УДК 69.003
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ НА ОСНОВЕ АУТСОРСИНГА
Л.И. Андрианова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования методов управления инновационным развитием организаций строительного комплекса на основе использования концепции аутсорсинга в сфере научно-технической деятельности.
Ключевые слова: научно-технический аутсорсинг; управление инновациями, строительный комплекс.
Развитие инновационных процессов отражает общее состояние экономики и обусловлено социально-экономическими преобразованиями. Переходный период экономики России характеризуется структурными и институциональными преобразованиями, которые влияют на осуществление инновационной деятельности. Основной контекст этих изменений связан с формированием новой, предпринимательской культурой, порядком и методами координации и взаимодействием между субъектами инновационной деятельности [1].
Для современной российской экономики, решающей стратегическую задачу перехода от экспортно-ориентированной сырьевой модели к инновационной, смена отраслевых приоритетов под влиянием мировых тенденций формирования шестого технологического уклада повышается актуальность задачи эффективного управления инновациями в строительном комплексе. Для эффективного управления инновациями в строительном комплексе необходимо развивать соответствующие методы. По мере роста рыночной конкуренции в сфере девелопмента и качественного роста требований потребителей возникла объективная необходимость эффективного управления инновационной деятельностью в строительном комплексе на основе технологий аутсорсинга, позволяющих эффективно решить проблему стимулирования инновационной активности в отечественной экономике.
Применение аутсорсинга в девелопменте обусловлено необходимостью, сосредоточить усилия на выполнении наиболее важных, значимых функций деятельности и передать отдельные операции основных, вспомогательных или обслуживающих процессов субъектам, профессионально занимающимся этим видом деятельности, получая, таким образом, без значительных инвестиционных вложений доступ к новейшим технологиям и знаниям мирового уровня. Для генерации новых идей (продукции, технологий, услуг) нужны, прежде всего, научно-техническая база, научные кадры и знание инновационных процессов. Эффективным механизмом интеграции инновационной деятельности с производством являются технологии аутсорсинга.
Сегодня в мировой практике лишь единичные девелоперские организации обеспечивают полный цикл инновационного процесса, в связи с этим в последнее время все большую роль в деятельности особенно промышленных организаций занимает производственный аутсорсинг. Несмотря на то, что производственный аутсорсинг является наиболее сложным и с организационной и с юридической точки зрения, подобная практика особенно актуальна для высокотехнологичных производств. Если производственный аутсорсинг рассматривать на всем жизненном цикле создания продукции, то его можно разделить на научно-технический аутсорсинг и производственно-технологический аутсорсинг, каждый из которых имеет свои особенности [2].
Развитие инновационной деятельности в строительном комплексе сдерживается из-за того, что из полного цикла этапов девелопмента многие отечественные организации этой сферы деятельности, к сожалению, исключают потенциально емкие для осуществления инновационной деятельности этапы технико-экономического обоснования, проектирования и строительства, сосредотачиваясь на инвестиционной, консультационной и посреднической деятельности. В современных условиях девелопмент как сравнительно новый для нашей экономики вид предпринимательства в сфере недвижимости является наименее рисковым и высоко прибыльным направлением вложения средств. Естественно, что у девелоперских организаций имеются относительно свободные ресурсы, которые они могут направлять на инновационное развитие. С другой стороны необходимыми компетенциями в области инноваций обладают малые научно-технические предприятия, которые в свою очередь испытывают потребность в ресурсном обеспечении. Осуществление стратегии развития России на период до 2020, прежде всего, в сфере архитектуры и градостроительства, жилищнокоммунального комплекса, развития транспортной инфраструктуры потребует реализации крупных и уникальных проектов, что обуславливает необходимость совершенствования инновационной деятельности в строительном комплексе на основе аутсорсинга (создание новых материалов, строи-
тельных технологий и оборудования, методов проектирования и строительства). Следует отметить высокую потребность в применении инновационных технических методов в строительстве при проведении капитальных ремонтов, реконструкции и функциональном перепрофилировании объектов недвижимости.
Во всем мире основным источником инновационных идей являются инновационные предприятия малого бизнеса. Благодаря гибкости и способности быстро подстраиваться под происходящие изменения именно они в первую очередь создают новые продукты и технологии. При реализации инновации происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные инновационными предприятиями малого бизнеса в результате такого обмена, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, приносят прибыль от их реализации, выступают стимулом к созданию новых инноваций и являются источником финансирования нового инновационного процесса. От наличия этих пред-
приятий в экономике страны и качества их инновационных разработок во многом зависит уровень развития экономики в целом [3].
