Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в управлении лизинговыми процессами …'

Использование информационных технологий в управлении лизинговыми процессами … Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
543
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЛИЗИНГОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / LEASING PROCESSES / ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / LEASING OPERATIONS / ЛИЗИНГОВЫЙ ЦЕНТР / СРЕДСТВА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / COMPUTER DESIGN AIDS / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЛИЗИНГОВОГО ПРОЕКТА / ESTIMATION OF THE COST OF THE LEASING PROJECT / LEASING CENTRE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гаджигишиев Хасбулла Гаджигишиевич, Дохолян Сергей Владимирович

В данной статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий при обработке лизинговых операций. Предложена схема организации лизингового центра с полной автоматизацией процессов управления лизинговыми операциями, которая может быть внедрена с помощью средств автоматизированного проектирования. Разработан алгоритм оценки стоимости лизингового проекта с помощью компьютерной системы обработки данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE INFORMATION TECHNOLOGY IN MANAGEMENT OF LEASING PROCESSES

In given article questions of use of informatsion th technologies are considered at processing of leasing operations. The scheme of the organisation of the leasing centre with an all-around automation of managerial processes by leasing operations which can be introduced by means of computer design aids is offered. The algorithm of estimation of cost of the leasing project by means of computer system of data processing is developed.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в управлении лизинговыми процессами …»

ГАДЖИГИШИЕВ Х.Г., ДОХОЛЯН С.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЛИЗИНГОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ

В данной статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий при обработке лизинговых операций. Предложена схема организации лизингового центра с полной автоматизацией процессов управления лизинговыми операциями, которая может быть внедрена с помощью средств автоматизированного проектирования. Разработан алгоритм оценки стоимости лизингового проекта с помощью компьютерной системы обработки данных.

GADZHIGISHIEVH.G., DOHOLYANS.V.

USE OF THE INFORMATION TECHNOLOGY IN MANAGEMENT OF

LEASING PROCESSES

In given article questions of use of informatsion th technologies are considered at processing of leasing operations. The scheme of the organisation of the leasing centre with an all-around automation of managerial processes by leasing operations which can be introduced by means of computer design aids is offered. The algorithm of estimation of cost of the leasing project by means of computer system of data processing is developed.

Ключевые слова: информационные технологии, управление, лизинговые процессы, лизинговые операции, лизинговый центр, средства автоматизированного проектирования, алгоритм, оценка стоимости лизингового проекта.

Keywords: information technologies, management, leasing processes, leasing operations, leasing centre, computer design aids, algorithm, estimation of the cost of the leasing project.

В современных условиях экономического развития значительное внимание уделяется проблемам совершенствования управления экономическими процессами, в том числе инвестиционными и лизинговыми. Разнообразие организационно-экономических механизмов реализации лизинговых сделок обусловливает необходимость выбора и обоснования решений об использовании лизинговых схем, изучения условий реализации лизинговых проектов, выявления и оценки факторов, оказывающих влияние на конечные результаты лизинговых сделок для всех субъектов лизинговых отношений, а также имеющих определяющее значение в процессе отбора лизинговых проектов для оказания селективной государственной поддержки [2].

Эта задача может быть успешно решена лишь на основе создания и использования автоматизированных информационных технологий в этой сфере управления экономической деятельностью. Мы считаем, что на данном этапе особый смысл приобретает автоматизация лизинговых процессов, которая

могла бы с достаточной степенью точности и определенности решить вопрос о целесообразности организации лизинговых сделок для любого типа оборудования, спрогнозировать лизинговый процесс на самых ранних стадиях и при положительном решении осуществить сделку в наиболее приемлемых вариантах для всех сторон [3].

Важнейшей предпосылкой и необходимым условием функционирования автоматизированных информационных технологий при обработке лизинговых операций является организация соответствующей информационной системы.

«Информационные системы представляют собой совокупность методов и средств формирования, преобразования и использования информационных массивов и функционируют как инструмент анализа процессов управления, их информационного обеспечения и использования в комплексе методов и средств, направленных на совершенствование процессов управления» [1]. По нашему мнению, следует рассмотреть проблему управления лизинговым процессом в ракурсе использования автоматизированных информационных технологий посредством системного подхода.

Системный подход представляет собой:

❖ методологию постановки и осуществления экономического исследования;

❖ методологию изучения специфических явлений в системе управления;

❖ методологию проектирования и внедрения информационных систем для оптимизации процессов управления лизингом.

В составе информационной системы можно выделить нормативную, справочную, расценочную и табличную информационные совокупности, которые образуют новое свойство - стабильность информации.

Процесс управления лизингом, как экономическим процессом, реализуется в виде некоторой последовательности решений, принимаемых управляющими органами (или лицами), эффективность которых можно определить лишь на основе полученной информации о промежуточных и конечных результатах, достоверно отражающих состояние и поведение управляемых параметров.

Процесс реализации любой функции управления в информационном плане можно выразить следующей формулой:

01 (1) —► 1ис (1) —► А —► 1пр —► 1уп —► 01 (1+1),

где 01 (1) - состояние управляемого 1-го объекта (параметра) во времени 1;,

1пс(1) - исходная информация, отражающая состояние 1-го объекта во времени 1;,

А - алгоритм расчета, сформированного функцией управления для 1-го объекта на основе информации 1ис (1),

1пр - производная информация, полученная в результате произведенного расчета в соответствии с алгоритмом А,

Туп - управляющая информация, предназначенная для воздействия на управляемый объект,

01(1+1) - состояние 1-го управляемого объекта (параметра) во времени (1+1) после реализации управляющего воздействия.

Исходя из представленной выше формулы, управленческая информация подвергается процессу обработки, как и любая другая, под воздействием определенных параметров, что позволяет преобразовать входные данные посредством некоторого управленческого решения в выходные данные на следующем, в отличие от начального, промежутке времени. Лизинговый процесс, как самоорганизующаяся система, состоит из совокупностей операций и межоперационных связей, управляем на любом уровне, следовательно, может быть преобразован с течением времени из начального состояния в конечное посредством реализации управляющего воздействия, которым может стать любое управленческое решение.

Для управления может использоваться информация, преобразованная определенным способом. В связи с этим возникает сложная проблема точности измерения, сбора, передачи и обработки по определенным правилам экономической информации. Другими словами, возникает задача создания единой информационной системы, обслуживающей все функции и организационные уровни системы управления лизинговым процессом. Эта информационная система должна обеспечить наличие информации, которую нельзя получить в процессе непосредственного наблюдения и измерения. Речь идет о получении информации системы расчетов, экономических оценок ситуаций, чтобы обеспечить их сопоставление, анализ, что способствует выбору оптимального решения. Таким образом, наибольший объем экономической информации должна занимать расчетно-аналитическая информация, которая способна обеспечить сопоставление различных вариантов лизинговых проектов и избежать ошибок в принятии управленческих решений13.

В общем виде в условиях функционирования автоматизированной информационной технологии информационная система выполняет следующие функции:

❖ наблюдение за ходом производственно-хозяйственной и финансовой деятельности участников лизинговых сделок и контроль за соблюдением договорных отношений;

❖ построение моделей лизинговых проектов;

❖ унификация и подготовка первичной информации, отражающей состояние управляемых параметров, к обработке в ходе лизинговых сделок;

❖ автоматизированная обработка данных в соответствии с алгоритмом

13 Например, лизинг предполагает, прежде всего, расчет платежей по различным схемам и вариантам и оценка расчетных данных в сравнении с кредитом или займом. Наглядной иллюстрацией решения задачи может стать использование пакетов электронных таблиц Excel 5.x-7.x с одновременным построением диаграмм-характеристик [8-9]. Последние, в свою очередь, могут стать основой для принятия управленческого решения по целесообразности лизингового проекта. Расчетная часть любого проекта автоматизируется на самых начальных этапах внедрения, как наиболее объемная по количеству управляющих параметров. Аналитическая информация, в свою очередь, основана на обработке расчетной и предполагает наличие логики при сопоставлении полученных результатов. Логичность также может быть автоматизирована, но уже с помощью экспертных систем или систем искусственного интеллекта.

