Из таблицы 1 видно, что учебная нагрузка по разным направлениям распределилась в границах от 3 з.е. (108 ч.) до 6 з.е (216 часов.)
Такое положение с учебной нагрузкой, по мнению автора, вызвано рядом причин: спецификой направления, целесообразностью учебного процесса, практической необходимостью и т.д. Вполне определённо можно сказать, что подобную ситуацию можно встретить во многих вузах.
Чтобы ответить на вопрос об оптимальности и эффективности нагрузки, в качестве примера рассмотрим структуру оглавления ведущего учебника по информатике для высших учебных заведений под редакцией С.В. Симоновича [14] на соответствие содержательных линий.
Как видно из таблицы 2, структура анализируемого учебника охватывает все содержательные линии и аспекты информатики, подобная картина наблюдается и при анализе других учебников для вузов следующих авторов: А.В. Могилева [15], Н.В. Макаровой [1б], В.В. Трофимова [17], В.А. Острейковского [18], А.С. Грошева [19] и др.
Таким образом, сравнительный анализ литературы даёт яркое представления о том, что содержание современного курса информатики охватывает весьма широкую область деятельности, которую необходимо освоить в рамках учебного процесса.
При таких сложившихся обстоятельства становится очевидным, что учебная нагрузка по информатике в 3 зачётные единицы, а это в основном 17 часов на лекции и 34 часа на лабораторно-практические занятия (108 часов, в том числе и самостоятельная работа), является не вполне достаточной, поскольку
преподаватель при подготовке будущего специалиста, наделенного эффективно сформированными компетенциями в области ИКТ, сталкивается с набором сложных проблем, таких как оптимизация учебного материала, исключение ряда тем из курса изучения, применение неадаптированных методов обучения. Все это может сказаться на качестве подготовки студента.
Поэтому, по мнению автора, следует уделить особое внимание данному вопросу, а именно: пересмотреть по мере возможности учебную нагрузку по дисциплине «Информатика» у тех направлений подготовки, где обнаруживается не вполне достаточное количество зачётных единиц, расширить межпредметную связь информационных дисциплин, усилить значение фундаментальных основ информатики в учебном процессе как фактора становления будущего высококвалифицированного специалиста в определённой сфере и как средства формирования полноценного, грамотного гражданина в информационном обществе.
Учитывая вышеизложенное, можно с полной уверенностью сказать, что информатика как учебная дисциплина представляет собой уникальное явление в образовательной среде (и не только) по сравнению с другими дисциплинами, поскольку за короткий срок своего существования претерпела столь значительные изменения в содержании, структуре и значении как ни одна другая. Безусловно, это вызвано с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности и нам как свидетелям и участникам набирающих обороты информационных процессов предстоит ещё не раз переоценить значение и влияние информатики на формирование общества новой формации.
Библиографический список
1. Атлас новых профессий. Available at: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf
2. Steinbuch K. Informatik: Automatische Informationsverarbeitung. SEG-Nachrichten (Technische Mitteilungen der Standard Elektrik Gruppe). Berlin. 1957; № 4: 171.
3. Dreyfus Ph. L'informatique. Gestion. 1962; № 5: 240 - 241.
4. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский РС. Основы научной информации. Москва: Наука, 1965.
5. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский РС. Основы информатики. Москва: Наука, 1968.
6. Черный Ю.Ю. Полисемия в науке: когда она вредна? (на примере информатики). Открытое образование. 2010; № 6: 1 - 9.
7. Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука. Информатика и образование. 2007; № 6: 46 - 55.
8. Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/17/1214868235/22post0.pdf
9. Архипов О.Г. Состояние и перспективы базовой компьютерной подготовки в инженерном образовании. Открытое образование. 2016; Т. 20; № 6: 27 - 33.
10. Минский курьер. Вторая грамотность Available at: http://mk.by/2018/03/13/178070/
11. Правительство Российской Федерации. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB7 9I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
12. Колин К.К. Эволюция информатики. Информационные технологии. 2005; № 1: 2 - 16.
13. Колин К.К. Информатика как наука: история и перспективы развития. Открытое образование. 2011; № 6: 77 - 88.
14. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. Санкт-Петербург: Питер, 2011.
