Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУМИЗМАТИКИ И БОНИСТИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ УРАЛА И СИБИРИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУМИЗМАТИКИ И БОНИСТИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ УРАЛА И СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ОБУЧЕНИЕ / НУМИЗМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чореф М. М.

Статья посвящена вопросу актуализации получаемых на уроках исторических знаний. Удаленность регионов от культурных центров, а также редкость археологических памятников не позволяют привить обучающимся чувство сопричастности к историческому процессу. Целью исследования стала выработка механизма привлечения обучающихся к изучению истории в результате изучения памятников нумизматики и бонистики, который был успешно апробирован на уроках истории в школах Урала и Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING NUMISMATICS AND BONISTICS AT HISTORY LESSONS AT SCHOOLS OF THE URALS AND SIBERIA

Article is devoted to an important question - updating of the historical knowledge gained at lessons. Remoteness of regions from the cultural centers, and also a rarity of archaeological monuments, isn’t allowed to impart trained feeling of participation in historical process. Development of the mechanism of attraction of the monuments of numismatics and notaphily which are trained to studying of history as a result of studying which was successfully approved at history lessons became a research objective in the schools of the Urals and Siberia.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУМИЗМАТИКИ И БОНИСТИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ УРАЛА И СИБИРИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУМИЗМАТИКИ И БОНИСТИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ УРАЛА И СИБИРИ

М. М. ЧОРЕФ,

кандидат исторических наук,

научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории региональных исторических исследований НВГУ (Нижневартовск) choref@yandex.ru

Статья посвящена вопросу актуализации получаемых на уроках исторических знаний. Удаленность регионов от культурных центров, а также редкость археологических памятников не позволяют привить обучающимся чувство сопричастности к историческому процессу. Целью исследования стала выработка механизма привлечения обучающихся к изучению истории в результате изучения памятников нумизматики и бонистики, который был успешно апробирован на уроках истории в школах Урала и Сибири.

Article is devoted to an important question — updating of the historical knowledge gained at lessons. Remoteness of regions from the cultural centers, and also a rarity of archaeological monuments , isn't allowed to impart trained feeling of participation in historical process. Development of the mechanism of attraction of the monuments of numismatics and notaphily which are trained to studying of history as a result of studying which was successfully approved at history lessons became a research objective in the schools of the Urals and Siberia.

Ключевые слова: история, обучение, нумизматика, бонистика Key words: history, training, numismatics, notaphily

Не секрет, что мы с трудом усваиваем абстрактную информацию, особенно когда не уверены в ее дальнейшей востребованности. Если при изучении точных или технических наук можно абстрагироваться, то это немыслимо на уроках истории, иначе она превращается в социологию. Изучение событий прошлого возможно лишь при полном погружении в их трактовки, при стремлении осмыслить и понять логику поведения наших предков, осознании объективности всего происходящего. Но на уроке, как правило, на это нет времени. Поэтому не стоит удивляться, что подав-

ляющее большинство учителей ограничивается изложением материала по учебнику и разбором вопросов в конце параграфа, не задумываясь о том, сохраняется, формируется или исчезает у их учеников мотивация к изучению их предмета. А задуматься об этом стоит.

Проблема в том, что значительная часть выпускников наших средних учебных заведений в лучшем случае помнят ключевые даты и важнейшие понятия, но не имеют ни малейшего представления о логике истории. Стоит ли в этом случае говорить о сформированности чувства осознанного патриотизма, о стремлении

к изучению истории своего государства и, собственно, о желании сохранить свои корни? Нам остается только констатировать факт, что свою задачу школьные учителя истории выполняют весьма посредственно.

Что же может быть этому причиной? Начнем с того, что учитель должен быть интересен ученикам, причем не только как личность — это субъективно, а как специалист в своей сфере. В результате ими будут востребованы как знания школьного курса, позволяющие успешно готовить к поступлению в вузы, так и владение материалом на исследовательском уровне.

Дело в том, что научные представления меняются быстро, и учитель обязан не только отслеживать эти новации, но и по мере сил участвовать в разработке новых концепций. В любом случае учащимся важно осознавать, что их преподаватель — специалист, причем такого уровня, которого они не смогут достигнуть и после завершения обучения в школе. Он должен быть авторитетным, иначе к его словам не будут прислушиваться. Преподаватель должен стать учителем в исходном, античном значении этого слова.

