Научная статья на тему 'Использование инновационных методов обучения медицинскому праву'

Использование инновационных методов обучения медицинскому праву Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
143
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / ИСК / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ / INNOVATIONS / MEDICAL LAW / CLAIM / CRIMINAL LIABILITY / TEACHING

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Воропаев Артем Валерьевич

В статье описывается методика и опыт применения инновационных методов обучения медицинскому праву: альтернативных деловых игр «Судебный процесс по врачебному делу в гражданском процессе», «Защита врача от уголовного преследования пациента», тренинга «Адекватное общение с пациентом как залог успешной профессиональной деятельности врача».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Воропаев Артем Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methods of training medical law

In the paper the methodology and experience of application of innovative methods of training medical law is described: alternatively business games “The judicial claim of the patient to hospital”, “Protection of the doctor against criminal prosecution of the patient”, training “Adequate communication with a patient as a condition of successful professional activity of the doctor”.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных методов обучения медицинскому праву»

только с прижизненными процессами метаболизма (обменные процессы), но и с воздействием на тело погибшего человека высокой температуры, в том числе и открытого пламени. В связи с этим возникла необходимость в разработке объективного метода оценки степени алкогольной и СО интоксикации у лиц, которые погибли в условиях действия высокой температуры.

Целью нашей работы явилась разработка и обоснование судебно-медицинских критериев оценки степени алкогольной и СО интоксикации у лиц, погибших на пожарах. Работа была основана на статистическом анализе всей структуры смертности по г.Иркутску. Кроме того, она включала собственные судебно-медицинские исследования 247 трупов, которые были разделены на 2 самостоятельные группы наблюдений. В первую группу (175 случаев) вошли погибшие в очагах пожара с выраженными термическими изменениями тканей в результате действия открытого пламени. Вторую группу (72 случая) составили погибшие в очагах возгорания без признаков высокотемпературного воздействия окружающей среды на ткани, либо умершие от травления угарным газом (СО) при других обстоятельствах.

Анализ особенностей влияния высокотемпературного фактора на концентрацию этанола в жидких биологических средах показал, что происходит достоверное повышение уровня этанола во всех объектах исследования при площади термического поражения до 40% в сочетании первой и второй степеней высокотемпературных изменений кожи. Данное явление, по нашему мнению, связано с термической коагуляцией покровных тканей, нарушением водного баланса - потерей жидкости и сгущением крови. Результаты проведенных исследований также показали, что при значительном воздействии высокотемпературного фактора, с формированием термических повреждений тканей третьей-четвертой степеней, при площади их поражения более 90% возникает тенденция к снижению уровня этанола в жидких средах трупа. Это явление обусловлено значительными повреждениями покровных тканей и возможностью выхода этанола, как легколетучего вещества из жидких биологических сред.

Влияние высокотемпературного фактора на уровень содержания карбоксигемоглобина в крови трупов, обнаружен-

литература

1.Лемешевская Е.П., Горяев Ю.А. Главное направления - учебно-методическая работа // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 1995. - №1. - С.37-40.

ных в зоне пожара, показало, что происходит существенное снижение его концентрации в крови при значительных термических повреждениях тканей. Полученные данные не противоречат собственным экспериментальным исследованиям, когда отмечалось существенное снижение карбоксигемоглобина в крови при ее нагревании в интервале 60-80оС и его исчезновение при 80-100оС.

Кроме того, в результате наших исследований мы пришли к выводу, что при смерти от общего переохлаждения происходит значительное снижение концентрации этанола во всех жидких средах организма, особенно в крови.

Выявленные изменения соотношений концентраций этанола в различных биологических жидкостях трупа отражены в математических моделях, которые позволяют определять «истинное» содержание этилового алкоголя в организме на момент наступления смерти, как при воздействии на труп высокой температуры с предварительной интоксикацией угарным газом и другими продуктами горения, так и при смерти от общего переохлаждения, обеспечивая объективный подход судебно-медицинских экспертов к оценке степени алкогольной интоксикации перед смертью.

Таким образом, при осуществлении учебного процесса студентам на конкретных экспертных наблюдениях наглядно иллюстрируется позитивный характер и практическая значимость применения новых авторских научных разработок, существенно расширяющих возможности специалистов (экспертов) в решении вопросов, помогающих следствию в установлении истины.