15. Могилев А.В. Информатика: учебник для студентов учреждений высшего пед. образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2016.
16. Макарова Н.В., Волкова В.Б. Информатика: Учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.
17. Информатика: учебник. Под ред. В.В. Трофимова. Москва: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
18. Острейковский В.А. Информатика. Теория и практика: Учебное пособие Москва: Издательство Оникс, 2008.
19. Грошев А.С. Информатика. Учебник для вузов. Архангельск, 2010.
References
1. Atlas novyh professij. Available at: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf
2. Steinbuch K. Informatik: Automatische Informationsverarbeitung. SEG-Nachrichten (Technische Mitteilungen der Standard Elektrik Gruppe). Berlin. 1957; № 4: 171.
3. Dreyfus Ph. L'informatique. Gestion. 1962; № 5: 240 - 241.
4. Mihajlov A.I., Chernyj A.I., Gilyarevskij R.S. Osnovy nauchnojinformacii. Moskva: Nauka, 1965.
5. Mihajlov A.I., Chernyj A.I., Gilyarevskij R.S. Osnovy informatiki. Moskva: Nauka, 1968.
6. Chernyj Yu.Yu. Polisemiya v nauke: kogda ona vredna? (na primere informatiki). Otkrytoe obrazovanie. 2010; № 6: 1 - 9.
7. Kolin K.K. Informatika kak fundamental'naya nauka. Informatika i obrazovanie. 2007; № 6: 46 - 55.
8. Federal'nyj obrazovatel'nyjportal. 'Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/17/1214868235/22post0.pdf
9. Arhipov O.G. Sostoyanie i perspektivy bazovoj komp'yuternoj podgotovki v inzhenernom obrazovanii. Otkrytoe obrazovanie. 2016; T. 20; № 6: 27 - 33.
10. Minskij kur'er. Vtoraya gramotnost' Available at: http://mk.by/2018/03/13/178070/
11. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. Programma «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii» Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4 bvR7M0.pdf
12. Kolin K.K. 'Evolyuciya informatiki. Informacionnye tehnologii. 2005; № 1: 2 - 16.
13. Kolin K.K. Informatika kak nauka: istoriya i perspektivy razvitiya. Otkrytoe obrazovanie. 2011; № 6: 77 - 88.
14. Simonovich S.V. Informatika. Bazovyj kurs: Uchebnik dlya vuzov. 3-e izd. Standart tret'ego pokoleniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
15. Mogilev A.V. Informatika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego ped. obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2016.
16. Makarova N.V., Volkova V.B. Informatika: Uchebnik dlya vuzov. - Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
17. Informatika: uchebnik. Pod red. V.V. Trofimova. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt; ID Yurajt, 2011.
18. Ostrejkovskij V.A. Informatika. Teoriya i praktika: Uchebnoe posobie Moskva: Izdatel'stvo Oniks, 2008.
19. Groshev A.S. Informatika. Uchebnik dlya vuzov. Arhangel'sk, 2010.
Статья поступила в редакцию 07.08.19
УДК 371.315:004.9
Cheremisina M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION. The article considers theoretical and practical substantiation of a problem of the use of information technologies in education. Society has long been on the verge of a technological breakthrough. With each passing day, information technology occupies an increasing part in the life of society. At the moment there is no institution, enterprise, and organization that would not use information technology. The sphere of education, which has used them in the learning process for a long time, is not an exception. These technologies help to apply a wider range of teaching methods and forms. The author concludes that although information technology is one of the most modern ways to intensify and optimize the learning process, for the implementation of cognitive and educational tasks the computer is not used in full and offers the developed software "SodLec" for teaching students the basics of programming and it - industry in primary school.
Key words: education system, new technologies, information technologies, software.
М.И. Черемисина, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлено теоретическое и практическое обоснование проблемы использования информационных технологий в образовании. Общество уже давно стоит на пороге технологического прорыва. С каждым днем информационные технологии занимают все большую часть в жизни общества. На данный момент нет ни одного учреждения, предприятия, а также организации, которая бы не использовала информационные технологии. Исключением не стала и сфера образования, которая уже давно использует их в процессах обучения. Данные технологии помогают применять более широкий спектр методов и форм обучения. Автор делает вывод о том, что хотя информационные технологии являются одним из самых современных путей интенсификации и оптимизации процесса обучения, для осуществления познавательных и учебных задач компьютер применяется не в полном объеме, и предлагает разработанное программное обеспечение «SodLec» для обучения учеников азам программирования и it-индустрии уже в начальной школе.
