УДК 316
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
А.А. Попкова, А.В. Калинина, О.В. Третьякова
ФГБОУВО «Тюменский индустриальный университет» (региональный опорный университет) г. Тюмень, Россия
Аннотация. Статья посвящена использованию инновационных методов в учебном процессе на примере Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права г. Тюмени. На основании социологического исследования проведено ранжирование целей применения инновационных технологий в учебном процессе. Определены основные информационные технологии используемые в учебном процессе вуза, проанализировано использование студентами электронной библиотечной системы. Дана оценка результативности применения инновационных методов обучения, а также определено их влияние на успеваемость студентов. Проведенное исследование показало, что наблюдается продолжение роста использования всех видов инноваций в учебном процессе, компьютерных презентаций и увеличение доли технологий проектной деятельности.
Ключевые слова: учебный процесс, инновационные методы обучения, социологические исследования в вузе.
Российская система образования развивается в условиях стремительных и разнообразных перемен. Мы можем наблюдать формирование рыночных отношений в экономике страны, процессы информатизации, глобализации хозяйственной деятельности, интернализации образовательных рынков и экспорта образовательных услуг. Все эти факторы служат мощным стимулом для интеграции системы образования в рыночную среду и развития рыночных отношений в образовании [1, с. 120; 2, с. 65]. В связи с этим в основе политики Российской Федерации в области образования был взят курс на переход к инновационному пути развития страны, в котором прирост и распространение знаний становятся ключевыми факторами.
Концепция «инновационного образования» актуальна именно сейчас, когда происходит становление и развитие современной России, когда требуются высококлассные специалисты и на рынке труда и в сфере преподавательской деятельности, как прочная кадровая основа для инновационной экономики [4, с. 115]. На передней план выдвигается проблема активизации созидательного твор-
ческого потенциала преподавателей и студентов, и их инновационной способности [1; 2].
Цель исследования: выявление изменений в использовании инновационных методов в учебном процессе вуза.
В соответствии с целью социологического исследования были выработаны задачи:
— определить цели применения инновационных методов в учебном процессе вуза;
— выявить основные инновационные методы, используемые в учебном процессе;
— оценить результативность применения инновационных методов обучения по достижению качества образовательного процесса;
— диагностировать изменения в использовании инновационных технологий в данном учебном году по сравнению с прошлыми учебными годами, определить основные тенденции [3, с. 11].
Объектом исследования являются студенты 2—4 курсов вуза. Генеральная совокупность 842 человека. Выборочная совокупность 132 студента, что обеспечивает уровень доверительности
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6
----—-
95% и 5% допустимая ошибка выборки. Тип выборки пошаговая (шаг 6).
Методом исследования является анкетирование. Анкетирование студентов было организовано через деканаты факультетов. Были опрошены все указанные в квоте студенты и анкеты предоставлены в срок. Анализ результатов исследования выявил следующие тенденции.
1. Проведение ранжирования целей применения инновационных технологий в учебном процессе показало, что основная цель применения инноваций заключается в качественной подготовке специалистов в соответствии с международными стандартами (45% респондентов), а также обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития студентов (36,7%).
Цель качественной подготовки студентов в соответствии с международными стандартами занимала лидирующее место и по результатам ежегодных исследований. Это подтверждает сформировавшуюся позицию о роли применения инноваций в учебном процессе. Необходимо также отметить сохраняется рост доли респондентов определяющих обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития студентов по сравнению с прошлыми годами.
Данная тенденция хорошо прослеживается на представленной сравнительной диаграмме мнений студентов о целях применения инновационных методов. При анализе результатов исследования студентов определено, что позиции относительно целей применения инновационных технологий, также как и ранее, расходятся у студентов разных факультетов. У студентов экономического факультета лидирует позиция повышения качества подачи информации, т.к. она структурирована и адаптирована к конкретным специальностям. У студентов факультета управления лидирует позиция качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Данная позиция лидирует и у юридического факультета, но на одном уровне с ней с ней лидирующее место занимает позиция повышения качества подачи информации.
2. Основными инновационными технологиями, применяемыми в учебном процессе, являются информационные.
