Научная статья на тему 'МОНЕТЫ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ К ЧЕКАНУ САВМАКА И САВЛАКА, КАК ПРИМЕР ДИАЛОГА КУЛЬТУР В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В ПОНТИЙСКИЙ ПЕРИОД'

МОНЕТЫ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ К ЧЕКАНУ САВМАКА И САВЛАКА, КАК ПРИМЕР ДИАЛОГА КУЛЬТУР В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В ПОНТИЙСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / АРХЕОЛОГИЯ / НУМИЗМАТИКА / БОСПОР / САВМАК / ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чореф Михаил Михайлович

Наше внимание привлекли монеты, на аверсе которых оттиснута голова Гелиоса в профиль или анфас, а на реверсе размещены голова быка, цветок граната или крылатая молния, а также отчеканена легенда, в верхней строке которой читается «ВАН», «ВАНЛ» или «ВАНЛЕ», а в нижней - «IAY». Несмотря на многовековое исследование, до сих пор нет единой точки зрения по вопросу их атрибуции. Дело в том, что они малого размера и веса и изготовлены из сплава, подверженного коррозии. Эти монеты относят к чекану скифа Савмака, упомянутому в херсонесском декрете в честь Диофанта, а также к эмиссии гипотетического царя Колхиды Савлака, о котором ничего более не известно. Полагаем, что изучаемые монеты были отчеканены от имени Савмака. Мы попытались обосновать нашу точку зрения на иконографическом материале. Дело в том, что изображения, размещённые на лицевых и оборотных сторонах изучаемых монет, были знаковыми как для ираноязычных кочевников, так и для жителей эллинских полисов Северопричерноморского региона. Так, на их аверсе поместили изображения Гелиоса, в котором видели Митру-Гойтосира, чтимого не только в качестве общеиранского бога солнца и солнечного света, гаранта стабильности в кочевом мире, но и как одного из покровителей Митридатидов. Голова быка и цветок граната появились на монетах в знак уважения к элите Пантикапея и аристократии скифов-земледельцев, организовавших товарное производство продуктов сельского хозяйства, а также к жителям Фанагории. Полагаем, что крылатая молния являлась символом грозного бога грома и победы Веретрагны. Как видим, монеты Савмака являются ярким примером диалога культур, наблюдаемого в Северном Причерноморье и Таврике на рубеже II-I вв. до н. э., нашедшего своё отражение в религиозном и культурном сикретизме местных жителей, как эллинов, так и варваров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COINS ATTRIBUTED TO THE SAUMAKOS AND SAULAKOS COINAGE AS AN EXAMPLE OF THE DIALOGUE OF CULTURES IN THE NORTHERN BLACK SEA REGION DURING THE PONTIC PERIOD

Our attention was drawn to the coins, whose obverse had an impression of Helios's head in profile or en face, while the reverse depicted the head of a bull, a pomegranate flower or a winged lightning, with a minted legend, the top line of which reads “BAH”, “ВАНЛ”, or “ВАІІЛЕ”, and the bottomline - “ZAY”. Despite centuries of research, the scholars still do not agree on their attribution. The fact is that the coins are are small, light and made of an alloy prone to corrosion. The scholars attribute them to the coinage of the Scythian Saumakos, mentioned in the Chersonesus decree in honor of Diophantus, or to the emission of Saulakos, a hypothetical king of Colchis, of whom nothing else is known. We argue that the coins under study were minted on behalf of Saumakos and use the iconographic material to substantiate our point of view. The images on the obverse and reverse of the coins were significant both for the Iranianspeaking nomads and for the population of the Hellenic policies of the Northern Black Sea region. The images of Helios on the obverse were seen as Mithra- Goitosuros, revered not only as the pan-Iranian god of the sun and sunlight, the guarantor of stability in the nomadic world, but also as a patron of the Mithridatids. The head of a bull and a pomegranate flower appeared on the coins as a sign of respect for the elite of Panticapaeum and the aristocracy of Scythian farmers, who organized commercial agricultural production, as well as for the population of Phanagoria. We believe that the winged lightning was a symbol of Verethragna, the formidable god of thunder and victory. As is can be seen, the Saumakos coins are a vivid example of the dialogue of cultures in the Northern Black Sea region and Taurica at the turn of 1st century BCE, which is reflected in the religious and cultural syncretism of local residents, both Hellenes and barbarians.

Текст научной работы на тему «МОНЕТЫ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ К ЧЕКАНУ САВМАКА И САВЛАКА, КАК ПРИМЕР ДИАЛОГА КУЛЬТУР В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В ПОНТИЙСКИЙ ПЕРИОД»

УДК 94(395) UDC

DOI: 10.17223/18572685/67/2

Монеты, приписываемые к чекану Савмака

и Савлака, как пример диалога культур в Северном Причерноморье в понтийский

период

М.М. Чореф

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Россия, 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23 E-mail: choref@yandex.ru

Авторское резюме

Наше внимание привлекли монеты, на аверсе которых оттиснута голова Гелиоса в профиль или анфас, а на реверсе размещены голова быка, цветок граната или крылатая молния, а также отчеканена легенда, в верхней строке которой читается «ВАН», «ВАНЛ» или «ВАНЛЕ», а в нижней - «IAY». Несмотря на многовековое исследование, до сих пор нет единой точки зрения по вопросу их атрибуции. Дело в том, что они малого размера и веса и изготовлены из сплава, подверженного коррозии. Эти монеты относят к чекану скифа Савмака, упомянутому в херсонесском декрете в честь Диофанта, а также к эмиссии гипотетического царя Колхиды Савлака, о котором ничего более не известно.

Полагаем, что изучаемые монеты были отчеканены от имени Савмака. Мы попытались обосновать нашу точку зрения на иконографическом материале. Дело в том, что изображения, размещённые на лицевых и оборотных сторонах изучаемых монет, были знаковыми как для ираноязычных кочевников, так и для жителей эллинских полисов Северопричерноморского региона. Так, на их аверсе поместили изображения Гелиоса, в котором видели Митру-Гойтосира, чтимого не только в качестве общеиранского бога солнца и солнечного света, гаранта стабильности в кочевом мире, но и как одного из покровителей Митридатидов. Голова быка и цветок граната появились на монетах в знак уважения к элите Пантикапея и аристократии скифов-земледельцев, организовавших товарное производство продуктов сельского хозяйства, а также к жителям Фанагории. Полагаем, что крылатая молния являлась символом грозного бога грома и победы Веретрагны.