Ключевые слова: система образования, новые технологии, информационные технологии, программное обеспечение.
Нынешнюю ситуацию культуры в обществе России можно описать как переходную. У данной ситуации есть минусы - нестабильность, малый уровень жизни значительной части населения, региональные конфликты, безработица, малое государственное финансирование области культуры и образования и т.д., однако есть также и плюсы, к примеру, увеличение возможностей для частных инициатив, образовательных, а также культурных контактов, внедрения новшеств в технике, многообразие в мнениях и свободное информационное распространение [1]. В данных условиях в обществе имеется потребность в понимании ситуации и установлении стратегического курса формирования социума России [2], [3], каковой находится под сильным воздействием на него компьютерных технологий. Информационные технологии охватывают все области человеческой жизни, способствуют распространению потоков информации в обществе, создавая информационное пространство. Они начинают получать все наиболее значительное распространение в нынешнем мире в виду того, что обществу необходимо приобрести и осмыслить информацию.
Наша жизнь во всех его аспектах в современном мире неотрывно связана с информационными технологиями, компьютером и телефоном. Постоянное развитие и широкое внедрение информационных технологий значительно меняют жизнь современного человека. Использование информационных технологий должно занимать одно из важнейших мест в образовании детей.
ИКТ призваны быть обязательной частью совокупного образовательного процесса, значительно увеличивая его эффективность. Как выделяют многие исследователи, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться, невзирая на условия. Но, как считают многие из них, дети знают данные технологии, в первую очередь, в связи с компьютерными программами и применяют данную технику для развлечений. Отсюда познавательные и образовательные мотивы работы с компьютером стоят приблизительно на двадцатом месте. То есть для осуществления познавательных и учебных задач компьютер применяется не в полном объеме.
Одной из возможных причин этого является то, что компьютерные технологии в школе не обладают достойным применением. Большинство учителей и преподавателей незнакомы с новыми компьютерными технологиями и не обладают представлением о способах их применения в обучении, не понимая в полной мере их значимости. Уроки в школе с использованием компьютера в ряде случаев проводят учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, каковые нужно соблюдать при применении компьютерных технологий в процессе обучения определенным предметам. Проблема обширного использования компьютерных технологий в образовательной сфере за последнее время вызывает значительный интерес в педагогике и отечественной науке.
Информационные технологии принято делить на два вида:
- аналоговые, которые основываются на представлении информации как какой-либо физической величины, к примеру, электрического тока;
- цифровые, которые основываются на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно в двоичной системе счисления), значение каковых отображают содержание информации.
Главные педагогические цели ИКТ на занятиях заключаются в развитии личности обучающегося, которое включает в себя формирование творческого, конструктивно-поискового мышления, формирование коммуникативных способностей; развитие умения принимать неординарные решения в трудных ролевых ситуациях; совершенствование навыков исследовательской деятельности [2].
К примеру, осуществление информационных технологий в нынешней системе образования устанавливается значительным спектром формирования личности человека (интеллект, эмоции, мировоззрение, критическое и творческое мышление и т.п.). Вопросы формирующего потенциала ИКТ каждый день все более сильно привлекают внимание российских психологов, а также педагогов, которые работают над «электронной педагогикой», в виду того, что они считают, что ИКТ помогают развивать много возможностей в обучении [2].
К примеру, возможность применять видео-, аудио- и графические фрагменты, а также осуществление принципа наглядности дает возможность объединить в необходимых позициях различные ее типы. Данные возможности позволяют развивать у учеников креативное мышление, а также дают доступ свободного характера к информационным ресурсам в мировом масштабе, помогают улучшать моральные, волевые, а также интеллектуальные качества. Перспективное
и новое направление в педагогике основывается на данном принципе и требует к себе должного внимания, каковое выступает за анализ закономерностей коммуникации массового типа. Главная задача данного образования - реализовать у нового поколения навыки к жизни в нынешних информационных условиях, а также помочь им воспринимать разнообразную информацию, обучить человека осознавать информацию, понимать, и все это с основой на невербальных коммуникационных формах и применении современных технических средств. Данное образование называется «медиаобразование». Оно очень тесно зависит от художественного воспитания, а также многих отраслей знания гуманитарного типа (культурология, история, искусствоведение, психология и др.), отвечает требованиям нынешней педагогики в формировании личности, помогает увеличить спектр методов и форм реализации занятий с учениками [1], [4].