Мы отдаем себе отчет в том, что поставленная задача крайне трудна и, к сожалению, не всегда достижима. Но решить ее все же можно. Предлагаем школьным учителям поискать возможность добавить краски в образ, традиционно поддерживаемый ими на уроках, чтобы ученики к вам прислушивались, чтобы они увлекались вашим предметом, советуем заинтересовать их в себе как в состоявшемся ученом, специалисте. Понятно, что редкий учитель является энциклопедистом, готовым без подготовки выдать обоснованное суждение о причинах и технологии построения пирамид народами Мезоамерики, обсудить с учениками ход и итоги сражения при Каннах, а также объяснить им логику двухмасштаб-

ной системы цен в Советском Союзе. Да это и не требуется. Полагаем, что достаточно доказать ученикам актуальность исторических знаний и сделать их своим хобби.

Учитывая специфику предмета и потребности учащихся, это может быть собирательство, которое свойственно многим школьникам. Но коллекционировать следует то, что позволит покончить с абстрагированностью школьных исторических знаний, сделает их наглядными, предметными и актуальными. Это могут быть монеты или боны (бумажные денежные знаки). Причем учителю совсем необязательно коллекционировать сами артефакты. Куда интереснее накапливать сведения о них, читать современную научную литературу, изучать самостоятельно, участвовать в работе конференций, то есть делать все возможное для пополнения багажа исторических знаний.

Сразу же заметим, что это не наша идея и она отнюдь не нова. Ее реализо-вывали уже на заре Нового времени. Тогда изображения монет появились на страницах учебников. Речь идет о достаточно хорошо известных трудах «Epitome du thresor des antiquitez...» (1553 г.) Я. де Страда, Ж. Луве и Т. Гере, «Description de la Limagne d'Auuergne en forme de dialogue.» (1561 г.) Г. Симео-ни, А. Чапуиса и Г. Руиля, а также о фундаментальном исследовании великого французского энциклопедиста, основателя научной византинистики Ш. дю Фрес-не дю Канжа — двухтомной «Historia Bysantina duplici commentario illustrata» (1680 г.). Нумизматический материал активно привлекался и для иллюстрирования античных исторических сочинений, таких как «Gaji Suetonii Tranquilli Opera» (1690 г.).

Неслучайно все эти исследования предназначались для учащихся элитных

Научные представления меняются быстро, и учитель обязан не только отслеживать эти новации, но и по мере сил участвовать в разработке новых концепций.

Изображения монет не только украшали книги, но и делали процесс чтения значительно интереснее, привлекая таким образом читателя.

учебных заведений. Изображения монет не только украшали книги, но и делали процесс чтения значительно интереснее, привлекая таким образом читателя.

Та же тенденция наблюдалась в XVIII — начале XX века. Преподаватели не упускали возможности привлечь внимание учащихся путем демонстрации монет. В России директор Симферопольской мужской гимназии Г. И. Тимошевский провел в 1888 году учебную экскурсию по «пещерным» городам Крыма, в частности, на Мангуп, в ходе которой ученикам демонстрировались старинные монеты [1, с. 122]. Преподаватель немецкого языка О. Ф. Ретовский настолько серьезно погрузился в изучение нумизматики средневековых государств Причерноморья, что издал фундаментальные монографии по денежному делу Крымского ханства [11, с. 73—118, табл. I—IV; 12, с. 79—89, табл. V и др.] и Трапезундской империи [18], а также серию статей об эмиссиях генуэзской Каффы [9, с. 1—72, табл. I—VI; 10, с. 49—104, табл. I—III и др.].

После революции 1917 года ситуация кардинально изменилась. Во-первых, были закрыты элитные учебные заведения, в которых работали преподаватели-творцы. Дело в том, что советская школа до 1934 года не нуждалась в серьезном курсе истории, а позже он был стандартизирован с учетом концепций фор-мационного подхода и классовой борьбы [14, с. 24—29]. Во-вторых, пропагандируемая тогда идея социального равенства не сочеталась с представлениями о собственности, в том числе на объекты коллекционирования. Это привело к пополнению научных собраний и изменило режим хранения артефактов, то есть они уже не осознавались населением как нечто осязаемое, доступное. В итоге наработки преподавателей прошлого стали уже неприменимы.

