Научная статья на тему 'Оценка качества учебного процесса'

Оценка качества учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
909
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВУЗЕ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / REFORMING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION / QUALITY OF TEACHING / LEARNING ENVIRONMENT / SOCIOLOGICAL STUDIES IN HIGHER EDUCATION / MONITORING OF THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна, Калинина Анна Викторовна

Статья посвящена исследованию качества учебного процесса вуза на основе анализа теоретических и эмпирических данных и результатов мониторинга внутренних процессов образовательной среды Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. Была проведена оценка организации учебного процесса по конкретным направлениям деятельности, осуществлен анализ результативности различных форм обучения для получения профессиональных навыков и знаний. Для оценки качества учебного процесса в вузе проведено социологическое исследование методом анкетирования. Результаты исследований позволили сформулировать выводы о возможных направлениях деятельности вуза по усовершенствованию качества учебного процесса, нацеленного на системное взаимодействие всех подразделений вуза и практикоориентированность в подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна, Калинина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the quality of educational process

This article is devoted to research the quality of the educational process of the university based on the analysis of theoretical and empirical data and monitor internal processes of the educational environment of the Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law. It was evaluated the organization of educational process on specific activities, carried out the analysis of the impact of various forms of training for professional skills and knowledge; defines the main directions of organizational interaction in cases of problematic situations related to the educational process, revealed the importance of skills and knowledge obtained in the framework of the educational process for future professional activities. To assess the quality of the educational process at the university was conducted sociological research using questionnaires. The research results allowed to formulate conclusions about the possible directions of the activity of the university to improve the quality of the educational process aimed at systemic interaction of all departments of the university and practical orientation in preparing students.

Текст научной работы на тему «Оценка качества учебного процесса»

УДК 316

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

А.А. Попкова, А.В. Калинина

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет (региональный опорный университет)» г. Тюмень, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию качества учебного процесса вуза на основе анализа теоретических и эмпирических данных и результатов мониторинга внутренних процессов образовательной среды Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. Была проведена оценка организации учебного процесса по конкретным направлениям деятельности, осуществлен анализ результативности различных форм обучения для получения профессиональных навыков и знаний. Для оценки качества учебного процесса в вузе проведено социологическое исследование методом анкетирования. Результаты исследований позволили сформулировать выводы о возможных направлениях деятельности вуза по усовершенствованию качества учебного процесса, нацеленного на системное взаимодействие всех подразделений вуза и практикоориентированность в подготовке студентов.

Ключевые слова: реформирование системы высшего образования, учебный процесс в вузе, качество обучения, образовательная среда, социологические исследования в вузе, мониторинг качества учебного процесса.

В современных условиях одним из главных конкурентных преимуществ деятельности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг является качество подготавливаемых специалистов. Повышение качества учебного процесса является актуальнейшим приоритетом деятельности вуза. Трансформационные изменения в рамках реформирования системы образования в РФ требуют быстрой адаптации образовательной системы к новым условиям. Переход на федеральные государственные образовательные программы третьего поколения и поколения «3+» потребовал развития системы исследований организации учебного процесса, оценки формирования компетенций у обучающихся.

Для полноценного обеспечения данного процесса в вузах стали формироваться специализированные центры, социологические лаборатории, маркетинговые отделы [1; 2; 4]. Данные структуры обеспечивают проведение социологических исследований, направленных на изучение внутренних процессов образовательной среды учреждений

и их взаимодействие с внешней средой — работодателями, потенциальными заказчиками программ дополнительного профессионального образования.

Формирование системы оценки качества образования посредством совершенствования методов, форм и средств образовательного мониторинга и получения обратной связи является значимым компонентом государственной программы «Развитие образования» на 2013—2020 годы и федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы Значимость включения студентов в систему оценки качества для совершенствования вузовского образовательного процесса подтверждена в работах отечественных и зарубежных ученых (С.В. Сафонова, 2008; H.W. Marsh, 1984; Y. Yao, M. Grady, 2005; H. Marsh, 2007; P. Spooren, D. Mortelmans, J. Denekens, 2007; T. Haladyna, A. Amrein-Beardsley, 2009; Z. Zerihun, J. Beishuizen, W. Van Os, 2012; S.A. Safavi, K.A. Bakar, R.A. Tar-mizi, N.H. Alwi, 2013) [5, с. 106].