Очень важно выделить и то, что формы обучения дистанционного плана в условиях нынешнего общества имеют значимую роль для учеников школ, которые находятся в селах, нежели для таких же учеников в центрах административного типа. Сама идея применения компьютеров в школах, а также ВУЗах очень хороша, так как порой они помогают частично заменить учителя в совокупном обучении. Если брать школы, то они могут быть хорошим подспорьем в начальных классах или как компенсация того, что преподаватель (учитель) не так подготовлен в профессиональном плане [3], [5].
Также, при помощи информационных технологий можно от строгой учебной деятельности, которая проходит как учебный воспитательный процесс, перейти к развивающему, игровому и коллективному обучению. Другим плюсом является то, что при использовании ИКТ в обучении имеется возможность применить индивидуальный подход для того, чтобы развить таланты и способности каждого студента в отдельности [3].
Сейчас в мире, к счастью, активно создаются различные новые технологии, новые программы. Это и нейросети, позволяющие, допустим, найти своего двойника. Это и различные var-технологии, позволяющие получить 3D-визуализацию объектов. Программное обеспечение, ориентированное на помощь в обучении, например, клавиатурный тренажер «Стамина», и таких примеров сотни. Программы, позволяющие взаимодействовать с устройством посредством речи («JAWS», «Siri», «Алиса»). Технические устройства, связанные с тактильными дисплеями, планшетами которые приходят на замену книжному писанию шрифта брайля [4].
Это далеко не весь список программ и технических средств, существующих в современном мире, и что самое хорошее, этот список пополняется ежегодно. Ведь каждый год информационные технологии совершенствуются и появляются новые, доселе казавшиеся лишь фантастикой.
Хочу добавить, что одним из самых важных применений ИКТ в образовании - это использование их в начальной школе. Я считаю, что именно здесь данные технологии помогут усовершенствовать процесс образования. Программа этого обучения может быть очень проста: реализовывать обучение, используя информационные технологии в обучающем и в то же время развлекательном плане.
Поэтому в рамках данной статьи было разработано программное обеспечение «SodLec» для обучения учеников азам программирования и it-индустрии. Программное обеспечение ориентировано на учеников 1 - 4 классов. Оно было создано под Microsoft Windows при помощи среды программирования Delphi 10.1.1 [6], [7].
Цель программы заключается в привитии азов программирования, уже начиная с начальных классов. Когда ученик осознает, что поставленные задачи можно решать, разбивая их на мелкие, простые команды, в чем и заключается суть программирования; когда он осознает, что все команды, выполняемые человеком, можно заменить машинным кодом; когда он осознает, что ПК не есть что-то сложное и программирование довольно-таки увлекательный процесс, мы получим ученика, хоть немного понимающего it-индустрию и школьный предмет «Информатика».
Функционал. Главной задачей приложения является знакомство с базовыми командами программирования. Интерфейс программы (см. рис.1) достаточно прост и состоит из 3 блоков:
- Основная часть - лабиринт, здесь дается наглядное представление, где сейчас находится персонаж (Алекс), где находятся входы, выходы (они обозначены стрелками) и какие клетки собственно находятся в лабиринте (белые клетки -свободные, по ним мы и движемся, 1 клетка - 1 шаг черные клетки - стена);
Рис.1.Интерфейс-программы
- Текстовая часть - дается инструкция для прохождения уровня, что надо сделать и как мы можем это сделать;
- Кодовая часть-здесь учитывается количествошагов.Записывается программный код для прохождения уровня.