Подводя итог, следует отметить, что использование в учебном процессе информационных материалов, касающихся внедрения новейших достижений науки и техники, особенно авторских научно-исследовательских разработок не только повышает новационный уровень педагогического мастерства, но и существенно улучшает такие показатели, как мотивацию изучения предмета, личную заинтересованность в овладении знаниями, интерес к научно-исследовательской работе, значительно увеличивает уровень переживаемо-сти полученных знаний и оказывает помощь при проведении оперативно-следственных мероприятий, зависящих от врачебно-экспертной деятельности.

2.Малов И.В., Хамнуева Л.Ю., Щербатых А.В. Основные аспекты гарантий качества образования в медицинских вузах России // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2010. - Т. 98. №8. - С.47-51.

информация об авторах: Алексеев Игорь Владимирович - доцент кафедры, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра судебной медицины с основами правоведения, тел. (3952)243348, e-mail: artemvoropaev@mail.ru; Воропаев Артем Валерьевич - заведующий кафедрой, к.м.н., доцент; Зайцев Александр Петрович - заведующий танатологическим отделом, к.м.н.; Исаев Юрий Сергеевич - профессор кафедры, д.м.н., профессор.

© ВОРОПАЕВ A.B. - 2013 УДК: 617.7

использование инновационных методов обучения медицинскому праву

Артем Валерьевич Воропаев (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной медицины, зав. - к.м.н., доц. А.В. Воропаев)

Резюме. В статье описывается методика и опыт применения инновационных методов обучения медицинскому праву: альтернативных деловых игр «Судебный процесс по врачебному делу в гражданском процессе», «Защита врача от уголовного преследования пациента», тренинга «Адекватное общение с пациентом как залог успешной профессиональной деятельности врача».

Ключевые слова: инновации, медицинское право, иск, уголовная ответственность, преподавание.

innovative methods of training medical law

А.V. Voropaev (Irkutsk State Medical University)

Summary. In the paper the methodology and experience of application of innovative methods of training medical law is described: alternatively business games "The judicial claim of the patient to hospital", "Protection of the doctor against

criminal prosecution of the patient", training "Adequate communication with a patient as a condition of successful professional activity of the doctor".

Key words: innovations, medical law, claim, criminal liability, teaching.

На кафедре судебной медицины с основами правоведения Иркутского государственного медицинского университета преподавание правоведения включает в себя обучение правовым аспектам деятельности врача, что представляется очень важным для будущей практической деятельности специалиста здравоохранения, поскольку правовые и психологические аспекты взаимодействия врача с пациентом, коллегами, работодателем выходят за рамки классического обучения «медицинскому ремеслу», а сталкиваться с данными отношениями врачу на работе придется каждый день.

Предыдущий педагогический опыт показал, что «теоретический подход» к обучению не вызывает активного интереса студентов, особенно на ранних курсах, когда они имеют представления о своей будущей работе, далекие от реальности. Поэтому было решено перейти к поиску практических методов обучения, направленных на вовлечение каждого студентов в ситуацию, где он вынужден включаться в учебный процесс. К таким методам относятся тренинги и альтернативные деловые (АДИ).

АДИ «Судебный процесс по врачебному делу в гражданском процессе» состоит в том, что в процессе обучения по предмету правоведение (3 ФГОС) группа студентов разбивается на 3 части (представители пациента, представители медицинской организации и гражданский суд). При этом в качестве студентов, представляющих суд, преподаватель должен отобрать из числа студентов группы 2-3 человек, обладающих высокими управленческими качествами (для контроля за дисциплиной). Остальные студенты делятся произвольно на две примерно одинаковые группы. После разделения на группы, студентам даются условия задачи (обычно Решение суда по иску пациента к медицинской организации о компенсации морального вреда и возмещения материального ущерба) и ставятся задачи.

Задачей первой группы (истцы - представители пациента) является определение существа материального и морального вреда, его расчет, обоснование, составление исковых требования и заявления в суд, участие в судебном процессе, доказывание заявленных требований, возражения ответчику.

Задачей второй группы (ответчики - представители медицинской организации, врачи, медсестры) является определение юридической перспективы дела, наличия и обоснованности размера материального и морального вреда, составление отзыва на исковые требования, участие в судебном процессе, доказывание своей правовой позиции, возражения истцу.