управления;

❖ обеспечение управленческого персонала информацией для подготовки, принятия и реализации решений на различных этапах лизинга;

❖ осуществление прямой и обратной связи между участниками лизингового процесса;

❖ ускорение и повышение эффективности управленческих решений14.

Функции информационной системы лизинговых операций в самом общем виде реализуются через следующие процедуры:

❖ подготовка первичной документации с необходимой информацией15;

❖ кодирование информации16;

17

❖ обработка данных ;

❖ передача расчетно-аналитической информации в орган управления18;

❖ выработка управляющим органом команд управления согласно по-

лученных данных;

❖ передача команд управления управляемому объекту19;

❖ контроль и слежение за выполнением команд управления.

Рис. 1. Процесс движения информационных потоков при формировании управленческого решения [6].

Представленные процедуры могут иметь цикличный характер, так как преобразование информации из первичной во вторичную повторяется неоднократно, и та информация, которая на выходе носила характер вторичной, на следующем этапе обработки может стать первичной и быть снова преобразо-

14

возможно их принятие в режиме реального времени

15 заявки на лизинговый проект, лизинговые контракты, консультативно-справочная и законодательно-правовая информация

16 в первую очередь, конфиденциальной с ограничением права доступа - реквизиты лизингополучателей и поставщиков оборудования, банковские расчетные счета, движение финансовых потоков

17 посредством существующих баз данных для каждого участника лизинговых сделок

18 на электронных и бумажных носителях, посредством электронной почты

19 движение информационных потоков функционирует в обратном направлении - к базам данных и реорганизует их в соответствии с принятым решением

ванной. Прохождение информации через определенные каналы преобразования дает право говорить о движении информационных потоков от источника к выходным данным и повторять этот процесс неоднократно. Наглядно процесс движения информационных потоков можно выразить следующей схемой (на рис. 1). Различные модели лизинговых сделок могут быть представленными как информационные совокупности при осуществлении лизинговых операций с движением информационных, финансовых и имущественных потоков между основными его участниками20. Чтобы представить процесс организации в совокупности, воспользуемся предлагаемой схемой связей между основными участниками лизинговых сделок (Рис. 2)._

РФ: Финансовый рынок Банки

Страховая компания

Финансово-

кредитные

отношения

Зарубежные инвестиционные банки

Финансово-

кредитные

отношения

Отечественные заводы-изготовители машин

Т+

ЦЕНТР ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Зарубежные заводы-изготовители

<-т-

машин

Товарно-денежные отношения

ЛИЗИНГО-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Товарно-денежные отношения

Рис. 2. Механизм функционирования информационных, финансовых и

имущественных потоков прямой и обратной связи субъектов лизинговых сде-

21

лок .

Представленная выше совокупность функций и процедур информационной системы предопределяет следующие показатели:

1. Специфическую структуру информационной системы, ее основные параметры, порядок и содержание выполняемых системой циклов и элементарных актов преобразования информации;

2. Новые принципы и методы преобразования, создания и внедрения информационной системы;

3. Возможность применения и состав устройств преобразования информации.

Немаловажными для процесса обработки информации и принятия управленческих решений по лизингу должны быть основные показатели информационных систем:

22

❖ производительность системы ;

20

стрелки на схемах могут служить в данном случае направлением движения этих потоков

21 стрелки показывают направление информационных потоков

22 минимально совокупные затраты времени на преобразование заданного объема информации с обеспече-

v пропускная способность системы ;

24

v мощность системы ;

v быстродействие системы25;

26

v емкость системы ;

27

v уровень надежности системы ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

v уровень автоматизации процесса преобразования информации ;

v стоимость системы и срок ее окупаемости.

Внедрение научно обоснованных и отвечающих потребностям практики информационных систем позволит наилучшим образом обеспечить реализацию принципов организации автоматизированных информационных технологий и тем самым повысит качество и эффективность процессов управления лизингом на всех его стадиях.

Организация процессов управления с помощью средств автоматизации - достаточно кропотливый процесс, требующий различных подходов, что сопряжено с большими трудностями29.

Новые информационные технологии действующие на протяжении не -скольких лет на российском рынке, радикально меняют систему управления, что связано, прежде всего, с успехами в автоматизации массовых, рутинных

-30 |"71

операций [7J.

На сегодняшний день достаточно актуален вопрос проектирования организационно-экономических систем и управление ими. Практика использования таких систем показывает, что за предыдущие годы автоматизировались практически одни и те же операции, но более новыми и совершенными программными и техническими средствами, поскольку суть процессов в организационно-экономических системах меняется гораздо медленнее, чем программные и технические средства для их автоматизации.

Был пройден путь от индивидуального проектирования автоматизированных систем для каждого конкретного объекта управления (предприятия, организации, офиса и т.д.) до использования достаточно сложных готовых

нием ее достоверности за один цикл управления

23 способность системы выдавать преобразованную информацию в виде, удобном для принятия решений, в единицу времени

24 возможность обработки логических и вычислительных операций в единицу времени

25 количество преобразованных данных в единицу времени

26 количество информации, обращающейся в системе за единицу времени

27 вероятность безотказной работы системы за определенный период времени

28 отношение объема информации, преобразуемой с использованием автоматизированных устройств, к общему объему информации, преобразуемой системой в целом

29 Для автоматизации лизингового процесса наиболее реальны два основных подхода:

> подстройка созданных программных продуктов под действующую схему процесса управления, что

приводит к автоматизации локальных участков автоматизируемых процессов и, как правило, наиболее трудоемких по объемам обрабатываемой информации, что повсеместно распространено в настоящее время при организации лизинга, подход реален для небольших лизинговых компаний специализированного характера; 0 создание информационной системы, автоматизирующей полностью весь управленческий процесс от

ввода исходных данных до выдачи управленческого решения, - подход требует дополнительных затрат, но наиболее реален при создании крупных лизинговых центров.

У каждого из этих подходов есть свои преимущества и недостатки, которые можно учесть при внедрении средств автоматизации на конкретном предприятии и в конкретной системе управления.

30

автоматизации прежде всего подвергаются сложные расчетные и вычислительные операции, которые составляют до 80% затрат труда при обработке данных

систем, на базе которых уже и проектируются (строятся) информационные технологии для автоматизации конкретных операций - задач управления.

На начальном этапе создавались программно-технические продукты отдельно для ввода, вывода, передачи, хранения и поиска информации. Со временем стали проектировать интегрированные информационные системы, переросшие затем в современные глобальные компьютерно-телекоммуникационные системы типа Internet.

На сегодняшний день имеет смысл говорить о создании программно-технических сред по конструированию и использованию новых информационных технологий в процессах управления и их адаптации к действующим информационным системам.

Процесс создания современных программно-технических сред достаточно противоречив: с одной стороны, происходит усложнение среды, вызванное объективными требованиями интеграции, с другой стороны, происходит упрощение работы с этой средой, достигаемое благодаря научно-техническому прогрессу в области совершенствования программных и технических средств и методов их применения.

Усложнение среды и создание интегрированных информационных систем - достаточно часто встречающееся явление в настоящее время, чего нельзя сказать о создании простых и удобных управленческих системах. Сказывается плохо формализуемая логическая сторона процессов: цели управления, правила, принципы и даже характеристики объекта управления, для понимания которого приходится иногда использовать сведения сразу из нескольких отраслей знаний31.

Как правило, программно-технические среды уже содержат средства автоматизации стандартных функций офиса: электронной почты, регистрации и хранения документов, обработки текстов, календарных функций, планирования ресурсов и др. Средства коммуникаций управляющих программ обеспечивают создание эффективных автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров, оптимально использующих вычислительные

31 Для сравнения можно предложить оценить возможности телекоммуникационной сети Internet как программно-технической среды по автоматизации массовых рутинных операций с системами подготовки принятия решений, как правило дорогих программных продуктов, требующих дополнительной адаптации к различным условиям, но недостаточно эффективных.

Наиболее распространены в настоящее время организационно-экономические системы, построенные на готовой программно-технической среде, состоящей из комплекса взаимосогласованных средств вычислительной техники и телекоммуникаций, операционных систем, системных программных продуктов и прикладных программ. Как правило, эти среды развиваются и поддерживаются ведущими мировыми компьютерными фирмами, такими как Microsoft, Nuvell, Oracle, SAP и др.с учетом мировых стандартов и позволяют: создавать современные приложения без детального программирования на базе широкого набора функций; распределять прикладные программы среди узлов компьютерной сети, состоящей из ЭВМ различной производительности (серверы приложений), и осуществлять эффективное администрирование системы с реализацией механизмов защиты всех системных элементов; работать, не прибегая к модификациям, с различными типами ЭВМ, операционных систем и сетевыми протоколами; актуализировать информационные ресурсы системы по мере необходимости, а также готовить техническую документацию, отражающую состояние системы и служащую основой проведения эксплуатационных проверок функционирования и перспективного развития; модернизировать существующие системы и адаптировать новые разработки в программно-технических средах; обеспечивать высокую отказоустойчивость системы с гарантированным сохранением информации и поддержанием надежного информационного обмена.

мощности сети. В последнее время стандартной функцией программно-технических сред является подключение к региональным и глобальным сетям, обеспечивающее доступ пользователей к информационным ресурсам и значительно улучшающее телекоммуникационные возможности; ведущие фирмы обычно имеют собственные серверы и самостоятельные узлы Internet.

Основными программными составляющими программно-технических сред являются: операционные системы, базы и хранилища данных, системы администрирования и защиты, средства разработки.

Операционные системы предназначены для эффективного управления ресурсами и обеспечения удобного интерфейса.

Второй класс программных составляющих - системы управления базами данных (СУБД) и хранилищами данных - выполняет следующие функции:

❖ непосредственное управление данными во внешней памяти;

❖ управление буферами оперативной памяти и транзакциями;

❖ журнализация; поддержка языков баз данных.

В настоящее время больший акцент при организации СУБД делается на внедрение объектно-ориентированных систем [4], что объясняется практической необходимостью разработки сложных информационных систем прикладного характера. В частности, организация такой системы может быть предусмотрена при создании лизингового центра.

Непосредственно процесс управления заинтересован во внедрении хранилищ данных (DW) - как набора предметно-ориентированных, интегрированных, неизменчивых, учитывающих хронологию данных [5], каким, по нашему мнению, может стать разветвленная структура постоянных и потенциальных лизингопользователей, а также наличие Банка данных по объектам лизинга и их производителям. Хранилище данных непосредственно поддерживает процесс управления, поскольку информационное хранилище - это специальным образом выстроенная база данных, имеющая следующие свойства:

❖ конкретная предметная ориентация;

❖ интегрированность данных;

❖ инвариантность во времени;

❖ неразрушаемость (стабильность) информации; минимизация избыточности информации.

Третьей составляющей программно-технических сред являются системы администрирования и защиты.

В соответствии с Международной организацией по стандартизации (ISO) определены пять функциональных областей администрирования :

❖ задание и изменение конфигурации;

❖ администрирование сбоев;

❖ контроль за производительностью;

❖ учет ресурсов;

❖ защита данных.

В настоящее время существует несколько основных способов обеспечения безопасности программно-технических сред:

32

❖ идентификация и авторизация при помощи паролей ;

❖ замкнутость передаваемой информации в специальных протоколах обмена;

❖ ограничение информационных потоков.

Стоимость эксплуатации сложных гетерогенных систем все время возрастает, поэтому без эффективных систем администрирования уже нельзя развивать современные информационные организационно-экономические системы.

Четвертой составляющей программно-технических сред можно считать средства разработки прикладных программ.

В настоящее время широкое распространение получили программные средства проектирования информационных систем. CASE - средства позволяют с использованием наглядного языка интегрировать все выявленные в результате предварительного изучения объекта автоматизации и предложить единый путь их решения путем последовательного построения проектов (моделей) следующих двух типов:

1. Проекта деятельности, представляющего собой описание текущего со-

33

стояния предприятия , позволяющего изобразить функционирование

учреждения с позиций системного анализа, а также выявить ошибки и

недостатки с формулировкой предложений по улучшению ситуации.

2. Создание и внедрение проекта, автоматизирующего предприятие, начиная с «нулевого» цикла до полной сдачи готовой модели «под ключ».

Имеет смысл остановиться более подробно на CASE-средствах, которые реализуют собственную технологию создания и сопровождения информационных систем, тем более что это наиболее реальный и эффективный путь проектирования информационной системы лизингового центра34.

С функциональной точки зрения CASE-технология представляет собой методологию проектирования информационных систем, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения информационной системы и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями всех сторон лизинговых сделок. Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях

32 создание профилей пользователей и профилей процессов, комбинированные методы

33

организационные структуры, взаимодействий подразделений, использующихся методов и технологий, уровень существующей автоматизации и сложность внедрения автоматизированных процессов в будущем и т.д.

34 Термин CASE (Computer Aided Softwere Engineering) используется в настоящее время в самом широком смысле. В первоначальном варианте CASE-средствами разрабатывалось только программное обеспечение, в настоящее время - это процесс разработки сложных информационных систем в целом, а именно: процесс создания и сопровождения информационных систем, включая анализ и формулировку требований всех сторон лизинговых сделок, проектирование приложений и баз данных по лизингодателям, лизингополучателям, поставщикам оборудования, страховым компаниям и другим клиентам, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества проектов, конфигурационное управление и управление проектом и т.д. В общем можно говорить о том, что CASE-средства вместе с системным программным обеспечением и техническими средствами образуют полную среду разработки информационных систем.

структурного или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения сис-

35

темы и архитектуры программных средств .

Существует еще ряд факторов, усложняющих определение возможного эффекта от использования средств автоматизированного проектирования ввиду разнообразной их природы, из которых можно отметить следующие:

❖ широкое разнообразие качества и возможностей;

❖ относительно небольшое время использования в различных организациях и недостаток опыта их применения;

❖ широкое разнообразие в практике внедрения различных организаций;

❖ отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных и текущих проектов;

❖ широкий диапазон предметных областей проектов;

❖ различная степень интеграции CASE - средств в различных проек-

36

тах .

Для успешного внедрения CASE-средств организация должна обладать следующими качествами:

в области технологии: понимание ограниченности существующих возможностей и способность принять новую технологию;

в области культуры: готовность к внедрению новых процессов и взаимоотношений между разработчиками и пользователями;

в области управления: четкое руководство и организованность по отношению к наиболее важным этапам и процессам внедрения.

Если организация не обладает хотя бы одним из перечисленных качеств, то внедрение автоматизированных средств проектирования может закончиться неудачей независимо от степени тщательности следования различ-

37

ным рекомендациям по внедрению .

35 Согласно статистическим опросам ведущих американских фирм, половина из всех опрошенных пользователей более чем в трети своих проектов использовали CASE-технологии, из которых 85% завершились успешно. Однако существует множество примеров их неудачного внедрения, в результате которых CASE-средства становятся «полочным» программным обеспечением. Поэтому необходимо отметить, что:

• средства автоматизированного проектирования не обязательно дают немедленный эффект, он может быть получен только спустя какое-то время:

• реальные затраты на внедрение таких средств обычно намного превышают затраты на их приобретение;

• CASE - средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения.

36 Вследствие этих сложностей доступная информация о реальных внедрениях крайне ограничена и противоречива. Она зависит от типа средств, характеристик проектов, уровня сопровождения и опыта пользователей. Некоторые аналитики полагают, что реальная выгода от использования некоторых типов автоматизированных средств программирования может быть получена только после одно- или двухлетнего опыта. Другие полагают, что воздействие может реально проявиться в фазе эксплуатации жизненного цикла информационной системы, когда технологические улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат.