Положительный эффект может выражаться как в виде непосредственной экономии ресурсов на выполнение той или иной функции, так и в повышении качества их выполнения. Выполнение части бизнес-функций инновационного отдела сторонними организациями приводит к упрощению внутренних процессов реализации функций управления. Схема использования научно-технического аутсорсинга в девелопменте представлена на рисунке 1. Отечественная и зарубежная научная литература подробно анализирует и рассматривает проблемы, связанные с разработкой и внедрением инноваций, а также планированием и организацией инновационной деятельности. Однако проблемы стратегического развития организаций строительного комплекса с позиций комплексного формирования и развития инновационного потенциала, рассмотрены еще недостаточно.
Рис. 1. Использование аутсорсинга в сфере инновационной деятельности при реализации процесса девелопмента
В условиях современного рынка преимущество остается за предприятиями, открытыми для инноваций, позволяющих им существенно повысить эффективность управления бизнесом. Одной из таких управленческих инноваций, обеспечивающей конкурентное преимущество, является аутсорсинг.
Большинство исследований направлено на определение сущности инноваций и структуры инновационных процессов, их влияния на осуществление отдельных аспектов деятельности экономических систем, рассмотрение вопросов формирования и реализации инновационной политики, как
одного из факторов конкурентоспособности. Разработка рациональной технологии управления инновациями в строительном комплексе на основе использования научно-технического аутсорсинга является новым экономическим направлением.
Аутсорсинг способствует созданию новых рабочих мест, увеличению числа желающих получить технические специальности, в том числе строительного профиля. Разработка, анализ и применение новых, эффективных методов управления играет решающую роль в развитии малых инновационных предприятий на базе технических высших
учебных заведений страны. Аутсорсинг становится важной составляющей процесса реструктуризации бизнеса, а также эффективным средством адаптации крупных организаций со сложными многоуровневыми технологическими процессами к постоянным изменениям внешней среды. Развитая инновационная инфраструктура может обеспечивать поддержку деятельности предприятия строительного комплекса на основе стратегии аутсорсинга и создавать условия для их эффективной работы.
Библиографический список:
1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.
2. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. - 475 с.
3. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. - М.: ЛЕНАНД, 2006. - 336 с.
THE USE OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE SMALL SCIENTIFIC AND TECHNICAL ENTERPRISES IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY ON THE BASIS OF OUTSOURCING
L.I. Andrianova
The article reveals the questions of innovative development of the organizations of building complex on the basis of the use of the concept of outsourcing in the sphere of scientific-technical activities.
Андрианова Людмила Ивановна - соискатель кафедры экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
УДК 65.012.25
ИННОВАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В.В. Бирюков
Аннотация. Рассмотрены вопросы формирования стратегии повышения конкурентоспособности автотранспортных предприятий и показаны особенности развития их конкурентных преимуществ в инновационной экономике.
Ключевые слова: инновации, конкурентные преимущества, стратегия, автотранспортные предприятия.
Введение
В настоящее время у российских автотранспортных предприятий возникли весьма сложные проблемы, обусловленные усилием конкуренции, кардинальным изменением её природы и границ под влиянием многих факторов - дерегулирования, глобализации бизнеса, непрерывности технологий, развития информационных технологий и обновления требований потребителей к соотношению цена-качество и др. В данных условиях возникает настоятельная потребность применения новых форм и методов в предпринимательской деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к меняющейся внутренней и внешней бизнес - среде. Это требует развитие теоретических основ формирования устойчивых конкурентных преимуществ предпринимательских структур, поскольку сейчас явно обнаружилась неудовлетворённость сложившихся более 10 отдельных концепций стратегического управления, которые основываются на различных экономических, социальных, психологических и политических теориях организации и конкуренции. Для выработки системного подхода к
решению проблем формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятий становится важным осмысление методологических особенностей сложившихся концепций и возможностей их использования при обосновании стратегий предприятий в инновационной экономике с учётом их вклада в изучение вопросов взаимодействие внутренних и внешних факторов бизнес-среды, взаимосвязи между содержанием и формами реализации успешных стратегий [4].
Основная часть
Существенные изменения, которые произошли во второй половине XX в., обусловили необходимость разработки новых подходов в менеджменте, акцентирования внимания на важность адекватного решения вопросов стратегического планирования как ключевой функции управления организации в рыночных условиях. В 1970-1980-е годы происходило активное формирование теоретических и методологических основ стратегического планирования, публикуется немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления