УДК 336.64
Матыцина Н.П.
канд. эконом. наук, доцент ВУНЦ ВВС ВВА,
г. Воронеж, РФ Слаква С.В. курсант ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные направления развития информационных технологий в современных организациях, а также их влияние на оптимизацию бизнес-процессов.
Ключевые слова:
информационные технологии, персонал, экономический субъект, бизнес, управление.
Условия глобализации мирового рынка диктуют новые направления научно-технического развития, а также новые реалии в условиях трансформации экономических связей России приводят к необходимости создания эффективной системы управления в отечественных организациях. Важная роль в развитии способов результативного управленческого процесса лежит на автоматизации бизнес-процессов [4].
В настоящее время на сферу информационных технологий направлен большой фокус внимания государства. Согласно подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 определены цели до 2023 года, а именно:
- цифровизация главных направлений экономики и социальной сферы (здравоохранение, образования, государственное управление и т.д).;
- доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, - 95%;
- доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к Интернету, - 97%;
- финансирование в российские информационные технологии в четыре раза по сравнению с их размером в 2019 году.
В целях оперативного приспособления к активно меняющимся факторам внешней среды управленческие структуры организации преобразовывают технологии и модели управления, вводя в практическое применение актуальных новинок IT-решений. Отметим, что упор модернизации смещается с количественного материального внедрения IT-решений на информационные нематериальные усовершенствования управленческих процессов [1].
Такая тенденция влечет за собой то, что главным конкурентным преимуществом экономического субъекта, а также, фокусом модернизации управления, выступает обработка информации искусственным интеллектом. Стремительное технологическое развитие и растущее внимание к сфере IT в бизнес-процессах стали центром внимания научного сообщества в последние годы.
Рассмотрим наиболее популярную сферу применения IT-решений- управление персоналом. В настоящее время разработано программное обеспечение, позволяющее интегрировать работу персонала удаленно без ущерба достижения целей проекта. Так же информационные технологии дают возможность эффективного поиска сотрудников в соответствии с обозначенными критериями отбора. Для этих целей наиболее популярными выступают продукты Mirapolis Recruit (автоматизация подбора персонала), FriendWork Recruiter (автоматизация рекрутинга), Хантфлоу (автоматизация подбора персонала), Keepteam (онлайн-сервис для управления и подбора персонала). Такие программы позволяют не только
реализовывать подбор подходящих на вакансию сотрудников, но и передавать данные о выбранных кандидатах в иные ресурсы. Применение таких IT-продуктов увеличивает при этом время на решение иных рабочих вопросов [3].
Особое внимание следует уделить IT-продуктам, позволяющим организовать систему обучения сотрудников организации. Наиболее популярными решениями выступают следующие программы: Canvas, Adobe Captivate Prime, iSpring Suite, Moodle, myQuiz и др. Многие похожие программы располагают бесплатный доступ. Это поможет оптимизировать бюджет экономического субъекта при этом выполнив задачи обучения персонала и повышение их квалификации.
Особенно актуальными становятся IT-решения дающие фокус на игровые формы обучающих программ. Эта особенность внедрена в таких программах как Code Combat, Code studio, Code Avengers и т.п. Перечисленные программы дают возможность обучения языкам программирования в игровом формате [3].
Особый акцент сделаем на IT-решениях, позволяющих оптимизировать процессы бухгалтерского учета, финансового планирования и анализа. На Российском рынке наиболее востребованными системами являются 1С, Галактика, SAP, Парус и др. ERP-система 1С занимает лидирующие позиции среди средних и маленьких экономических субъектов, т.к. она является более гибкой и адаптивной. Кроме того, она имеет умеренную стоимость, позволяет полностью учитывать национальные особенности учета, обладает широким функционалом и развитой системой франчайзинга, которая приводит к наличию большого количества специалистов (1С-программистов) в любом регионе. Для крупных компаний наиболее актуальным является SAP ERP, стоимость которого выше иных продуктов, но данная система позволяет учесть все структурные особенности больших компаний.