Как видим, монеты Савмака являются ярким примером диалога культур, наблю-

даемого в Северном Причерноморье и Таврике на рубеже II-I вв. до н. э., нашедшего своё отражение в религиозном и культурном сикретизме местных жителей, как эллинов, так и варваров.

Ключевые слова: история, археология, нумизматика, Боспор, Савмак, диалог культур.

Coins attributed to the Saumakos and Saulakos coinage as an example of the dialogue of cultures in the Northern Black Sea region during the Pontic period

M.M. Choref

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 23 Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod, 603950, Russia E-mail: choref@yandex.ru

Abstract

Our attention was drawn to the coins, whose obverse had an impression of Helios's head in profile or en face, while the reverse depicted the head of a bull, a pomegranate flower or a winged lightning, with a minted legend, the top line of which reads "BAH", "ВАНЛ", or "ВАНЛЕ", and the bottomline - TAY". Despite centuries of research, the scholars still do not agree on their attribution. The fact is that the coins are are small, light and made of an alloy prone to corrosion. The scholars attribute them to the coinage of the Scythian Saumakos, mentioned in the Chersonesus decree in honor of Diophantus, or to the emission of Saulakos, a hypothetical king of Colchis, of whom nothing else is known. We argue that the coins under study were minted on behalf of Saumakos and use the iconographic material to substantiate our point of view. The images on the obverse and reverse of the coins were significant both for the Iranian-speaking nomads and for the population of the Hellenic policies of the Northern Black Sea region. The images of Helios on the obverse were seen as Mithra- Goitosuros, revered not only as the pan-Iranian god of the sun and sunlight, the guarantor of stability in the nomadic world, but also as a patron of the Mithridatids. The head of a bull and a pomegranate flower appeared on the coins as a sign of respect for the elite of Panticapaeum and the aristocracy of Scythian farmers, who organized commercial agricultural production, as well as for the population of Phanagoria. We believe that the winged lightning was a symbol of Verethragna, the formidable god of thunder and victory. As is can be seen, the Saumakos coins are a vivid example of the dialogue

of cultures in the Northern Black Sea region and Taurica at the turn of 1st century BCE, which is reflected in the religious and cultural syncretism of local residents, both Hellenes and barbarians.

Keywords: history, archeology, numismatics, Bosporus, Saumakos, dialogue of cultures.

Нас интересует проблема диалога культур в эпоху Античности, нашедшая своё отражение в памятниках нумизматики. Интерес к монетам в этом аспекте отнюдь не случаен. Ведь они служили не только средствами платежа, но и действенными орудиями пропаганды, предназначенными для информирования современников об идеологических новациях, а также о чаяниях правящих элит. И, в силу своей многочисленности, донести до нас исчерпывающую информацию о положении дел в выпустивших их государствах [1].

Не являются исключениями и нумизматические артефакты из Северного Причерноморья, что сделало их ценнейшим источником исторической информации. Причём есть все основания полагать, что новации в оформлении монет отражали все события не только в политической, но и культурной жизни региона.

Попытаемся проиллюстрировать этот тезис на примере немногочисленной, но весьма интересной и все ещё до конца не изученной в полной мере группы нумизматических артефактов, выпущенных в Северном Причерноморье в начале понтийского периода его истории.

Речь пойдёт о монетах с изображением Гелиоса в профиль и анфас на аверсе и с головой быка, цветком граната или с крылатой молнией на реверсе1 (рис. 1). В настоящее время их принято классифицировать следующим образом:

Тип I

Л.с.: Голова Гелиоса в лучевой короне вправо.

О.с.: Голова быка вправо. Перед ней неясное изображение2. Над головой животного различимо «ВАН», под ней читается «IAYM» (рис. 1, 1-6).

Есть основания для выделения двух подтипов этих монет. Для первого характерны частые лучи, расходящиеся от головы божества (рис. 1, 1, 2). На лицевой стороне выпусков второго выбивали голову Гелиоса с редкими лучами (рис. 1, 3-6). Для наглядности приводим реконструкции монет этих подтипов, предложенные А. фон Заллетом [44: 58] (рис. 1, 1) и П.О. Бурачковым [11: табл. XXV, 37] (рис. 1, 3).

Судя по публикациям3, монеты этого типа чеканили в биллоне или бронзе. Их вес от 1,04 до 1,65 г. Монеты хранятся в собраниях Берлинского музея (рис. 1, 1, 2) и ГИМ (рис. 1, 3-6) [8: 131, № 1; 36: 88].

Тип II

Л.с: Голова Гелиоса в лучевой короне вправо.

O.e.: Цветок граната. Над ним читается «ВАНДЕ» (рис. 1,7,8). Под изображением различимо «IAY» (рис. 1,7-9).

Монеты этого типа (2 экз.) известны в серебре4. Их вес 0,98 и 1,7 г. Они хранятся в собраниях Берлинского музея (рис. 1,7,8) и Музея Вани (рис. 1,9) [8:131,№ 2; 37:92].Для наглядности приводим реконструкцию монеты этого типа, предложенную Т. и Г. Дундуа (рис. 1,8).

Тип III

Л.е.: Голова Гелиоса в лучевой короне анфас.

O.e.: Крылатая молния. Выше ее - «ВАН», ниже - «ZAY» (рис. 1, 10,11).

Монеты этого типа чеканились из меди и, возможно, серебра5. Известные экземпляры весят 1,75 и 1,83 г. Они хранятся в собраниях Берлинского (рис. 1,10) и Британского музеев (рис. 1,11) [8:131, № 3; 37: 95].