Респонденты отмечают, что в течение последних трех лет практически схожи в своих позициях по поводу применения различных видов инновационных методов. Из информационных технологий,
активно применяющихся в учебном процессе, наибольшее распространение получили компьютерные презентации. Данную позицию поддержали 92% респондентов. Анализ динамики использования информационных технологий показал, что в течение всего периода активизируется процесс использования данного вида информационных инноваций, исключением является интерактивная доска.
Анализ распределения позиций респондентов по факультетам показал, что в 2013—2014 году все направления более активно использовали компьютерные презентации. Увеличение доли применения информационных технологий привело и к увеличению доли использования студентами электронной библиотечной системы. Несмотря на общую активизацию использования данных видов инноваций, данная тенденция наблюдается и в отношении использования электронных тестирующих программ для оценки знаний студентов.
3. В ходе исследования было выявлено, что студенты достаточно высоко оценивают результативность применения инновационных методов по различным факторам достижения качества учебного процесса (более 4 баллов по 5-бальной шкале). Наиболее высоко за последние 4 года студентами оцениваются позиции доступности восприятия учебного материала, саморазвитию и самообразованию и повышения качества знаний. Данная тенденция наблюдается у студентов различных факультетов. Также респондентами отмечается, что применение инноваций и во время занятий преподавателем, и при самостоятельной работе студента повышает их итоговую успеваемость.
Доля лиц, поддерживающая данную позицию, увеличивается с 2009—2010 учебного года. Это может быть аргументировано тем, что инновации являются неотъемлемым элементом учебного процесса.
Исследование причин, выявленных тенденций показало, что основополагающей проблемой является низкая степень информированности студентов о возможностях применения отдельных видов инноваций.
Таким образом, проведенное исследование показало, что основные позиции по использованию инновационных технологий в учебном процессе в исследуемом учебном году по сравнению с предыдущими годами мало изменились. Наблюдается продолжение роста использования всех видов инноваций за исключением интерактивной доски, которая используется слабо и не в полном объеме.
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Попкова А.А., Калинина А.В., Третьякова О.В. Использование инновационных методов..,
Причиной этого является недостаточный объем технического оснащения и информации о возможности их использования. Но вместе с тем наблюдается рост использования компьютерных презентаций и увеличение доли технологий проектной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калинина А.В. Продвижение SMART-образо-вания в российском обществе // Современное коммуни-
кационное пространство: анализ состояния и тенденции развития. 2016. С. 120—123.
2. Калинина А. В. Электронное обучение в контексте социальных трансформаций современного российского общества // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий. 2016. С. 65—67.
3. Попкова А. А. Опыт социологических исследований в вузе: Монография. Тюмень: Издательство ТИУ, 2016.
4. Третьякова О.В. Инновационные проекты в социально-культурной сфере // Общественная организация социально-культурной деятельности. 2004. С. 114—116.
THE USE OF INNOVATIVE METHODS TO EDUCATION UNIVERSITY
A.A. Popkova, A. V. Kalinina, O. V. Tretyakova
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen» Tyumen, Russia
Annotation. The article is devoted to the use of innovative methods in the educational process on the example of the Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law in Tyumen. On the basis of sociological research conducted ranking purposes of the application of innovative technologies in educational process. The main information technologies used in the educational process of the university, the students analyzed the use of electronic library system. The estimation of the impact of the use of innovative teaching methods, as well as to assess their impact on the progress of students. The study showed that there is a continued growth in the use of all kinds of innovations in the learning process, computer presentations and increasing the share of project activity Technologies.
Key words: learning process and innovative teaching methods, case studies at the university.
REFERENCES
1. Kalinina A.V. Prodvizhenie SMART-obrazovanija v rossijskom obshhestve. Sovremennoe kommunikacion-noe prostranstvo: analiz sostojanija i tendencii razvitija. 2016. P. 120—123.
2. Kalinina A.V. Jelektronnoe obuchenie v kontekste social'nyh transformacij sovremennogo rossijskogo obsh-
hestva. Jelektronnoe obrazovanie: perspektivy ispol'zova-nija SMART-tehnologij. 2016. P. 65—67.
3. Popkova A.A. Opyt sociologicheskih issledovanij v vuze: Monografija. Tjumen': Izdatel'stvo TIU, 2016.
4. Tretyakova O.V. Innovacionnye proekty v social'-no-kul'turnoj sfere. Obshhestvennaja organizacija social'no-kul'turnoj dejatel'nosti. 2004. P. 114—116.