37 Для того чтобы принять взвешенное решение относительно инвестиций в CASE- технологию, пользователи вынуждены производить оценку отдельных CASE-средств, опираясь на неполные и противоречивые данные. Ситуация может осложниться дополнительными проблемами по внедрению и освоению технологий, среди которых можно назвать следующие: достоверная оценка отдачи от инвестиций затруднительна ввиду отсутствия приемлемых метрик и данных по проектам и процессам разработки программного обеспечения; внедрение CASE-средств достаточно длительный процесс и может не принести немедленной отдачи. Воз-

Несмотря на все недостатки, грамотный и разумный подход к использованию CASE-средств может значительно окупиться в ближайшей перспективе и повлечь за собой определенные выгоды:

v высокий уровень технологической поддержки процессов разработки

и сопровождения программного обеспечения; v положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов - производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование; v приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства. Предложенная нами выше схема организации лизингового центра (рис. 2) с полной автоматизацией процессов управления лизинговыми операциями может быть внедрена с помощью средств автоматизированного проектирования, т.е. CASE-средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это целесообразно с точки зрения представленных выгод по внедрению, прежде всего, по уровню отдачи, производительности, соблюдения стандартов, документирования, так как лизинговый центр обязан функциони-

38

ровать в условиях мощного движения документопотока .

Основной проблемой при решении задач автоматизации управленческих процессов на сегодняшний день является задача управления электронным документопотоком. Процесс внедрения автоматизированной технологии обработки документов достаточно сложен, так как на начальной стадии происходит дублирование документов на магнитных и бумажных носителях, что представляет дополнительную нагрузку на пользователей. Постепенно процесс может упрощаться по причине последовательного переноса некоторой части документации полностью на магнитные носители, оставляя за пользователем право делать распечатку документов только в самых необходимых случаях.

можно краткосрочное снижение продуктивности в результате усилий, затрачиваемых на внедрение. Поэтому руководство организации-пользователя может утратить интерес к CASE-средствам и прекратить поддержку их внедрения; отсутствие полного соответствия между теми процессами и методами, которые поддерживаются CASE-средствами и теми, которые используются в данной организации, может привести к дополнительным трудностям; CASE - средства зачастую трудно использовать в комплексе с другими подобными средствами; некоторые средства автоматизированного проектирования требуют много усилий для того, чтобы оправдать их использование в небольшом проекте; возможно негативное отношение персонала к внедрению новой технологии.

Пользователи должны быть готовы к необходимости долгосрочных затрат на эксплуатацию, частому появлению новых версий и возможному быстрому моральному старению средств, а также постоянным затратам на обучение и повышение квалификации персонала.

38 Общих дополнительных проблем при освоении CASE-технологии в лизинговом центре, на наш взгляд, будет меньше, так как: существующий рынок CASE-средств достаточно насыщен продуктами последних разработок, поэтому имеет смысл приобрести технологию, разработанную фирмами, успешно зарекомендовавшими себя не только на зарубежном, но и отечественном рынках, такие как Microsoft, Oracle и др.; при организации лизингового центра не придется нести дополнительных расходов по стыковке действующих и внедряемых CASE-средств; время на апробацию также может быть минимальным, т.к. пользователи с самого начала будут заинтересованы в автоматизации информационных процессов и создании автоматизированных рабочих мест (АРМ), более того, любые внедряемые «с нуля» технологии требуют дополнительных доработок с учетом пожеланий пользователей, поэтому CASE-средства в этом смысле не исключение; внедрение CASE-средств может оправдать себя и с той точки зрения, что проект по автоматизации лизингового центра является большим, многопрофильным, многозадачным и связать весь комплекс программных и технических средств в единую локальную сеть с подключением к INTERNET под силу только серьезным проектам и высококвалифицированным специалистам.

Организационно-техническую среду при обработке документов можно представить в виде некоторой сложной сети взаимосвязанных документопо-токов, в узлах которой функционируют специалисты (пользователи), так или иначе влияющие на содержание и направление движения документов, от их решения зависит функционирование документопотока на определенном этапе.

Из всего объема операций по автоматизации процессов управления можно выделить формализуемые и неформализуемые. К формализуемым следует отнести многочисленные рутинные и алгоритмические операции, практически не влияющие на содержание документов. Неформализуемые операции логического и содержательного характера выполняет в основном

39

человек .

Рынок информационных услуг достаточно насыщен продуктами по обработке различного рода документации, причем программные продукты разрабатываются независимо друг от друга, в различные временные периоды и в разных программно-технических средах. Поэтому в нашем случае имеет смысл создать глобальную систему управления документопотоком лизингового центра, которая призвана объединить разрозненные приложения в матрицу взаимодействующих друг с другом модулей, каждый из которых автоматизирует определенную операцию, формализуемую или неформализуемую, с обязательным управляющим сервером, который при необходимости может изменить движение документопотока, заменить одну операцию другой, формализовать операцию, зарегистрировать время и место прохождения операции и в случае сбоя системы повторить ее прохождение, а также создать архив в виде базы или хранилища данных.

Серьезные результаты по автоматизации документооборота были достигнуты еще в середине 80-х годов, но только через несколько лет, а именно в начале 90-х, произошел технологический бум по внедрению таких систем. Это связано, прежде всего, с успехами в области средств коммуникаций и инфраструктурных технологий для распределенных вычислений с появлением новых средств обработки, таких как Web- технологии.

Традиционно при решении задач документопотока используются системы управления базами данных в самых совершенных и преобразованных вариантах и средства распределенной обработки данных. Но, к сожалению, эти средства не описывают работу всей системы в целом. Поэтому модель обработки расширенных транзакций не может служить основой построения универсальной модели документопотока по двум причинам:

❖ участие человека тормозит процесс функционирования документо-потока, что объясняется неформализуемостью некоторых операций управления;

❖ управление документопотоками лежит, как правило, на стыке знаний нескольких различных дисциплин.

39 исключение могут составлять экспертные и прогнозные системы, способные принимать некоторые логические решения, но последнее слово при принятии решения остается за пользователем

В своей основе модель электронного документопотока может включать:

❖ карту движения документов;

❖ правила обработки данных;

❖ организационную структуру.

Сегодняшние коммерческие программные продукты строятся на основе карты движения документов, состоящей из схем потоков управления выполнением заданий, схем движения данных и набора конкретных цифр, таких как длительность и предельный срок выполнения задания и др.

Поскольку автоматизация документопотока является основой автоматизации всех операций (процессов в организационно-экономических системах), были сделаны многочисленные попытки использовать известные методы для формального описания электронного документопотока. Создаются и применяются специальные языки описания. Однако законченных коммерческих продуктов по автоматизации документопотоков в организационно-экономических системах нет. Это создает определенные проблемы в автоматизации лизинговых операций, но не исключает их внедрения и сопровождения. На наш взгляд, проблема решаема.40

И, тем не менее, следует отметить, что совершенствование электронного документопотока происходит замедленными темпами. Реальна интеграция нескольких видов продуктов, таких как электронная почта, управление документами, поддержка коллективной (групповой) работы, возможность реализации в системе блоков логических операций или экспертных систем.

На смену разрозненным узлам вычислительной сети должна прийти организованная определенным образом качественно новая система обработки информации, отвечающая самым эффективным методам организации лизинговых процессов. Один из вариантов такой системы мы предлагаем в этой работе. В настоящее время реальна адаптация новых организационно -экономических систем в процесс управления, в данном случае, в управление лизинговыми операциями.

Целесообразнее проследить процесс внедрения организационно-экономической системы по классической схеме ведения лизинговых операций, сложившейся на протяжении последних лет.