Все эти монеты малого размера и веса. Кроме того, их изготовили из материалов,подверженных коррозии.Так что сохранность большинства артефактов этой группы оставляет желать лучшего. Что крайне важно, т. к. легенда их реверса сохранилась фрагментарно. Точнее,

ОД

Рис. 1. Монеты, приписываемые к чекану Савмака и Савлака [11: табл. XXV, 37; 18: табл. 1,1,2,5; 26: табл. 1,1-3; 36: 89,92,95; 41: 58].

уверенно читаются только указание на титул правителя в формах: «ВАН» (см. рис. 1,1-3,5,11), «ВАНА» (рис. 1,9) или «ВАНДЕ» (рис. 1,7,8). Ясно, что он был царём. Что же касается его имени,то на хо-

рошо сохранившихся экземплярах различимы только три первые его буквы - «IAY». За ним следует символ, от которого сохранился только верхний уголок. Не ясно, «Л» это или «М» (рис. 1).

Так что не стоит удивляться тому, что исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно вопроса об атрибуции этих монет. Ряд ученых приписывают их к чекану скифа Савмака [3: 84, № 1286а-б-в; 4: 101-102; 8: 130-140; 116: 220, № 13, табл. XXV, 37; 15: 585, табл. II, 43; 16: 2-23, рис. 2, 3; 19: 103; 20: 185, табл. XLII, 27-29; 45: 329-333], захватившему власть на Боспоре в 114/ 113 г. до н. э. [29: 135]. Он известен по херсонесскому декрету в честь Диофанта [25: № 8; 38: No. 352], которому удалось вернуть Боспор под эгиду понтийского государя. Действительно, Савмак мог организовать денежную эмиссию в период своего непродолжительного правления и задействовать монетные дворы Боспорского государства, способные выпустить художественно оформленные монеты [33: 78]. Однако столь же широко в научном мире распространена точка зрения, согласно которой их отчеканили с санкции неизвестного по письменным источникам колхидского государя Савлака [17: 69-81; 18: 199-203; 22: 203-204; 43: 150-153], царствовавшего в Колхиде во второй половине II в. или в третьей четверти I в. до н. э., одноименном государю, о котором писал Г. Плиний Секунд7 (Plin. NH., XXXIII, 52). И, действительно, паспортизированные находки этих артефактов происходят из района Сухуми [27: 6-8, табл. I, 1-3; 28: 13, № 1117].

Сразу же заметим, что не находим проблему атрибуции изучаемых монет умозрительной. Ведь ее разрешение позволит уточнить наши представления о ситуации в Северо-Восточном Причерноморье в конце II в. до н. э. А, точнее, основываясь на атрибуции монет на рис. 1, можно рассуждать о масштабе восстания Савмака или о царствовании колхидского государя Савлака, историчность которого обосновывается только на спорных трактовках памятников нумизматики.

Мы попытались внести вклад в разрешение этой проблемы [35]. Допустили, что дальнейшие дискуссии по вопросу о прочтении легенды реверса вряд ли являются перспективными. Полагаем, что необходимо расширить круг привлекаемых источников. Принимая точку зрения В.А. Анохина, уместно обратить внимание на нумизматические памятники того времени, происходящие из Колхиды [5: 194-215; 9: 216-237; 19: 55-102]. Добавим, что весьма важны и сведения, приведенные в античных исторических трудах. Тем более, что события, произошедшие во II-I вв. до н. э., не могли не оставить свой след в древних хрониках (App. Mithr., 103, 114, 117; Flor., III, XL, 27).

Действительно, в тот период времени правители Колхиды чеканили только реплики статерам Александра и Лисимаха из золотого сплава

различной пробы, причем оформленные в нарочито варварском стиле [5: 194-215; 9: 216-237; 19: 55-102]. Соглашаемся с мнением В.А. Анохина, что монеты с «IAY» на реверсе не могут быть отнесены с учетом этого обстоятельства к колхидскому чекану. Что же касается возможности их выпуска от имени Савлака, якобы правившего в Колхиде, то сведения о нем в античных письменных источниках отсутствуют. Правда, как допустил В.А. Анохин, он мог наладить свою эмиссию в краткий момент безвластия: после оставления Колхиды Митридатом VI Евпатором (121-63 гг. до н. э.) и до утверждения в ней режима римского господства [8: 140]. Однако мы знаем достаточно много о кавказских династах, оказавших сопротивление Помпею во время его похода на Боспор. О них писали Аппиан Александрийский (App. Mithr., 103, 114, 117) и Л. Анней Флор (Flor., III, XL, 27). Но в их числе Савлак не упомянут. Зато известно, что в Колхиде тогда правили Олтак и Ороз. Приходим к выводу, что привлёкшие наше внимание монеты были отчеканены на боспорских денежных дворах в период восстания Савмака.

Полагаем, что следует обратить внимание на следующее обстоятельство. На аверсе драхм Аристарха, правителя Колхиды, возвеличенного Гн. Помпеем Магном, выбита голова мужчины в лучевой короне [41: 83-95]. Но это портрет не новоявленного государя, ведь царём он не являлся, а его римского покровителя [37: 108-109]. И лучевая корона украшает его голову не как знак царской власти, а как дань религиозным традициям.

Но, ad rem. Обратим внимание на оформление монет. Попытаемся выявить причины, побудившие Савмака выпустить столь оригинально и разнообразно оформленные монеты.

Начнём с изображения Гелиоса на аверсе. В настоящее время принято считать, что на монетах изобразили божество, традиционно почитаемое в Колхиде [8: 138]. Этот довод подтверждает выводы тех ученых, которые вслед за К.В. Голенко [17: 69-81; 18: 199-203] готовы прочитать на изучаемых монетах имя Савлака. Но вряд ли его можно признать справедливым. Ведь солнечного бога в лучевой короне почитали в Северном Причерноморье и в Таврике.