Систематическая мониторинговая работа по социологическому исследованию процессов,

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7

----—

происходящих в вузе, была организована в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. Целью данного исследования является оценка качества организации учебного процесса. Задачи исследования были определены, как: оценка организации учебного процесса по конкретным направлениям; анализ результативности различных форм обучения для получения профессиональных навыков и знаний; определение направлений организационного взаимодействия в случаях проблемных ситуаций, связанных с учебным процессом; выявление значимости получаемых навыков и знаний в рамках учебного процесса для дальнейшей профессиональной деятельности.

Генеральная совокупность 842 человека. Выборочная совокупность 132 студентов, что обеспечивает уровень доверительности 95% и 5% допустимая ошибка выборки. Тип выборки пошаговая (шаг 6). Анкетирование студентов проводилось на протяжении нескольких лет, результаты являлись основой для принятия управленческих решений для корректирующих мероприятий по обеспечению учебной деятельность в вузе.

Оценка организации учебного процесса достаточно положительна и варьируется от 6,1 до 9,2 баллов. Информирование о сроках сессии, о рейтинговой системе оценки знаний, обеспеченность электронными информационными ресурсами, консультирование по возникающим вопросам удовлетворяют практически всех студентов вуза. В целом можно определить, что информационная работа, обеспечивающая учебный процесс оценивается достаточно высоко на всех факультетах — юридическом (ЮФ), экономическом (ЭФ), факультете управления (ФУ). Из предложенных направлений организации работы в рамках образовательного процесса наименьшую оценку со стороны студентов получили такие как обеспечение базой прохождения практики, доступность и график работы Центра информационных образовательных технологий (ЦИОТ) (распечатка, копирование) и удобство расписания занятий.

На основании системы сбалансированных показателей учебного процесса, набора важнейших критериев, определяющих качество образовательного процесса, нормированных в процентных либо средних значениях в вузе можно внедрять «семафоры учебного процесса». Это ключевые параметры информационной системы, имеющие индика-

торы зеленого, желтого и красного цветов и принимающие свои цвета в зависимости от достижения критических значений сбалансированных показателей учебного процесса [2, с. 218]. В зависимости от разработанных вузом пороговых («критических») значений принимаются решения об управляющем воздействии на разных уровнях управления.

Качество учебного процесса определяется многими составляющими, применяемыми в рамках подготовки квалифицированных бакалавров. Использование различных форм обучения позволяет всесторонне обеспечить реализацию образовательного процесса. Самыми результативными формами, как и ранее, по мнению респондентов, являются семинарские занятия, лекции и написание курсовых работ. Именно данные формы способствуют освоению профессиональной лексики, навыков профессиональной деятельности, практическому применению полученных знаний, получению навыков и развитию способностей работы в коллективе, освоение навыков организационной работы, развитию личностной самоорганизации и повышению собственного образовательного и культурного уровня.

Одним из ключевых показателей качественной подготовки специалистов является их трудоустройство. Проведенное исследование показало, что 27,4% студентов 2—4 курсов трудоустроено, 3/4 из них по специальности. Стремление к самостоятельности и освоению профессиональных навыков, получаемых в рамках учебного процесса, должно способствовать качественной подготовке специалиста. Большинство (62%) работающих студентов подтвердило, что знания и навыки, получаемые в вузе, они активно применяют в своей работе. Таким образом, необходимо применять инновационные методы для развития системности и комплексности образовательного процесса в вузе, чтобы студенты использовали полученные навыки и знания в своей профессиональной деятельности в экономически эффективных отраслях регион [6; 3]. Все направления организации учебного процесса получили достаточно высокую оценку. Однако в ходе исследования были выявлены проблемы недостаточной эффективности работы ЦИОТ, обеспеченность базами практик. Решение данных проблем и активизация деятельности по основным направлениям организации учебного процесса будет способствовать повышению его качества.

