Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО НУМИЗМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СУБРЕГИОНОВ АФРИКИ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО НУМИЗМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СУБРЕГИОНОВ АФРИКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Преподавание географии в школе / нумизматика / иностранные монеты / средства обучения / среднее общее образование. / Teaching geography at school / numismatics / foreign coins / teaching aids / general secondary education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков И. И., Гонеев И. А.

В статье предложено несколько вариантов использования относительно доступного нумизматического материала, а именно монет некоторых иностранных государств, в качестве наглядных средств обучения на уроках географии в средней школе. Проведен педагогический эксперимент, анализ результатов которого доказывает основные теоретические положения работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FOREIGN NUMISMATIC MATERIAL IN GEOGRAPHY LESSONS IN SECONDARY SCHOOL (BASED ON THE EXAMPLE OF STUDYING SUBREGIONS OF AFRICA)

The article suggests several options for using relatively accessible numismatic material, namely coins of some foreign countries, as visual teaching aids in geography lessons in secondary school. A pedagogical experiment was conducted, the analysis of the results of which proves the main theoretical provisions of the work.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО НУМИЗМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СУБРЕГИОНОВ АФРИКИ)»

УДК 372.891

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО НУМИЗМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СУБРЕГИОНОВ АФРИКИ)

© 2024 И. И. Жуков1, И. А. Гонеев2

1 специалист научно-аналитического отдела e-mail: igoryan228. zhukov @ ya. ru 2кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии

Курский государственный университет

В статье предложено несколько вариантов использования относительно доступного нумизматического материала, а именно монет некоторых иностранных государств, в качестве наглядных средств обучения на уроках географии в средней школе. Проведен педагогический эксперимент, анализ результатов которого доказывает основные теоретические положения работы.

Ключевые слова: преподавание географии в школе, нумизматика, иностранные монеты, средства обучения, среднее общее образование.

USE OF FOREIGN NUMISMATIC MATERIAL IN GEOGRAPHY LESSONS IN SECONDARY SCHOOL (BASED ON THE EXAMPLE OF STUDYING

SUBREGIONS OF AFRICA)

© 2024 I. I. Zhukov1, I. A. Goneev2

1Research and Analytical Department Specialist, e-mail: igoryan228.zhukov@ya.ru 2Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Geography

Kursk State University

The article suggests several options for using relatively accessible numismatic material, namely coins of some foreign countries, as visual teaching aids in geography lessons in secondary school. A pedagogical experiment was conducted, the analysis of the results of which proves the main theoretical provisions of the work.

Keywords: teaching geography at school, numismatics, foreign coins, teaching aids, general secondary education.

Нумизматика считается вспомогательной, или специальной, исторической дисциплиной. Ее основная цель - изучение монет и монетного производства, истории денежно-весовых систем и денежного обращения [1, с. 202]. Однако, по мнению многих ученых, в последние десятилетия нумизматика вышла за рамки своего определения, существуя уже не только в исторической науке, но и вне ее. Современная нумизматика решает задачи в фокусе целого спектра экономических наук, а также исторической географии, этнографии, искусствоведения, лингвистики.

В педагогической практике на уровне высшего образования нумизматика чаще всего преподается студентам исторических факультетов в рамках блока вспомогательных дисциплин [4]. На уровне общего образования в последнее время педагоги обращаются к применению ключевых нумизматических источников - монет как средств обучения на уроках истории, в том числе для более глубокого изучения отдельных исторических эпох и периодов [2; 3]. Однако многими упускается из виду значительный потенциал монет для использования в школьной географии. Вышеназванной проблеме посвящено минимум исследований, в которых раскрываются возможности внедрения лишь российских монет в практику географической науки [5].

Тем не менее, мы считаем, что отдельно взятые монеты различных государств мира могут стать тем наглядным материалом, который способен по-настоящему заинтересовать учащихся. В современном образовании в качестве интерактивных средств обучения повсеместно выступают возможности информационных технологий, однако следует учитывать, что постоянное их использование снижает и концентрацию внимания школьников, и (во многом) интерес и мотивацию к учению. Наглядные, «живые» материалы способны нивелировать это негативное влияние ИКТ. Монета являет собой частицу страны, дает возможность буквально прикоснуться к региону, не побывав в нем. Наиболее характерные из них могут поспособствовать формированию образа того или иного государства. Более того, надписи и изображения на монетах подчас раскрывают оригинальные экономико- и физико-географические особенности тех стран, где монеты были отчеканены.