Обратим внимание на фразу из «Географии» Страбона: «Ti^wai Ö£ ка1 "HAiov, ov KaAoüai Mí6pnv» (Strabo, XV, 3, 13) - «поклоняются Гелиосу, кого они называют Митрой». Речь шла о персах. Однако есть все основания считать Митру общеиранским богом солнца и солнечного света [23: 24-27, 30; 24: 94, 95, 98, 99]. Известно, что в Ахеменидском Иране его отождествляли с Аполлоном и Гелиосом [23: 62]. Причем скифы почитали его как Гойтосира. Имя этого божества - один из эпитетов Митры - «могучий пастбищами» [24: 88]. И что

самое интересное,его чтили как гаранта стабильности в кочевом мире [23: 27]. Так что активизация почитания Митры в периоды кризисов вполне объяснима.

Находим последнее обстоятельство крайне важным. Дело в том, что в Ольвии в конце III в. до н. э. были выпущены триоболы с головой Гелиоса анфас [2: № 446-448] и перечеканены тетрахалки 320-230 гг. до н. э. - на них наложены сочленённые контрамарки: изображение Гелиоса анфас и протомы коней с сокращением этни-кона8 «ОД» (рис. 2) [2: № 449; 7: 45; 31: 90,128-131, № 820,1427, 1453,1457,1475,табл. 50,6,75,16,77, 5,78, 5]. В конце III - в начале II в. до н.э. в Ольвии контрамаркировали дидрахмы,драхмы и геми-драхмы. На них появились надчеканки: «голова Афины» и «голова Гелиоса» в профиль [2: № 452,454,455,467; 7:45; 31:153-156, № 1871,1873,1874,1881,1885,1891,1892,1901, табл. 87,16, 88, 2, 3, 8]. В.А. Анохин объяснял появление этих обозначений активизацией контактов между торговыми элитами о. Родоса и Ольвии [7: 46]. Но вряд ли это побудило бы контрамаркировать разменные бронзы, обращавшиеся только в Ольвии и в её ближайшей округе. Мы же, в свою очередь, допустим, что надчеканивание монет изображением Гелиоса, которое, по справедливому мнению В.А. Анохина, не имело финансового смысла [7: 45], было проведено для умиротворения северопричерноморских варваров [12:177-227], видевших в Гели-осе чтимого ими Митру-Гойтосира, который, как уже было сказано выше, был гарантом стабильности в кочевом мире [23: 27]. Этим же обстоятельством следует объяснять появление на ольвийских монетах контромарки - протомы коней (рис. 2). Так что у жителей региона не должно было возникнуть сомнений втом,что они используют монеты с изображением почитаемого варварами божества.

Считаем необходимым обратить внимание читателя и на следующий аспект. Изображения Гелиоса в профиль известны на дихалкахХерсонеса, выпущенных в понтийский период [2: № 804; 32: 77, рис. 1,2]. Ранее мы предположили, что имеем дело с фактом

Рис. 2. Тетрахалк Ольвии с надчеканками. На аверсе - голова Гелиоса анфас, на реверсе - две протомы коня и «ОА» [39].

распространения в регионе культа нового божества, ни ранее, ни позже не чтимого на столь высоком уровне [33: 77]. То же можно сказать и об уникальной драхме Горгиппии, на аверсе которой также выбита голова Гелиоса в профиль [2: № 1202; 33: 77, рис. 1, 1]. Эти монеты также могли отчеканить на заре понтийской эпохи [33: 77].

Полагаем, то изображение Гелиоса в профиль, в котором скифы видели Митру-Гойтосира, могло появиться также и как дань уважения Митридатидам, чтившими его как одного из своих покровителей [30: 87-89]. Так что не стоит удивляться тому, что и на аверсе монет Савмака I и II типов отчеканена голова Гелиоса в профиль. Как мы уже заметили ранее, его появление на монетах Горгиппии, Херсонеса и вышеупомянутого государя может быть объяснено их стремлением оказаться в фарватере понтийской политики. Причем Савмак рассчитывал на то, что он станет царем Боспора, зависимым от Митридата VI Евпатора Диониса [33: 78].

Но, как помним, известны монеты этого государя, на аверсе которых выбита голова Гелиоса анфас. Полагаем, что их также оформили с учетом запросов варварского населения региона. Ведь не случайно это изображение присутствует на серебре и бронзе Ольвии III-II вв. до н. э. (см. рис. 2) [2: № 446-449; 7: 45; 31: 90, 128-131, № 820, 1427, 1453, 1457, 1475, табл. 50, 6, 75, 16, 77, 5, 78, 5]. Как видим, Савмак наилучшим образом учел потребности жителей Северопричерноморского региона, как эллинов, так и варваров.

Перейдём к изображениям на реверсе. Начнем с монет типа I. На их реверсе отчеканена голова быка вправо (см. рис. 1, 1-6). Причина её появления вполне ясна. Дело в том, что это изображение свойственно выпускам ранним Феодосии, Фанагории и Пантикапея. Но куда важнее то, что голова быка известна на аверсе тетрахалков 165-155 гг. до н. э., выпущенных в столице Боспорского государства [2: № 1070]. На реверсе этих монет оттиснуты колос и плуг, а также сокращение этникона «nAN». Как видим, голова быка считалась одной из аллегорий земледелия. Так что ее появление на монетах Савмака может быть истолковано как дань уважения не только элите Пантикапея, но и аристократии скифов-земледельцев, организовавших товарное производство продуктов сельского хозяйства. Заключаем, что монеты Савмака с головой быка на реверсе были отчеканены в столице Боспорского государства.

Добавим также, что бык был одним из символов Митры. Не случайно изображение тавроктонии размещали в каждом митреуме. Полагаем, что это обстоятельство также было учтено при оформлении монет типа I.

Мы находим этот тезис весьма перспективным и плодотворным. Дело в том, что на реверсе монет Савмака типа II отчеканен цветок граната. А его в Боспорском государстве размещали только на монетах Фанагории. Причем последняя их серия, судя по низкопробности серебряного сплава, была отчеканена без поддержки понтийских властей [31: 533-534, рис. 2, 3, 4]. Полагаем, что магистраты Фанагории, поддержав Савмака, санкционировали размещение на реверсе монет знакового символа - цветка граната.