Как правило, любой процесс, в том числе и лизинговый, можно представить в виде взаимосвязанных между собой этапов, последовательно вытекающих один из другого. Классически устоявшаяся схема такова: законченность первого этапа логически предполагает начало второго, второй служит базой для третьего и т.д. Условно этапы организации лизинговых сделок принято считать следующими:

1. Подготовительный - осуществление непосредственной подготовки к организации лизингового процесса;

2. Организационный - организация сделки и контроль за ее исполне-

40 Основная причина заключается в неформализуемости многих процессов в документопотоке, в том числе и тех, которые выполняет человек. Кроме того, сам документопоток не является статическим, а поэтому требует создания сложного механизма адаптации систем к частым изменениям внутренних и внешних условий в организацонно-экономичесикх системах.

нием, здесь подключаются все стороны, участвующие в процессе;

3. Эксплуатационный - период, в течение которого функционирует объект сделки и осуществляется его сопровождение;

4. Закрытие сделки - этап, выделенный обособленно вследствие того, что он имеет довольно важное значение для всех сторон, участвующих в лизинговом процессе, так как решает вопрос о дальнейшем функционировании оборудования в качестве объекта лизинга или его продаже.

Последний этап может быть не только завершающим, но и стартовым для любого из предыдущих этапов. В случае финансового лизинга закрытие сделки наступает один раз, поскольку оборудование проходит один цикл организации, оперативный лизинг может быть организован неоднократно до полного списания оборудования или до продажи его третьему лицу. В классическом варианте финансового лизинга закрытие лизинга предусматривает выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости лизингополучателем. Однако организация лизингового процесса предусматривает огромное количество вариантов заключения сделок как оперативного, так и финансового лизинга, из которых необходимо выбрать оптимальный, дающий наибольший эффект для всех сторон сделки. Поэтому проблема управления и регулирования лизинговых сделок на всех этапах его организации можно считать наиболее актуальной и требующей решения.

Повысить уровень существующих на сегодняшний день систем организации лизинговых процессов можно, на наш взгляд, с помощью внедрения в процесс средств автоматизации, что может принести немалый положительный эффект. Исследования в этой области показывают некоторую разобщенность систем организации, т.е. отдельные операции или даже узлы, именуемые автоматизированными рабочими местами, обрабатываются с помощью вычислительной техники, а общей системы организации процесса пока нет41.

Подготовительный этап при организации лизингового процесса на сегодняшний день занимает, по оценкам специалистов, 30-60 дней и заключается в основном в подготовке необходимой документации, чему предшествует анализ конъюнктуры рынка как со стороны лизингополучателя, так и со стороны лизингодателя, причем последний не только анализирует рыночную ситуацию, но и делает прогноз состоятельности клиента, основываясь на представленной арендатором документации. Процесс предоставления оборудования в лизинг может быть сокращен, если лизингодатель использует в своем арсенале автоматизированную базу данных постоянных и потенциаль-

41 Рынок программных продуктов предлагает достаточно широкий спектр разработок, например, по оценке эффективности проектов, таких как « Альт-Инвест», разработчиком которого является Исследовательско-консультационная фирма « Альт», « Project Expert» (разработчик - фирма Про-Инвест Консалтинг), ТЭО-ИНВЕСТ (разработчик - Институт проблем управления РАН). Все эти продукты основаны на методологии UNIDO и соответствуют действующим Методическим рекомендациям по оценке эффективности проектов. Кроме того, они обеспечивают соответствие российскому налоговому законодательству. К сожалению, эти программные продукты могут автоматизировать сравнительно небольшую часть всего лизингового процесса.

ных пользователей оборудования с перечнем имеющихся в наличии возмож-

42

ных средств (объектов) передачи .

Подготовительный этап включает также в себя выработку предварительного решения о передаче оборудования в лизинг. Этот процесс также можно реорганизовать посредством внедрения информационных технологий, а именно: оценка стоимости лизинга может быть проведена сразу на стадии анализа предложений, чтобы можно было мотивировать возможный отказ для потенциального клиента как нецелесообразный или дорогостоящий. Выработку предварительного решения можно осуществить с помощью внедрения прогнозно-аналитических систем, которые могут при занесении определенных данных спроектировать ситуацию в перспективе или построить модель наиболее вероятного процесса развития отношений лизингодателя и лизингополучателя. Выдача прогнозного решения доступна некоторым экспертным системам, довольно широко использующимся в нашей банковской системе43.

Стадия принятия предложения от конкретного арендатора может быть сокращена до нескольких дней, причем процесс выбора предпочтительного арендатора может быть осуществлен предварительно, непосредственно после обработки аналитических данных и построения модели развития лизинговой сделки. Здесь же с помощью экспертной системы может быть построена оптимальная схема организации работы при конкретных входных параметрах (условиях) в разрезе конкретного арендатора. Последняя стадия предварительного этапа может заключать в себе, на наш взгляд, только:

❖ согласование первоначальных условий всеми сторонами сделки и выдача соответствующего документа о предварительном согласовании;

❖ утверждение способа платежей из всех предложенных лизингодателем;

42 При получении заявки на лизинг можно сразу дать рейтинговую оценку будущему клиенту по возможности использования именно данного вида оборудования. Если клиент обращается впервые, занести его данные в архив с одновременной регистрацией нормативно-справочной информации и прогнозно-аналитических данных по возможностям и потребностям клиента на данный момент времени и в перспективе. Проведение такой классификации значительно сужает круг решаемых проблем для обеих сторон сделки: не у всех предприятий возможности приобретать оборудование одинаковы. Наиболее дорогостоящие и уникальные экземпляры могут приобрести (взять в аренду) крупные компании. Вопрос финансирования сделки довольно актуален на первом этапе, поэтому ведение базы данных по подбору банка или финансовой компании может сократить время поиска до минимума, причем переговоры о предоставлении кредита на определенную сумму можно вести в режиме реального времени. Если такая возможность отсутствует, то процесс поиска можно представить следующим образом: банк или финансовая организация, обладающая свободными денежными средствами на данный момент времени, предоставляет лизинговой компании информацию о возможности предоставить эти средства на покупку оборудования. Информация может быть ежедневно или еженедельно обновляемой по договоренности сторон, что дает право лизинговой компании иметь некоторую гарантию на вложение средств в проект.

43 К сожалению, такие системы дороги для приобретения, но они себя оправдывают тем, что в 95% случаев дают верный прогноз. Опять же саму систему лизинговая компания может приобрести, заключив договор лизинга с поставщиком программного продукта на приемлемых для себя условиях. Построение модели развития ситуации значительно снизит риск заключения случайных неоправданных сделок. В установке экспертных систем для лизинговой компании заинтересованы и финансовые учреждения, поскольку вложение средств при финансировании проектов должно проходить с минимальным уровнем риска и для поставщика оборудования, и для лизинговой компании. Подготовка оценочного заключения может включать на этом же этапе и анализ кредитоспособности заемщика согласно представленному балансу, одновременно могут быть рассчитаны возможности кредитования с обеих сторон: как лизингодателя, так и лизингополучателя.

❖ проект договора, разработанного лизинговой компанией на основании нормативно-справочной информации, которой располагает лизингодатель и согласованного лизингополучателем;

❖ направление заказа поставщику оборудования со всеми документальными приложениями.

Исходя из вышеизложенного, классическую схему лизинговых процедур на подготовительном этапе можно преобразовать согласно предложенных изменений на рис. 3, из которого видно, что ведение одновременно трех баз данных:

❖ по поставщикам;

❖ по арендаторам;

❖ по наличию приобретенного или приобретаемого оборудования лизинговой компанией;

❖ значительно сократит время обработки входных данных44.

Лизингополучателю в этом случае предоставляется следующие возможности:

❖ реально оценить рыночную ситуацию и конъюнктуру рынка, потребность в том или ином товаре на данный момент времени, а также свои потенциальные возможности на региональном рынке продуктов, товаров, услуг45;

❖ разработать согласно полученным экспертным данным бизнес-план

46

на перспективу ;

❖ по полученному бизнес-плану заключить лизинговую сделку на реальных для себя условиях, не прибегая к поиску поставщика оборудования и финансирующей стороны;

❖ при положительном решении вопроса финансирования и передачи оборудования оформить юридически договор с лизинговой компанией и поставщиком;

❖ в случае срыва сделки предъявить требования к лизинговой компании или поставщику как юридическому лицу за несвоевременную доставку оборудования;

❖ максимально снизить риск несоответствия поставленного оборудования заказанному образцу47;

❖ рассылка и получение документов на подтверждение лизинговой сделки может осуществляться посредством электронной почты в течение 1-2 суток с выдачей экземпляров всем сторонам сделки, что

44 А организация локальной вычислительной сети с подключением к сетям поставщиков, арендаторов, финансовых органов, банков посредством телекоммуникационных систем приведет к значительной минимизации подготовительного этапа и заключения сделки до 5-7 дней.