В настоящей работе нами предлагается несколько вариантов использования относительно доступных нумизматических источников, а именно монет некоторых иностранных государств XX и XXI веков, в качестве наглядных средств обучения на уроках географии в 11 классе. Для примера был взят комплекс тем, касающихся социально-экономической географии отдельных субрегионов Африки. Представленные здесь варианты были апробированы (апробация осуществлялась на базе гимназии №4 города Курска).

Первый вариант применения нумизматического материала на уроках географии сводится к возможности наглядно показать специализацию стран региона. В ходе урока, посвященного изучению Западной, Центральной и Восточной Африки, было использовано 5 монет с тематическими изображениями на реверсах (три из них представлены на рис.1):

- Гамбия - 1 бутут 1998 года (плоды арахиса);

- Гана - 20 песев 2007 года (плоды какао и какао-бобы);

- Нигерия - 1 кобо 1973 года (нефтяные вышки);

- Гвинея-Бисау - 1 песо 1977 года (маниока);

- Руанда - 5 франков 2003 года (листья и плоды кофейного дерева).

Ученики были поделены на 5 групп, каждая из которых получила монету и задание (на часть урока), суть которого состояла в том, чтобы корректно назвать государство, где была отчеканена эта монета, и - что именно на ней изображено. В процессе изучения нового материала на слайдах презентации, помимо прочего, были показаны фотографии маниоки, кофейного дерева, растения арахис и обозначено, какую роль играют эти культуры в хозяйстве того или иного африканского субрегиона. Таким образом, ученики, не видевшие ранее изображений этих растений, получили возможность правильно ответить на задание, следя за ходом урока. В итоге ответы были даны в относительно короткий срок, учащиеся совместно с педагогом обозначили специализацию указанных стран, отметив, что значительная доля экспорта последних приходится именно на продукцию, изображенную на данных монетах.

Рис. 1. Слева направо: Гамбия - 1 бутут 1998 г., Гана - 20 песев 2007 г., Нигерия - 1 кобо 1973 г.

(реверсы) (фото автора)

Второй вариант применения монет заключается в демонстрации символов и построении образа (в том числе территориального) того или иного государства. Через узнаваемые символические изображения монеты помогают сформировать образ региона, дают возможность увидеть его основные географические черты.

На уроке, посвященном изучению Северной Африки, ученикам была продемонстрирована египетская монета 1984 года (рис. 2), изображение на реверсе которой - Великие пирамиды Гизы и пустыня, расстилающаяся у их подножия, -позволяет вполне идентифицировать монету без обращения к ее аверсу. Здесь наглядно виден символ государства, являющийся важнейшим историко-культурным и, как следствие, туристическим объектом. На базе такого символа можно раскрыть учащимся экономико-географические особенности Египта как одной из ключевых стран Северной Африки.

При изучении субрегиона Южная Африка в качестве средства обучения была использована монета французского Мадагаскара 1953 г.. На реверсе отчетливо видно изображение самого острова - контур, который, вероятно, легче и интереснее запоминать, не стоя у карты, а держа в руках и разглядывая настоящую монету с этого острова (рис. 2). По обе стороны от схематичной «карты» расположены сельскохозяйственные культуры и мангровые заросли, помогающие определить как геоботанический облик Мадагаскара, так и аграрный характер экономики этого государства.

Рис. 2. Слева направо: Египет - 5 пиастров 1984 г., Мадагаскар - 20 франков 1953 г.

(реверсы) (фото автора)

Кроме того, монеты могут быть использованы для изучения истории географического открытия и заселения того или иного региона или государства. Здесь в качестве примера была взята монета Южно-Африканского Союза (ныне ЮАР) 1953 г.

выпуска (рис. 3). На монете изображен «Дромедарис» - корабль Яна ван Рибека, голландского мореплавателя и колонизатора, основателя Кейптауна. При рассмотрении монеты на уроке было сказано о ведущей роли голландцев в освоении территории ЮАР, о бурах как сформировавшемся за столетия этносе, об апартеиде в XX в. и о сегодняшней этнической ситуации в стране. Далее было отмечено, что название страны на монете написано на двух языках - английском и африкаанс. Этот факт послужил поводом для разъяснения ученикам происхождения языка африкаанс, а также для обозначения значительного количества официальных языков в ЮАР.