Но перейдём к монетам типа III. Как уже было сказано выше, на их реверсе отчеканена крылатая молния. Да, в ней есть основания видеть символ Зевса. Однако заметим, что молния впервые появилась на царских бронзах Левкона II (240-220 гг. до н. э.). Речь идет о его тетрахалках, на аверсе которых выбита голова Афины [2: № 1268]. Но молния не являлась ее символом. Следовательно, она могла появиться на монетах Савмака как дань уважения к иной, неэллинской традиции.

Действительно, древние иранцы считали молнию символом грозного бога грома и победы Веретрагны. Они верили, что тот мечет стрелы молний, уничтожая врагов и даруя царю победу. А правителей, в свою очередь, они считали земными, победоносными воплощениями этого бога [23: 53]. Полагаем, что по той же причине молния могла появиться и на монетах Савмака. Ведь ему нужно было пропагандировать не только божественную поддержку, но и свои полководческие дарования. Вполне возможно, что монеты типа III чеканили на царском монетном дворе, обслуживавшем потребности находящейся в походе армии.

Итак, полагаем, что Савмак, захватив власть на Боспоре, организовал эмиссию своих денег со знаковой символикой, хорошо известной, ясной и чтимой жителями как боспорских полисов, так и варварскими народами Северного Причерноморья и Таврики. Причем было сделано все, чтобы сплотить население Боспора вокруг Савмака, который позиционировал себя как ставленник богов, готовых оказать ему действенную поддержку в борьбе с врагами, и, кроме того, как гарант стабильности в регионе. По этой причине на монетах появились не только изображения почитаемых варварами богов и их символы, но также и знаковые обозначения, характерные для полисных эмиссий9. Есть все основания полагать, что мы имеем дело с тщательной продуманной и безупречно проведённой в жизнь пропагандисткой компанией. И, определенно, Савмак воспитывался при боспорском дворе.

Мы находим эти обстоятельства крайне важными. Дело в том, что в процессе обоснования этого тезиса мы изучили и т. н. монету Савла-

ка, найденную в 2006 г. близ Феодосии, на территории селища Куру Баш10 (рис. 3) и опубликованную A.B. Гавриловым и И.В. Шоновым [14: 31-33; 36: 253, рис. 255]. На её аверсе оттиснута голова Афины в коринфском шлеме вправо,а на реверсе выбита развёрнутая влево лежащая птица, голова которой обращена назад. Сверху и снизу она обрамлена надписью (BAZI)A(E) ZAYAAKOY (рис. 3).

Как видим, монета оформлена не в стиле выпусков Савмака. Однако A.B. Гаврилов и И.В. Шонов настаивают на том,что все они были отчеканены одним государем. По их мнению, Савлаком.

У нас есть веские основания усомниться в подлинности этой монеты Савлака. Ведь надпись,размещённая на её реверсе,судя по стилистике, не могла быть оформлена в Колхиде в тот период. Обратим внимание на написание букв, особенно «К», «Л» и «Y» (см. рис. 3). На драхмах

Аристарха они переданы куда аккуратнее [37: 108-109; 41: 83-95].

Столь же неординарны и изображения на артефакте из Куру Баш.Трудно объяснить появление на его аверсе Афины. А развёрнутая влево лежащая птица,голова которой обращена назад, как основой элемент оформления реверса, не характерна для выпусков Северного Причерноморья эллинистического периода [2]. Рассуждения В.А.Анохина отом,что она появилась на монете как дань характерному для Сванетии культу животных и птиц [8: 140], нельзя признать убедительными. Ведь, как помним, происходящие из Колхиды подражания статерам стилизованы до гротескности [5: 194-215; 9:216-237; 19:55-102].Да и птиц почитали тогда не только в Сванетии. Полагаем, что речь должна идти об искусно состаренном фантазийном новоделе, изготовленном для обмана незадачливых коллекционеров11.

Итак, в ходе исследования были выявлены и объяснены новации в оформлении монет Савмака, что позволило не только проследить на нумизматическом материале диалог культур в Северном Причерноморье на рубеже II-1 вв., но и уточнить современные представления о политической истории региона в тот период. Как видим, что монеты Савмака являются ценнейшим источником исторической информации.

Рис. 3. Гипотетическая монета Савлака [8: рис.1; 14: 31; 35: рис. 255].

Список сокращений

АВ - Археологические вести ^анкт-Петербург); ВДИ - Вестник древней истории (Москва); МАИА^ - Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья (Нижневартовск); МИА - Материалы и исследования по археологии CCCP (Москва, Ленинград); Н^ - Нумизматический сборник (Москва); ZfN - Zeitschrift für Numismatik (Berlin).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Изображения монет на рис. 1 опубликованы А. фон Заллетом [44: 58], П.О. Бурачковым [11: табл. XXV, 37], А.В. Орешниковым [27: табл. I, 1-3], К.В. Голенко [18: табл. I, 1, 2, 5], а также Т. и Г. Дундуа [37: 89, 92, 95].

2. Вполне возможно, что это монограмма или тамга. К сожалению, разобрать это обозначение на известных нам экземплярах не представляется возможным.

3. По данным В.А. Анохина, «точный анализ» сплава, из которого были изготовлены монеты этой группы, не проводился [8: 133]. Так что сведения о материале, пошедшем на их производство, неточны, и, вполне возможно, будут уточнены в обозримом будущем.

4. Проба также не установлена [8: 133].

5. Эти данные приведены в публикациях [37: 95]. Хотя изучение состава сплава не проводилось [8: 133].

6. А.Л. Бертье-Далагард заметил, что на реверсе этой монеты «надписи не приметны» [1O: 27].

7. Ограничимся приведением фрагмента текста Г. Плиния Cекунда, в котором упомянут царь Колхиды Cавлак: «...iam regnaverat in Colchis Saulaces Aetae suboles, qui terram virginem nactus plurimum auri argentique eruisse dicitur in Suanorum gente, et alioqui velleribus aureis incluto regno. et illius aureae camarae, argenteae trabes et columnae atque parastaticae narrantur vicate Sesostri, Aegypti regi tam superbo, ut prodatur annis quibusque sorte reges singulos e subiectis iungere ad currum solitus atque ita triumphare!» (Plin. NH., XXXIII, XV, 52) - «У колхов уже царствовал потомок Ээта Cавлак, который, как говорят, получив нетронутую землю, добыл много золота и серебра у племени суанов и вообще в царстве, славном золотым руном. И рассказывают, что у него после поражения египетского царя Cесотриса были золотые потолки, серебряные стропила, колонны и пилястры». То есть этот государь являлся современником и противником некого фараона Cесостриса. Очевидно, что речь идёт о собирательном образе правителя Египта, ведшего завоевательные войны. Подробнее о Cесострисе

см.: [21]. Подчеркнём, что сведения о позднейшем Савлаке отсутствуют в античных источниках исторической информации.