Конечно, педагоги и ученые советского периода пытались найти новые подходы к решению проблемы популяризации исторических знаний с помощью нумизматики. Из-под их пера выходили работы, которые с полным основанием следует считать серьезными исследованиями, причем написанными простым, доходчивым языком. Речь идет о таких книгах, как «Русская монетная система» [13] И. Г. Спасского, «Наш рубль» [8] Н. Д. Мец, «Деньги» [2] Е. Г. Елизавети-на, «Нумизматика в школе» [3] Э. И. Кучеренко и Д. И. Мошнягина, «Очерк о серебре» и «Очерк о золоте» М. М. Максимова [5; 7], а также о написанном им в соавторстве с М. Б. Горнунгом «Очерком о первой меди» [6]. Необходимо отметить и серию научно-популярных трудов авторитетнейшего советского нумизмата-ориенталиста Г. А. Федорова-Давыдова: «Курганы, идолы, монеты», «Монеты рассказывают» и «Монеты — свидетели прошлого: Популярная нумизматика» [15; 16; 17], а также серию его статей в журнале «Советский музей» за 1986— 1987 годы.

Однако все эти труды предназначались уже не ученику, а учителю, которому было предоставлено монопольное право на принятие решения о целесообразности использования нумизматического материала на уроках. Это делалось с расчетом на знания, полученные им в вузе в результате изучения вспомогательных исторических дисциплин, но для их преподавания не были подготовлены кадры специалистов. Крайне мало их и сейчас. К сожалению, студенты немногих вузов могут контактировать с исследователями высочайшего уровня, такими как М. Г. Абрамзон, А. Л. Пономарев, С. Ю. Сапрыкин и Н. А. Фролова, и имеют возможность приобщиться к научной нумизматике. Все изучают ее только теоретически и поэтому не могут воспользоваться наработками педагогов XVI — начала XX века и открытиями ученых современности.

Полагаем, что выход из этой ситуации имеется. Может быть, и не стоит современному учителю истории знать о денежном деле древнегреческих государств на исследовательском уровне, если он живет, например, в Сибири, где античные артефакты не встречаются. Ведь популяризаторы нумизматики, жившие в конце XIX — начале XX века, исследовали те памятники, которые находили в регионах своего проживания. Можно использовать их наработки, но уже на современном этапе. То есть не следует готовить в вузах учителей с энциклопедическими знаниями по нумизматике. Считаем, что вполне достаточно в рамках изучения курсов локальной истории привить студентам интерес к исследованию местных платежных средств, которые в свою очередь позволяют иллюстрировать на уроках, на первый взгляд, не самые актуальные для учащихся периоды истории.

Попытаемся обосновать данный тезис на материале нашего региона. Сразу же заметим, что он определенно беден находками античных и средневековых монет. Зато регулярно встречаются деньги российского чекана и подражания им. Так, в 2013 году ученица школы № 15 О. О. Су-раева под руководством своего учителя И. Н. Гудимовой атрибутировала довольно редкую подделку пятака времен Екатерины II (1762—1796). Детальное и, можно уверенно сказать, профессионально проведенное ими исследование (был проведен штемпельный анализ, рассмотрены физические характеристики, в том числе установлен состав монетного сплава) дало возможность не только проиллюстрировать ситуацию в регионе, сложившуюся во время правления императрицы Екатерины II, но и позволило привлечь внимание учащихся к этой проблеме.

Допускаем, что есть все основания больше не обнаружить артефактов подобного рода, и в этом случае следует активно иллюстрировать учебный материал

изображениями тех денежных знаков, которые распространены в нашем регионе, в том числе ординарных монет, уже изъятых из обращения. Важно придерживаться принципов научности и историчности, то есть стараться привлекать те материалы, в атрибуции которых не возникает сомнений.

Кроме того, излагая историю Гражданской войны в России, было бы целесообразно рассказать ученикам о бонах Сибирского временного правительства, Директории, властей Урала и А. В. Колчака, а также Дальневосточной республики (ДВР) и РСФСР. При этом можно рассказать о причинах, побудивших власти ввести эти денежные знаки в обращение, и их последующего изъятия. Дело в том, что боны, выпускавшиеся в тот период огромными сериями, сохранились в большом количестве и, следовательно, оказались доступными для коллекционирования. Учитель же, владея навыками их атрибуции, не только сможет привлечь внимание учащихся к истории, но и привьет им навыки научного исследования.