45 лизингополучатель может получить объективную рейтинговую оценку своих возможностей с помощью экспертной системы и построить прогнозную модель развития и адаптации предполагаемой продукции на рынке, такую услугу лизинговая компания может предоставлять клиентам

46 учитывая конъюнктуру рынка, может возникнуть необходимость в перестройке производства без значительных потерь на выпуск другого товара или оказание других услуг, что также можно отразить в бизнес-плане

47 БД по оборудованию должна содержать не только технические характеристики, но и графическое представление каждой модели поставляемого оборудования

позволяет лизингополучателю значительно сократить время на всем подготовительном этапе при оформлении документов.

Страховые компании

Нормативно-справочный банк данных

АРЕНДАТОРЫ

Кредитные организации

Т

ЛИЗИНГОВАЯ

Формирование базы данных по арендаторам

ПОСТАВЩИКИ

Формирование базы данных по оборудованию

Сбор и регистрация заявок на лизинг

Рейтинговая оценка бизнес-планов

Выбор предпочтительного арендатора

Анализ таможенных условий

Формирование базы данных по поставщикам и банкам

Экспертиза конъюнктуры рынка

Выбор оптимальных решений по объектам кредитования

Экспертная оценка стоимости лизинга

Выдача оценочного заключения

Возможности кредитования

Определение способа платежей

Направление заказа поставщику

Уточнение первоначальных условий, в т.ч. технических гарантий

3

Построение схемы организации работы следующего этапа

I

Направление подтверждения о сделке всем сторонам сделки

Л

Заключение лизингового договора

Рис. 3. Принципиальная схема создания компьютерной сети для авто-

матизации лизинговых операций на подготовительном этапе

48

Лизинговая компания, в свою очередь, заинтересована в расширении сферы своих услуг и привлечении к работе как арендаторов, так и поставщиков оборудования. Поэтому мобильность движения информации сокращает время на одном из этапов организации сделки и может оказать значительный положительный эффект для работы компании, особенно в условиях продолжающейся инфляции и нестабильной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для внедрения комплексных программ по ведению баз данных и экспертных систем существуют реальные возможности. В лизинговой компании создается информационный центр, в структуре которого предусмотрено соз-

48 стрелки на схеме характеризуют движение информационных потоков

дание локальной вычислительной сети с узлами на автоматизированных рабочих местах (АРМ) для сотрудников компании по выполнению функциональных операций49 с подключением к сетям поставщиков оборудования, банкам и финансирующим организациям, органам налоговой службы и регионального управления. Сеть должна быть оснащена программой подготовки управленческих решений для администрации компании с вариантами проработок альтернативного характера и системой прогноза с построением модели поведения в случае положительного или отрицательного решения по

50

вопросу заключения сделки .

Внедрение автоматизированной информационной системы, работающей по отлаженной информационной технологии, позволяет нам говорить о преобразовании 2-го этапа классического варианта организации лизинговых сделок - заключении договора. Функционирование информационной системы предусматривает заключение сделки как итог первого этапа организации, а оформление договора лизинга на поставку оборудования - закономерный выходной документ 1-го этапа. Поэтому имеет смысл не выделять процесс заключения договора, тем более что при согласии сторон с ранее представленным проектом и учтенными изменениями и дополнениями к нему договор может быть передан по каналам связи всем сторонам сделки как утвержденный с правом электронной подписи каждой из сторон.

Минуя 2-й этап, лизинговая компания, не нарушая логичности организации лизингового процесса, может перейти к 3-му, эксплуатационному, в течение которого производятся платежи, сопровождение объекта лизинга в техническом и экономическом плане, а также осуществление закрытия сделки после окончания срока лизинга51. Эксплуатационный этап сделки также следует реорганизовать с помощью внедрения информационной технологии, к примеру, следующим образом: лизинговая компания, располагающая инфор-

49 ведение интегрированных баз данных, создания архива входных, промежуточных и выходных документов, а также реквизитов постоянных и потенциальных клиентов, ведения нормативно-справочной и правовой информации

50 Реализация такого проекта в настоящее время представляется возможным по следующим причинам:

• рынок информационных и программных продуктов насыщен системами для внедрения и апробации в конкретных условиях, то есть существует выбор готового программного продукта для обработки информации с автоматизацией расчетных операций, заполнения отчетных форм с демонстрацией основных показателей с помощью диаграмм в динамике, которые могут быть изменены или дополнены другими входными данными.

• установленное оборудование можно без особых финансовых затрат реорганизовать в локальную сеть, если изначально не был предусмотрен вариант функционирования информации по сети передачи данных, что значительно сокращает процесс прохождения документов и упрощает их передачу, сводится к минимуму количество бумажных носителей, дублирующих промежуточные и выходные данные на всех этапах заключения сделки.

• функционирующая локальная сеть лизингового центра может быть подключена с помощью средств телекоммуникаций к локальным сетям своих партнеров для ускорения передачи данных или может быть связана с ними с помощью Internet.

• подключенная и функционирующая в режиме реального времени локальная сеть лизингового центра способна сократить не только количество промежуточных данных, «зашумляющих» процесс обработки документов, но и время на обработку данных, их передачу, распределение по базам данных, установить логичность поступления и выдачи, исключив ненужные этапы обработки, минимизировать процесс преобразования исходных данных в выходные с созданием произвольных промежуточных отчетных форм для принятия управленческих решений на всех этапах прохождения информации.

51 если договором лизинга не предусмотрен другой вариант

мационным центром52 занимается не только расчетом лизинговых платежей на подготовительном этапе, но и контролем за их поступлением в течение всего срока действия договора53._

Заявка на оборудование

Информация о свободных денежных

к

ПОСТАВЩИК ОБОРУДОВАНИЯ

\

Финансирование 1--\ \ 1 \ \

ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Анализ лизингового проекта

Договор лизинга |<---

Заявка на лизинг |<- -

Оформление согласованной

заявки Исследования конъюнктуры

ЛИЗИНГОВЫМ ЦЕНТР

м м м

м м м

ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛИ

РЫНОК ТОВАРОВ И

УСЛУГ

-> Возврат имущества |

-> Договор технического обслуживания

--->

Закрытие сделки или заключение повторной сделки

Рис. 4. Схема организации лизинговых операций на информационном этапе заключения сделки.

Закрытие сделки при окончании лизинга легко осуществить после отслеживания выполнения всех условий договора и окончания срока. Автоматически формируется документ о взаимных непретензиях сторон друг к другу и передаче объекта лизинга согласно договору с уплатой остаточной стоимо -сти или стоимости продажи54. Все текущие изменения автоматически заносятся в базу данных, архивируются и могут использоваться в дальнейших сделках. Если арендатор обращается в лизинговую компанию неоднократно и выполняет все условия договора, его реквизиты могут быть занесены в базу данных по работе с постоянными клиентами, что позволяет лизинговой компании делать для них определенные скидки при дальнейших сделках в плане финансовых компенсаций55. Классический вариант построения лизинговых

52 и взявшая на себя обязанности по мониторингу технических возможностей и экономических показателей объекта лизинга

53 Поэтому в плане реально создание АРМ для расчетных операций, связанных по сети с лизингополучателем и базой данных информационного центра. В случае непоступления платежей система способна рассчитать систему штрафов и компенсаций, а подключение к нормативно-справочной информации может позволить документально отразить претензии сторон к невыполнению условий договора.

54 если объект лизинга переходит в третьи руки

55 к примеру, может быть уменьшена премия за риск, которую лизингополучатель выплачивает лизинговой компании

отношений, когда лизингополучатель самостоятельно подбирает поставщика, согласовывает с ним все организационные вопросы, а затем обращается в лизинговую компанию с предложением об участии в сделке, после чего она покупает имущество и передает его арендатору, характеризует поведение лизинговой компании как немобильной стационарной системы, ограничивающей свои функции только предоставлением товарного кредита и отслеживающей поступление платежей .

Предлагается схема организации лизинговых операций на 1-м подготовительном этапе, именуемом нами информационным (Рис. 4). Стрелки на схеме - движение информационных потоков.

Одновременное функционирование нескольких информационных потоков в среде единой информационной системы позволяет говорить о сокращении подготовительного этапа лизингового процесса до 3-5 дней.

Второй этап отличается от первого организацией прохождения преимущественно денежных потоков, что не исключает его слияния по некоторым пунктам с первым этапом, т.к. некоторые потоки информации продолжают функционировать до полного завершения лизинговой сделки, а информация о конъюнктуре рынка региона является актуальной и обновляемой в любой момент времени (рис. 5).

Обе схемы показывают, что 1-й этап по своей сложности значительно превосходит 2-й, поэтому, как правило, основа организации лизинговых сделок заключается на уровне функционирования информационных потоков, а после заключения лизингового договора и оформления сделки между сторонами функционируют денежные потоки. Поэтому имеет смысл разделить организацию лизинговых сделок условно на информационную и финансовую части.

Узловыми моментами информационного этапа, от которых зависит дальнейшая организация лизингового процесса, можно считать следующие:

❖ проведение экспертизы лизинговой компанией на целесообразность проектов, на основе которых выбирается предпочтительный арендатор имущества;

❖ анализ и прогноз инвестиционных проектов с различными входными параметрами;

❖ экспертная оценка стоимости лизинга.

Все вышеизложенные проблемы трудно поддаются формализации и расчеты для них достаточно громоздки. Поэтому предлагается расчетную и аналитическую часть решения любой из этих проблем формализовать с помощью экспертных и прогнозных систем, действующих в локальной сети информационного лизингового центра.

Методика оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, применяемая в Московской лизинговой компании, может претендовать

56 Внедрение информационной технологии обработки данных для лизинговой компании и организация функциональных автоматизированных рабочих мест позволят заработать механизм лизинговых сделок и их ведение мобильно, организованно и слаженно посредством создания единого информационного пространства с управляющим центром на всех стадиях организации лизинговых сделок.

на классический вариант проведения одного из этапов сделки и состоит из 2-х частей: предварительной экспертизы и основной.

ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ или БАНК

ПОСТАВЩИК ОБОРУДОВАНИЯ

Т

Покупка оборудования

ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛИ

Предоставление ссуды

Возврат ссуды с |___/

процентами

' А

I ' ?

^ /

/

ь

ЛИЗИНГОВЫЙ ЦЕНТР

<—г-

ОРГАНЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

---

Лизинговые платежи

Налог на имущество

Рис. 5. Схема движения денежных потоков при организации лизинговой сделки.

Компания проводит экспертизу документов потенциальных лизингополучателей по критериям, соответствующим установкам компании. От лизингополучателя принимается пакет входных документов, который включает:

❖ заявку на лизинг оборудования;

57

❖ паспорт предприятия ;

❖ бизнес-план;

❖ копии учредительных документов;

❖ копии балансов за один или несколько предшествующих периодов;

❖ документы на аренду будущего помещения для установки оборудования;

❖ дополнительные сведения по требованию лизингодателя.

Как было указано ранее, по представленным документам должна быть сформирована карточка потенциального лизингополучателя с одновременной его регистрацией в базе данных. Копии балансов регистрируются системой для проведения анализа на кредитоспособность для каждого клиента компании.

Предварительная экспертиза проектов должна отвечать следующим основным требованиям:

❖ многокритериальность;

❖ минимальная трудоемкость;

❖ минимальные затраты времени на проведение экспертизы;

❖ в случае необходимости возможность привлечения нескольких неза-

57 реквизиты с указанием юридического адреса и банковского счета

висимых экспертов;

❖ возможность получения интегрированного показателя эффективности проекта по результатам анализа, проведенного экспертами, что позволяет сравнить проекты между собой.

Все перечисленные требования могут быть соблюдены, если в процесс организации сделки внедрить информационную технологию по обработке предварительных (входных) данных58.

Все основные документы могут быть поданы потенциальным арендатором лично или по электронной почте, причем свои документы или их копии лизингополучатель может передать не в одну компанию, а сразу в несколько с указанием основных требований к поставляемому оборудованию и возможностей по его освоению. Лизинговая компания может сразу же затребовать дополнительные сведения о потенциальном арендаторе.

Первоначальный отбор проектов осуществляется на основе формальных критериев, поэтому имеет смысл для лизинговой компании осуществить внедрение анкетного опроса для каждого из лизингополучателей и по результатам отследить наиболее приемлемые варианты59.

Одновременно с отбором потенциальных арендаторов лизинговый центр ведет базу данных по экспертизе конъюнктуры рынка товаров и услуг для региона. Поэтому представленный проект конкретного лизингополучателя тестируется на наличие определенного товара на рынке его сбыта, а также предоставления услуги. Потенциальному арендатору предоставляется перечень наиболее « дефицитных» товаров и услуг для региона в данный момент на случай неутверждения собственного проекта.

Изучение регионального рынка начинается задолго до приема заявок от лизингополучателей и заключается в заполнении анкеты, дающей рейтинговую оценку производства предполагаемого продукта или услуги и состоящей примерно из следующих вопросов:

58 Для предварительной экспертизы лизингового проекта можно предложить пакет PROPSPIN, созданный на основе электронных таблиц, но более ранних модификаций, типа Lotus 1-2-3 версии 2.01 под MS DOS, который предназначен для следующих процедур: формулирования инвестиционного проекта; исследования последствий изменений выбранных параметров; подготовки двух или более сценариев перспектив проекта. Указанный пакет программ представляет собой законченную финансовую характеристику проекта с учетом заданных ограничений. Пакет предназначен для быстрого просмотра различных вариантов развития ситуации с целью выявления тех из них, которые будут пригодны при дальнейшем рассмотрении. Пакет имеет ряд ограничений по числу ресурсов и по задаваемым значениям сроков инвестиций. Тем не менее на начальной стадии можно ограничиться общими вариантами, представленными программой PROPSPIN, предложив в качестве основных параметров пакет документов будущего лизингополучателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 Например, если лизинговая компания ориентирована на работу с малыми и частными предприятиями, то первичный отбор может проводиться по следующим категориям:

> принадлежность заявителя к субъектам малого предпринимательства. В этом случае лизинговая компания руководствуется действующим законодательством, содержащемся в справочниках информационного центра, что автоматически определяет круг предполагаемых клиентов. Одновременно определяются нормативные рамки будущего соглашения на случай, если лизинговая сделка состоится.

> форма собственности малого предприятия. Имеет смысл классифицировать предприятия по различным организационно-правовым формам; к частным можно отнести предприятия собственно частные или со смешанной формой собственности, в уставном капитале которых доля частного капитала составляет не менее 75%.

нет

нет

Рис. 6. Алгоритм оценки стоимости лизингового проекта с помощью компьютерной системы обработки данных.

1. Характеристика рынка. Каждый из вопросов предполагает несколько вариантов ответов в баллах по рейтингу, что предполагает дальнейшее их суммирование и выдачу конкретного решения по внедрению и адаптации данного продукта на рынке60;

2. Характеристика НИОКР и производства;

3. В законодательном плане необходимо провести строгое соответствие между внедряемым проектом и правомерностью этого внедрения, что отражается в вопросах юридического характера;

4. Непосредственными вопросами организации лизинговой сделки можно считать финансовые, от решения которых зависит дальнейшая организация сделки;

5. Если лизинговая компания потребует обеспечение гарантий от клиента, то на этапе предварительной экспертизы требуется оценить предполагаемые потенциальным лизингополучателем гарантии.