8. Изображение этой монеты опубликовано в каталоге аукциона № 15 фирмы «Münzen & Medaillen GmbH» [42].

9. Подобная ситуация сложится на Боспоре после гибели Скрибония (21/20-17/16 гг. до н. э.) [34: 710-733].

10. По [8: рис. 1; 14: 31; 36: рис. 255].

11. Полагаем, что с учётом этого обстоятельства А.В. Гаврилов, публикуя в 2010 г. нумизматические материалы из селища Куру Баш, не счёл необходимым упомянуть привлёкшую наше внимание монету [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М.: ИА РАН, 1995. 656 с.

2. Анохин В.А. Античные монеты Северного Причерноморья. Киев: Стилос, 2011. 326 с.

3. Анохин В.А. Дополнения к Каталогу «Античные монеты Северного Причерноморья» // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 58-92.

4. Анохин В.А. История Боспора Киммерийского. Киев: Одигитрия, 1999. 249 с.

5. Анохин В.А. Кавказские подражания статерам Александра Великого // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 194-215.

6. Анохин В.А. Монетное дело Боспора. Киев: Наукова думка, 1986. 223 с.

7. Анохин В.А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья. Киев: Наукова думка, 1989. 128 с.

8. Анохин В.А. Монеты Савмака и Савлака // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: Сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 130-140.

9. Анохин В.А. Монеты царей Колхиды (подражания статерам лисимахов-ского типа) // Монеты Северного Причерноморья и царей Колхиды: сборник статей. Киев: Стилос, 2016. С. 216-237.

10. Бертье-ДелагардА.Л. Поправки общего каталога монет П.О. Бурачкова. М.: О.О. Гербек, 1907. 46 с.

11. Бурачков П.О. Общий каталог монет, принадлежащих эллинским колониям, существовавшим в древности на северном берегу Черного моря, в пределах нынешней Южной России. Ч. I. Одесса: А. Шульце, 1884. 261 с.

12. Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса VI-I вв. до н.э.: Историко-эпиграфическое исследование. М.: Наука, 1989. 288 с.

13. Гаврилов А.В. Нумизматический материал селища Куру Баш (лагерь) и некоторые вопросы истории Феодосии конца II-I вв. до н. э. // Stratum plus. 2010. № 6. С. 141-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. ГавриловА.В., Шонов И.В. Монета Савлака с укрепления Куру Баш близ Феодосии // Пятнадцатая Всероссийская нумизматическая конференция, Санкт-Петербург, Гатчина 16-21 апреля 2007 г.: тезисы докладов и сообщений. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. С. 31-33.

15. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л.: АН СССР, 1949. 624 с.

16. Гайдукевич В.Ф. Еще раз о восстании Савмака // ВДИ. 1962. № 1. С. 3-23.

17. Голенко К.В. Еще раз о монетах, приписываемых Савмаку // ВДИ. 1963. № 3. С. 69-81.

18. Голенко К.В. О монетах, приписываемых Савмаку // ВДИ. 1951. № 4. С. 199-203.

19. Дундуа Г.Ф. Нумизматика античной Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1987. 214 с.

20. ЗографА.Н. Античные монеты. М.; Л.: АН СССР, 1951. 313 с. (МИА. Вып. 16).

21. ИванчикА.И. Античная традиция о фараоне Сесострисе и его войне со скифами // ВДИ. 1999. № 4. С. 4-3.

22. КапанадзеД.Г. Несколько добавочных замечаний по поводу статьи К.В. Голенко «О монетах, приписываемых Савмаку» // ВДИ. 1951. № 4. 203-204.

23. Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М.: Наука, 1977. 159 с.

24. Кузьмина Е.Е. Опыт интерпретации некоторых памятников скифского искусства // ВДИ. 1984. № 1. С. 93-108.

25. Макаров И. IOSPE3 III. Надписи Херсонеса и его окрестностей. URL: https://iospe.kcL.ac.uk/corpora/chersonesos/index-ru.htmL (дата обращения: 25.08.2021).

26. Немировский А.И., Дашкова М.Ф. (ред.). Луций Анней Флор - историк древнего Рима. Воронеж: Воронежский университет, 1977. 168 с.

27. Орешников А. Экскурсы в область древней нумизматики черноморского побережья. М.: Синодальная Типография, 1914 (НСб. Т. III). 38 с.

28. Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа. Баку: АН АзССР, 1949. Вып. IV. 116 с.

29. Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. Государство греков и варваров в Причерноморье. М.: Наука, 1996. 348 с.

30. Сапрыкин С.Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. Москва; Тула: Гриф и К, 2009. 426 с.

31. Фролова Н.А., Абрамзон М.Г. Монеты Ольвии в собрании Государственного исторического музея. Каталог. М.: РОССПЭН, 2005. 360 с.

32. Чореф М.М. К вопросу о дешифровке монограмм на боспорских монетах эпохи Митридата VI Евпатора Диониса // МАИАСП. 2016. № 8. С. 523-562.

33. Чореф М.М. Монеты боспорского и херсонесского чекана с изображением Гелиоса на аверсе как источники исторической информации // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 5. С. 75-82.

34. Чореф М.М. Монеты Пантикапея и Фанагории третьей четверти I в. до н. э. как источник исторической информации // МАИАСП. 2020. № 12. С. 710-733. DOI: 10.24411/2713-2021-2020-00023.

35. Чореф М.М. Савмак или Саулак: к вопросу об атрибуции монет с «IAY» на реверсе // АВ. 2021 (в печати).