Заметим, что предлагаемая нами методика обучения вписывается в рамки прогрессистской модели. Только мы, акцентируя внимание на памятниках нумизматики и бонистики, тем самым делаем упор на изучение истории быта.

Мы отдаем себе отчет в том, что поставленная задача сложна. Дело в том, что значительная часть подобных выпусков до сих пор или не выявлена, или еще находится в процессе изучения. Речь идет не об уникальных подражаниях вроде реплики екатерининского пятака, а о так называемых «частных деньгах» и о всевозможных суррогатах, эмитировавшихся как в первые годы советской власти, так и в 1980—1990-х годах. Но позволим себе заметить, что мы это уже делаем, причем не первый год. Было установле-

Важно придерживаться принципов научности и историчности, то есть стараться привлекать те материалы, в атрибуции которых не возникает сомнений.

но, что ученики хорошо запоминают сведения об исторических процессах, если им демонстрируют интересные и занимательные иллюстрации. Кроме того, демонстрация изображений относительно новых бон оказалась крайне перспективной. С методической точки зрения, они значительно интереснее, так как их изучение проще, а полученные результаты можно уточнить у современников событий. К примеру, излагая материал о ситуации в России во время правления Б. Н. Ельцина, целесообразно рассказать о деньгах предприятий: талонах «Юганскнефтегаза», эмитировавшихся в долларах США, рублевых «платежных средствах» Правительства Хакасии, «соппах» Благовещенска, а также о «единицах» Березовской ГРЭС [4].

Поиск информации о бонах не только вызовет интерес учащихся к проблеме, позволит им самостоятельно изучить ма-

териал, но и побудит к самостоятельному исследованию.

Считаем, что учителям истории, работающим в наших регионах, было бы целесообразно привлекать в качестве иллюстраций изображения тех денежных знаков, которые могут быть доступными для учеников. Полагаем, что привлечение этих материалов позволит задействовать активные методы обучения истории — проблемные, поисково-конструктивные и исследовательско-творческие.

Если удастся заинтересовать учащихся атрибуциями платежных средств, то они не только смогут наилучшим образом изложить материал, сделают его не абстрактным, а вполне конкретным и, следовательно, запоминаемым, но и в дальнейшем интересоваться как изучаемым предметом, так и историей Отечества, что и является нашей основной задачей.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай / сост. А. Н. Попов. — Симферополь : Таврич. губерн. типография, 1888.

2. Елизаветин, Г. В. Деньги / Г. В. Елизаветин. — М. : Детгиз, 1963.

3. Кучеренко, Э. И. Нумизматика в школе / Э. И. Кучеренко, Д. И. Мошнягин. — М. : Просвещение, 1968.

4. Либертарианский рай: эрзац-деньги СССР и России // URL: http://ttolk.ru/?p=9273.

5. Максимов, М. М. Очерк о золоте / М. М. Максимов. — М. : Недра, 1977.

6. Максимов, М. М. Очерк о первой меди / М. М. Максимов, М. Б. Горнунг. — М. : Недра,

1976.

7. Максимов, М. М. Очерк о серебре / М. М. Максимов. — М. : Недра, 1974.

8. Мец, Н. Д. Наш рубль / Н. Д. Мец. — М. : Соцэкгиз, 1960.

9. Ретовский, О. Генуэзско-татарские монеты / О. Ретовский // Известия Императорской археологической комиссии. — 1906. — № 18. — С. 1—72, табл. I—VI.

10. Ретовский, О. Генуэзско-татарские монеты города Каффы / О. Ретовский // Известия Таврической ученой архивной комиссии. — 1897. — № 27. — С. 49—104. — Табл. I—III.

11. Ретовский, О. К нумизматике Гиреев (с 4-мя таблицами) / О. Ретовский // Известия Таврической ученой архивной комиссии. — 1893. — № 18. — С. 73—118. — Табл. I—IV.

12. Ретовский, О. К нумизматике Гиреев. V. Монеты Менгли-Гирея I. Первое дополнение (с рисунком) / О. Ретовский // Известия Таврической ученой архивной комиссии. — 1893. № 19. — С. 79—89. — Табл. V.

13. Спасский, И. Г. Русская монетная система / И. Г. Спасский. — М. : Учпедгиз, 1960.

14. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. — М. : Владос, 2000. — С. 24—29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.