Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ВНЕДРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайдонов В.А.

В современном образовании очень часто встает вопрос об инновационных методах, их применениях при обучении и работе с детьми. Учителя все чаще ставят перед собой задачи в сфере обучения, открывая новые возможности и их применение в чреде своей работы. Сейчас образование все более ориентируется на создание технологий и способов влияния на учащихся, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE METHODS OF TEACHING STUDENTS IN MATHEMATICS LESSONS

In modern education, the question of innovative methods, their applications in teaching and working with children often arises. Teachers are increasingly setting themselves tasks in the field of teaching, opening up new opportunities and their application in the course of their work. Now education is increasingly focused on the creation of technologies and ways to influence students, in which a balance between social and individual needs is ensured, ensure the readiness of the individual to realize his own individuality and changes in society.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Чайдонов В. А. студент магистратуры группаФМО -31

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

Россия, Республика Хакасия, г.Абакан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В современном образовании очень часто встает вопрос об инновационных методах, их применениях при обучении и работе с детьми. Учителя все чаще ставят перед собой задачи в сфере обучения, открывая новые возможности и их применение в чреде своей работы. Сейчас образование все более ориентируется на создание технологий и способов влияния на учащихся, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям в обществе.

Ключевые слова: инновации, методы, эффективность, развитие, внедрение.

Chaidonov V.A. undergraduate FMO group -31

Khakass State University named after N.F.Katanov Russia, Republic of Khakassia, Abakan

USE OF INNOVATIVE METHODS OF TEACHING STUDENTS IN

MATHEMATICS LESSONS

Annotation. In modern education, the question of innovative methods, their applications in teaching and working with children often arises. Teachers are increasingly setting themselves tasks in the field of teaching, opening up new opportunities and their application in the course of their work. Now education is increasingly focused on the creation of technologies and ways to influence students, in which a balance between social and individual needs is ensured, ensure the readiness of the individual to realize his own individuality and changes in society.

Key words: innovations, methods, efficiency, development, implementation.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа

и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Работа, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

1. определение потребности в изменениях;

2. сбор информации и анализ ситуации;

3. предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

4. принятие решения о внедрении (освоении);

5. собственно, само внедрение, включая пробное использование новшества;

6. институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный

цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые

качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Существуют различные виды инноваций в зависимости от признака, по которому их разделяют. Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим. Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Чтобы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому -познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят в науке, - структуры. Школьные нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости педагогов. Некоторые школы отходят от традиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных курсов, экзаменов, выделяют дни и даже недели для самостоятельных занятий, переносят, иногда удлиняют время каникул. Такого же согласования требуют и другие новшества: введение новых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных предметов и их интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набора учащихся; создание элитарных учебных заведений и других новых типов и видов школ.

Компьютерные технологии не только помогают создать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную противоположную связь. Средства мультимедиа разрешают обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях - умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

Имеющийся опыт показывает, что использование компьютера на уроке можно разделить на три стадии (этапа):

1. Компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

2. Компьютерное сопровождение уроков. Компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала. Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой и соблюдать их, также рабочее место,

оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

3. Использование современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета на уроках математики значительно расширяет возможности и учителя, и ученика во всех видах деятельности.

Инновационные методы на уроках математики - это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к современным проблемам. Инновационными являются методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение -это путь к правильному выбору своей профессии.

В настоящее время становится главным то, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная жажда знаний. Это в свою очередь требует правильной организации учебного процесса. Его нужно строить так, чтобы он вызывал у ребят живой интерес, увлекал их.

В повышении эффективности и качества уроков многое зависит от мастерства учителя, от его умения раскрыть тему урока, преподать новое так, чтобы оно было понятно ученикам. Как бы там ни было, все или, по крайней мере, большинство ребят в это время бывают включены в работу.

Использованные источники:

1. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В., Крылова И.В. Моргун В.Ф. Школа-хозяйство А.С. Макаренко: забвение? Нет - возрождение // Педагогический вестник Кубани. - 1999. - № 2. - С. 67-68.

2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004 - 320с.

3. Сериков В.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста/ В.В. Сериков // Организация проектной деятельности в образовательном пространстве колледжа. - Волгоград, 2008. - С. 12.

4. Щетинин М.П. Объять необъятное. - М.: Педагогика, 1986. - 58 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия, 2005. - 272с

6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990. - с. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.