Рис. 3. Южная Африка - 1 пенни 1953 г., реверс (фото автора)

По завершении апробации в рамках обобщающего урока по Африке было проведено тестирование учащихся, полученные результаты были соответствующим образом обработаны и проанализированы.

Анализ результатов тестирования показал, что, во-первых, представленный нумизматический материал действительно был интересен ученикам. На вопрос: «Что именно заинтересовало вас в ходе уроков?» было предложено 4 варианта ответов, наиболее популярным из которых стал вариант «монеты» (более 35% всех опрашиваемых), на втором месте оказалась форма проведения уроков (27%). Результаты ответов на данный вопрос отражены на рисунке 4. Кроме того, в совокупности, 90% учащихся ответили, что им было по-настоящему интересно держать в руках монеты африканских государств как возможность буквально прикоснуться к последним._

Что именно Вас заинтересовало в ходе уроков?

40%

1. Лекционный 2. Монеты 3. Интересные 4. Форма материал факты проведения

уроков

Рис. 4. Мнение учеников о том, что более всего заинтересовало их на уроках

Во-вторых, что не менее важно, получила подтверждение высказанная ранее обучающая функция монет, обоснование использования их в качестве средств

обучения. Учащиеся показали лучшее представление и сформированные знания о специализации страны (региона), 73% опрашиваемых дали верные ответы на соответствующие вопросы теста.

Знания и представления о специализации региона

27%

73% А

■ Имеются ■ Отсутствуют

Рис. 5. Возможность через монеты показать специализацию региона или отдельного государства

К вышесказанному стоит добавить и весьма благополучное видение учащимися возможности монеты сформировать образ государства через символы, изображенные на ней. По итогам проверочных вопросов теста выяснилось, что образ региона сформировался у 70% опрашиваемых (рис. 6).

Сформированность образа региона

Да Нет Не полностью Рис. 6. Сформированность образа территории Египта с помощью монеты этого государства

В целом можно сказать об успешной попытке внедрения иностранного нумизматического материала в учебный процесс в качестве средства обучения на уроке географии. Представленные здесь примеры заданий по конкретным монетам могут быть вариативными в зависимости от темы урока, равно как могут быть использованы и различные типы самих монет (по странам и изображениям).

Таким образом, нумизматика дает возможность школьной географии раскрываться в новых образах, мотивировать учащихся, при этом ставя вполне конкретные учебные задачи. География, в свою очередь, предоставляет широкий спектр возможностей для реализации скрытого обучающего потенциала монет. Мы считаем, что взаимодополнение указанных дисциплин в рамках учебного процесса

на базе географии обоснованно, и надеемся рассмотреть иные аспекты этого взаимодействия в будущих исследованиях.

Библиографический список:

1. Белецкий, С. В. Специальные исторические дисциплины: учебное пособие / С. В. Белецкий, И. В. Воронцова, З. В. Дмитриева. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. - 634 с.

2. Максимов, А. В. Принцип наглядности и нумизматика в преподавании истории / А. В. Максимов // Интернаука. - 2023. - № 32-1(302). - С. 58-60.

3. Первушкин, Т. В. Методика применения нумизматических источников на уроках истории / Т. В. Первушкин // Лебедевские чтения: сборник статей по материалам XXII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения В.О. Ключевского, Пенза, 21 апреля 2021 года / под редакцией О. А. Суховой. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. -С. 448-452.

4. Семенов, Е. В. Особенности преподавания вспомогательных исторических дисциплин для студентов направления подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (на примере нумизматики и бонистики) / Е. В. Семенов // Опыт, проблемы и пути совершенствования качества подготовки специалистов в сфере культуры: материалы XVIII Всероссийской научно-методической конференции, Улан-Удэ, 27-28 февраля 2018 года / отв. редактор Т. Л. Редько, науч. редактор И.С. Цыремпилова. - Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2019. - С. 70-79.

5. Чеснок, В. А. Монеты Центрального банка России как средство обучения географии в школе / В. А. Чеснок // Шаг в науку: сборник статей по материалам VII научно-практической конференции молодых ученых (V всероссийской), Москва, 15 декабря 2023 года. - Москва: Медиагруппа «ХАСК», 2024. - С. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.