Важно отметить, что решение о выборе системы ERP должно основываться на результатах тщательного анализа всех аспектов деятельности, текущих и перспективных состояний предприятия, поскольку существует широкий спектр конфигураций программы, позволяющих автоматизировать отрасль, деятельность, масштабы, приоритеты и технологии, а также оценить основные стратегические требования предприятия и определить, какая из систем является наилучшим применением [4].
Внедрение современных IT в сферу управления предприятием может обеспечить:
- экономию материальных, финансовых, трудовых, временных ресурсов;
- ускорение процессов оформления документации и документооборота;
- высвобождение времени для решения стратегических вопросов, непосредственно связанных с достижением цели деятельности предприятия;
- содействие обмену информацией и разработке проектов;
- лучшее планирование и применение общей стратегии компании, а также стратегий маркетинга, финансов, HR;
- продвижение бренда предприятия, улучшение процесса взаимоотношений с ключевыми стейкхолдерами;
- контроль над расходами, уровнем и сроками погашения дебиторской и кредиторской задолженностей;
- использование обширного количества аналитических инструментов, не требующих существенных усилий для составления отчетов и аналитики;
- возможность интеграции большого количества компьютерных программ;
-повышение эффективности удаленной работы; др.
В целом, подытоживая проведенный выше обзор доступных организациям IT-решений, можно сделать вывод, что в настоящее время разработана огромная масса различного рода программного и прикладного обеспечения в сфере профессиональной деятельности менеджеров и их саморазвития. При этом большинство из них имеют бесплатные версии либо умеренную стоимость. Обоснованно можно утверждать, что внедрение современных ИТ является ключевым фактором управления инновационным развитием предприятий и альтернативы ему нет.
Список использованной литературы:
1. Карленко М.А. Цифровая трансформация управленческого учета. М.А. Карленко // Вестник Академии знаний. 2021. № 2. - научная статья.
2. Луценко А.И. Современные аспекты управления бизнес-процессами предприятия. А.И. Луценко// Colloquium-journal. 2021. № 3. - научная статья.
3. Одинцова М.А. Возможности систем класса ERP для стратегического управления предприятием// Политика, экономика и инновации. 2020. №1. - научная статья.
4. Сизова О.В. Повышение эффективности управления промышленным предприятием в условиях цифровизации Российской экономики О.В. Сизова// Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 14. - научная статья.
5. Шитова Т.Ф. ERP-система - эффективны йинструмент развития цифровой экономики Т.Ф. Шитова // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 5. - научная статья.
© Матыцина Н.П., Слаква С.В., 2023
УДК 339.9.
Матыцина Н.П.
к.э.н., доцент ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Иванов И.А.
Курсант ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДЧИНЁННЫХ И РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы взаимодействия подчинённых и руководителя, а также выделены направления разрешения различных типов конфликтных ситуаций.
Ключевые слова Подчинение, конфликт, проблема, решение, потребности.
В современных условиях большое значение имеет вопрос взаимодействия между подчинёнными и руководителями. Статистические исследования показывают, 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства. Эффективным руководителям следует изыскивать направления разрешения различных типов конфликтов.
Согласно результатом этого исследования тремя главными признаками жёсткого поведения были: обесценивание работы, пренебрежение и высокомерие, надменные разговоры, а так же неуважение. Большое количество людей, которые поделились своими историями, уволились из-за того, что не смогли смириться с тем, что происходит на рабочем месте. Эта проблема не должна оставаться в тени. Несоответствующие дисциплинарные правила приводят не только к психологическим травмам сотрудников, но и к разрушению организаций и предприятий[1]. Основываясь на данных статистического анализа следует выделить следующие направления снижения вероятности конфликтов между руководителем и подчинённым:
-расширение круга интересов вне работы. Команды должны объединиться, поэтому стоит организовывать мероприятия, которые поднимают коллективный дух;