Задачей третьей группы (суд - судья, помощник, секретарь) является организация судебного процесса по правилам судопроизводства, обеспечение порядка в процессе (соблюдение сторонами учебной дисциплины), определение достаточности судебного процесса и принятие решения по делу. Если группа не справляется со своей задачей, то преподаватель производит замену одного или нескольких участников.

В процессе АДИ каждая сторона совещается, выбирает стратегию, выступает, задает вопросы другой стороне, отвечает на вопросы, заявляет ходатайства и представляет учебные документы. Общее руководство процесса АДИ происходит преподавателем, который следит за соблюдением правил, задает сторонам дополнительные вопросы, добивается осознания группой студентов тупиковости (бесперспективности, бессмысленности) определенных действий (стратегии) группы и наводит на новую задачу. После завершения АДИ преподаватель дает оценку действий и стратегии каждой группы.

литература

Х.Воропаев А.В., Воропаева И.В., Исаев Ю.С., Малое И.В. Медицинское право - актуальная потребность российского здравоохранения // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2004. - Т. 43. №2. - С.105-108.

АДИ «Защита врача от уголовного преследования пациента» состоит в том, что в группа студентов разбивается на 4 части (представители потерпевшего, врача, следственного комитета прокуратуры (СКП), уголовный суд). После разделения на группы, студентам даются условия задачи (обычно Приговор суда о причинении смерти по неосторожности врачом И. при оказании медицинской помощи пациенту).

Задачей первой группы (заявители - представители потерпевшего) является составление заявления в прокуратуру, участие в судебном процессе, помощь СКП в доказывании своей позиции.

Задачей второй группы (обвиняемые - представители врачей) является определение юридической перспективы заявления, наличия дефекта медицинской помощи, вины конкретного медработника, участие в судебном процессе, доказывание своей непричастности и (или) невиновности.

Задачей третьей группы (следователи СКП) является сбор доказательств по делу, назначение судебно-медицинской экспертизы, организация опросов других участников дела, подготовка обвинительного заключения и передача его в суд.

Задачей четвертой группы (уголовный суд - судья, помощник, секретарь) является организация судебного процесса по правилам уголовного судопроизводства, обеспечение порядка в процессе (соблюдение сторонами учебной дисциплины), принятие решения по делу.

Если третья или четвертая группа не справляется со своими задачами, то преподаватель производит замену одного или нескольких участников.

В процессе АДИ каждая сторона совещается, выбирает стратегию, выступает, задает вопросы другой стороне, отвечает на вопросы, заявляет ходатайства и представляет учебные документы. Общее руководство процесса АДИ происходит преподавателем, который следит за соблюдением правил, задает сторонам дополнительные вопросы, добивается осознания группой студентов тупиковости (бесперспективности, бессмысленности) определенных действий (стратегии) группы и наводит на новую задачу. После завершения АДИ преподаватель дает оценку действий и стратегии каждой группы.

Учебный тренинг "Адекватное общение с пациентом как залог успешной профессиональной деятельности врача" проходит в процессе обучения по предмету правоведение (3 ФГОС), а также со слушателями циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки (дерматовенерология, косметология). Тренинг состоит из разделения (каждый студент неоднократно меняет свою роль после завершения каждого этапа) студентов на группы по два человека и работы в тематических ролевых диалогах (пациент - врач). После каждого диалога происходит самоанализ диалога, в котором каждый участник выявляет собственные проблемы межличностных коммуникаций. Выявленные проблемы представляются преподавателю, который, при необходимости, задает участнику наводящие вопросы для уточнения проблемы. После этого участник занимается проработкой проблемы. Затем готовые участники вступают в новые диалоги. После прохождения всех тематических диалогов, студент получает практический опыт коммуникации с пациентом в условиях, приближенных к реальности, а также, способ самостоятельного преодоления трудностей в общении.

Полученный в процессе использования вышеописанных инновационных форм обучения практический опыт показал его высокую привлекательность у студентов и практическую эффективность.

2.Малое И.В.., Воропаев А.В., Исаев Ю.С. О подготовке специалистов по медицинскому праву в Иркутском государственном медицинском университете // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2004. - Т. 48. №7. - С.101-103.

информация об авторах: Воропаев Артем Валерьевич - зав. кафедрой судебной медицины с основами правоведения ИГМУ, к.м.н., доцент, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра судебной медицины с основами правоведения,

тел. (3952)243348, e-mail: artemvoropaev@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.