60 Анкета характеристики рынка может быть дополнена характеристикой продукта, также прошедшей предварительную рейтинговую оценку. Анкета должна включать исследования предполагаемого продукта с точки зрения научной организации его производства.

Предварительная экспертиза может быть проведена на основании полученных анкетных данных с помощью шкалы рейтинговых оценок по всем предлагаемым вопросам самой экспертной системой без привлечения специалистов-экспертов, хотя решение об инвестировании принимается специалистами лизингового центра. Результатом предварительной экспертизы можно считать интегрированный показатель эффективности предложения, на основе которого принимается решение об отклонении проекта или о продолжении его рассмотрения. Эффективность предварительного этапа заключается в том, что 80-90% предложений не проходят по основным параметрам и отклоняются.

Анализ и прогноз инвестиционных проектов, как правило, проводится лицами, имеющими базовые знания в области финансового анализа и владеющими методами оценки эффективности инвестиций, платежеспособности и ликвидности, а также проводят анализ чувствительности проекта по различным сценариям. По каждому из допущенных к рассмотрению проектов производится несколько вариантов расчетов с различными наборами входных данных, учитывающих оптимистический и пессимистический ход развития проекта.

Показатели эффективности инвестиционного проекта можно разделить на две основные группы:

❖ показатели эффективности производственной деятельности, а также текущего и перспективного финансового состояния предприятия, реализующего проект, источником данных для расчета которых служат баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2);

❖ показатели эффективности инвестиций, расчет которых производится на основе данных плана денежных потоков61.

61 Обе группы показателей могут быть рассчитаны с учетом всех параметров и характеристик предложенными выше программными продуктами, а именно: Project Expert 5. For Professional позволяет осуществлять оценку эффективности проектов длительностью от 1 месяца до 50 лет с возможностью помесячного прогноза инфляции. Программный продукт позволяет использовать до 10 тыс. товаров и услуг и неограниченный перечень видов ресурсов. Расчет осуществляется раздельно для внутреннего и внешнего рынков. В рамках программного продукта разрабатываются детальные инвестиционный, производственный и финансовый планы проекта, а также обеспечивается формирование стандартных отчетов, расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности и 30 финансовых коэффициентов. Анализ чувствительности проекта осуществляется по 13 параметрам. Реализация пакета в среде Microsoft Excel позволяет отразить не только расчетные операции с помощью электронных таблиц, но и построить по ним диаграммы с характеристиками основных параметров. Показатели диаграмм могут стать основой для построения трендовой модели развития на ближайшую перспективу.

Анализ отчетных форм потенциального лизингополучателя и расчет показателей эффективности на основе денежных потоков могут быть проведены Программным продуктом «Альт-Инвест». Здесь же рассчитывается система финансовых коэффициентов и формируется таблица показателей эффективности инвестиций, которая включает простой и дисконтированный сроки окупаемости, внутреннюю норму доходности, чистый дисконтированный доход. Результаты могут быть напечатаны на русском и английском языках. Среди зарубежных продуктов можно выделить пакет COMFAR, прошедший международную сертификацию. Задача предусматривает блок оценки экономической эффективности проекта. Система выдает большое количество графической информации, позволяющей получить без дополнительных затрат времени результаты расчетов для различных вариантов исходных данных (объема реализации, производственных издержек, инвестиционных затрат и процента за кредит). Пакет имеет ряд недостатков, что требует его модификации, если в этом возникнет необходимость, а именно: несоответствие налогового блока российским условиям налогообложения; принятый в системе годичный шаг расчета; жесткая заданность перечня исходных дан-

Экспертная оценка стоимости лизинга также предусматривает автоматизированный расчет основных данных (параметров) и создание посредством средств программирования компьютерной системы. Для лизингового центра это может быть подсистема с набором введенных основных данных, характеристик и требований к предполагаемому проекту как со стороны лизингодателя, так и со стороны лизингополучателя.

Себестоимость проекта обобщает технико-экономические и социальные количественные и качественные характеристики в стоимостной форме, а его цена устанавливается на текущий момент сторонами исходя, из условий использования материалов проекта. Количественные и качественные характеристики в краткой по объему информации позволяют принять решение и выработать рекомендации по установлению цены с позиций продавца и покупателя на основании информации банка данных.

Количественные характеристики проекта должны отвечать требованиям точности определения, краткости и однозначности формулировки. Поэтому количественная оценка стоимости отражает степень соответствия развитию составляющих элементов, технологичности, экономичности, социальным нормам и может быть определена уравнением:

С=+1 3'+1 Р'+? Д ■ ,

где N - количество комплектов материалов;

К - коэффициент, характеризующий моральное старение проекта (0,7<К<0,95);

0 - первоначальная стоимость проекта;

IЗ.

г' - затраты на комплект материалов;

1 р .

г - расходы на внедрение;

IД,

1 - прибыль, определенная по договору, учитывая изобретения, участие в определении уровня проекта, развитие науки и техники.

Количественная оценка С определяет величину максимальной прибыли. Качество - категория специальная, экономическая и социальная, поэтому его дифференцированные характеристики сведены в систему групп технико-экономических показателей, определяющих назначение, область применения и условия эксплуатации объекта. Формализовав все основные характеристики, как качественные, так и количественные, можно говорить об оценке стоимости проекта с помощью компьютерной системы, структурную схему которой мы предлагаем (рис. 6).

ных при ограниченности их количества; трудность учета инфляции; невозможность модификации пользователем формул («закрытость» архитектуры пакета).

Тем не менее можно рекомендовать внедрение данного пакета для построения вариантов расчета экономической эффективности с целью построения графической модели с набором различных характеристик, чтобы обозначить рамки реализации проекта на перспективу.

Схема алгоритма компьютерной системы позволяет анализировать формализованные характеристики, проводить их систематизацию и выдавать советы покупателю (арендатору), используя в алгоритме решения математическую модель, созданную на базе количественных и качественных характеристик проекта.

Алгоритм реализует информационно-советующую систему, имитирующую ход рассуждений покупателя-продавца с высокой степенью быстродействия. Такая система может быть локальной и применяться на начальной стадии организации лизингового проекта, либо может быть частью общей системы лизингового центра, отвечающей за расчетную часть при заключении договора лизинга. В любом случае просмотр характеристик и построение модели организации проекта являются основополагающим звеном при принятии решения о заключении сделки. Управление этим процессом с помощью компьютерных систем наиболее значимо и актуально для российской экономики.

_Литература_

1. Голованов В.О., Майков Г.П. Современные технологии автоматизации процессов принятия решений // Приборы и системы управления. 1998, №6.

2. Дохолян С.В., Гаджигишиев Х.Г. Методическое обеспечение экспертизы и отбора лизинговых проектов для промышленных предприятий // Региональные проблемы преобразования экономики. № 2, 2008.

3. Дохолян С.В., Гаджигишиев Х.Г. Экономико-правовые основы развития лизинговых отношений в промышленности // Вопросы структуризации экономики. Социально-экономический потенциал развития региона. №2, 2006.

4. Кузнецов С.Д. Основы современных баз данных // Центр информационных технологий, http://www.citforum.ru.

5. Кузнецов С.Д., Артемьев В.А. Обзор возможностей применения ведущих СУБД для построения хранилищ (Data Wasehouse) // Центр информационных технологий, http://www.citmgu.ru.

6. Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере.- М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2000.

7. Курс предпринимательства: Учебник / Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997.

8. Осипов А.С. Анализ влияния размера коэффициента ускорения амортизации на размер лизинговых платежей и себестоимость продукции (в расчетных таблицах и диаграммах) // М., 2000. http://www.citforum.ru.

9. Осипов А.С. Анализ экономической эффективности лизинга по сравнению с кредитом в зависимости от стоимости имущества (в расчетных таблицах и диаграммах) // М., 2000. http://www.citforum.ru .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.