36. Шонов И.В. Монетная чеканка правителей Боспора VI — I вв. до н. э. Симферополь: ИП «АРИАЛ», 2019. 478 с.

37. Dundua T., Dundua G. Catalogue of Georgian Numismatics. Tbilisi: Meridian Publishers, 2018. 395 p.

38. Latyschev B. Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. Vol. I. Petropoli: Societatis Archaeologicae Imperii Russici, 1916. 594 p.

39. McGing B. (ed.). Appian Roman History. Vol. II. Cambridge: Harvard University Press, 1912. 500 p. (The Loeb Classical Library).

40. Page T.E. (ed.). The Geography of Strabo. Vol. VII. London: William Heinemann; New York: G.P. Putnam's Son, 1930. 410 p. (The Loeb Classical Library).

41. Pataridze M. Aristarchus, the Ruler of Colchis (Numismatic Research) // Pro Georgia. 2019. T. 29. P. 83-95.

42. SLG. J.-P. RIGHETTI, TEIL IV. SARMATIEN. OLBIA. URL: https://www.acsearch. info/search.html?id=194212 (дата обращения: 01.07.2021).

43. Von Gutschmid A. Saulakes, König von Kolchis // ZfN. 1876. Bd. III. S. 150-153.

44. Von Sallet A. Zur griechischen Numismatik // ZfN. 1876. Bd. III. S. 47-60, 132-140, 240-252. Tf. II.

45. Weil R. König Saumakos // ZfN. 1881. Bd. VIII. S. 329-333.

REFERENCES

1. Abramzon, M.G. (1995) Monety kak sredstvo propagandy ofitsial'noy politiki Rimskoy imperii [Coins as a means of promoting the official policy of the Roman Empire]. Moscow: IA RAS.

2. Anokhin, V.A. (2011) Antichnye monety Severnogo Prichernomor'ya [Antique coins of the Northern Black Sea region]. Kiev: Stilos.

3. Anokhin, V.A. (2016a) Monety Severnogo Prichernomor'ya i tsarey Kolkhidy [Coins of the Northern Black Sea region and the kings of Colchis]. Kiev: Stilos. pp. 58-92.

4. Anokhin, V.A. (1999) Istoriya Bospora Kimmeriyskogo [History of the Cimmerian Bosporus]. Kiev: Odigitriya.

5. Anokhin, V.A. (2016b) Monety Severnogo Prichernomor'ya i tsarey Kolkhidy [Coins of the Northern Black Sea region and the kings of Colchis]. Kiev: Stilos. pp. 194-215.

6. Anokhin, V.A. (1986) Monetnoe delo Bospora [Coinage of Bosporus]. Kiev: Naukova dumka.

7. Anokhin, V.A. (1989) Monety antichnykh gorodov Severo-Zapadnogo Prichernomor'ya [Coins of the ancient cities of the North-Western Black Sea region]. Kiev: Naukova dumka.

8. Anokhin, V.A. (2016c) Monety Severnogo Prichernomor'ya i tsarey Kolkhidy [Coins of the Northern Black Sea region and the kings of Colchis]. Kiev: Stilos. pp. 130-140.

9. Anokhin, V.A. (2016d) Monety Severnogo Prichernomor'ya i tsarey KoLkhidy [Coins of the Northern BLack Sea region and the kings of CoLchis]. Kiev: StiLos. pp. 216-237.

10. Berthier de La Garde, A.L. (1907) Popravki obshchego kataloga monet P.O. Burachkova [Amendments to P.O. Burachkov's GeneraL CataLog of Coins]. Moscow: O.O. Gerbek.

11. Burachkov, P.O. (1884) Obshchiy katalog monet, prinadlezhashchikh ellinskim koloniyam, sushchestvovavshim v drevnosti na severnom beregu Chernogo morya, v predelakh nyneshney Yuzhnoy Rossii [GeneraL cataLog of coins beLonging to the HeLLenic coLonies that existed in antiquity on the northern coast of the BLack Sea, within the Limits of present-day Southern Russia]. VoL. I. Odessa: A. ShuLtse.

12. Vinogradov, Yu.G. (1989) Politicheskaya istoriya Ol'viyskogo polisa VI-I vvv do n.e.: Istoriko-epigraficheskoe issledovanie [PoLiticaL history of the OLbia poLis of the 6th - 1st centuries BCE: A historicaL and epigraphic research]. Moscow: Nauka.

13. GavriLov, A.V. (2010) Numizmaticheskiy material seLishcha Kuru Bash (Lager') i nekotorye voprosy istorii Feodosii kontsa II-I vv. do n.e. [Numismatic materiaL of the Kuru Bash settLement (camp) and some questions of the history of Feodosia in the Late 2nd - 1st centuries BCE]. Stratum pLus. 6. pp. 141-157.

14. GavriLov, A.V. & Shonov, I.V. (2007) Moneta SavLaka s ukrepLeniya Kuru Bash bLiz Feodosii [A SauLakos coin from the Kuru Bash fortification near Feodosia]. Pyatnadtsataya Vserossiyskaya numizmaticheskaya konferentsiya [Fifteenth ALL-Russian Numismatic Conference]. Proc. of the Conference. St. Peterburg, ApriL 16-21, 2007. St. Peterburg: State Hermitage. pp. 31-33.

15. Gaydukevich, V.F. (1949) Bosporskoe tsarstvo [Bosporan Kingdom]. Moscow; Leningrad: USSR AS.

16. Gaydukevich, V.F. (1962) Eshche raz o vosstanii Savmaka [The Saumakos uprising revised]. Vestnik drevney istorii - Journal of Ancient History. 1. pp. 3-23.

17. GoLenko, K.V. (1963) Eshche raz o monetakh, pripisyvayemykh Savmaku [Once again about the coins attributed to Saumakos]. Vestnik drevney istorii -Journal of Ancient History. 3. pp. 69-81.

18. GoLenko, K.V. (1951) O monetakh, pripisyvayemykh Savmaku [About coins attributed to Saumakos]. Vestnik drevney istorii - Journal of Ancient History. 4. pp. 199-203.

