Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в изучении культурного наследия России'

Использование информационных технологий в изучении культурного наследия России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в изучении культурного наследия России»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В. Н. Балканова

Лицей-интернат, п. Ургакш, Республика Марий Эл

Использование информационных технологий

В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Авторская программа «Русская культура XVIII века» реализуется в учебном процессе лицея с 1997 года. В ней представлены материалы кандидатской диссертации: «Из истории технической мысли и прикладной науки в России первой половины XVIII века (А. К. Нартов)» (научный руководитель — доктор исторических наук, профессор А. Г. Иванов). Новизна разработки заключается в том, что в ней впервые комплексно представлена русская культура XVIII века на основе новейших достижений современной науки. В реализации программы значительное место уделяется работе учащихся над презентациями, проектной деятельности и использованию образовательных ресурсов Интернета. Работа учащихся над презентациями в программе Power Point развивает их логическое мышление, они приобретают опыт публичных выступлений. Марийским телевидением в рубрике: «Телекласс — для Вас» снят урок «Развитие русского искусства. Архитектура» (10 класс). На заключительном этапе урока использованы презентации учащихся, которые позволили усилить познавательные мотивы обучения. С их помощью учащиеся определяли, в каком архитектурном стиле выполнены здания. В данном случае компьютер моделирует ситуации, опыт, который нельзя показать в натуре, иллюстрирует ту или иную закономерность. На открытом уроке «Нартов в Петербурге» в 10 «В» классе для завучей и директоров школ Советского района учащиеся совершили заочное путешествие в Эрмитаж, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российскую Национальную Библиотеку. Стержнем урока явилась компьютерная презентация с сюжетами о сохранившемся культурном наследии А. К. Нартова. В конце урока по предложенным сюжетам учащиеся определяли, в каком музее, архиве, библиотеке они находятся. Использование ИКТ позволило повысить эффективность усвоения нового материала. В рамках программы «Эффективное использование современных образовательных технологий» автор статьи провела внеклассное мероприятие «Преобразования Петра I в области культуры» (4 класс) с использованием компьютерной презентации для педагогов района и республики. При создании презентаций у учащихся формируются навыки: 1. Критическое осмысление информации. 2. Выделение главного в информационном сообщении. 3. Систематизация и обобщение материала. 4. Грамотное представление информации. Работа над презентацией, ее публичное представление дают дополнительную мотивацию к изучению истории. Проектная деятельность — важная часть программы. Учащиеся лицея участвовали во всероссийском конкурсе письменных работ по гуманитарным дисциплинам, проводимым оргкомитетом — социологический клуб «Город» совместно с социологическим факультетом Московского университета для учащихся 9-11 классов. Ученица 10 класса Дмитриева Валерия в рамках межрегионального историко-просветительского конкурса творческих работ школьников «Служение Отечеству: события и имена» представила реферат на тему «Рукописная книга А. К. Нартова «Театрум махинарум — шедевр русской технической мысли». Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения, осваиваются основные элементы технологических цепочек. Информационные технологии используются практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация. Интернет — необходимое звено в реализации программы. Мы используем образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов, монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов. Результаты работы по программе публикуются в научных сборниках различного уровня и представляются на научно-практических конференциях. Автор имеет более 20 научных публикаций. Телекоммуникационные

возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения. Лицей является членом гимназического союза России. При поддержке фонда образования (г. Санкт-Петербург) проведена видеоконференцсвязь с шестью учебными заведениями России. Организатор видеоконференцсвязи Л. А. Зуева и ее участники дали высокую оценку научно-исследовательской и педагогической деятельности. Было предложено проводить дистанционные уроки по авторской программе через ВКС для учителей истории России.

Список использованных источников

1. БалкановаВ. Н. Русская культура 18 века. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008. — 68 с.

2. Балканова В. Н. Из истории технической мысли и прикладной науки России первой половины 18 века (А. К. Нартов): дис. ... канд. ист. наук. — Чебоксары, 2004.

О. В. Глазунова, С. В. Иванова

Лицей № 11 им. Т. И. Александровой, г. Йошкар-Ола Учимся с іічтеь — учимся по-новому

В XXI веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель. Ученик «нового поколения» — деятельный и активный, любознательный, мыслящий член общества, проявляющий исследовательский интерес, открытый внешнему миру, умеющий самостоятельно учиться, владеющий навыками самоорганизации и коммуникации. Таков «портрет» школьника, который уже начал учиться по новым ФГОС. Для его обучения учитель использует различные технологии обучения, в том числе рефлексивные, в сегодняшнем мире как никогда актуальны технологии совместной работы учеников. Сегодня ученики имеют доступ к различным источникам информации, кроме этого, в основе обучения лежат межпредметные связи, взаимодействие с окружающим миром и реальной жизнью. Целью учеников является поиск возможно правильных ответов, а учитель является проводником и наблюдателем; он создает возможность для учеников применить полученные навыки для построения нового знания. Ученики заранее знают, как будет оцениваться их труд и имеют множество возможностей для самооценки.

Программа «Учимся с ШТЕЬ» объединяет

элементы традиционного обучения, в центре которого стоит учитель, с элементами подхода XXI века, в центре которого находится ученик. И хотя между этими подходами существуют различия, важно заметить, что методы XXI века могут обогатить традиционные методики обучения. Образовательная программа ГЫТЕЬ помогает учителю глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке к урокам, но и учителям начальных классов.

В 2010-2011 учебном году в нашей республике в программу «Учимся с ГЫТЕЬ» активно влились учителя начальных классов, которые уже начали реализацию новых ФГОС. Сегодня выпускник начальной ступени обучения должен хорошо владеть ИКТ. Работая по программе «Учимся с ГЫТЕЬ», учитель начальных классов получает возможность постепенно приобщить школьников к компьютеру — современному инструменту работы с информацией.

В своей работе на различных уроках учитель начальных классов с успехом может использовать различные методические приемы, предлагаемые технологией ШТЕЬ. Так, в начале 1 класса у ребят проходит период адаптации к школе, у каждого он индивидуален. В течение этого периода мы играли в игры на знакомство друг с другом и сплочение класса. Например, мы очень активно использовали игры: «С кем я?», «Атом», «Что изменилось?, «Зеркальное отражение» и другие. При решении учебных проблем мы используем приемы технологии критического мышления, например, «Мозговой штурм»: в течение 3-5 минут нужно было найти ответы на вопросы. Активно используются возможности парной и групповой работы. Умение младшего школьника при обсуждении быть не критиком, а «требовательным другом», позволяет включать активные интерактивные технологии в проведение уроков по различным предметам. Этому мы учимся с 1 класса: в обсуждении высказывание ученика всегда начинается с положительных моментов и, если возможно, этим же заканчиваем. Также учимся задавать правильные, не обидные вопросы, например, а не хотел бы ты..., может лучше было бы... и т. д. Но, в свою очередь, учимся отстаивать, защищать свою работу, доказывать, почему сделано именно так, а не иначе.

С введением новых образовательных стандартов, изменились требования к результату образования: кроме знаний по предмету, ученики должны овладеть и метапредметными действиями, а именно: регулятивными, познавательными, коммуникативными. Одним из таких умений является умение планировать свои действия. И уже с 1 класса мы учимся составлять план своих действий, алгоритмы или шаги, работаем при помощи пошаговых инструкций. Например, в русском языке, еще с уроков письма, мы выполняем 6 шагов списывания предложения или текста. Не так давно добавилась пошаговая инструкция, как записать свои мысли. Кроме этого, мы учимся планировать работу на уроке. Чаще всего это урок математики. Записываем план заданий на доске,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.