-а 1 ззукнезадечаыэешаетсавзипвсощи стреловыавиатурв!. Как-е нажатие одной из стрелок клавиатуры - это 1 шаг количество суммируется в кодовой части. После того как учащийся дойдет до выхода, и если количество его шаыоече соответствует фатч а йшамв пузи(осшвидто,натес. 1 фаыча йшийпуыь равен 9), то в текстовой части будет выведен совет, что это не самый короткий еыь.Нвеевеотшне это, онаожеенеуейтв нс соедуюзий ^р^а^^зз.^^ сыедуе-щем уровне учащемуся недостаточно просто нажимать стрелки на клавиатуре, ^Н^ое^оытаыя по нежавзю бсвтои замы^^ттсшве^и вооаво,юыево,выере, вниз, т.е. чтобы сдвинуться на клетку вправо, учащийся должен написать: вправо ОВ-К1 -это мг^ыч^с^^окпо^оь^^шоззадачи с-ороснн пщзомощс ьоыант выглядит так: «вправо (3) вверх (1) вправо (2) вниз (2) вправо (1). Количество шагов: 9».
-а сюед.ыщие.ровиьх ыомоыды еамензювсвонгли^^вимт^г^ези, добавляются различные условия, выводы текста. Сначала, конечно, при вводе новой коменвзуаезся уувскооеычнаяверсия.чаырзмерзы взд тщ^т^в- «тезсч»,зоыле
успешного прохождения уровня, команда заменяется на «write». После обучения мы придем к тому, что учащиеся овладеют базовыми командами программирования еще до начала обучения информатике, будут знать, как и где они применяются и их переводы. Учащиеся обучатся тому что задачу можно разделить на более мелкие действия (алгоритмы) и при помощи этих действий приходить к решению системы в целом.
Функционал программы не ограничен и может расширяться. В дальнейшем можно добавить различные уровни для обучения и другие аспекты информатики [8]; вести обучение по системам счисления, т.к. именно этот пункт составляет основу знаний по предмету а также другие темы; начать обучение с различными var-технологиями, ведь именно эти технологии являются в наше время наиболее интригующими.
Таким образом, значение ИКТ в образовании очень велико, причем она не ограничивается только начальной школой. Применение данных технологий будет весьма результативным в ВУЗах и других образовательных учреждениях. Уже сегодня они нашли свое применение в данных учреждениях как средства для контроля знаний и формирования, моделирования объектов и т.д. И с каждым днем их роль становится все более и более значимой.
Библиографическийсписок
1. ФедотоваЕ.Л. Информационныетехнологиивнаукеиобразовании:Учебноепособие. Москва:ИД ФОРУМ, НИЦИНФРА-М, 2013.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.
3. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. Материалы конф. «Школа и компьютер». Москва, 2004.
4. Shirai Y. ТрехмерноеКомпьютерноеЗрение,1987.
5. Абдуллаев С.Г Оценка эффективности системы дистанционного обучения. Телекоммуникации и информатизация образования. 2007; № 3: 85 - 92.
6. Васильев А.Е. Микроконтроллеры. Разработкавстраиваемыхприложений. Санкт-Петербург:ВНУ, 2008.
7. Шумаков П.В. Delphi 10 и разработка приложений баз данных; Нолидж. Москва, 2018.
8. Методика обучения информатике. Учебное пособие. Москва: Лань, 2016.
References
1. Fedotova E.L. Informacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii: Uchebnoe posobie. Moskva: ID FORUM, NIC INFRA-M, 2013.
2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.
3. Goc N.A. Primenenie informacionnyh tehnologij na urokah. Materialy konf. «Shkola i komp'yuter». Moskva, 2004.
4. Shirai Y. Trehmernoe Komp'yuternoe Zrenie, 1987.
5. Abdullaev S.G. Ocenka 'effektivnosti sistemy distancionnogo obucheniya. Telekommunikacii i informatizaciya obrazovaniya. 2007; № 3: 85 - 92.
6. Vasil'ev A.E. Mikrokontrollery. Razrabotka vstraivaemyh prilozhenij. Sankt-Peterburg: BHV, 2008.
7. Shumakov P.V. Delphi 10 irazrabotka prilozhenij baz dannyh; Nolidzh. Moskva, 2018.
8. Metodika obucheniya informatike. Uchebnoe posobie. Moskva: Lan', 2016.
Статья поступила в редакцию 07.08.19