19. Dundua, G.F. (1987) Numizmatika antichnoyGruzii [Numismatics of Ancient Georgia]. TbiLisi: Metsniyereba.

20. Zograf, A.N. (1951) Antichnye monety [Antique coins]. Moscow; Leningrad: USSR AS.

21. Ivanchik, A.I. (1999) Antichnaya traditsiya o faraone Sesostrise i ego voyne so skifami [Ancient tradition about Pharaoh Sesostris and his war with the Scythians]. Vestnik drevney istorii - Journal of Ancient History. 4. pp. 4-3.

22. Kapanadze, D.G. (1951) NeskoL'ko dobavochnykh zamechaniy po povodu stat'i K.V. GoLenko "O monetakh, pripisyvayemykh Savmaku" [Some additionaL

remarks about K.V. Golenko's "On the coins attributed to Saumako"]. Vestnik drevney istorii - Journal of Ancient History. 4. pp. 203-204.

23. Kuzmina, E.E. (1977) V strane Kavata iAfrasiaba [In the land of Kavat and Afrasiab]. Moscow: Nauka.

24. Kuzmina, E.E. (1984) Opyt interpretatsii nekotorykh pamyatnikov skifskogo iskusstva [On the interpretation of some monuments of Scythian art]. Vestnik drevney istorii - Journal of Ancient History. 1. pp. 93-108.

25. Makarov, I. (n.d.) IOSPE3 III. Inscriptions of Chersonesos and its environs. [Online] Available from: https://iospe.kcl.ac.uk/corpora/chersonesos/index-ru. html (Accessed: 25th August 2021).

26. Nemirovskiy, A.I. & Dashkova, M.F. (eds) (1977) LutsiyAnney Flor - istorik drevnego Rima [Lucius Anneus Florus - a historian of ancient Rome]. Voronezh: Voronez State University.

27. Oreshnikov, A. (1914) Ekskursy v oblast' drevney numizmatiki chernomorskogo poberezh'ya [Insights into ancient numismatics of the Black Sea coast]. Moscow: Sinodal'naya Tipografiya.

28. Pakhomov, E.A. (1949) Monetnye kladyAzerbaydzhana i drugikh respublik, kraev i oblastey Kavkaza [Coin treasures of Azerbaijan and other republics, territories, and regions of the Caucasus]. Vol. IV. Baku: AS AzSSR.

29. Saprykin, S.Yu. (1996) Pontiyskoe tsarstvo. Gosudarstvo grekovi varvarov v Prichernomor'e [Kingdom of Pontus. The state of the Greeks and barbarians in the Black Sea region]. Moscow: Nauka.

30. Saprykin, S.Yu. (2009) Religiya i kul'ty Ponta ellinisticheskogo i rimskogo vremeni [Religion and Cults of Pontus of Hellenistic and Roman Times]. Moscow; Tula: Grif i K.

31. Frolova, N.A. & Abramzon, M.G. (2005) Monety Ol'vii v sobranii Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya. Katalog [Olbia coins in the collection of the State Historical Museum. Catalogue]. Moscow: ROSSPEN.

32. Choref, M.M. (2016) On the question of deciphering the monograms on Bosporus coins era of Mithridates VI Eupator Dionysus. Materialypo arkheologii i istorii antichnogo isrednevekovogo Prichernomor'ya - Proceedings in Archaeology and History of Ancient and Medieval Black Sea Region. 8. pp. 523-562 (In Russian). DOI: 10.5281/zenodo.556180

33. Choref, M.M. (2018) Coins of the Bosporus and Chersonesus coinage depicting Helios on the obverse as sources of historical information. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 5. pp. 75-82 (In Russian).

34. Choref, M.M. (2020) Monety Pantikapeya i Fanagorii tret'ey chetverti I v. do n.e. kak istochnik istoricheskoy informatsii [Coins of Panticapaeum and Phanagoria of the 3rd quarter of the 1st century BCE as a source of historical information]. Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Prichernomor'ya - Proceedings in Archaeology and History of Ancient and Medieval Black Sea Region. 12. pp. 710-733 (In Russian). DOI: 10.24411/2713-20212020-00023

35. Choref, M.M. (2021) Savmak ili Saulak: k voprosu ob atributsii monet s

"IAY" na reverse [Saumakos or SauLakos: on attribution of coins with "IAY" on the reverse]. Arkheologicheskie vesti - Archaeological News. (In print).

36. Shonov, I.V. (2019) Monetnaya chekanka praviteley Bospora VI-I vvv do n.e. [Coinage of the rulers of the Bosporus of the 6th - 1st centuries BCE]. Simferopol: ARIAL.

37. Dundua, T. & Dundua, G. (2018) Catalogue of Georgian Numismatics. Tbilisi: Meridian Publishers.

38. Latyschev, B. (1916) Inscriptiones oraeseptentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. VoL. I. PetropoLi: Societatis ArchaeoLogicae Imperii Russici.

39. McGing, B. (ed.) (1912) Appian Roman History. VoL. II. Cambridge: Harvard University Press.

40. Page, T.E. (ed.). (1930) The Geography of Strabo. VoL. VII. London: WiLLiam Heinemann, New York: G.P. Putnam's Son.

41. Pataridze, M. (2019) Aristarchus, the RuLer of CoLchis (Numismatic Research). Pro Georgia. 29. pp. 83-95.

42. SLG. J.-P. RIGHETTI, TEIL IV. SARMATIEN. OLBIA. [OnLine] AvaiLabLe from: https://www.acsearch.info/search.htmL?id=194212 (Accessed: 1st JuLy 2021).

43. von Gutschmid, A. (1876) SauLakes, König von KoLchis. ZfN. 3. pp. 150-153.

44. von SaLLet, A. (1876) Zur griechischen Numismatik. ZfN. III. pp. 47-60, 132-140, 240-252. Tf. II.

45. WeiL, R. (1881) König Saumakos. ZfN. VIII. pp. 329-333.

Чореф Михаил Михайлович - кандидат исторических наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Россия).

Mikhail M. Choref - Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Russia).

E-mail: choref@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.