задолженность клиентов, впервые нарушивших сроки оплаты

Причина образования Осознанная Связана с недобросовестностью клиента и нежеланием своевременно погашать долг

Непредвиденная Связана с обстоятельствами, не позволяющими клиенту своевременно погасить долг

Эффективное функционирование предприятия обеспечивается его финансовым состоянием, которое, в свою очередь, характеризуется размещением и использованием средств, что вызывает острую необходимость контроля над движением дебиторской задолженности [3, с. 28]. Работа с должниками должна основываться на анализе, направленном на выявление уровня и

состава дебиторской задолженности, а также эффективности вложенных в нее средств. Необходимо систематически проводить анализ по каждому дебитору, разработать схему взыскания дебиторской задолженности, которая может быть представлена последовательными этапами работы, показанными в таблице 2.

Таблица 2. Последовательность работы с дебиторской задолженностью

Этапы Период Принимаемые меры

I С момента отгрузки до срока оплаты Отгрузка в соответствии с условиями договора, уведомление покупателя, выставление счетов-фактуры и др. документов, с указанием суммы и договорных сроков ее погашения.

II Срок оплаты -просрочка 10 дней Контроль сроков погашения. Выявление причин срыва договорных сроков оплаты. Уведомление клиента о просрочке и дальнейшем применении штрафных санкций.

III От 10 до 30 дней просрочки Активная работа с ответственными лицами предприятия-дебитора. Применение штрафных санкций.

IV От 30 до 90 дней просрочки Разработка мер по реструктуризации задолженности, анализ рисков. Предложение и обсуждение мер с дебитором. Заключение соглашения о форме осуществления реструктуризации, сроках, способах прекращения обязательств и т.п. При отсутствии у клиента желания и возможности погашения долга, выставление ему официальной претензии.

V Свыше 90 дней просрочки Подача искового заявления в арбитражный суд, с предварительной оценкой реального ущерба, нанесенного клиентом (рыночная стоимость продукции, % по кредитам, дополнительные расходы, упущенная выгода и т.п.). Рассмотрение возможности привлечения третьих лиц.

VI От 3 до 5 лет просрочки Списание истребованной задолженности на финансовый результат по истечении срока исковой давности (3года), но в течение 5 лет учитываемой на 007 забалансовом счете для возможного взыскания [ГК, гл. 11,12]

При работе по возвращению дебиторской задолженности предприятию выгоднее прибегнуть к реструктуризации, чем обращаться в суд, поскольку это дает больше шансов на более быстрый и реальный возврат средств. В качестве инструментов реструктуризации используются различные методы. Перечисленные в таблице 3 методы реструктуризации эффек-

тивны в ситуации, когда должник представляет собой устойчиво работающее предприятие, но по каким-то причинам своевременно не погасившим свои обязательства. Сложнее складывается работа с задолженностью предприятия-банкрота, но и здесь при активной работе с должником можно добиться положительных результатов.

Таблица 3. Методы реструктуризации дебиторской задолженности

Метод Способы и формы реализации

Заключение договора об отсрочке (рассрочке) погашения долга Анализируются возможные риски, составляется соглашение о рассрочке платежа в отношении должника, готового на добровольное проведение реструктуризации. Регламентируются правоотношения сторон, уточняются новые сроки и способы прекращения обязательств, а также размеры неустойки или проценты за нарушение обязательств, исчисленные с первоначальной даты.

Прекращение обязательств [ГК, гл. 26] Отступное - предоставление по соглашению сторон материальных и нематериальных ценностей взамен исполнения обязательства Прекращение обязательства зачетом - встречным однородным требованием Новации - соглашение между теми же лицами о замене первоначального обязательства, другим, с иным способом исполнения (векселем, обмен задолженности на акции, бартер и др.).

Перемена лиц в обязательстве [ГК, гл. 24] Перевод долга - согласно п.1 ст. 391 ГК РФ, перевод на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора, но само обязательство должника не прекращается. Уступка права требования - согласно ст. 382 ГК РФ возможна замена кредитора в обязательстве в результате совершения первоначальным кредитором соответствующей сделки, путем заключения договора между первоначальным и новым кредитором, которому передается право (требование или договор цессии).

Возложение исполнения обязательства на третье лицо [ГК, ст. 430] Способ похож на перемену лиц в обязательстве, однако процедуры отличаются. Лицо, на которое будет возложено обязательство, обязано погасить долг заемщика. Однако первоначальный должник остается обязанным до тех пор, пока кредитор не подтвердит исполнение его обязательства третьим лицом.

Продажа дебиторской задолженности банку или другому кредитному учреждению Договор факторинга. Задолженность с дисконтной скидкой покупают предприятия, являющиеся должниками дебитора, которые предъявляют ее к погашению должником по полной стоимости. Осуществляется как краткосрочное финансирование.

Форфейтинг - форма расчетов, применяемая во внешней торговле при продаже крупных объектов недвижимости. Оформляется оборотным документом, как правило, векселем кредитора без права регресса. Осуществляется на средние и длительные сроки.

Результат реструктуризации зависит от тельных потерь, предотвратить угрозу заинтересованности обеих сторон в реали- банкротства, улучшить финансовое со-зации мер по ликвидации задолженности. стояние предприятия, сохранить партнер-

Реструктуризация, как современный ин- ские взаимоотношения с предприятиями-струмент, используемый в управлении за- покупателями. долженностью, помогает избежать значи-

Библиографический список

1. Мироседи С.А., Сергеева К.С. Реструктуризация маркетинговой деятельности предприятия - путь к повышению эффективности // Инновационное развитие. - 2017. - №10 (15). - С. 25-27.

2. Налоговый кодекс РФ (Ч. 2) ст. 266 от 05.08.2000. №117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) http://www.consultant.ru/

3. Печерская М.Л., Мироседи С.А. Влияние структуры капитала на финансовое состояние предприятия // Современные аспекты экономики. - 2015. - №5 (213). - С. 27-31

4. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) http://www.consultant.ru/

USE OF RESTRUCTURING TOOLS IN THE MANAGEMENT OF THE RECEIVABLES OF AN ENTERPRISE

S.A. Mirosedi, candidate of economic sciences, associate professor N.A. Naumova, student

Volzhsky polytechnic institute (branch) of the Volgograd state technical university (Volzhsky, Russia)

Abstract. In the article, the methods of restructuring, used in the management of accounts receivable, allowing to successfully solve the problems of stabilization of the financial state of the enterprise, are considered. The main ways and forms of restructuring are indicated. The stages of consecutive work with accounts receivable are determined.

Keywords: receivables, restructuring of accounts receivable, ways and forms of restructuring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.