Попкова А.А., Калинина А.В. Оценка качества учебного процесса

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскакова Д.Ю., Белаш О.Ю., Веремьева О.Е., Ряскова Е.Б., Федоров П.С. Методика оценки удовлетворенности студентов качеством учебного процесса // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2015. № 1. С. 242—246.

2. Картузов А.В. Мониторинг качества учебного процесса в условиях информатизации // Вестник Российского университета кооперации. 2010. № 1 (5). С. 217—221.

3. Калинина А. В. Перспективы электронного обучения для студентов российских вузов // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента

и права материалы Международного научного семинара. М.Л. Белоножко (отв. ред.). 2016. С. 28—32.

4. Попкова А. А. Опыт социологических исследований в вузе: Монография. Тюмень: Издательство ТИУ, 2016.

5. Таньков Н.Н. Мониторинг удовлетворенности студентов учебным процессом по дисциплине как компонент оценки качества высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (171) С. 106—111.

6. Третьякова О. В. Межпредметные связи в учебном процессе // Традиции и современная ситуация в области художественного образования и культуры: проблемы и инновации 3-я Всероссийская научно-практическая конференция. Тюмень, ТГАКИСТ, 2010. С. 258—260.

EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

A.A. Popkova, A. V. Kalinina

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Industrial University of Tyumen" (IUT) Tyumen, Russia

Annotation. This article is devoted to research the quality of the educational process of the university based on the analysis of theoretical and empirical data and monitor internal processes of the educational environment of the Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law. It was evaluated the organization of educational process on specific activities, carried out the analysis of the impact of various forms of training for professional skills and knowledge; defines the main directions of organizational interaction in cases of problematic situations related to the educational process, revealed the importance of skills and knowledge obtained in the framework of the educational process for future professional activities. To assess the quality of the educational process at the university was conducted sociological research using questionnaires. The research results allowed to formulate conclusions about the possible directions of the activity of the university to improve the quality of the educational process aimed at systemic interaction of all departments of the university and practical orientation in preparing students.

Key words: reforming the higher education system, the educational process in higher education, quality of teaching, learning environment, sociological studies in higher education, monitoring of the quality of the educational process.

REFERENCES

1. Baskakova D.Ju., Belash O.Ju., Verem'eva O.E., Rjaskova E.B., Fedorov P.S. Metodika ocenki udovletvo-rennosti studentov kachestvom uchebnogo processa. Plani-rovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlja promysh-lenno-jekonomicheskogo kompleksa regiona, 2015, no. 1, pp. 242—246.

2. Kartuzov A.V. Monitoring kachestva uchebnogo processa v uslovijah. Informatizacii. Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii, 2010, no. 1 (5), pp. 217—221.

3. Kalinina A.V. Perspektivy jelektronnogo obuche-nija dlja studentov rossijskih vuzov. Vuzovskaja nauka: teoretiko-metodologicheskie problemy podgotovki specia-listov v oblasti jekonomiki, menedzhmenta i prava mate-

rialy Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara. Ed. M.L. Be-lonozhko. 2016. P. 28—32.

4. Popkova A.A. Opyt sociologicheskih issledovanij v vuze: Monografja. Tjumen', Izdatel'stvo TIU, 2016.

5. Tan'kov N.N. Monitoring udovletvorennosti stu-dentov uchebnym processom po discipline kak komponent ocenki kachestva vysshego obrazovanija. Vestnik Toms-kogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 6 (171), pp. 106—111.

6. Tretуakova O.V. Mezhpredmetnye svjazi v ucheb-nom processe. Tradicii i sovremennaja situacija v oblasti hudozhestvennogo obrazovanija i kul'tury: problemy i inno-vacii 3-ja Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konfe-rencija. Tjumen', TGAKIST, 2010. P. 258—260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.